« Методическая система учителя в период внедрения ФГОС НОО второго поколения"
учебно-методический материал по теме

Иванова Оксана Николаевна

ЭССЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки   работников образования

Кафедра начального образования

ТВОРЧЕСКОЕ ЗАЧЁТНОЕ ЗАДАНИЕ

ПО ПЕДАГОГИКЕ

 

ЭССЕ

 « Методическая система учителя

в период внедрения ФГОС НОО

 второго поколения»

 

                                                                                                         

                                         слушателя  курсов

                                                                    заместителей директоров по УВР и

                                                                  руководителей МО группы Н – 4

                                                          учителя начальных классов

                                                                 МБОУ СОШ №35 г.Ульяновска

                                                               Ивановой Оксаны Николаевны  

                                               Ульяновск

        2012 г.

Эссе « Методическая система учителя

в период внедрения ФГОС НОО второго поколения»

                                                               Образование есть то, что остается,

                                                               когда все выученное уже забыто.

                                                                                                           Ландау

           1 сентября 1990года. Этот день помню хорошо: тёплый, солнечный, море цветов, ребячьи улыбки и глаза, полные радости,   тревоги  и ожидания – это глаза моих «первоклашек». А вот и я – учительница! Поздравляю своих первых учеников с началом новой жизни, пытаясь сдержать дрожь в голосе. Я счастлива, ведь сбылась моя мечта, но сердце замирает от волнения. Что там, впереди? Смогу ли я, справлюсь ли, оправдаю ли  доверие детей, их родителей?

           Первый учитель – это особая, самая прекрасная и очень ответственная должность на Земле. Заложу я прочный фундамент, научу любить учиться, желать учиться, преодолевать трудности, разовью любознательность – значит можно быть спокойной, дети всегда будут стремиться к получению новых знаний, и будут уметь их получать.

         Труд учителя – тяжкий труд, но труд радостный, когда видишь добрые плоды своей работы, успехи своих учеников. Каким должен быть учитель, способный воспитать достойного гражданина России? Прежде всего, конечно, он должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка. Не говоря уж о том, что он должен быть активным пользователем информационных технологий. Как много надо знать, чтобы ответить на все детские «Почему?» ( а дети уверены, что вы знаете всё). Всегда постоянная работа над собой, высочайшая требовательность к себе, громадная ответственность за каждый свой шаг.     Каждый день в школе, каждый урок – это подарок детям. Каждый жест учителя, каждое его слово должно быть таким, чтобы ребёнок хотел идти за ним, идти вместе с ним. Только тогда, видя его любовь, преданность делу, дети будут   ему подражать, они тоже будут стремиться добывать знания, делать новые  открытия.

         Думала ли я об этом тогда, 1 сентября 1990 года? Наверное, нет. Не всё получалось сразу, и было не так, как хотелось. Но было огромное желание. И мои первые ученики стали моими учителями, мы учились друг у друга, они помогли мне осознать, понять – это моё , я на верном пути!  Проводя диагностику своей деятельности, диагностику развития детей, изучая их возрастные и психологические особенности, убедилась в том, что дети идут в школу с большим желанием учиться, но без умения это делать. Если не научить ребёнка учиться, то с первых же шагов школьной жизни он встретиться с трудностями, неудачами, которые постепенно угасят и его желание учиться.

          Сегодня начальная школа, вступив в период внедрения ФГОС второго поколения, вся и во всём изменяется, обновляется и перестраивается. Новая социально-экономическая ситуация предъявила к ней и новые требования.  Изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли универсальные учебные действия: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными, а значит, нужно овладеть способами их пополнения и обновления. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение.

           Успех реализации новых стандартов в большей степени зависит и от меня, как учителя, который перестаёт быть единственным носителем знания, как было раньше, а  выполняет роль проводника в мире информации .  Теперь   необходимо выстраивать процесс обучения не только,  как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", пришло понимание того, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?». Я не руковожу процессом обучения детей, а стараюсь организовать их деятельность так,  чтобы у каждого формировались универсальные учебные действия. Убеждена,  все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия.        Я стала создавать условия для самостоятельной работы детей, для активной мыслительной деятельности, обучать приёмам рефлексивной самооценки. Проникновение в проблему ребенка позволило мне увидеть ее с позиции самого ребенка. Давать учащимся возможность делать выбор, аргументировать свою точку зрения, нести ответственность за этот выбор.    Ученик сам понимает цель, выбирает способы решения и сам оценивает результат. Всё это в комплексе создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

      Приоритетными педагогическими технологиями в моей работе являются:

  • системно-деятельностный подход;
  • технология сотрудничества и развивающего обучения;
  • проблемные, поисковые, творческие подходы на основе активизации мыслительно-аналитической деятельности учащихся;
  • информационная компетентность.

         Особое место занимает включение в урок приемов исследовательской работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребенком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в   непознанное и неизведанное. Дети по природе своей  –   исследователи,  и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Стараюсь так организовать работу, чтобы каждый ученик был заинтересован в открытии новых знаний и получал бы удовлетворение от результатов своей учебной деятельности.

      Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках занимает метод проектов. Для самообразования я выбрала тему: «Метод проектов, как средство развития исследовательских умений младших школьников». Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по своим интересам и через дело, которое соответствует их способностям, формирует ключевые компетенции. Выполняя проекты, дети осваивают методы творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, приобретать умения и навыки практической работы, опыт решения реальных задач.

        Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Включение приемов исследовательской работы в урок способствует развитию творческих способностей учащихся, их самостоятельности на всех этапах познавательного процесса от постановки целей и задач выполнения учебного задания до применения и использования знаний на практике.

       Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Но на всех этапах педагог выступает как помощник, консультант. Моя цель не передать знания, а направить деятельность ребёнка на самостоятельное их получение.   Основным тезисом современного понимания проектной деятельности учащихся является: “Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и где и как я могу эти знания применить”.

       Конечно,  не всё так гладко, нелегко даются нам эти первые шаги, много препятствий встречается на пути – отсутствие необходимых материально-технических ресурсов школы, непонимание со стороны родителей, да и сутках только 24 часа…, но я очень стараюсь, и мне в ответ стараются мои ученики. И в счастливых глазах, встречающих меня детей, я буду черпать вдохновение, веру в то, что смогу помочь каждому увидеть себя, поверить в свои силы.

Стремительно вертится колесо жизни …1 сентября...  1 класс…  новые ученики. Я смотрю в эти детские глаза, наполненные радостью, тревогой и ожиданием. Они такие же маленькие и беззащитные, но всё - таки уже другие, и я – другая. Я отвечаю им улыбкой: «Не бойтесь, дети, вы не одни. Я всегда буду рядом и сделаю всё для того, чтобы в ваших глазах загорелись искорки удивления, радости первых побед, счастья от открытия нового».  

                                                                                                       

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар учителей начальных классов по теме "Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения"

В 2013 году был проведён муниципальный семинар по теме " Современные образовательные технологии в свете реализации ФГОС НОО второго поколения" среди учителей начальных классов согласно плану работы го...

Родительское собрание на тему: "ФГОС НОО второго поколения" Информация для родителей по ФГОС НОО

Чтобы соответствовать высоким стандартам и требованиям современной эпохи, вашим детям необходимы обширные знания, а также умения осваивать всё новые и новые способы познания и виды деятельности.В школ...

Доклад на методическом объединении педагогов-психологов и учителей-логопедов. Тема: "Внедрение ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ в практику общеобразовательных школ".

Доклад раскрывает основное содержание ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и особенности его реализации в общеобразовательных школах, описывает нормативную базу и ключевые особенности и механизмы реализации...

Формы организации внеурочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО второго поколения

  Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллект...


 

Комментарии

Заварзина Елена Анатольевна

Видеть плоды своей работы - самое приятное для учителя, а особенно, учителя начальных классов, ведь эти первые плоды - залог будущих успехов учеников.