«Роль сказки как жанра русского фольклора в повышении интереса учащихся к изучению предметов в начальной школе»
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Терновых Наталья Васильевна

Развитие интереса учащихся к учению путем знакомства с народной сказкой.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_skazki_kak_zhanra_russkogo_folklora.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль сказки как жанра русского фольклора в

повышении интереса учащихся к изучению

предметов в начальной школе».

Выполнила:

учитель начальных классов

МОУ «Майская гимназия

Белгородского района

Белгородской области»

Терновых Наталья

Васильевна.


Цели и задачи

  • Воспитывать через сказку моральные, интеллектуальные и эстетические
    чувства.
  • Прививать любовь к Родине - России.
  • Формировать уважительное отношение к творчеству русского народа.
  • Будить любознательность.
  • Развивать воображение.
  • Развивать речь учащихся.
  • Обогащать словарный запас.

Проблема

Развитие интереса учащихся к учению путем знакомства с народной сказкой.


«Без были нет сказки. Воображение, мечта корнями своими уходят в быль».

К. Федин.

«Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, веселые печальные обрядовые песни, торжественные былины, - говорившиеся нараспев, под звон струн, - о славных подвигах богатырей, защитников земли народа - героические, волшебные, бытовые и пересмешные

Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов». ( «Русский фольклор»/ Под редакцией В.П, Аникина; М: Худ. Лит., 1985г. - с.З)

.Слова А. Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор - это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии в наши дни. Фольклор включает в себя основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас.

Сказки - прекрасное творение искусства. Наша память неразлучна с ними. В простодушных и нехитрых историях о лисе и волке, цапле и журавле, дурачке Емеле, чудесах царевны - лягушки нас привлекает острота социального смысла, неистощимость выдумки, мудрость жизненных наблюдений. С необходимой мудростью, во всем великолепии явлены в сказках сокровища народной разговорной речи. Гибкостью, тонкостью смысла, многообразием и обилием оттенков слово в сказке удивляло даже самых взыскательных художников.

В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Школьник встречается со сказками и в букваре, и в первых книгах для чтения, и при изучении литературы в старших классах. Из сказок ребенок узнает, что счастье не мыслится без труда, без стойкости нравственных принципов. В сказках неизменно осуждаются насилие, разбой, коварство, черное деяние. Сказка помогает ребенку укрепиться в самых важных понятиях о том, как жить, на что основывать отношение к своим и чужим поступкам. Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты.


В своем выступлении я рассмотрю такие вопросы, как структура построения сказки и роль сказки в повышении интереса учащихся к изучению предметов в начальной школе. Итак, структура построения сказки.

  1. Присказка.
  2. Зачин.
  3. Сказка.
  4. Концовка.

1 Присказка _так речь поведет, что сразу ясно, что история будет сказываться небывалая, сказочная и слушать хорошо нужно, а то начало пропустишь.

-Было это дело на море, на океане, на острове Кидане. Стоит дерево -золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет - песню поет, вниз идет - сказки сказывает.

-На море на океане,

На острове Буяне,

Стоит дуб зеленый,

Под тем дубом стог золоченный,

Садись, кушай,

Мою сказку слушай.

-Летела сова - веселая голова, вот она летела, летела и села, да хвостиком повертела,      да      по      сторонам      посмотрела      и      опять      полетела.

2        Зачин помогает в сказочную страну ввести и заодно напомнить, что
события чудесные, сказочные будут происходить, такие, какие в жизни
обычно не случаются.

  • В некотором царстве, в некотором государстве....
  • В тридевятом царстве, очень далеком, в тридесятом государстве...
  • Жил-был, жили^были...

3        Сказка - общенародное устное произведение, в которой изображаются
приключения фантастических героев.

Сказки делятся на три вида:

  • сказки о животных;
  • сказки со следами мифологии (волшебные);
  • сказки бытовые.

Сказками о животных называются такие, в которых действующими лицами являются дикие звери, реже - домашние животные. Главными действующими лицами русских сказок являются лиса, волк, медведь, заяц, коза и козел, бык, лошадь, собака, ворон, петух.


Сказки со следами мифических представлений - это те в которых изображается борьба светлого божества с темными. Главными представителями темных сил являются:

  • Баба - яга.
  • Кощей-бессмертный.

Из сюжетов, разработанных сказками с мифическим содержанием, наиболее интересные следующие:

-        борьба со змеем,

  • превращение людей: царевна - лягушка, сестра Аленушка и братец
    Иванушка и т.д.
  • выполнение трудных задач: герои должны добыть красавиц, чудесные
    предметы, построить в одну ночь дворцы и сады. В этом им помогают жена,
    мать, девушка фразой «... утро вечера мудренее: ложись спать, все будет
    исполнено».

Бытовыми сказками называются такие, в которых отражаются черты народного быта.

Они делятся на два раздела;

1.- Сказки в которых есть следы мифических или вообще древних воззрений;

2.- Сказки, в которых есть следы христианских воззрений и которые по своему происхождению относят к более поздней эпохе.

Бытовые сказки включают в себя следующие темы: брак близких родных, падчерица и мачеха, младший брат и старшие братья, о правде и кривде т. д.

4. Концовки - веселые они, но только постоянно спорят, кто из них красивее и смешнее сказку заканчивает.

-        Сказка вся, боле врать нельзя.

- Я тут на свадьбе была, мед - пиво пила. Всем гостям подавали ковшом, а мне черпаком; взяли меня за нос и бросили за мост; я катилась да катилась, да здесь и очутилась.

- Вам - сказку,

А мне - бубликов связку,

Гречневой кашки

В крошечной чашке,

Масла горшок

Да горячий пирожок


В настоящее время, все большее внимание уделяют использованию устно - народного творчества в обучении и воспитании младших школьников. Фольклорные произведения способствуют активизации процесса обучения. Фольклор применяли в обучении детей младшего школьного возраста великие отечественные педагоги К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Создавая свои учебники для детей, Ушинский и Толстой включали в них как необходимый компонент произведения устного - народного творчества.

«Нравственная чистота притягательность народных идеалов, воплотившихся во многих героях сказок, открывает путь к сердцу и уму маленького читателя».

Приобщая детей к устному творчеству русского народа пытаюсь воспитывать у них любовь к Родине - России, к ее бессмертному поэту -русскому народу, любовь к прекрасному, развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.

«Удивительное в поэтическом мире сказок уживается с реальным, и это еще более усиливает их значимость». В.Даль считал, что сказка очень нужна ребенку, ибо она укрепляет моральные чувства, будит любознательность, развивает воображение, формирует эстетические чувства.

Сказки использовал в своем обучении в школе В.А.Сухомлинский. Педагог не представлял обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказки. «Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Собственный опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мыслей, который побуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознании детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка; средством выражения мыслей и чувств -живой реальностью мышления.

Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки - живой, яркой, обладающей сознанием и чувствами ребенка, - невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени человеческого мышления и речи».

Таким образом, знакомство учащихся с народной сказкой способствует активизации мыслительной деятельности учащегося, формированию потребности к самосовершенствованию, к самообретению, саморазвитию.

Создание на уроках атмосферы творческого поиска, высокого эмоционального тонуса не самоцель, не дополнение или украшение к урокам, а необходимое условие получения знаний. Пережитые знания становятся убеждениями.


Фрагменты уроков

Внеклассное чтение. Тема: «По дорогам сказки» Сказочное лото.

- Ребята, а какие сказки были для вас первыми? Конечно, русские народные! Вспомните их и назовите.

Сказки просят:

- А сейчас

Вы, друзья,

Узнайте нас!

Не лежалось на окошке-Покатилось по дорожке. (Колобок)

Нет ни речки, ни пруда -

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца. (Сестрица Аленушка и братец Иванушка)

Муха дом себе нашла,

Муха добрая была:

В доме том, в конце концов,

Стало множество жильцов. (Теремок)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко,

Слезы льет бедняжка! (Снегурочка)

Ах ты, Петя - простота,

Сплоховал немножко,

Не послушался Кота,

Выглянул в окошко. (Петушок - золотой гребешок)

А дорога далека,

А корзина нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок. (Маша и медведь)


Колотил да колотил

По тарелке носом-

Ничего не проглотил

И остался с носом. (Лиса и журавель)

Отворили дверь козлята

И пропали все куда - то. (Волк и семеро козлят)

По тропе шагая бодро,

Сами ведра тащат воду. (По щучьему велению)

Азбука.

«Игра в слова и предложения» 1. Помогите собрать сказку

Дед

махнула

и

Баба

жили - были

у них

Курочка Ряба

была

вот раз

яичко

снесла

Да

Мышка

бил

не

хвостик

била

простое

бежала

а

разбилось

золотое

плачет

вам

кудахчет

другое

снесу

я

не плачь

2.        Помогите понять сказку.

  • Куда курочка унесла яичко?
  • Зачем дед и Баба били это яичко?
  • Почему Дед и Баба плакали?
  • какое яичко лучше - простое или золотое?
  • Что такое «Ряба» - имя, фамилия или отчество?

  1. Помогите пересказать сказку.
  2. Помогите продолжить сказку.

-        А что было дальше?


Русский язык.

Тема: Обогащение знаний о безударных гласных, проверяемых ударением.

Ход урока.

1. Сказки мудростью богаты Сказке скажем: «Приходи!» Это присказка, ребята Сказка будет впереди"

!

2.Сегодня урок - сказка.

На доске слова:

С.. .лдат, т...пор, прин.. .ела, похв...лила, с...поги, отв.. .чает.

  • Прочитайте слова и разделите их на 2 группы.
  • Какие группы слов получились? (имена существительные и глаголы;
    безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением).

-        Спишите слова, вставьте пропущенные буквы.
Проверка.

-        Из какой сказки эти слова? Кто главный герой? ( «Каша из топора»;
солдат)

3. Работа в группах.

Карточка: Попр.. .сился служивый на н.. .члег. У ст.. .рухи всего вдоволь, а солдата поскупилась нак...рмить, прикинулась сиротой. Задание:

  1. Выписать из текста слова с безударной гласной в корне.
  2. Подобрать проверочное слово, обосновать написание.

Математика.

Урок сказка

Тема: Связь умножениям деления.

Устный счет.

- В некотором царстве, в Тридесятом государстве жили - были Иван -царевич и Василиса Прекрасная. Однажды Василиса исчезла. Иван - царевич потужил, погоревал и отправился на поиски. Но куда идти, где искать? Кто похитил Василису?

Мы узнаем это, выполнив 1-е задание.


1)        Найдите «лишнее» число; расположите числа в порядке убывания.
Теперь перевернем карточки. Что получилось?

35,73,33,40, 13,23 73

35_33_23   П

КОЩЕЙ

- Иван - царевич отправился в путь. Но его уже пождал Змей Горыныч, посланный Кощеем.

Кто сразится со Змеем? Нужно победить все три головы Змея.

2)        индивидуальное задание у доски (3 человека).

38+2        65+5        28+2

46-4        87-3        39-6

46+40        87+10        39+30

82+8        56+6        76+4

100-20        50+30        99-40

75-5        91-920        83-3

59-30        36-52        49-3

59-3        36-20        49-30

72+28        92-77        45+39

ИЗО.

Тема: Иллюстрирование русской народной сказки «Колобок».

Основная часть урока.

  • Какую сказку называют русской народной?
  • Какие животные чаще всего встречаются в русских народных сказках?
    (На доску поочередно крепятся увеличенные шаблоны лисы, волка, медведя
    и зайца.)

Работа с памяткой.

  1. Выбери эпизод из сказки.
  2. Наметь карандашом расположение на листе бумаги главных героев
    сказки. (На переднем плане в центре листа)
  3. Прорисуй в деталях весь сюжет. (Дополнить иллюстрацию элементами
    природы.)
  4. Раскрась большие участки на своей картинке: небо, поле, лес, речку;
    затем дома, одежду героев.
  5. Более тщательно проработай цветом части и детали предметов.

Литературное чтение.

Тема: Русская народная сказка «Каша из топора» Цели:

  1. Познакомится с одним из видов сказок - бытовой сказкой.
  2. Прививать интерес к чтению.
  3. Работать над выразительностью чтения.
  4. Развивать речь, пополнять словарный запас.

1. - Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество)

  • Назовите жанры устного народного творчества (народные песни,
    потешки, загадки, пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)
  • Приведите примеры.

Инсценировка (участвуют 2 ученика)

  • Бабушка, расскажи мне сказку.
  • А какую хочешь сказку, внучок?
  • Бабушка, а разве сказки бывают разные?
  • А как бы вы ответили на этот вопрос? (На доске - схема - опора)

Сказки

  1. Волшебные
  2. О животных
  3. Бытовые

2. Проверим, как вы знаете сказки.

  1. Как называется аппарат, на котором Баба - Яга совершает полеты?
  2. Кто хвостом рыбу ловил?
  3. Кто говорил такие слова: «Несет меня лиса за темные леса, за высокие
    горы, а дальние просторы»?
  4. Не лежалось на окошке, покатился по дороге.
  5. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слезы льет бедняжка. (Ответы учеников учитель пишет на доске)

СТУПА

волк

ПЕТУХ КОЛОБОК


СНЕГУРОЧКА

  • Здесь спряталось еще одно слово. Найдите его.
  • Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки...)
  • Сегодня мы будем читать сказку «Каша из топора».

3.        Первичное чтение.

-        Назовите главных героев сказки?

4.        Самостоятельное чтение.

-        Отметьте при чтении непонятные слова.
ПОБЫВКА - короткий отпуск

ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК - человек, который находится в пути. СЛУЖИВЫЙ - военнослужащий, солдат. ПОСКУПИЛАСЬ - пожалела. ПРИМЕТИЛ - обратил внимание. СДОБРИЛИ -добавили для улучшения вкуса. ДИВИТСЯ - удивляется.

  • Почему в сказке так много устаревших слов?
  • Давайте подберем слова, которые характеризуют героев.

СОЛДАТ         БАБА

Умный        хитрая

Находчивый        жадная

Сообразительный скупая Жизнерадостный глупая Неунывающий

  • В чем проявились эти черты. Докажите (Выборочное чтение)
  • Кто вам больше понравился? Почему?
  • Какая это сказка? Ответ обосновать.

Русский язык.

Тема: Мягкий знак (ь); обозначение мягкости согласных.

Проверка домашнего задания.

У. Какую речевую тему мы проходили на уроках русского языка?

Д. Сказка мудростью богата.

У. Вспомните стихотворение Ю.Мориц «Песенка про сказку». Что такое сказка?

У. Какие бывают сказки?

У. Что было задано на дом?

Класс разделен на четыре группы. Одна группа отвечает домашнее задание. Задают по одному вопросу по тексту. Остальные три группы


получают по одной репродукции по известным сказкам и готовят ответ по алгоритму:

  1. Название.
  2. Вид сказки.
  3. Действующие лица.
  4. Мораль сказки.
    Постановка темы и цели урока.
    (Сообщается пока только речевая тема).

У. Сегодня вы познакомились с новой сказкой. А вот о названии сказки догадайтесь по этим предметам. (Учитель показывает фигурки девочки, мальчика и козленка).

Д. Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

У. Молодцы. Ваша задача сегодня научиться анализировать сказку, упражняться в беглом чтении.

Минутка чистописания.

У. Как называют обычно детей в сказках?

Д. Ласково, нежно.

У. Сегодня на минутке чистописания мы запишем красиво имена детей из сказок. Аленушка, Иванушка, Машенька.

Составьте и запишите одно вопросительное предложение с одним из этих слов.

Развитие речи.

На доске написано: одни - одинешеньки, хлебнуть, залиться слезами, наряжу в злато - серебро.

У. Объясните, как вы понимаете эти слова и выражения.

Работа над текстом.

Чтение текста: цепочка, эстафета.

У. Почему Аленушка должна была пойти на работу и братца Иванушку с собой взять?

Почему Иванушка стал козленочком?

Наблюдение над словами, где пишется мягкий знак.

(Выписать из текста сказки выделенные слова, подчеркнуть ь. Составить два предложения с этими словами и записать их - остались, одинешеньки, дальнему, пить, дальше, беленький, жить - поживать).

Работа над языком сказки.

У. Почему Аленушка заплакала? Кто помог горю Аленушки? Прочитайте зачин. Найдите повторы.

Объясняется конкурс лучшего рассказчика.

У. К какому типу сказок относится сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Д. Это волшебная сказка.

У. Почему?

Д. трижды повторяются события, сказочные превращения.


У. В какой сказке встретились сказочные выражения. Найдите в сказке сказочные выражения, которые указывают на неопределенность пути и длительность времени.

Д. Шли - шли, солнце высоко, колодец далеко, жар поднимает, пот выступает.

Работа над развитием речи.

Подберите слова близкие по значению:

Дорога

Мощный

Подберите слова противоположные по значению:

Правда -...

Радость -...

Литературное чтение.

Тема: «Русская народная сказка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Загадка 1.

Много жанров есть на свете Басня, повесть и рассказ, Но с рожденья любят дети Волшебство и мир прекрасен.

  • О каком жанре устного народного творчества спрашивает вас Бабушка
    Загадушка? (Сказка)
  • Чем этот жанр отличается от других?
  • По авторствуб на какие группы делятся сказки? (Народная; авторская)
  • По содержанию, какие бывают сказки? Назовите ключевой признак,
    который отличает эти сказки.

Волшебные - происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства.

Сказки про животных - главные герои - животные. Бытовые - описан быт и жизнь людей, их привычки, обряды.

Проверка домашнего задания.

К сегодняшнему уроку дома вы перечитывали свою любимую сказку и нарисовали главного героя.

Дайте характеристику своей любимой сказке по этим признакам и обоснуйте свой ответ.

Ответы детей.

Одной из моих любимых сказок является «Колобок». Я знаю, что она -народная, бытовая т.к. в ней рассказывается о быте народа, о том, как жили люди, чем они занимались.


Загадка 2.

Элементы разных сказок Мы собрали в кузовок. Отгадай название сказки Будь внимателен дружок.

В этом кузовке спрятаны предметы из сказок. Ваша задача - вспомнить и назвать в какой сказке они встречаются.

Костюм мальчика. -«Гуси - Лебеди», «Мальчик с пальчик», «Иванушка -Дурачок».

Кукла девочки. - «Снегурочка», «Царевна - лягушка», «Крошечка -Хаврошечка».

Камень. - «Иван - Царевич и серый волк».

Вода. - «По щучьему велению...», «Лягушка - путешественница», «Золотая рыбка».

Козленок. - «Волк и семеро козлят», «Волк и коза».

А все эти предметы в какой сказке встречаются? (Сестрица Аленушка и братец Иванушка.)

Работа над названием сказки.

  • Чтение названия сказки с доски.
  • По названию определите главных героев.
    Что заметили в названии?

Почему автор назвал ласково: сестрица Аленушка и братец Иванушка? Какие отношения между героями?

Чтение сказки по учебнику.

Прочтем сказку вместе, вслушиваясь в интонации, сопереживая, и подумаем над вопросом: повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой? И как повлияли?

Чтение сказки учителем и детьми.

Первичный анализ.

  • Слушал ли Иванушка свою сестру?
  • К чему это привело?
  • Как отнеслась Аленушка к брату. Ставшему козленочком?
  • Кто помог Аленушке освободится от колдовства и как?

-        Почему «ведьму» никто не распознал, только Иванушке все было
ведомо?

Ведьму, представителя волшебного мира, может видеть тот. Кто сам находится в волшебном мире. Если бы Иванушка оставался мальчиком, он бы тоже ведьму не распознал. Но как только он обернулся козленочком, произошло его превращение из земного существа в представителя волшебного мира. Теперь он обладает как бы двойным зрением: видит то, что в земном мире и другую, волшебную сторону событий.


- Повлияли ли превращения на отношения между братом и сестрой? Вывод: отношения, близкие и в радости и в горе.


Библиографический список:

  1. Аникин, В.П. Русская народная сказка/В.П.Аникин - М.: Просвещение,
    1977-430с.
  2. Афанасьев, А.Н. Народная русская сказка/ А.Н Афанасьев - М.:
    Просвещение, 1980- 111с.
  3. Бибко, Н.С. Сказка приходит на урок//Начальная школа - 1996 - №9 - 60с.
  4. Никитина, М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании
    школьника/М.А Никитина - Мн.: Народная асвета, 1968 - 215с.
  5. Никифоров, А.И. Сказка, ее бытование и носители/А.И Никифоров - м.:
    Просвещение, 1930- 105с.
  6. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки/ В.Я.Пропп - Л.:
    Лениздат, 1986-415с.
  7. Пропп, В.Я. Русская сказка/ В.Я.Пропп - Л.: Лениздат, 1984 - 236с.
  8. Тылундус, Л.В. Узнай сказку//Начальная школа - 2003 - №5- 52с.
  9. Эрленвейн, А.А. Народные сказки. - М., 1863.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ В СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются технологии включения элементов музыкального фольклора в учебные предметы сельской начальной школы....

"Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы".

Статья "Роль разнообразия приёмов работы над ошибками по русскому языку в повышении самостоятельности учащихся в этом виде работы"...

Приемы повышения мотивации учащихся при изучении предмета «Окружающий мир»

Проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии, поэтому актуальна для всех участников   учебно - воспитательного процесса: учащихся, родит...

Проблемы в изучении предметов в начальной школе

Проблемы в изучении предметов в начальной школе...

Использование информационно-коммуникативных технологий как средства повышения интереса учащихся к предмету.

В выступлении автор рассматривает возможности использования информационно-коммуникативных технологий в современной школе...

Разноуровневые карточки по русскому языку, направленные на закрепление и повторение изученного за курс начальной школы.

Карточки по русскому языку для закрепления и повторения пройденного за курс начальной школы...