Статья "Проектно-исследовательские технологии как средство формирования познавательной самостоятельности младших школьников"
статья на тему

Иванюта Галина Викторовна

В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в образовании. Это не только новые технические средства, формы и методы преподавания, но и новый подход к самому процессу обучения.  Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?» Я для себя нашла выход. Он нелёгок, но эффективен. Это использование проектно-исследовательских технологий, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.  В данной статье представлен мой опыт  работы по данной теме.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanyuta_g.v._statya2.docx26.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ  ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

                                                                                                                           Иванюта Г.В.

       В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в образовании. Это не только новые технические средства, формы и методы преподавания, но и новый подход к самому процессу обучения.  Наверное, каждый педагог задавал себе вопрос: как научить детей тому, что поможет им во взрослой жизни. «Как достичь этого, какие выбрать формы и методы?» Я для себя нашла выход. Он нелёгок, но эффективен. Это использование проектно-исследовательских технологий, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.  И хочу представить свой опыт работы по данной теме.

       В своей педагогической практике я, (также как,  и многие из моих коллег), столкнулась с проблемами низкой учебной мотивации учащихся, низкой познавательной активности и рядом других проблем. Я задалась вопросом, как сделать, чтобы учение приносило удовольствие, чтобы каждый день, проведенный ребёнком в школе, стал открытием чего-то нового, неизвестного, необходимого ему именно сейчас, а не годы спустя.

       Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования. И исходным пунктом обучения должны служить детские интересы сегодняшнего дня. Опыт моей работы  является актуальным и перспективным, так как в  процессе проектирования изменяется тип отношений, повышается уровень ответственности и компетентности как ученика, так и учителя.

        Методологической базой моего опыта  явились труды В. Гузеева, С.Т. Шацкого,  И. Д. Чечеля и др.

       Основной целью моей работы является формирование познавательной самостоятельности младших школьников посредством включения их  в проектно-исследовательскую деятельность. С учётом цели я ставлю перед собой следующие задачи:

- расширение своих знаний о проектно-исследовательской деятельности;

- формирование интереса младших школьников к проектно-исследовательской деятельности;

-  развитие познавательной самостоятельности и исследовательских навыков учащихся;

- формирование опыта сотрудничества.

      Что же такое  проектно-исследовательская деятельность? Это, прежде всего, деятельность по проектированию собственного исследования, которая предполагает выделение целей и задач, подбор методик, планирование хода исследования и т.д.

       В течение нескольких лет я являюсь руководителем гимназического Научного общества обучающихся. Свою работу с младшими школьниками  строю через метод проектов, самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности. Этот метод я использую на уроках и во внеурочной деятельности на занятиях «Младший школьник – юный исследователь» уже с 1 класса. Темы проектно-исследовательской деятельности выбираю в зависимости от интересов детей. Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий  ограничиваю одним уроком (в 1 классе), сдвоенными уроками или одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно перехожу к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

        Организацию в классе проектно-исследовательской деятельности начинаю с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создаётся образ класса и планируется дальнейшая работа. Дальнейшую деятельность  строю в тесном сотрудничестве с родителями. С этой целью  провожу специальные собрания-лекции, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для личности детей, их познавательной активности. Готовлю «Памятки для родителей, чьи дети выполняют проект». Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражающие результаты  их деятельности.

       Лично я начала использовать проектную деятельность на уроках окружающего мира.  Хотя считаю, что для развития познавательной активности применение данной технологии будет эффективно на любом учебном предмете. Ежегодно мы оказываем помощь зимующим птицам. В рамках школы был  реализован проект «Помощь зимующим птицам». Была сформулирована проблема: уменьшение численности зимующих птиц. В соответствии с этой проблемой ребята выдвинули гипотезу: увеличится ли численность зимующих птиц, прилетающих к кормушке, при соблюдении основных правил оказания им помощи. С учетом гипотезы была определена цель и поставлены задачи.

       Работа началась со сбора и изучения материалов по теме проекта. Разбившись на группы по интересам, ребята собирали материал: «Какие зимующие птицы есть в нашем крае», «Для чего нужно помогать птицам», «Какая помощь необходима птицам зимой», «Чем мы можем помочь птицам» и др.  Реализуя практическую часть проекта, мы при помощи родителей смастерили  кормушки. Развесили их на территории школьного двора и возле собственных домов. Следили за тем, чтобы во всех кормушках всегда был разнообразный корм. Для этого составили график подкормки птиц. Перед окнами нашего класса тоже повесили несколько кормушек и вели наблюдение за птицами. На экскурсиях и прогулках выявляли внешние признаки птиц, живущих в округе, их повадки. При помощи наблюдений смогли узнать, какие птицы чаще прилетают к кормушкам, как разнообразен мир птиц, которые нуждаются в помощи. На основании результатов исследования сделали вывод, подтверждающий нашу гипотезу (при соблюдении основных правил оказания помощи зимующим птицам, увеличивается численность птиц, прилетающих к кормушке)

       Результатом деятельности явились выпущенные нами листовки, которые дети развесили на подъездах домов. Весь собранный в ходе исследования материал мы поместили в книгу-определитель «Наши зимующие птицы».

       Итак, как же мы работаем над проектами? Прежде всего, работу делим на несколько этапов:

  1. Определяем  тему проекта, цель, актуальность, выдвигаем гипотезы (на этом этапе делим учащихся на группы);
  2. Обсуждаем возможные варианты исследования (определяем источники информации, собираем  и анализируем информацию и определяем способы представления результатов (доклад, презентация, рисунок, поделка и др.);
  3. Выполняем запланированные технологические операции (выбираем методы исследования, проводим опыты и эксперименты, фиксируем результаты);
  4. Подготавливаем и защищаем презентации.
  5. Оцениваем качество выполнения проекта.

     Представление или отчёт проходит на школьной проектной неделе, научной конференции или заседании Научного общества. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у школьников ощущение  гордости за полученный результат.

     Результаты нашей проектно-исследовательской деятельности уже хорошо видны. Все ученики моего класса стали активными читателями школьной и городской библиотек, они уже сейчас могут самостоятельно найти информацию, и ответить на поставленный вопрос. Обучающиеся моего класса постоянно принимают участие в разных конкурсах, проектах, научных конференциях.

      «К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь», эти слова принадлежат В.А. Сухомлинскому. И я считаю, что  зажечь этот «факел» интереса к познанию нового у моих учеников мне удалось во многом благодаря организации проектно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационные технологии как средство формирования познавательной активности младших школьников.

  Главное в современном уроке- отказ от шаблонов, максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность, развитие способности к самостоятельному поиску и общению. В статье раскрывается ...

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»

Обобщение педагогического опыта по теме «Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников»...

Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников

Использование игровых форм организации учебной деятельности способствует повышению познавательной активности обучающихся, формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и инициативы, стре...

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников.

Использование элементов современных педагогических технологий на уроках русского языка, как средство формирования познавательной мотивации младших школьников. Речевая ситуация: приглашение на экскурси...

Методический семинар: "Использование игровых технологий на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников"

Обобщение опыта работы по теме: "Использование игровых технологий на уроках математики в начальной школе как средство формирования познавательного интереса младших школьников."...

Пояснительная записка к презентации "Технология проблемно-диалогического обучения как средство формирования познавательных УУД младших школьников"

В пояснительной записке раскрывается опыт  работы представленный в презентации по формированию познавательных (общеучебных) УУД через внедрение в урок и внеурочную деятельность технологии проблем...

Применение технологии «Мой читательский дневник» как средство формирования читательской самостоятельности младших школьников

Актуальность работы заключается в увеличении людей, способных творчески мыслить, обладающих гибкостью ума, а также умеющих делать правильный выбор. Кроме этого учитывая, что наш филиал считается малок...