Статья. Отработка каллиграфии в 1 классе.
статья (1 класс) по теме

Душенина Светлана Дмитриевна

Внеурочная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otrabotka_kalligrafii_v_1_klasse.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Отработка каллиграфии в первом классе.

(Внеурочная деятельность)

    Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структур: включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.

   Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам.

   Письмо называют “ базовым “ навыком. Навыком, на котором практически строится всё дальнейшее обучение, а значит, ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учёбе.

   Вот почему так важна готовность руки к школьному обучению.

   Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям  даётся легко. Поэтому подобранные упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания.

   Данная программа построена в трёх направлениях.

  1. развитие ручной умелости
  2. развитие пространственной ориентации на листе бумаги (в клетку и в линейку)
  3. Развитие графического умения.

   Ручная умелость развиваются в процессе выполнения поделок с помощью инструментов (аппликация, проволочные фигурки, мозаика и т.д.).

   Пространственные представления, общие направления на листе бумаги (слева - направо, сверху - вниз, вперёд - назад) формируются путём выполнения упражнений, представленных в данной программе.

   Развитие графических умений формируется через штриховку, рисование, графические упражнения.

Цели и задачи:

   

  1. Развивать тонкую моторику, то есть координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки.
  2. Отрабатывать начальные графические навыки и правильную постановку руки.
  3. Научить менять направление линий при помощи тонких движений пальцев, а не поворачиванием листа.
  4. Развивать механизмы, необходимые для овладения письмом.
  5. Создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
  6. Формировать внимание и контроль за собственными действиями.
  7. Научить анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.
  8. Стимулировать развитие интеллектуальных способностей, через развитие тонкой моторики.

Отличительные особенности:

  1. Основное отличие состоит в том, что внимание с содержания обучения переносится на его средства, т.е. на то, каким образом знания преподносятся детям и как ими усваиваются.
  2. Большая часть заданий предлагается в занимательной форме с учётом возрастных особенностей детей.
  3. В каждое занятие включены факультативные упражнения и задания, которые могут быть использованы или не использованы в зависимости от уровня развития детей в группах.

Возраст детей:

  Эта программа рассчитана на детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Сроки реализации программы:

  32 часа (с сентября по апрель).

Формы и режим занятий:

    Определяются расписанием - один час в неделю (академический час 30 минут).

Ожидаемые результаты:

   К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

     - правильно держать ручку при письме

     - ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки

    -фиксировать границу и величину элементов

    - запоминать конфигурацию букв

    - знать и уметь выполнять разные виды штриховки

    - при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков

    - уметь по фрагментам продолжить узор.

Формы подведения итогов:

   Диагностика, тесты по подготовке к школе, открытые занятия для родителей.

Методическое обеспечение программы.

  1. Занятия построены в игровой форме с использованием дидактического раздаточного материала и учебных таблиц.
  2. Основная работа проводится в учебных пособиях на линованной и клеточной основе. Практическое приложение “ Весёлые прописи”  Е.И. Соколова  Академия развития 2002 г.
  3. При отработке ручной умелости используются инструменты (ножницы), бумага (аппликация, мозаика), проволока (фигурки), фломастеры, цветные карандаши и ручки.

Учебно-тематический план.

Тема и основное содержание занятия

Кол-во занятий

Формы работы

1

Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики)

1

Диагностика.

2

Определение развития точности движения

1

Игра.

3

Исследование координации движения руки и глаза

1

Конкурс.

4

Пальчиковый театр (пальчиковая гимнастика)

1

Театр.

5

По грибы по ягоды (обведение рисунков по контуру)

1

Заочное путешествие.

6

Юный строитель (вертикальная штриховка)

1

Конструирование.

7

Моя первая тетрадь (горизонтальная штриховка, знакомство с разлиновкой тетради. Узкая и широкая строка)

1

Практическое занятие.

8

С Аладдином за волшебной лампой (лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры)

1

Игра.

9

Сказочный город (все виды штриховок и обводок)

1

Контрольное занятие.

10

Помоги парашютисту! (знакомство с элементом - наклонная палочка)

1

Самостоятельная работа.

11

Волшебные фигурки (складывание)

1

Оригами.

12

Делай как я (повторение заданных фигур, узора)

1

Практическое занятие.

13

Мастерская Деда Мороза (аппликация)

1

Выставка.

14

Узоры на стекле (знакомство с элементами: наклонные линии с закруглениями внизу и вверху)

1

Самостоятельная работа.

15

В гостях у Винни-Пуха и Пятачка (знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой)

1

Игра.

16

Зимние забавы (знакомство с элементами: овал и полуовал)

1

Коллективная работа.

17

Умелые ручки (лепка элементов букв, складывание букв)

1

Мастер -  класс, работа с пластилином.

18

В гостях у Айболита (сравнительные характеристики  элементов букв С, О, Э)

1

Путешествие по станциям.

19

Ледяной город (сравнительные характеристики  элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ)

1

Игра.

20

Незнайка в Солнечном городе (сравнительные характеристики  элементов букв Г, Р, П, Т)

1

Игра.

21

А что у Вас? (сравнительные характеристики  элементов букв А, Л, М, Я)

1

Игра.

22

Храбрый заяц (сравнительные характеристики  элементов букв З, Е, Ё)

1

Игра сказка.

23

Волшебный клубочек (сравнительные характеристики  элементов букв (Д, Ю, Ф, В, Б)

1

Мастер-класс, работа с проволокой.

24

Веселый жук (сравнительные характеристики  элементов букв Х, Ж)

1

Игра.

25

Скоро в школу (сравнительные характеристики  элементов букв У, Ч)

1

Коллективная работа.

26

Точка, точка, запятая (работа по клеточкам)

1

Графический диктант.

27

Путешествие в город мастеров (сравнительные характеристики  элементов букв Н, К)

1

Заочное путешествие.

28

Эти странные буквы (сравнительные характеристики  элементов букв Ы, Ь, Ъ)

1

Коллективная работа.

29

Забавные мордашки (рисование с использованием  элементов букв )

1

Рисование.

30

Выявление уровня подготовленности к школе

1

Тестирование.

31

Весёлая азбука

1

Конкурс рисунков.

32

Ай, да мы, молодцы! (итоговое занятие)

1

Викторина.

Литература

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться  писать правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.

Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 г.

Васина В.В. Праздник числа. М., 1993 г.

Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2000 г.

Расскажи стихи руками. По мотивам англ. фольклора. М., 2001 г.

Учимся рисовать. Ярославль Академия холдинг. 2002 г.

Василькова Н. Прописи. Азбука. Раскраска. Материк – Альфа. 2002 г.

Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готовим руки к письму. РОСМЭН – Пресс. 2005 г.

Петлякова Э.Н., Подгорная С.Н. Письмо для малышей. Изд. центр “Март” 2005 г.

Школа для дошколят. Учимся писать. РОСМЭН – Пресс 2005 г.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Вся дошкольная программа. Письмо. РОСМЭН – Пресс 2008 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная игра "Кто хочет стать отличником?" Кубановедение 4 класс

Презентация подготовлена с использованием шаблона. Это занимательная игра, которая поможет ученикам проявить смекалку, внимание и знания по кубановедению в 4 классе....

Статья"Пальчиковая гимнастика в1 классе"

В статье описывается польза пальчиковой гимнастики учащихся первого класса. Для чего и на каких предметах нужно проводить гимнастику.Приводятся несколько упражнений для использования гимнастики на уро...

Литературная викторина "Кто хочет стать победителем?" 2-3 класс

Литературная викторина "Кто хочет стать победителем?" 2-3 класс может быть использована как внеклассное занятие по литературному чтению в отдельном классе или в параллели....

Программа и КТП по каллиграфии (2 класс)

Прогамма по каллиграфии и КТП 2 класс. КТП на триместры, оформлено по ФГОС (с УУД и т.д.)...

Программа по каллиграфии 2 класс

Полная программа по каллиграфии для 2 класса, можно адаптировать до 4 класса...

статья "Искусство каллиграфии"

Статья "Искусство каллиграфии" посвящена проблемам обучения чистописанию в начальной школе....

Рабочая программа кружок "Каллиграфия" 1 класс

Каллиграфия - это не только красивое письмо, это также и способ помочь первоклашкам поставить руку, овладеть плавным и свободным письмом. Это практические уроки для развития мелкой моторики и нейронны...


 

Комментарии

Охотникова Наталья Сергеевна

Здравствуйте, Вы молодец!