Коллективный способ обучения как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников
статья (3 класс)

В статье рассказывается об опыте использования такого активного метода обучения, как коллективные способы обучения. Данный метод направлен на  активизацию познавательной деятельности обучающихся на уроке, на формирование у них учебной самостоятельности через организацию работы в парах сменного состава в малых группах. При взаимодействии со сверстниками у детей практикуются "взрослые" функции  контроля и  оценки, они вместе учатся координировать замыслы и планы, то есть развивают свою самостоятельность.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chepkasova_e.v._kollektivnye_sposoby_obucheniya.docx64.96 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективный способ обучения как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

Чепкасова Е.В.,

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

        Л.Н. Толстой сказал, что «знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Тогда возникает вопрос:  как, с помощью чего, формировать у детей навыки самостоятельной работы, и при этом пробудить интерес к изучаемому предмету, повысить уровень активности, а еще и  обеспечить прочность знаний? Как организовать деятельность учащихся на уроке, чтобы каждый был  внимательным, активным, успешным и самостоятельным?

         Давно известно, что внимание, связанное с интересом, бывает длительным и глубоким, так как интересное запоминается легко, быстро и прочно. Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого, развиты  воля, произвольное внимание и запоминание, необходимые для того, чтобы учиться, если учение само по себе не захватывает его.

          Более того, ребенок  не так усидчив и работоспособен, как требует от него школа. Рано или поздно наступает момент, когда он перестает следить за происходящим на уроке и погружается в дремоту с открытыми глазами (охранительное торможение) или начинает вертеться за партой, отвлекаться, тормошить соседа (охранительное возбуждение).

       Что делает в таком случае грамотный учитель? Он начинает  использовать  активные методы и способы  обучения, которые способствуют не только росту познавательной активности, но и формируют навыки самостоятельной работы.

            Поэтому я хочу вас познакомить с такой технологией, которая решает все проблемы обучения, перечисленные выше.  Это коллективный способ обучения – КСО.

         Технология предполагает организацию сотрудничества учащихся в парах постоянного и сменного состава. По мнению Виталия Кузьмича Дьяченко, одного из авторов этой технологии, именно общение и сотрудничество с равными, «равнонесовершенными» – это мощный фактор психического развития, воздействующий на процесс становления самостоятельности качественно иначе, нежели взаимодействие со  взрослым, с «совершенным».  

        Он считал,  что отдельную и  немаловажную роль в развитии детской самостоятельности играют именно детские взаимоотношения, взаимоотношения ровесников. Так как возможность практиковать «взрослые» функции контроля и оценки, согласовывать замыслы и координировать планы – развивать свою самостоятельность – ребенок обретает во взаимодействии со сверстниками.

             Поэтому я советую в учебную деятельность  своих учеников включать диалоговое общение, то есть принятие ими ролей учителя, собеседника, консультанта, а это  достигается средствами  коллективных способов обучения (в данном случае – в парах сменного состава).          

            Дидактические преимущества КСО показаны в работах В.К.Дьяченко и его последователей. Важность и полезность сочетательного диалога как одного из видов организации учебной деятельности  я вижу в том, что:

- возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

-растут познавательная активность и творческая самостоятельность детей;

-меньше времени тратится на формирование знаний и умений;

- снижаются дисциплинарные трудности, обусловленные дефектами учебной мотивации;

-ученики получают большее удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;

-меняется характер взаимоотношений между учениками;

- возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга и самих себя, при этом само- и взаимоуважение растут одновременно с критичностью, способностью адекватно оценивать свои и чужие возможности;

-ученики приобретают важнейшие социальные навыки: такт, ответственность, умение строить свое поведение с учетом позиции других людей, гуманистические мотивы общения;

-учитель получает возможность индивидуализировать обучение, учитывая при делении на группы взаимные симпатии детей, их уровень подготовки, темп работы;

-«воспитательная» работа учителя становится необходимым условием коллективного обучения, так как все группы в своем становлении проходят стадию конфликтных отношений.

         Я бы хотела познакомить вас с одной из методик КСО, которая носит название «мурманская методика». Основная цель применения данной методики взаимообучения  - пополнить активный запас знаний учащихся и привить им навыки обращения с учебной информацией.

  1. Подготовка учебного материала.

        Из изучаемой темы я выписываю впервые вводимые в курсе данного предмета правила, понятия, определения. К каждому из них формулируется прямой вопрос.  (создаю вопросник)  Например, тема: Склонение имен существительных, 3 класс.

  1. Что такое склонение имен существительных? Сколько склонений у существительных в русском языке?
  2. По какому признаку существительные делятся на три склонения?
  3. К какому склонению относятся существительные муж. и жен. рода с окончаниями – а, - я; муж. рода с нулевым окончанием и сред. рода  с окончаниями – о; - е; а также жен. рода с нулевым окончанием на Ь?
  1. Как определить склонение имен существительных?
  2. Какие существительные относятся к несклоняемым? Почему они так называются?
  3. Какие грамматические признаки существительных относятся к постоянным признакам, а какие – нет?  Почему?
  4. Какие три функции выполняет мягкий знак в русском языке?
  5. У каких существительных после шипящих пишется на конце мягкий знак?

       Все вопросы нумеруются. Кроме вопросов я готовлю еще и задания по изучаемой теме. Каждое задание записывается на отдельную карточку, которая состоит из трех частей.  В верхней части содержатся вопросы, знания ответов на которые требуются для выполнения этого задания. Задание содержится в средней  части карточки.  А в нижней части ребенок выполняет практическое задание и загибает ее.

  1. Ввод информации.

      Для этой методики удобно осуществлять ввод информации в парах. В начале урока паре учеников выдаются две одинаковые карточки. Ученики отвечают друг другу, проверяя ответы по учебнику. После выполнения задания они для проверки обращаются к учителю. Если задание выполнено правильно, то пара расходится, и каждый из бывших партнеров становится носителем этой карточки и может создавать новую пару.

  1. Работа пары учеников.

      Пусть Вова знает карточку № 2, а Илья – карточку № 3. Считается, что ученик знает карточку, если он правильно выполнил задание и правильно ответил на вопросы, записанные на карточке. Они объединяются в пару для того,  чтобы Вова передал свою карточку Илье, а Илья  свою -   Вове. Ученики в своей работе могут пользоваться учебником или другой справочной литературой.

           Сначала ученики работают по карточке Вовы. Для этого он просит Илью ответить на вопросы из карточки № 2. Илья может на часть вопросов  ответить сразу, а часть ответов он не знает. В этом случае он ищет ответы в учебнике, просит его проверить, затем формулирует самостоятельный ответ. Задача Вовы натренировать одноклассника, помочь ему найти правильный ответ на вопрос. После того, как Илья дал самостоятельные правильные ответы на вопросы и выполнил задание, ученики меняются ролями. Оптимальное время работы пары – 7-8 минут.

  1. Организация работы группы.

Класс разбивается на учебные группы по 4 человека. Взаимообмен карточками происходит в каждой группе по схеме.  Карточки для каждой группы одинаковые.

  1. Учет и контроль.

       Учет и контроль производит и учитель, и каждый ученик в паре. Учитель в таблице учета отмечает номера карточек, задания которых он проверял перед парной работой: ученик для самоконтроля использует свой личный листок учета.   Выполнение работы по каждой карточке фиксируется в таблице. Знаком "+" в таблице отмечено, по какой карточке ученик работал в период запуска. В дальнейшем, проработав новую карточку, ученик фиксирует это в таблице. Из неё он получает информацию, с какими ещё учениками он должен поработать в паре, чтобы выполнить все задания данного раздела.

К1

К2

К3

К4

Иванов

(((+)))

+

+

+

Петрова

+

(((+)))

+

+

Сидоров

+

+

(((+)))

+

Кузнецова

+

+

+

(((+)))

       Работу полезно завершить самостоятельной работой. После её выполнения ученики сверяют ответы и обсуждают те случаи, в которых ответы оказались разными. Проводится коррекция ошибок.

    Вывод:  КСО влияет  на изменение мотивации  учения, поскольку налагает особую ответственность на ученика, вызывает интерес детей, способствует становлению у младших школьников умения  учиться. Основным девизом КСО стала формула: « Тот, кто учит, тот и учится».

Литература

1.Ефимова Э. Л. Технология коллективного взаимодействия как способ развития самостоятельности и коммуникативных умений обучающихся [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 52-60.

2. Мкртчян М.А. Концепция коллективных учебных занятий // Школьные технологии. – 2011. – № 2. – С. 65-72.

3. Ключ Н.В. Некоторые групповые формы организации учебного процесса для детей младшего школьного возраста в рамках программы «Сообщество». -  М.: ТОО «Гендальф», 1999. – 72 с.

4. Софронова Л. А. Коллективные способы обучения в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация самостоятельной работы на уроках математики, как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников»

В процессе обучения математике задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышлени...

Обобщение опыта работы по теме "Методы, приемы и средства формирования учебной самостоятельности младших школьников"

В рамках внедрения ФГОС данный материал будет полезен учителям, работающим по различным УМК....

Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников

Технология проблемного обучения как средство формирования учебной мотивации младших школьников...

Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников

Технология проблемного обучения как средство средство формирования учебной мотивации младших школьников...

Статья "Проектно-исследовательские технологии как средство формирования познавательной самостоятельности младших школьников"

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в образовании. Это не только новые технические средства, формы и методы преподавания, но и новый подход к самому процессу обу...

Исследовательская работа как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников во внеурочной деятельности.

В статье рассматривается проблема изучения исследовательских умений у учащихся начальных классов и способы их формирования во внеурочной деятельности. Рассмотрены педагогические условия формирования и...

Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников

Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...