Использование приемов и методов формирования учебной мотивации, создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.
статья (1 класс) по теме

Козлова Ольга Ивановна

В работе говорится о трудностях, с которыми встречаются ученики 1-х классов в период адаптации, раскрываются приемы и методы работы учителя по созданию психологического климата и формированию  учебной мотивации на уроках обучения грамоте, математики, технологии, изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon выступление на МО47 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  приемов и методов формирования учебной мотивации,

 создания благоприятного психологического климата при организации работы на уроках в 1 классах.

Первый год обучения особенно трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

В первый класс приходят очень разные дети. У каждого ребенка своя картина мира, свои страхи, стереотипы поведения.  Различия определяются материальным благосостоянием семьи, уровнем образования и степенью занятости родителей, особенностями образа жизни, семейными ценностями, представлениями родителей о жизненных ценностях, их увлечениями, характером  их общения с ребенком и многими другими факторами. Это надо принять как данность, которую не изменить.

Поэтому задача учителя начальных классов – создать для ребенка комфортные, благоприятные условия для учебы, когда всем интересно, уютно, тепло от общения с учителем и одноклассниками, когда каждый ребенок чувствует любовь и уважение к себе.

Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50 - 60%) адаптируется в течение 2-3 месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребенок привыкает к коллективу, ближе узнает своих одноклассников, приобретает друзей.

Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца 1 полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требование учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами (дерутся, капризничают, жалуются, плачут).

В каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной (до одного года) адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста: они ведут себя вызывающе, задираются, мешают проводить урок.

Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают  его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем . Поэтому все первоклассники в этот нелегкий для них период  нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых. 

       На уроках «Введения в школьную жизнь» ,чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, предлагаю им « Сказки для школьной адаптации». Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче рефлексировать свои поступки, осознавать причины своих волнений через сказочные образы лесных школьников , которыми являются: учитель - ежик, а ученики - зайчата, лисята, медвежата, волчата. Тематика сказок различна: создание "Лесной школы", букет для учителя, смешные страхи, школьные правила. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволяет снизить школьную тревогу у детей, формирует позитивные модели поведения в реальной жизни.
       В формировании учебной мотивации существенную роль играет уровень взаимоотношений в классном коллективе, насколько комфортно ощущает себя ребенок в среде сверстников.  Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками. В это время проводятся игры «Знакомство», «Отгадай, чей голосок?», «Разыскивается».
          Использую такие приемы как эмоциональное поглаживание: внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, погладить по головке;

словесные поощрения  типа « молодец», «умница», которые подбадривают ученика, воодушевляют, вызывают у него уверенность в своих силах, и стремление соответствовать оценке учителя, т.к. для  ученика  взаимоотношения с учителем имеют огромное значение. Некоторым детям как раз в жизни и не хватает этих слов, потому они и стараются,  что  поверили учителю и стали принимать его реплики как    оценку их работы. Разрешаю приносить в школу свою любимую игрушку: во время перемены можно поиграть с ней , а на уроке  при  волнении можно за нее подержаться: ведь она своя, родная, домашняя.

  Проявляя  доброжелательное  отношение  к  ученику,  мы   тем   самым пробуждаем положительное отношение школьника к учению.

        На уроках обучения грамоте используются специальные упражнения , которые развивают уверенность учеников в себе, в своих учебных и личностных возможностях.  Упражнение « Я умею»- ученик встает перед классом и перечисляет, что он умеет делать. Учитель или дети в ответ «Мы рады за тебя!». Упражнение «Поможем другу»- мальчикам нужно подумать и рассказать обо всем добром, что они могут сделать для девочек, а девочкам для мальчиков. Упражнение «Успехи» - вы учитесь в школе только первый год, но уже многое узнали и многому научились. Расскажите друг другу, каких успехов вы добились, чем можете гордиться.

Для успешного проведения уроков необходимо создавать атмосферу заинтересованности и творчества: например, мы не учителя, они не ученики, а путешественники .

Существует очень много приемов, видов и форм учебных заданий деятельностного метода обучения. Побуждающей силой деятельности является мотив, поэтому чтобы обеспечить мотивацию учащихся на уроке, я использую:

пожелания друг другу

музыкальные фрагменты

девиз урока

проблемный вопрос

Одним из важных средств формирования мотивации и   раскрытия возможностей первоклассника является широкое использование игровых ситуаций на уроке.

 В.А.Сухомлинский писал: “Без игры нет, и не может быть ,полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий»

Игра на уроке – это метод обучения, а не средство развлечения учащихся. В дидактических играх закрепляются все те знания, которыми овладел ученик. При разработке игры я слежу за тем, чтобы учебные задания предлагались таким образом, чтобы дети воспринимали их именно как задания, но при выполнении их все-таки играли. В игру задания превращает метод их проведения- эмоциональность, занимательность . Продолжительность каждой игры не более 10 минут. Но за это время активизируется словарный запас детей, расширяется их кругозор, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. А самое главное – ни одного невнимательного ребенка на уроке! Всем интересно. Игра помогает формировать положительные привычки, преодолевать детское упрямство, лень, страхи, капризы, непослушание.

На уроках обучения грамоте мы с детьми играем в игру «Театр»: нужно оживить героев сказки, н-р, доктора Айболита и лисичку, которая пришла к нему  лечиться, Мышонка из сказки  Сутеева «Мышонок и Карандаш» , используя при этом детали костюма героев.

На уроках изучения новой буквы используется много дидактических игр: например, при изучении буквы С предлагаются такие игры:

«Доскажи словечко»

 Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это….(снегири)

«За покупками на С».

Мама попросила вас сходить в магазин и сделать покупки на букву С. Что ты купишь?(сушки, сметану, сок,сахар и т.д.)

Интеллектуальная разминка. Блиц-опрос.( все ответы начинаются с буквы С)

Согревает всю землю.(солнце)

Папа, мама, я.(семья)

Сколько цветов в радуге? (семь)

Ребусы.

ЯЯЯЯЯЯЯ (семья)

« Я знаю 5 имен…» (Соня, Сергей ,Станислав….) и многие другие.

Каждый урок математики практически не обходится без игры. Это и путешествие  с героями сказки Теремок при изучении темы «Один-много»,путешествие по стране Цифирии, с героями сказки «Гуси-лебеди» при изучении числа 4, путешествие с Петрушкой при изучении свойств предметов. Для повышения мотивации использую «Графический диктант» или как мы его называем – путешествие по клеточкам, в результате которого получается какой-то предмет .Ребенку интересно учиться, когда учитель не просто дает занимательные задания на уроке, приводит интересные факты , а когда он позволяет детям активно принимать участие в подготовке к уроку или в ходе урока.

Созданию благоприятного климата в классе  способствует использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения. В данном случае действует принцип «Одна голова хорошо, а две лучше» или «Что одному не под силу, то легко коллективу». Ведь некоторые обучающиеся чувствуют неуверенность в собственных силах, работая самостоятельно.  Это и работа в парах, и работа в группах. Обучение этому виду работы начинается во время прохождения модульного курса «Введение в школьную жизнь». Как всегда нам помогают усвоить  новое сказочные герои, в данном случае -  Чебурашка и крокодил Гена. Дети выводят правила работы в паре и правила работы в группе: работать должны оба, свое несогласие высказывай вежливо, один говорит- другой слушает, если не понял- переспроси , в группе должен быть ответственный,  работать должен каждый на общий результат.

Большой интерес вызывают у детей работы, требующие коллективного взаимодействия. На уроках изо и технологии каждый ребѐнок выполняет какой – либо элемент (цветок, птичку, человечка, игрушку....), а затем создаѐтся коллективная работа, например: панно «Букет цветов», «Весна идѐт», коллаж «Новогодняя елка».

Школьник, занимающийся таким образом, ощущает себя более комфортно, достаточно уверенно, чувствует себя успешным и востребованным. Кроме того, в случае неудачи он не остаѐтся один на один со своей проблемой, может рассчитывать на помощь других детей. Групповые формы работы могут применяться на любом уроке и дают учителю простор для творчества, открывают большие возможности для эффективной учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе

Залог успешной работы– это благоприятный психологический климат в классе  ...

Благоприятный психологический климат на уроке.

Как создать благоприятный психологический  климат на уроке.Заходи в школу только с радостным настроением, оставляя за порогом весь негатив. Пусть дети не будут заложниками твоих семейных неурядиц...

Формирование благоприятного психологического климата в классном коллективе.

В данной статье рассмотрены: характеристики благоприятного и неблагоприятного социально- психологического климата в классном коллективе; факторы, влияющие на его состояние и способы формирования...

Благоприятный психологический климат на уроке

Благоприятный психологический климат создается гуманным отношением учителя к ученику....

Создание благоприятного психологического климата для адаптации детей в первом классе

Благоприятный психологический климат не формируется сам по себе. Это результат труда учителя и всего коллектива....

Формирование благоприятного психологического климата в коллективе.

Формирование благоприятного психологического климата в коллективе....

"Формирование благоприятного психологического климата в классе"

Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача педагогов, работающих в классе....