Проект урока: «Тундра. Природа тундры»
план-конспект урока (4 класс) по теме

Хамченко Зоя Викторовна

 

Цель:

продолжить развитие основных  естественно-научных представлений о    зависимости между географическим положением природной зоны  и её особенностями на примере темы «Природные зоны России. Тундра»

Задачи:

  • предметные:

-  формировать  представление о природной зоне;

- умение определять природную зону по основным признакам;

- установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий.

Метапредметные УУД:

  • познавательные:

- умение работать с географической картой;

- развивать познавательный интерес;

- развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

  • регулятивные:

- планирование деятельности.

  • коммуникативные:

- развивать речь;

- умение работать в группе.

  • личностные

 -  помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны;

 -  формировать представление детей о единстве природы и человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc130.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku_.ppt1.63 МБ
Microsoft Office document icon kartochki_k_uroku.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                     Проект урока: «Тундра. Природа тундры»  4 «А» класс 

Цель:

продолжить развитие основных  естественно-научных представлений о    зависимости между географическим положением природной зоны  и её особенностями на примере темы «Природные зоны России. Тундра»

Задачи:

  • предметные:

-  формировать  представление о природной зоне;

- умение определять природную зону по основным признакам;

- установить зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий.

Метапредметные УУД:

  • познавательные:

- умение работать с географической картой;

- развивать познавательный интерес;

- развивать логическое мышление учащихся, умение сравнивать и делать выводы.

  • регулятивные:

- планирование деятельности.

  • коммуникативные:

- развивать речь;

- умение работать в группе.

  • личностные

 -  помочь детям задуматься о ранимости природы, необходимости её охраны;

 -  формировать представление детей о единстве природы и человека.

Основное понятие: зависимость особенностей природной зоны от географического местоположения, взаимосвязь между деятельностью человека и окружающей средой.

Оборудование:  карта природных зон, учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, презентация  ИКТ, картинки с изображением животных, птиц, растений, карточки-помогайки.

Методы:

Словесные, наглядные, практические:

-организация работы в группах (коллективный поиск, взаимообучение учащихся, развитие учебно-информационных УУД);

- беседа эвристическая (опора на житейский опыт, установление зависимости от полученных  заранее знаний);

- контроль (организация диагностической работы).

 

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникатив

ная

Регулятивная

1. Самоопределение к деятельности.

Создание проблемной       сит. Фиксация новой учеб. задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи- определение особенностей природной зоны от географического положения

Организовывает устный коллективный анализ учебной задачи. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Конструирование нового способа действия.

Построение ориентир. основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллективное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

4. Переход к этапу решения  Работа в группах

 Фиксация в модели существенных отношений изучаемого объекта.

 Организует учебное взаимодействие учен  и следующее обсуждение составленных моделей

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

 Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

5. Презентация  работы группового взаимодействия

Воспринимают  ответы обучающихся

6. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диаг. работа на  выходе:

- орган диф. кор. Работы,

- КОД

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий по эталону

Осуществляют  контроль по результату

7. Рефлексия урока.

Подвести итог урока

Тема

Цель

Задачи

Чему учились

Что нового, необычного интересного вы узнали?

 Каким способом?

- Кому что показалось трудным на уроке?

Что на уроке было самым интересным?

Умение делать выводы, обобщение

Вступать во взаимодействие

Осуществляют  самоконтроль и самооценку по результату

8. Домашнее задание.

Отработка навыков на новом материале

Развитие познавательного интереса

Предлагает разные варианты

Работа с разными источниками информации

Обращение к родителям

Целеполагание, планирование и выбор деятельности

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.  Постановка учебных задач урока.

   Включается музыкальная картинка «Увезу тебя я в тундру…».

   - Посмотрев фрагмент из видеоклипа, кто догадался, с какой  природной  зоной мы будем сегодня знакомиться? (с зоной тундры)

  -  Вы  встречались где-либо с таким понятием?

  - Слово “тундра” очень необычное, в переводе с финского значит “бесплодная” или “враждебная”, а в переводе с саамского языка – «безлесная равнина»  Как вы думаете, почему? (Потому что это очень холодное место на Земле, и от этого зависят условия жизни в этой зоне)

(Открытие! (записываю на доску это слово) – что особенности природной зоны  характеризуются  её местоположением)                                                                        

2. Совместное исследование проблемы.

- Давайте предположим, чем она будет характеризоваться (антиципация), исходя из её географического местоположения?

-  Определим   местоположение тундры (работа с картой) Слайд 1 и карта.

3. Конструирование нового способа действий.

- И так сегодня на уроке мы знакомимся с новой природной зоной,  а как будем знакомиться, ваши предложения по организации нашей деятельности?

( будем работать по группам, по плану)

- По какому плану? Вспомним  про Арктику….                       Слайд 2

Выход на определение групп по тематике -

Тема исследования для всего класса…  (Природа тундры. Тундра и человек)                       Слайды 3-7.

Цель урока:

Задачи урока:

Чему будем  учиться?

- работать в группах, работать с картой, с учебником, с  доп. литературой, работать со схемами, составлять карту знаний.

Учитель: я приготовила задания для групповой работы, во время которой вы будете:

  • использовать все знания, полученные на предыдущих уроках;
  • обобщать материал в виде своего выступления;
  • вы должны научиться    определять по основным признакам природную зону, составлять экологическую пирамиду и сделать вывод, как зависит живая природа от неживой. 

4. Переход к этапу решения проблемы.  Работа в группах.

Мы определили план, определились по группам  (выход на название групп)

Слайд 8 – 11.

Карточка – помогайка: 1 группа « Географы».

 Откройте учебник на странице с. 87- 90.

1. Где расположена тундра?

2. Что характерно для зимы и лета  в тундре?

3. Что представляет собой поверхность тундры?

4. Почему в тундре много болот и озёр?

5. Изобрази на карте с помощью простого карандаша  на  стр. 22 – 23 «Проверим себя»  природную зону  тундры.

6.Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.

7.Оцените работу группы с помощью знаков  +, -

Фамилия, имя

Активность работы в группе

Сотрудничество

1

2

3

4

5

Карточка – помогайка.  Группа 2 «Ботаники»

Откройте учебник на странице 90.

  1. Какие растения растут в тундре?
  2. Как растения приспособились к жизни в тундре?
  3. Почему растения в тундре низкорослые?
  4. Составьте из раздаточного материала карту «Растительный мир тундры»
  5. Составьте рассказ по вопросам. Обратите внимание на вывод.
  6. Оцените работу группы с помощью знаков  +, -

Фамилия, имя

активность работы в группе

сотрудничество

1

2

3

4

5

 

Карточка- помогайка. Группа 3  «Зоологи».

Откройте страницу 91-92 учебника.

1. Какие животные могут жить в тундре? Как они приспособились к условиям обитания?

А) насекомые

Б) птицы

В) животные

Оформите это на карте  «Животный мир тундры» (Внимание: в пакете есть «ловушки»)

2. Как приспособились животные к условиям жизни?

 

Какая «одежда» у   животных?

Шерсть густая и длинная, много пуха и перьев.

Какая окраска?

Меняется, зимой – белая, летом – светлая.

Какие размеры?

Различные, но не крупные.

Какова форма тела?

Формы тела разные.

  1. Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.
  2. Оцените работу группы с помощью знаков  +, -

Фамилия, имя

активность работы в группе

сотрудничество

1

2

3

4

5

Карточка – помогайка. Группа 4  «Исследователи».

Откройте страницу 93 учебника.

  1. Основное занятие северных народов. Какое значение имеет  разведение оленей. Заполни таблицу.

                                       

  1. Какие поиски ведутся в тундре?
  2. Какие народы севера вам известны? (обратите внимание на дополнительные тексты, их надо использовать)

     4. Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.

     5.Оцените работу группы с помощью знаков  +, -

Фамилия, имя

активность работы в группе

сотрудничество

1

2

3

4

5

Карточка –помогайка. Группа 5 «Экологи»

Откройте страницу 94-95 учебника.

  1. К чему приводит хозяйственное освоение тундры?
  2.  Почему природа тундры необыкновенно ранима?
  3. Как же связаны между собой обитатели тундры? Проследите  цепочки питания животных, обитающих в тундре? (поставьте правильно стрелки и вставьте слова)

1. Ягель –  ……… –  волк

2. Ягода –    лемминг –   белая сова

3. ………… –     лемминг –    песец

4. Ягода –   белая куропатка –  кречет

К чему приводит нарушение человеком цепей питания? Как не допустить этого?

 

4. Какие  птицы  занесены в Красную книгу? (обратите внимание на дополнительный материал)

5.Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.

     6.Оцените работу группы с помощью знаков  +, -

Фамилия, имя

активность работы в группе

сотрудничество

1

2

3

4

5

Физминутка «Две руки»

5. Презентация  работы группового взаимодействия.

Учащиеся предоставляют наработанный материал, который оценивается по обсуждённым заранее критериям. Учитель может совместно с учащимися задавать вопросы. По ходу демонстрирует слайды.  Слайды 12-17.

Вывод:  Причина разнообразия природных условий Земли: климат и почва определяют растительность данной местности, а также и ее животный мир.

6.  Контроль на этапе окончания учебной темы.

- Какой следующий этап? (проверить полученные  знания)

- Я вам предлагаю выполнить тестовую работу.

Слайд 18-19.

   - Проверьте себя по эталону.

Самооценка.

                   

  1. Рефлексия.

- Подтвердились ли наши предположения относительно особенностей зоны тундры?

- Какой вывод мы сделали?

Цели и  задачи? Мы выполнили их?

Что было трудное?  А какие мысли вам сейчас хочется высказать вслух?

8.   Домашнее задание:

Обязательное для всех: с. 87-95, чит., тет. с.      з.

 По выбору: 1. Сделать сообщение о Таймырском заповеднике.

                       2. В книге «Зелёные страницы» прочитать рассказ «Ягель»

                       3. с. 96, зад. 1, 3.





Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров с запада на восток тянется безлесная полоса тундры. Тундра расположена на материке Евразия. Название происходит из саамского языка и означает «безлесная равнина». В переводе с финского – «бесплодная, враждебная». Название и изображение на карте

Слайд 2

План изучения природной зоны. Название, изображение на карте. Особенности природы: климат растительный мир животный мир 3. Тундра и человек. 4. Экологические проблемы. 5. Охрана природы. Путешествие по природным зонам России.

Слайд 3

Тема: Цель: Задачи: Чему учиться:

Слайд 4

Тема урока: Природа тундры. Тундра и человек.

Слайд 5

Цель: продолжить развитие основных представлений о зависимости между географическим положением природной зоны и её особенностями на примере темы «Природа тундры. Тундра и человек.»

Слайд 6

Задачи: научиться определять природную зону по основным признакам; уметь устанавливать зависимость растительного и животного мира тундры от её природных условий; определить роль человека в охране природы тундры.

Слайд 7

Чему учиться: - уметь работать с географической картой; - учиться работать с учебником и дополнительной литературой; - развивать логическое мышление , уметь сравнивать и делать выводы; - планировать свою деятельность; - учиться правильно высказывать свои мысли (доказывать, аргументировать); - работать в группе.

Слайд 8

Программа исследования: Географическое положение Климат Растительность Животные Деятельность человека Экологические проблемы. Охрана природы.

Слайд 9

Работа по группам: 1 группа – Географы Цель : изучить климат природной зоны. 2 группа – Ботаники Цель : изучить растительный мир. 3 группа - Зоологи Цель : изучить животный мир. 4 группа – Исследователи Цель : жизнь человека в тундре. 5 группа – Экологи Цель : изучить экологические проблемы в тундре.

Слайд 10

Правила работы в группе Прочитать вопросы. Найти ответы, используя учебник, дополнительную литературу и другой материал. Распределить роли участников группы и подготовить выступление. Оценить работу группы.

Слайд 11

Оценка работы группы Самооценка работы в группе. Интересное выступление. Правильно выполненная работа. Сделаны выводы.

Слайд 12

Группа географов

Слайд 13

Группа ботаников

Слайд 14

Тундра летом

Слайд 15

Группа зоологов ЖИВОТНЫЕ ТУНДРЫ

Слайд 16

Группа исследователей. Тундра и человек.

Слайд 17

Группа экологов

Слайд 18

Проверь себя: Тундра расположена… а) на равнинах; б) на возвышенностях; в) в горах. 2. В тундре… а) ярко выражены все четыре времени года; б) длинная суровая зима и жаркое лето; в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето. 3. Растения тундры… а) высокие с мощными корнями и широкими листьями; б) низкорослые, стелющиеся с мелкими листьями. 4. В тундре обитают… а) тюлени, моржи, киты; б) песцы, лемминги, волки; в) верблюды, лошади, коровы. 5. Главное занятие местного населения тундры… а) рыболовство; б) оленеводство; в) земледелие.

Слайд 19

Эталон 1. а) 2. в) 3. б) 4. б) 5. б)

Слайд 20

СПАСИБО ЗА УРОК!



Предварительный просмотр:

1 группа   «Географы»

Карточка – помогайка:

 Откройте учебник на странице с. 87- 90.

1. Где расположена тундра?

2. Что характерно для зимы и лета  в тундре?

3. Что представляет собой поверхность тундры?

4. Почему в тундре много болот и озёр?

5. Изобрази на карте с помощью простого карандаша  на  стр. 22 – 23 «Проверим себя»  природную зону «Тундра».

6. Составьте рассказ по вопросам.  Обратите внимание на вывод.

7. Оцените работу группы с помощью знаков  +, -

Фамилия, имя

Активность работы в группе

Сотрудничество

1

2

3

4

5

2 группа  «Ботаники»

Карточка – помогайка

Откройте учебник на странице 90.

  1. Какие растения растут в тундре?
  2. Как растения приспособились к жизни в тундре?
  3. Почему растения в тундре низкорослые?
  4. Составьте из раздаточного материала карту «Растительный мир тундры», картинки подпишите. (Внимание: в пакете есть «ловушки»)
  5. Составьте рассказ по вопросам. Обратите внимание на вывод.
  6. Оцените работу группы с помощью знаков  +, -

Фамилия, имя

Активность работы в группе

Сотрудничество

1

2

3

4

5

3 группа «Зоологи»

Карточка- помогайка:

Откройте страницу 91-92 учебника.

1. Какие животные могут жить в тундре? Как они приспособились к условиям обитания?

А) насекомые

Б) птицы

В) животные

Оформите это на карте  «Животный мир тундры», картинки подпишите (Внимание: в пакете есть «ловушки»)

2. Как приспособились животные к условиям жизни? (заполните таблицу)

 

Какая «одежда» у   животных?

Какая окраска?

Какие размеры?

Какова форма тела?

  1. Составьте рассказ по вопросам. Обратите внимание на вывод.
  2. Оцените работу группы с помощью знаков  +, -

Фамилия, имя

Активность работы в группе

Сотрудничество

1

2

3

4

5

             

4 группа «Исследователи»

Карточка –помогайка:

Откройте страницу 93 учебника.

  1. Основное занятие северных народов. Какое значение имеет  разведение оленей. Заполни таблицу.

                                       

                         

  1. Какие поиски ведутся в тундре?
  2. Какие народы севера вам известны?

     4. Составьте рассказ по вопросам и дополнительному материалу. Обратите внимание на вывод (в конверте есть  дополнительные тексты, их можно использовать)

     5.Оцените работу группы с помощью знаков  +, -

Фамилия, имя

Активность работы в группе

Сотрудничество

1

2

3

4

5

5 группа «Экологи»

Карточка –помогайка:

Откройте страницу 94-95 учебника.

  1. К чему приводит хозяйственное освоение тундры?
  2.  Почему природа тундры необыкновенно ранима?
  3. Как же связаны между собой обитатели тундры? Проследите  цепочки питания животных, обитающих в тундре? (поставьте правильно стрелки и вставьте слова)

1. Ягель –  ……… –  волк

2. Ягода –    лемминг –   белая сова

3. ………… –     лемминг –    песец

4. Ягода –   белая куропатка –  кречет

4. К чему приводит нарушение человеком цепей питания? Как не допустить этого?

 5. Какие  птицы  занесены в Красную книгу? (обратите внимание на дополнительный материал)

6.  Составьте рассказ. Обратите внимание на вывод.

 7. Оцените работу группы с помощью знаков  +, -

Фамилия, имя

Активность работы в группе

Сотрудничество

1

2

3

4

5

6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ОНЗ.Тема "Тундра".

Урок ОНЗ. Тема «Тундра»Задачи: 1.Образовательная: познакомить с тундрой, как природной зоной., подвести через проблемный диалог к тому, что тундра – расположена южнее арктической зоны.2.Лич...

Интернет-урок по теме "Тундра"

Шаблон урокаАвтор: Вологжина Евгения ВладимировнаМОУ: МОУ СОШ п. Усть-УдаДолжность: учитель начальных классовПредмет: Окружающий мирКласс: 4 классНазвание курса: Природные зоны России.Название темы: Т...

Урок окружающего мира "Тундра - мой край родной!" 4 класс

Беречь природу, любить её - это, значит, проявлять к ней интерес, уметь защитить её. Чувство природы - это самое богатое чувство, оно несёт в себе связь с землёй и солнцем, звёздным небом и отчи...

Проект "Суровая и ранимая тундра" (конспект урока)

Проект "Суровая и ранимая тундра" (конспект урока)...

«Природа Тундры»

План - конспект урока окружающего мира: "Природа Тундры"...