Тема «Особенности реализации образовательной программы по предшкольному обучению»
методическая разработка по теме

Федина Екатерина Владимировна

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Тема: «Особенности реализации образовательной программы по предшкольному обучению»

педагог  Федина Е.В.

Преимущества предшкольной подготовки.

В настоящее время существует очень много программ по предшкольной подготовке.

Цель у них одна: подготовить детей к систематическому обучению в школе, решая при этом разные задачи, например:

- познакомить детей с правилами школьника,

- научить правильно, взаимодействовать друг с другом,

- развивать речь, память,

- научить читать, писать, считать и т.д.

Каждый исходит из того, что на его взгляд, облегчит ребёнку дальнейшее обучение.

Но в программе «Введение в школьную жизнь», (авторы Г.А.Цукерман, Н.К.Поливанова), которую я представлю сегодня вашему вниманию, главной задачей является – сохранение , и , даже восстановление, душевного здоровья ребёнка и его эмоционального благополучия. По мнению авторов, одной из сторон психического здоровья детей, являются «пресловутые отношения семьи и школы. В огромной степени школьная тревожность связана с тем, как его домашние относятся к его школьной жизни».

И на самом деле эмоциональная сфера ребёнка во многом зависит от взрослых (родителей и учителей). Если тревожится и нервничает мама, это состояние передаётся ребёнку., отрицательно сказывается на его самочувствии и здоровье. Говоря о предшкольной подготовке, мы думаем только о детях, но и для родителей этот период времени не менее важен.

У родителей просто голова идёт кругом, в какую школу определить своего малыша, по какой программе учить, какому учителю доверить, как готовить ребёнка к школе, чему и кому отдать предпочтение???

Я думаю, что организация предшкольной подготовки даёт возможность родителям  спокойно разобраться во всех этих вопросах и выбрать приемлемые варианты. Для этого они посещают родительские собрания в разных школах, познакомиться с разными системами образования и, если что-то не устраивает в одной школе, выбрать другую. А уж наша задача – организовать работу так, чтобы родители  захотели привести ребёнка к нам.

В неменьшей степени период предшкольной подготовки необходим и учителю. Этот период времени даёт учителю возможность узнать своих будущих учеников, понять с кем и как себя вести (кого-то чаще хвалить, с кем-то быть построже, кому-то дать время собраться с мыслями, не торопить, кого-то успокоить и т.д.) и это крайне важно, чтобы не совершать ошибок, не отбить у него желания учиться.

Первые дни пребывания детей в школе осложняются для учителя ещё и тем, что он должен сразу включить детей в учебный процесс, но приходится много времени на уроке тратить на организацию детей, объяснять им как нужно вести себя на уроке, как общаться друг с другом, т.е. всему тому, чему мы их учим  во время предшкольной подготовки.

Что же даёт предшкольная подготовка самим детям?

 Практика показывает, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению. Чаще всего родители считают, что самое главное – это научить детей считать, читать и писать. Они мало обращают внимание на то, как ребёнок общается со сверстниками  и взрослыми (родными, знакомыми и незнакомыми людьми).

 По мнению психологов, источником эмоционального неблагополучия детей  является сфера общения (возрастная социализация ребёнка). Ребёнок с эмоциональными проблемами не способен неэффективно усваивать  полученные знания,  с трудом овладевает навыками творческой деятельности. В школе он почти обречен, попасть в разряд «трудных» учеников – неуспешных, неуспевающих или недисциплинированных…

Не обучая детей конструктивному общению и сотрудничеству, нам трудно будет, научить их учиться, ибо первая ступень этого умения предполагает способность компенсировать собственную неумелость, некомпетентность вовсе не с помощью  книг (это удел подростков), а с помощью других людей ) учителей, родителей, одноклассников).

Для ребёнка 6-7 лет умение учиться – это, прежде всего, умение включаться в специфическое учебное сотрудничество.

Эмоциональное благополучие, умение учиться, навыки сотрудничества – вот приоритетные ценности, и поэтому необходимо найти способ так  ввести детей в школьную жизнь, чтобы они почувствовали себя готовыми к такой жизни.

Программа предшкольной подготовки детей 6-7 лет

Цель – подготовить детей дошкольного возраста к условиям школьной жизни и учебной деятельности

Задачи:

  1. Сохранение душевного здоровья и эмоционального благополучия ребёнка.
  2. Знакомство с правилами школьника.
  3. Формирование у детей навыков  и умения учиться и сотрудничать с другими людьми.
  4. Развивать качества, необходимые для успешного обучения.
  5. Развивать произвольные познавательные психические процессы (внимание, память, воображение), навыки самоорганизации и самоконтроля.

Структура программы.

Программа представлена  тремя разделами:

  1. Курс «Введение в школьную жизнь», 26 занятий.
  2. «Развитие слухового восприятия», 14 занятий.
  3. «Математические ступеньки», 14 занятий

Первый раздел – Курс «Введение в школьную жизнь».

Цель: облегчить ребёнку переход от дошкольной жизни к школьной.

Этот курс разработан авторами Г.А. Цукерман и Н.К. Поливановой в рамках системы развивающего обучения (В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина)

Курс  «Введение в школьную жизнь» готовит детей не к пассивной позиции обучаемого, а к активной позиции учащегося, который учится с помощью взрослых и сверстников на основе учебного сотрудничества.

Каким должно быть не просто вежливое, культурное общение, а учебное сотрудничество.

  1. Оно должно строиться как договор о сотрудничестве и взаимопомощи, в составлении которого участвуют и учитель и дети.
  2. Каждый раз, предлагая новую норму учебных взаимоотношений, учитель предлагает детям ситуацию открытого выбора между правильным школьным и «неправильным» дошкольным поведением, предоставляя каждому возможность попробовать применить к себе и то и другое не на словах, а на деле перейти от дошкольного к школьному поведению.
  3. Норма – это всегда разнообразие  равнодостойных индивидуальных вариантов.  Чтобы помочь ребёнку «подогнать» общую школьную норму к его индивидуальности, нужен «веер» допустимых образцов в пределах данной нормы.
  4. Чтобы помочь ребёнку выполнять норму, недостаточно её сформулировать. Необходимо ввести средства для регуляции и саморегуляции нормативного поведения. В курсе «Введение в школьную жизнь такими средствами являются разнообразные знаки и жесты («Я согласен», «У меня другое мнение», «Вопрос», «Ловушка»).
  5. Все нормы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения «ребёнок – взрослый», но и отношения  «ребёнок – ребёнок». При этом нормосообразное поведение эффективней складывается не в целом классе, а в малых детских группах, являющихся для ребёнка одновременно и группами поддержки.

В итоге, курс «Введение в школьную жизнь» строится как обучение навыкам учебного сотрудничества. Но при этом  материал, с которым работают дети ,- чисто дошкольный (дидактические игры на конструирование, классификацию, рассуждения, запоминание, внимание и прочее). Предлагая детям эти, по сути развивающие задания, не ставится целью научить детей в совершенстве всё выполнять, нет цели научить конструировать, классифицировать и т.д.. Усилия детей должны быть сосредоточены на освоение отношений в группе, на умении договариваться, обмениваться мнениями, понимать и адекватно оценивать друг друга и себя так, как это делают настоящие школьники.

Авторы курса предлагают приучать детей к самостоятельности суждений, умению спорить и отстаивать своё мнение, задавать вопросы, быть инициативным в получении новых знаний.

Работая с этой программой, я как учитель, хочу показать детям, что каждый из них вправе  иметь своё мнение, не бояться  его высказывать, потому что каждый имеет право на ошибку. Каждый может задать вопрос на понимание, не стесняясь не только учителю, но и товарищам. Очень важно, чтобы ребёнок понял, что не страшно ошибаться, главное понять – в чём ошибка и вовремя устранить её причину. Всё это поможет  ему в дальнейшем успешно учиться.

Результаты, которые мы ожидаем получить по окончанию курса «Введение в школьную жизнь» следующие:

- дети будут иметь представление о том, как  правильно взаимодействовать друг с другом и с учителем, т.е. иметь представление о правилах учебного сотрудничества,

- они узнают о правилах поведения школьника на уроках и переменах.

В итоге дальнейшая работа  с ними по учебным развивающим программам будет наиболее эффективно проводится без затрат времени на организацию детского коллектива.

Второй раздел – «Развитие слухового восприятия

Цель: подготовить детей к проведению звукового анализа слов, являющегося основой чтения и письма.

  1. Почему звуки, а не буквы?

«…Подчеркнём, что фонетические знания и умения являются предпосылкой формирования всех четырёх видов речевой деятельности: понимания, говорения, чтения и письма»…

Ещё К.Д. Ушинский придавал принципиальное значение ознакомлению со звуковой стороной языка как основе обучения грамоте.

Линию К.Д.Ушинского развил психолог Д.Б.Эльконин. Он пришел к выводу, что система обучения чтению, которое он охарактеризовал как «воссоздание звуковой формы слова на основе его графической (буквенной) модели», целиком зависит от характера письменности. Поскольку русское письмо звукобуквенное, читающий оперирует в процессе чтения звуками.. Отсюда и требование: исходным пунктом в обучении чтению должна стать ориентировка в звуковой действительности языка.

(П.С.Жедек)

2.       Содержание раздела   отражено в тематическом планировании (см. приложение)

Знакомство со способом выделения звуков в слове, выделение звуковой последовательности в словах из трёх и четырёх звуков. Вычленение первого гласного звука в ударной, а затем в безударной позиции, вычленение согласного звука в конце слов, а потом в начале слова. Задания, направленные на совершенствование звукового синтеза. Дети должны слить первые выделенные звуки названий картинок и получить новое слово. Соотнести количество звуков в слове с заданной моделью.

Ожидаемый результат

  1. Формирование предпосылок к обучению грамоте.
  2. Обучение основам звукового анализа и синтеза.
  3. Выявление возможных затруднений у детей для построения коррекционно-развивающей работы.

Третий раздел  «Математические ступеньки

Цель: дать представление о таких свойствах предметов, как протяжённость в пространстве (длина, ширина, высота), площадь, цвет, форма.

Система РО Эльконина – Давыдова, по которой предстоит учиться детям экспериментальной группы, предполагает, сравнительно, длительный период усвоения детьми понятия величины, а затем подробное прослеживание ими  происхождения понятия числа на основе измерения величин

 Поэтому необходимо развести  в представлении детей понятия – предмет и величина.

Поставленная цель достигается  в процессе решения детьми практических задач.

Например: Выбрать из имеющихся предметов одинаковые по признакам:  длины, цвета, форме, размеру. Выполняя задание, дети отрабатывают умение прикладывать фигуры друг к другу, сравнивая их по заданным параметрам. Учатся показывать отношения между ними с помощью полосок разной длины, цвета и т.д. (предметное моделирование отношений).

В работе мы используем пособие «Математические ступеньки» - автора Е.В.Колесниковой.

«Форма и цвет» - рабочая тетрадь с линейками и трафаретками, набор геометрических фигур.

 Выбор этих пособий для работы не случаен, т.к. все задания и курс практических работ вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой. Вводит его в мир знаний через ведущую деятельность дошкольника – игру. Одновременно с усвоением математического содержания, ребёнок закрепляет знания  об основных цветах, учится отгадывать загадки о предметах окружающего мира, рисовать символические изображения предметов по линейке трафаретке, закрашивать их, тем самым ещё и развивается и укрепляется моторика пальцев. Широкое использование загадок обогащает речь ребёнка, активизирует словарь за счёт слов – обобщений: животные, насекомые, транспорт, птицы и т.д.

Ожидаемый результат: дети научатся выполнять практические действия по заданным параметрам, сравнивать, узнавать геометрические фигуры по цвету, форме, длине, ширине.

За период наших занятий ( 15 недель) на основании диагностик и наблюдений за развитием детей мы можем говорить о первых результатах:

- дети стали более организованы ( не выкрикивают с места, не боятся говорить, высказывать своё мнение, научились работать в парах, анализировать и отражать своё отношение к концу уроку по содержанию, чувственному восприятию и формулируют с помощью учителя своё отношение к занятиям.

Например: в группе есть мальчик, который требует к себе повышенного внимания, у него тревожные глаза и, если ему что-то не нравится  он демонстративно отказывается от любой деятельности и игровой тоже. Причём это не молчаливые обиды, агрессивные реакции  иногда со слезами и истериками. Теперь мы этого ребёнка «не узнаём». Он стал спокойнее, доброжелательнее и здесь, на мой взгляд сыграло большую роль желание разобраться в психологических особенностях, вникнуть в его проблему, изучить его семейное окружение и понять причину неадекватного поведения, а затем искать волшебный ключик  к его сердцу.

Огромное значение в ходе реализации проекта я придаю согласованному взаимодействию с психологом и родителями наших дошколят. Организация системы предшкольной подготовки поможет учителю реализовать все поставленные цели с тем, чтобы дети с радостью и огромным желанием приступили первого сентября к учёбе.

.

 

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности реализации системно – деятельностного подхода в обучении младших школьников

С внедрением Федерального государственного образовательного стандарта в современной школе широко применяются на практике новые подходы к обучению. Среди них самый эффективный  – системно-де...

Справка по работе воспитателя Демировй С.Ш. по реализации образовательной программы на дистанционном обучении на период с 01.04. по 24.04.2020

Справка по работе воспитателя  Демировй  С.Ш.по реализации образовательной программы на дистанционном обучениина период с 01.04. по 24.04.2020...

Доклад "Основные направления для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в школе"

Рекомендации, цели и задачи при использовании дистанционных образовательных технологий и электронного обучения....

Формы обучения при реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной организации

В учебном процессе могут быть реализованы разные формы обучения с использованием цифровых технологий в зависимости от возраста обучающихся, от степени их активности и самостоятельности, от специфики у...

Презентация @Технология «Кооперативное обучение» в процессе реализации образовательной программы «Калейдоскоп»

Автор делится своим опытом применения кооперативного обучения на занятиях в творческой мастерской "Бумажный калейдоскоп"...