МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ В СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Соколова Вера Николаевна

В статье рассматриваются технологии включения элементов музыкального фольклора в учебные предметы сельской начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muz_folklor_v_nach_shkole.docx40.04 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ В СЕЛЬСКОЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Соколова В. Н.

Формирующееся новое общество требует и новых решений в воспитании будущего своей страны – подрастающего поколения.

Воспитание детей в современном обществе происходит в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации и т. д. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия

На фоне этих изменений в педагогической науке идут серьезные поиски путей совершенствования воспитания детей. Одно из исходных положений этих поисков состоит в том, что человек есть саморазвивающаяся, самоопределяющаяся, самореализующаяся личность.

Главная роль педагога - создать условия для саморазвития личности. Необходимо дать воспитаннику свободу в способах формирования своих взглядов и убеждений, поведения, отношения к миру и себе - своего внутреннего мира.

Вторая основополагающая идея: ребенка не надо переделывать. И здесь для педагога встает основная задача: своими "воздействиями" на воспитанника он должен добиться, чтобы ребенок сам хотел и стремился быть хорошим.

Музыкальный фольклор как искусство синкретическое, в котором исключительно ярко выражено игровое начало, может быть использован как одно из условий формирования в детях нравственного, эстетического, интеллектуального и физического потенциала.

Вместе с тем, учитывая тревожное состояние детей сегодня, мы отмечаем терапевтический эффект народного искусства, которое используется на занятиях с детьми. В силу своих художественных особенностей оно близко детям, доступно их пониманию, воспроизведено в самостоятельной деятельности, а это способствует появлению чувства удовлетворения, радости, создает эмоционально благоприятную обстановку для детей. Они получают эмоционально-положительное подкрепление в виде успешного осуществления деятельности, испытывая от этого чувство уверенности и связанного с ним удовольствия. Занимаясь художественно-творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий.

Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальная игра, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние, появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах. Сколько бы мы ни взывали к сознанию детей, побуждая их быть "трудолюбивыми", все будет тщетно, если то или иное занятие не будет рождать в ребенке удовлетворения от него. Внутреннее удовольствие, наслаждение, радость - вот некоторые побудители детской активности, которые должны быть спутниками социальных, нравственных проявлений детей, если педагог хочет, чтобы они тянулись к нравственному и человечному.

В школе музыкальный фольклор переходит для ребенка в сферу специально организованного обучения. В жизни обучение идет исподволь, незаметно для ребят, а в специально организованном обучении появляется необходимость вводить учащихся в музыкальный фольклор. В школе дети встречаются с ним в новом качестве, вне его традиций, т. е. происходит как бы «вырывание» фольклора из среды его бытования. Чтобы смягчить это противоречие, учитель должен, насколько это возможно, компенсировать эту утрату среды и ситуации, естественных для бытования музыкального фольклора. Предметы, изучаемые в начальных классах сельской школы, располагают большими возможностями по ознакомлению детей с элементами народной музыкальной культуры. При включении этих элементов необходимо исходить из специфики среды бытования того или иного элемента детского музыкального фольклора и особенностей его художественно-образных элементов.

Рис. 9. Фольклорное произведение как органическая часть жизнедеятельности человека.К наиболее распространенным, активно бытующим жанрам детского музыкального фольклора относятся заклички. Заклички – от слова «закликать» – «звать, просить, приглашать, обращаться» – короткие словесные формулы, обращенные к явлениям природы (солнцу, радуге, дождю, ветру и др.). Присущее закличкам прямое обращение, утверждение обусловило преобладание в их напевах интонаций зова, клича, а также образование определенной сложившейся структурно-строительной мелодики, характерной лишь для этого жанра. Слова закличек выкрикиваются нараспев хором, что дает возможность особенно полно раскрыть возможности детского голоса: его силу и звонкость, эмоциональную темпераментность и естественность звучания. Например:

Дождик, дождик, пуще!
Дай хлеба гуще!

Весенне-летние заклички (обращенные к прилету первых птиц, приходу весны и т. д.) связаны с древней традицией обращения к силам природы. Чтобы ребенок правильно воспринял закличку, он должен пережить не только состояние красивого музицирования но и состояние единения с природой. Поэтому знакомиться с закличками, например весенне-летними, дети должны на открытом воздухе: за деревней, у реки, у края широкого поля, на возвышенном месте, чтобы не утрачивались те специфические свойства, присущие этому жанру. На природе можно «гукать», «ухать» (посылая возглас – сильный, громкий на слог «гу» или «у» в пространство), стремясь охватить его звучанием своего голоса, и слыша «эхо» в ответ по всей округе. Например:

Весна-красна,
На чем пришла?
На сошечке, на бороночке,
На овсяном снопочке,
На ржаном колосочке! Гу!

Разучивание закличек на уроках вызовет интерес и не составит трудностей, т. к. слова закличек не выпеваются, а музыкально проговариваются. Заклички дают возможность ребенку в эстетической форме выразить свое эмоциональное отношение к природе: звуковые комбинации, являясь узкообъемными (2–3 звука) создают на природе эффект «открытости», побуждают к многообразию слуховых ощущений.

Приговорки (от слова «приговаривать» в значении «припевать», «нашептывать») – это обращение к насекомым, животным, растениям, цветкам; подражание птичьим голосам. Они близки к закличкам, однако их чаще всего каждый ребенок произносит поодиночке. Например:

Божья коровка!
Полети на небо.
Принеси нам хлеба:
Плюшек, сушек, сладких ватрушек!

В подавляющем большинстве приговорок в остаточной форме сохраняются элементы древних заклинаний и заговоров. Основой напевов их являются интонации зова, скандовки, приговора, близкие к разговорной речи. Приговорки поются легко и непринужденно.

Наиболее полно закличкам и приговоркам отвечает содержание уроков природоведения. Так, в работу по темам «Сезонные изменения в природе» следует включать заклички определенного времени года, обращенные к солнцу, ветру, дождю, зиме, морозу и т. д., а в темы «Насекомые и птицы», «Дикие животные», «Растения летом и осенью» – приговорки, в которых встречаются обращения к птицам, насекомым, растениям, грибам, ягодам и т. д. Большую часть приговорок лучше разучивать в классе, а заклички, исходя из специфики бытования этого жанра, контакта с природной средой, изучения музыкального фольклора как единого целого – во время экскурсий на природу. В теме «Летние изменения в природе» («Летние дожди и грозы, осадки» и  т. д.) можно разучить с детьми заклички «Дождик, дождик, перестань», «Радуга-дуга», «Солнышко, солнышко», «Уйди, туча, грозовая» и т. д. На экскурсии в лес по теме “Возвращение перелетных птиц” ребята могут закликать жаворонков и куликов, «призывать» весну.

Игровой припев – это песня, исполняемая в игре, тесно связанная с ее сюжетом и не имеющая самостоятельного значения вне игры. С игрового припева обычно начинается игра, он связывает части игрового действия, может использоваться в нем и в роли концовок. Игровой припев может также содержать условия игры и определять последствия при их нарушении. В быту, в повседневности игровые песни имеют значение функциональное, утилитарное: они призваны помочь интересней провести игру, организовать ее. Песни, припевы иллюстрируют действия, дают наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту, т. к. в основе их миропонимания, мироосвоения лежит именно игра, игровой момент. При исполнении игровых припевов встречаются все типы интонирования – от лирического напевного пения до мелодизированного говорка. Исполняя попевку следует учитывать ее роль в той или иной игре: сопровождается ли она движением, фиксирует ли ритмические акценты хлопками в ладоши, ударами мяча, прыжками, подскоками.

При обращении к элементам, связанным с активным движением, условия пространственной ограниченности класса вступают в противоречие с ними. И, несмотря на существование разнообразных, на первый взгляд, убедительных педагогических приемов преодоления этого противоречия, лучшим местом для освоения таких жанров, как игры с припевами и большая часть игровых песен, будет просторный зал, а в теплое время – двор. В народном быту этим жанрам присущи условия улицы.

Поэтому игры с припевами, а также игровые песни лучше осваивать на уроках физкультуры: т. к. для них характерно гармоничное сочетание эстетического и этического начал, соединенных с задачей физического воспитания в интересной драматизированной, ролевой форме (эмоционально привлекательные для детей соревнования в беге, прыжках, ловкости, выносливости). Таковы игры «Горелки», «У медведя во бору», «Родничок», «Коршун», «Мельница», «Метелица», «Юла» и др. Существуют игровые песни, суть которых состоит в подражании действиям ведущих, когда они стоят в круге («Дрема» или «Дедушка Трифон» и др.). Большое внимание в игровых песнях следует уделять использованию простой, но выразительной игровой атрибутики (жгуты, ленты, платочки, палочки, шишки, камушки, скакалки, мячи, повязки или шапки, надвинутые на глаза и т. п.). Использование несложных игровых песен и игр с припевами на уроках физкультуры позволяет знакомить детей с определенными жанрами музыкального фольклора, как искусства синкретичного, в единстве слова, музыки, движения и не нарушать структуры учебной программы по физическому воспитанию в начальной школе, где значительное место занимают игровые упражнения, подвижные игры, танцевальные упражнения: простейшее сочетание танцевальных шагов, ходьба с остановками в конце музыкальной фразы, ходьба под музыку, песню учащихся.

Не менее действенным средством освоения звуковой сферы музыкального фольклора являются народные инструменты. В них, как и в песнях, проявляется музыкальность народа, его самобытность. В детском музыкальном фольклоре широкое использование музыкальных инструментов связано с такими традиционными видами (жанрами) как инструментальные наигрыши и сигналы. Большинство детских музыкальных инструментов отличаются элементарностью конструкции, на их изготовление годится практически любой природный материал: дерево, кость, рога животных, глина, кожа, металл, а также предметы домашней утвари. Эти инструменты отличаются простотой в изготовлении, способах звукоизвлечения и приемов игры на них. Детские музыкальные инструменты можно подразделить на следующие группы:

  1. ударные (трещетки, бубен, коробочка, бич и т. д.);
  2. духовые (свистульки, кугиклы, дудочки и т. д.);
  3. инструменты-однодневки (дудки, свистки из стеблей растений, стволов, веток кустарников, деревьев и т. д.);
  4. различные предметы домашней утвари (деревянные ложки, ведро, коса, пила, ухват, пленка, прикрепленная к гребенке и т. д.).

С народными инструментальными наигрышами, как элементом детского музыкального фольклора, младших школьников лучше знакомить на уроках через следующие виды деятельности:

  1. ознакомление с внешним видом инструмента;
  2. ознакомление со звучанием инструмента;
  3. прослушивание аутентичных наигрышей;
  4. изготовление самих инструментов.

Так, ознакомление с внешним видом народных инструментов может происходить на уроках чтения при изучении русских народных сказок «Чудесная дудка», «Девушка-березка», «Чудесный бубен», «Гусли-самогуды», «Царица-гусляр» и др. На уроках природоведения с народными инструментами можно познакомить детей при изучении тем посвященных породам деревьев: липа, ель, клен, ива, бузина, береза, черемуха, орех, ольха … Все они звучат по разному и поэтому применяются каждый раз индивидуально в соответствии с назначением инструмента. Например, барабанка – самозвучащий инструмент пастухов Костромской, Вологодской, Нижегородской областей России – делалась из еловой доски. Ей придавали трапециевидную форму, пастух вешал ее себе на грудь. Играли на барабанке деревянными палочками, звук получался звонкий, далеко разносился и мог иметь разную окраску. В теме «Домашние животные» учащиеся могут познакомиться с внешним видом и звучанием рожка, который делается из рога животных (вола, тура, быка).

Слушание аутентичных наигрышей может осуществляться на уроках изобразительного искусства в темах «Народный праздник», «Образ русского человека», «Народный костюм», «Украшения и фантазия», «Каждый народ – художник» и др.; на уроках чтения при изучении русских народных сказок («Ночные пляски», «Медведь и лиса» и др.) в качестве музыкальных иллюстраций (например, при упоминании о пляске).

На уроках трудового обучения в темах «Лепка игрушек», «Резьба по дереву», «Изготовление народных игрушек» можно изготовить простейшие народные инструменты (свистулька, коробочка, полено, бич), а также смастерить шумовые (пленка бересты, прикрепленная к гребенке; березовый туесок, наполненный горохом и т. д.). Детская игрушка, какой является свистулька, может стать отправной точкой на пути в мир музыкального фольклора в случае, если показать ее учащимся как своеобразный музыкальный инструмент (разновидность флейты со свистковым устройством), из которого можно извлекать мелодии знакомых детских песенок, превратив их в наигрыши. Так на свистульке с двумя игровыми отверстиями (с поступенным звукорядом в объеме терции), дети могут сыграть закличку «Ой, кулики, жаворонушки», песни «Ходит зайка по саду», «Просо» и т. д. Ударяя короткими палками поочередно, можно поиграть простейшие сигнальные фигуры и ритмические наигрыши на «деревянке» (полом стволе дерева или сухом полене), извлекая высокие и низкие звуки как результат более сильного или слабого удара, либо разных мест ударения.

На уроках-экскурсиях по трудовому обучению (на пришкольный участок, в лес, в поле весной и осенью) можно изготовить детские инструменты-однодневки: свистульки и дудочки (из стручков акации, из срезов стеблей трубочек одуванчиков, из стручков гороха, бобов, стеблей лука и т. д.) и поупражняться в исполнении наигрышей, стать участниками творческого процесса создания звучащего мира, музыки.

Прибаутки – это рифмованные выражения, чаще всего шуточного содержания, употребляющиеся для украшения речи. Основное их назначение – развеселить, рассмешить себя и своих собеседников. Разнообразна художественная структура прибауток – от коротких песенок до длинных сюжетных песен повествовательного характера. Например, «Мы люди близки, поедим из одной миски», «Ай, чучу, чучу, чучу, я горошек молочу». Оригинальны прибаутки, состоящие из вопросов и ответов, причем, каждый ответ дает повод к новому вопросу, образуя таким образом как бы непрерывную цепь:

Шел козел с косой.
– Где был козел?
– Сено косил.
– На что сено?
– Коров кормить…

Своим содержанием прибаутки напоминают маленькие сказки в стихах.

Потешки – песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с малышом. Главное их назначение – подготовить ребенка к познанию окружающего мира в процессе игры. Потешки являются первой ступенью лестницы, ведущей к познанию богатств русского языка народной поэзии. В них есть и «педагогические наставления» (Сорока-сорока, кашу варила…). Потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям. Так, на уроках чтения и развития речи с успехом могут быть освоены элементы детского музыкального фольклора такие как потешки, прибаутки, т. к. без ущерба для них достаточны условия урока в классе. Построенные на преимущественно традиционных устоявшихся попевках-формулах, они удобны и полезны для выработки правильного дыхания, четкого ритма свободной артикуляции. Для занятий следует подбирать короткие песенки и отказаться от длинных сюжетных и вопросно-ответных песен.

Предмет «Изобразительное искусство» относится к образовательной области «Искусство», в котором стандартным учебным планом предполагается использование в учебном процессе музыкальных произведений. В методических рекомендациях к программе приводится перечень произведений музыкального ряда. К сожалению, в нем конкретизирована композиторская музыка, а народная выступает обобщенным понятием. Исходя из содержания учебного материала уроков, можно предложить два способа включения элементов музыкального фольклора:

  1. замена композиторской музыки на народную (где это возможно);
  2. замена русской народной музыки на ее региональный вариант.

Так, например, произведения П. Чайковского из фортепианного альбома «Времена года» в темах «Осень – пора плодородия», «Наши зимние забавы», «Какого цвета весна и лето?», фрагменты из балета И. Стравинского «Петрушка» в теме «Наши зимние забавы» могут быть заменены календарными песнями: колядками, веснянками, масленичными, троицкими, покосными, жнивными и т. д. К наиболее интенсивному включению регионального фольклора располагает обобщенная тема четверти в третьем классе «Искусство твоего народа» (особенно темы уроков «Пейзаж родной земли», «Образ русского человека», «Воспевание труда в искусстве», «Народные праздники». На уроках изобразительного искусства в темах «Народный праздник», «Твои игрушки», «Ожившие образы старины», «Роспись по дереву» можно предложить детям создать эскиз для росписи народных инструментов.

Наибольшими возможностями для овладения основами детского музыкального фольклора располагают уроки музыки. Здесь главным основополагающим принципом становится принцип параллельности между народной музыкой и музыкой композиторской. Так, например, смысловым центром первого урока в 1 классе является введение школьников в основную тему четверти ««Три кита» в музыке – песня, танец, марш» путем организации поисковой ситуации с опорой на их жизненный опыт. Учащиеся убеждаются, что с тремя китами, на которых, образно говоря, держится вся музыка они уже хорошо знакомы. Помогают им в этом умело подобранные образцы народных мелодий (песни, танцы), которые они часто слышат и знают. Уроки углубления темы («Разновидности танца», «Разновидности песни») также можно проводить на параллельном рассмотрении образцов народной музыки и авторской.

Центральным произведением, помогающим раскрыть тему урока «Куда ведет нас песня?» является первый концерт для фортепиано с оркестром (финал) П. Чайковского. Слушая его, школьники знакомятся с интонацией весенней песни Брянской области «Выйди, выйди, Иваньку» и приходят к выводу, что жанр песни может привести их в произведение более крупной формы – инструментальный концерт. На этом уроке можно предложить детям прослушать местные варианты закличек и дать задание поискового характера: записать возможные варианты закличек, известные вашей семье.

Наиболее интенсивному включению элементов музыкального фольклора располагает обобщенная тема первой четверти 3 класса «Музыка моего народа», где учащиеся знакомятся со многими жанрами русской народной музыки, такими как, протяжная («Вниз по матушке по Волге»), хороводная («Со вьюном я хожу»), плясовая («Светит месяц»), с инструментальной музыкой («Плясовые наигрыши» в исполнении народных инструментов – жалейка, рожок), с песенно-танцевальным жанром – частушка. Так, например, учитель Г. Пиленкова провела урок с использованием местного фольклорного материала, посвященный жанру частушки. Из воспоминаний жителей деревень Филиппово, Искра и др. (Псковской области), записанных во время экспедиций на уроке рождается образ ярмарки и народного гуляния. На уроке исполняются местные частушки, пословицы и поговорки, сказка о Петре I, записанная со слов жительницы д. Белошкино. Заранее дети подготовили красиво оформленные листы с частушками, напетыми мамами, бабушками, соседями».

Итак, как мы видим, предметы, изучаемые в начальных классах сельской школы с элементами музыкального фольклора, следует использовать в эстетическом образовании младшего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание при изучении предмета "Окружающий мир".

В данной работе я попыталась показать как географический материал при изучении предмета " Окружающий мир" (образовательная система "Школа 2100",можно использовать в целях эстетического воспитания млад...

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Занятия по фольклору имеют в себе большие возможности для творческого развития школьников. Анализируя продуктивное детское творчество, можем судить о качествах ребенка, его склонностях, интереса...

Психологические аспекты познавательной сферы развития детей средствами эстетического воспитания на занятиях ансамблевого пения на английском языке

Автор статьи дает методические рекомендации по работе по программе дополнительного образования "Пение на английском языке" с точки зрения психологического раскрепощения учащихся в рамках освоения инос...

Лепка из соленого теста как средство эстетического воспитания младших школьников

Тестопластика  способствует всестороннему развитию личности как детей так и взрослых и является здоровьесберегающим компонентом в работе воспитателя....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» (пропедевтическое изучение предмета «ФИЗИКА» в начальной школе через интеграцию с предметами «МАТЕМАТИКА» и «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО КРУЖКА  «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ» направлена на организацию раннего изучения предмета "Физика" на пропедевтическом уровне...