Пояснительная записка к планированию по обучению грамоте 1 класс УМК "Школа 2100" ФГОС
рабочая программа (1 класс) на тему

Сизенко Любовь Степановна

Пояснительная записка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_po_obucheniyu_gramote.docx29.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по обучению грамоте

          Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы стандартов второго поколения и авторской программы Р.Н.Бунеева, Е.В. Бунеевой. О.В.Прониной «Обучение грамоте»  Образовательная система «Школа 2100».  

Данная программа составлена в соответствии с материалом учебника «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики» и содержит все темы, включенные в федеральный компонент образования.

Программа предусматривает 206 часов.  

Цель курса обучения грамоте состоит в том, чтобы заложить основы формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребенка, помочь ему осознать себя носителем языка.

Задачи:

  1. овладение грамотой (чтением, письмом как видами речевой деятельности);
  2. развитие умений слушания и говорения;
  3. расширение активного, пассивного и потенциального словаря детей; овладение грамматическим строем речи;
  4. овладение орфографией и пунктуацией; развитие орфографической и пунктуационной зоркости;
  5. овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов;
  6. приобретение и систематизация знаний о русском языке;
  7. раскрытие для детей красоты и богатства русского, языка, его связи с русской культурой; воспитание средствами русского языка;
  8. формирование у детей чувства языка.

Требования к уровню подготовки учащихся:

К  окончанию курса обучающиеся должны знать:

  1. звуки речи;
  2. гласные, согласные (твёрдые, мягкие, глухие, звонкие);

3.названия букв и их последовательность в алфавите;

      4.буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

      5.начертания прописных букв;

      6.правила написания буквосочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу;

      7.признаки предложения.

К  окончанию курса обучающиеся должны уметь:

  1. называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные согласные - звонкие,; глухие, парные и непарные, твердые мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква», делить слово на слоги, ставить ударение;
  2. определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
  3. обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  4. определять количество букв и звуков в слове;
  5. писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях:
  6. ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  7. списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;
  8. правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух не менее 30 слов;
  9. находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Планируемые результаты:

Обучающиеся должны научиться:

осознавать   основные различия всех звуков и букв  русского языка   (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).

Получат возможность научиться:

  1. называть звуки, из которых состоит слово (гласные - ударный, безударные;  согласные - звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и   непарные);  не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги,  ставить    ударение;
  2. определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки,    парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твердость или мягкость согласного звука);
  3. обозначать мягкость согласных звуков на письме;
  4. определять количество букв и звуков в слове;
  5. писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;
  6. ставить пунктуационные знаки конца предложения;
  7. списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения,     используя правильные начертания букв, соединения;
  8. правильно читать плавным слоговым чтением тексты при темпе чтения вслух от 30-40 слов;
  9. находить корень в группе доступных однокоренных слов;
  10.  составлять небольшой текст (3—4 предложения) на заданную тему и записывать его с помощью учителя.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета  являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Букваря».  

Метапредметными результатами изучения курса   является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса   является сформированность следующих умений:

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

– обозначать мягкость согласных звуков на письме;

– определять количество букв и звуков в слове;

– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

– ставить пунктуационные знаки конца предложения;

– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

– находить корень в группе доступных однокоренных слов.

Содержание учебного предмета.

1.Добуквенный период. (36 ч.)

Задачи добуквенного периода — развитие фонематического слуха детей, умения вычленять звуки из слова, производить слого-звуковой и звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похоже звучащих словах. На этом этапе обучения большую роль играет развитие устной речи, навыков слушания и говорения. Вводятся понятия слово, предложение, гласные звуки, ударение. Дети учатся подбирать слова, называющие предмет на рисунке, называть один и тот же предмет разными словами (котик, котенок, игрушка; дед, дедушка, старик, старичок и т. д.), рисовать схему слова (показывать гласные звуки, количество слогов, ударение), составлять предложения по картинкам, изображать предложение в виде схемы.В добуквенный период ведется подготовка к обучению письму (раскрашивание, рисование, штриховка в разных направлениях, обведение по контуру, написание элементов букв). Цель первого раздела («Говорим, рассказываем») ~ подготовка к чтению, развитие умения слышать звучащее слово, развитие устной речи детей. Рисунки на первых страницах азбуки задают тему беседы, побуждают детей к размышлениям и свободным высказываниям. Уже на первых уроках вводится схематическое изображение слова и предложения, начала и конца предложения. Дети учатся соотносить предмет и слово, которое его называет, слышать звуки, из которых состоит слово, узнают новые сведения о звуках и словах, предложении, тексте, знакомятся с понятиями слог и ударение.

2.Букварный период. (170 ч.)

В букварный период ведется работа по обучению чтению и письму, по развитию речи. Последовательность введения букв определяется, с одной стороны, ориентацией на позиционный принцип чтения (ориентация на букву гласного звука), с другой стороны, учетом сходства внешнего облика букв, наличия в них общих элементов (буквы согласных звуков г, п, т, р, затем буквы гласных звуков и, о, а, ы; буквы согласных звуков   к; буква гласного звука у; буквы согласных звуков с, л, м, ш, д, в, буквы е, ё, б, з, я, х, ж, й, ч, щ, ф, э, ю, ь, ъ.После введения и закрепления общего позиционного принципа чтения дети наблюдают отступления от установленной закономерности (при изучении букв х, ж, ч, щ, ц, йотированных гласных, букв ь и ъ). В процессе работы большая роль отводится слого-звуковому и звуко-буквенному анализу слов, который дает возможность наблюдать способы обозначения мягкости согласных звуков на письме, замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием, т. е. заниматься орфографической пропедевтикой, развивать орфографическую зоркость.

Контроль знаний, умений и навыков.

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Практические работы

Проверочные работы

1

2.

«Говорим, рассказываем…»

«Учим буквы-учимся читать»

36

170

- вычленять звуки из слова;

-производить слого-звуковой и звуковой анализ слова;

- сравнивать звуки в похоже звучащих словах;

-подбор слов, называющих предмет на рисунке;

-рисовать схему слова;

-изображать предложения в виде схемы;

-раскрашивание, рисование, штриховка.

-проводить слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слова;

-замечать в ряде слов несоответствие между произношением и написанием;

-развивать орфографическую зоркость;

-проводить анализ печатного и письменного образца буквы, написание элементов букв,букв, слов, предложений;

-списывать слова, предложения, тексты с печатного образца;

-писать под диктовку слова и предложения;

1 четверть

Проверочная работа №1

Пропись№2

с.28-29

2 четверть

Проверочная работа№2

Пропись №4

с.6-7

3 четверть

Проверочная работа №3

Пропись№5

с.40-41

Учебно-методический комплект:

  1.  «Букварь»: 1 кл. : учебникпо обучению грамоте и чтению  Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. М.: Баласс, 2012;
  2. Прописи О.В.Пронина: «Мои волшебные пальчики». - Москва: Баласс, 2013;
  3. Методическое пособие для учителя Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. О.В.Пронина. - Москва: Баласс, 2010;

Методическая литература:

1.Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева «Методические рекомендации для учителя» Москва: «Баласс», 2010

2.Научно-методический журнал « Начальная школа» плюс до и после. Издательский дом «Красная звезда 2010

3.Методическая газетадля учителей начальной школы «Начальная школа». Издательский дом «Красная звезда» 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте. ПОяснительная записка. Тематическое планирование

Обучение грамоте. ПОяснительная записка. Тематическое планирование.Бунеев...

Пояснительная записка к планированию по обучению грамоте 1 класс(Школа России)

Пояснительная записка к алендарно- тематическому планированию по обучению грамоте  1 класса (ФГОС "Школа России)...

Пояснительная записка и планирование уроков русского языка 4 класс УМК "Школа России"

Пояснительная записка и планирование уроков русского языка 4 класс УМК "Школа России"...

Пояснительная записка и планирование уроков математики 4 класс УМК "Школа России"

Пояснительная записка и планирование уроков математики 4 класс УМК "Школа России"...

Пояснительная записка к планированию. Русский язык 3 класс Л.Ф.Климановой УМК "Перспектива".

Пояснительная записка к планированию. Русский язык 3 класс Л.Ф.Климановой УМК "Перспектива"....

Пояснительная записка + тематическое планирование (литературное чтение) 1 класс

Пояснительная записка (литературное чтение) 1 класс Тематическое планирование (литературное чтение) 1 класс Учебник: «Литературное чтение» («Капельки солнца»), (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева). ...