План самообразования
консультация по теме

Югова Светлана Васильевна

Индивидуальный план самообразования педагога на период 2011-2014 гг.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx34.72 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОН

Управление образования администрации  Октябрьского муниципального района

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

УЙСКО-ЧЕБАРКУЛЬСКАЯ  СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ШКОЛА

План самообразования

учителя начальных классов

Югова Светлана Васильевна

2011-2014 г.

 

д.Уйско-Чебаркульская

2014

ЛИЧНАЯ КАРТА УЧИТЕЛЯ

 

Ф.И.О. учителя:

Югова Светлана Васильевна

 

Дата рождения:

24.07.1963г.

 

Образование (когда и какое учебное заведение окончил):

Челябинский государственный педагогический институт. 30 апреля 1994г.

Специальность по диплому:

«Педагогика и методика начального обучения»

Место работы:

МКОУ Уйско-Чебаркульская СОШ

 

Занимаемая должность:

Учитель начальных классов

 

Дата назначения на должность:

16. 08.1982 г.

 

Общий стаж трудовой деятельности:

32 лет

 

Педагогический стаж:

32лет

 

Квалификационная категория, дата присвоения:

Вторая , 26 декабря  2010 г.

 

 

Тема: «Активизация учебно- воспитательной деятельности в условиях введения стандартов второго поколения 2011»

Модуль: «Проектная деятельность в начальной школе»

ХХ! Век дает заказ на выпускников, обладающих вероятным мышлением, т.е. способным ориентироваться в незнакомой ситуации, умеющих извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, усваивать ее в виде новых знаний и, самое важное, применять эти знания на практике. Так же в век информатизации, когда один человек не в состоянии «переваривать» весь поток информации, важно умение работать сплочено. Проектная деятельность является одним из интерактивных методов.

Цель проектного обучения – создание условий для самостоятельного усвоения новых типов деятельности в социокультурной среде, развитие умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме и систематизировать ее.

2. Спланировать мероприятия позволяющие обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

3.Подведение итогов работы по проблеме.

Плюсы проектной технологии:

  • навыки самообразования;
  • развитие творческого мышления, умения добывать информацию, самостоятельно отбирать и накапливать материал, т.е. приобретаются навыки самообразования и самоконтроля. При подборе материалов, учащиеся используют различные источники информации, работают со справочниками, художественной литературой, учебниками. Активно используют ресурсы интернета;
  • навыки групповой деятельности, т.е. в ходе работы над проектом ребятам приходится устанавливать социальные контакты (распределять обязанности, взаимодействовать друг с другом), адекватно оценивать себя и других;
  • интерес к познавательной деятельности;
  • метод проектов позволяет соединять знания из разных областей и применять их на практике. Это одна из технологий воспитания мотивированных детей. А так же интересная работа не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно считать здоровьесберегающими технологиями. Эта работа оказывает огромное влияние как на отдельного школьника в плане развития его самостоятельности, так и на коллектив в целом, поскольку достижение единой цели очень сплачивает детей. Кроме того, добывание информации самостоятельно позволяет усвоить её гораздо прочнее, чем получение в "разжеванном" виде. Но, самое главное, метод проектов учит детей организовывать деятельность и учит размышлять. А это важнейшие умения, которые будут способствовать будущей успешной взрослой жизни;
  • моделируется реальная технологическая цепочка: задача – результат.

Моделируется реальная технологическая цепочка, состоящая из 5 «П»: Проблема – проектирование – поиск – продукт – презентация. Учащиеся много обсуждают и задумываются: для чего им эта информация? Как ее применить на практике?

Основные этапы индивидуального плана самообразования педагога на период 2011-2014 гг. представлен в таблице.


Индивидуальный план самообразования педагога на период 2011-2014 гг.

Этапы

Цель и задачи этапов самообразования

Проводимые

мероприятия

Формирование компетенций

Сроки

Предполагаемый результат

Форма

отчета

Теорети-ческий

Задачи:

1.Сформулировать тему самообразования.

2. Составить план самообразования.

1.Определить цель и задачи работы по теме самообразования.

2. Составить план самообразования.

3.Внедрение проектных задач  в образовательный процесс (проекты «Моя малая родина» , «Моя семья», «Мой класс и моя школа»).

Ценностно-смысловая,

учебно-познавательная, информационно-коммуникативная, социокультурная

2011-2012г.

План самообразования.

Папка с информацией

Выступление на ШМО «Проектная деятельность в начальных классах»

 «Реализация технологии проектной деятельности в начальных классах, как средство формирования УУД в рамках ФГОС»

Метод проектов – основа проектного обучения

Цель: создание условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.

Задачи:

1.Определить основные требования к проекту.

2. Познакомиться с видами учебных проектов (практико – ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой).

3. Познакомиться с типами проектов (монопроекты, межпредметные проекты).

4. Выбор формы презентации проектов (деловая игра, демонстрация видеофильма, игра с залом, иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий и т.д., инсценировка реального или вымошленного исторического события, научная конференция, пресс-конференция, путешествие, реклама, ролевая игра, соревнования, спектакль, телепередача, экскурсия…)

1.Изучение литературы по теме.

2. Определение места проектных задач в образовательном процессе.

3.Внедрение проектных задач  в образовательный процесс(математика «Узоры и орнаменты на посуде», «Оригами».

Окружающий мир «Моё село», «Красная книга Челябинской обл.», «Моя родословная», «Профессии», «Города Челябинской обл.»

Ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационно-коммуникативная, социокультурная

2012-2013г.г.

1.Саморазви-тие.

2. Конспект урока проектная задача по окружающему миру.

1.Сообщение на ШМО начальных классов по теме.

2.Участие в ШМО начальных классов «Проектная деятельность в нач. школе».

3.Участие и результаты в всероссийских конкурсах.

4.Участие в работе школьного Дневник.ру

Консультативная помощь учителям и учащимся.

Особен-ности осуществления проекта в начальной школе

Цель: выявить особенности и рассмотреть варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

Задачи:

1.Развитие коммуникативных умений  учащихся.

2. Развитие мышления учащихся (сформированность обобщенности умственных действий, гибкость, вариативность и самостоятельность).

3.Формирование у учащихся развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности.

4.Определить этапы проектной деятельности в начальной школе.

1.Изучение литературы по теме.

2.Внедрение проектных задач  в образовательный процесс (окружающий мир «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает»)

Ценностно-смысловая, учебно-познавательная, информационно-коммуникативная, социокультурная

  2013-2014 уч.г.

1.Саморазви-тие.

2.Методические рекомендации.

3.Анализ работы.

1.Участие в конкурсе «Учитель года»

2.Публикации на сайтах «Педагогическая газета»  «Методсовет»,

«Инфоурок»,

«МАААМ.RU»


«ФГОС в начальной школе.

Учебная проектная деятельность – одна из форм реализации деятельностного подхода в обучении»

Цель работы: показать проектную деятельность в начальной школе, как с одну из форм, согласно требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода в обучении.

Задачи:

1. Определить место проектной деятельности в учебном процессе;

2. Выделить виды проектной деятельности;

3. Рассмотреть этапы работы над проектами;

4. Познакомить с опытом работы над некоторыми проектами.

В современном информационном обществе нужны  не столько знания, сколько умения добывать их и применять во всевозможных ситуациях. Именно это является главной задачей, сформулированной в Новых образовательных стандартах.

В соответствии с требованиями стандартов второго поколения для повышения качества знаний учащихся, развития их познавательных и творческих способностей надо направлять деятельность учителя на формирование положительной мотивации учащихся, на самостоятельное овладение знаниями, на творческий подход в обучении.

Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает организация проектно-исследовательской деятельности.

Так что, же такое проект?

Проект – это одна из форм исследовательской работы.

Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.

Под учебным проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.

Что такое проект для ученика?

Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе.

Что такое проект для учителя?

Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать у учащихся умение проектирования. Работа над проектами позволяет учителю обучить детей поиску необходимой информации, приёмам самостоятельной работы, позволяет выйти за рамки привычной организации учебного процесса, разнообразить формы работы.  

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков.

  • Социальных - умение работать в группе; умение  выполнять роли лидера, исполнителя оппонента; умение пойти на компромисс.
  • Коммуникативных - слушать и слышать, принимать другое мнение,
  • высказывать свое мнение, презентовать результат работы.
  • Мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:

  • по доминирующему в проекте виду деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;
  •  по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;
  • по месту проведения: урочные, внеурочные;
  • по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения.
  • по продолжительности: краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные

Этапы подготовки проекта можно выразить в правиле  «пять П»!

  • Проблема - социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.
  • Проектирование –процесс разработки проекта и его фиксации в какой- либо внешне выраженной форме.
  • Поиск информации - сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.
  • Продукт проектной деятельности -  конечный результат разрешения поставленной проблемы.
  • Презентация – публичное предъявление результатов проекта.

На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.

В нашей школе учителя начальной школы работают по учебно-методическому комплекту «Школа России». Работа над проектами входит в программу обучения и является обязательной как для учителя, так и для ученика.

Работа над проектами начинается  в первом классе  с простых, краткосрочных коллективных и групповых творческих проектов на уроках технологии и изобразительного искусства (осеннее дерево, домашние животные), объясняя ученикам принцип создания проекта, этапы и правила работы над ним. Постепенно переходим к более сложным, индивидуальным проектам. Сначала, в работе над такими проектами, ученикам помогают родители.

Проект – это  коллективный, с элементами индивидуальной работы, творческий краткосрочный  проект «Моя семья».

Сначала на уроке окружающего мира дети изучали тему «Как живёт семья». Дома они должны были подготовиться к работе над проектом «Моя семья». Нарисовать свою семью, или разместить на заготовке фотографию своей семьи и написать, как зовут членов их семей, объяснить значение слова семья, обсудить с родителями, традиции, которые есть в семье. На следующем уроке проводилась работа по созданию проекта. Сначала обсуждались вопросы: что объединяет всех членов семьи? Каковы признаки хорошей дружной семьи?  Что такое семейные ценности? На уроке учащиеся работали с разными источниками информации (толковые словари, учебник, презентация учителя, раздаточный материал) учились самостоятельно находить информацию, работали по предложенному плану, самостоятельно отбирали личностно-значимый для них материал. Дети создавали семейное дерево, размещая на его ветках яблоки со словами, называющими ценности его семьи, презентовали свою работу (рассказывали о своей семье), давали оценку и самооценку.

В ходе работы над данным проектом ученики узнали: что такое семья? Что объединяет членов семьи? ФИО членов своей семьи. Научились понимать учебные задачи, отбирать необходимый материал, рассказывать о жизни своей семьи, оценивать значение семьи для человека и общества.

Таким образом, проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.

Список использованной литературы.

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2006.
  2. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении. Составитель Щербакова С.Г. - Волгоград: ИТД "Корифей".
  3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Вестник образования.2004. №13, 15.
  4. Ткачук Е.А. Содержание и методические особенности организации проектной деятельности с младшими школьниками. http: www.ped-sovet.ru
  5. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
  6. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
  7. Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. М.:Просвещение,2011.
  8. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
  9. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. – №9.
  10. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. – №2.
  11. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования

представлен план работы над  методической темой " Обучение решению задач в начальной школе" и план самообразования...

План самообразования учителя

Самообразование по теме "приобщение учащихся к русской культуре"...

План самообразования

В плане  отражены основные направления самообразования,обозначены сроки и примерные источники самообразования....

план самообразования

формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельность...

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальная тема самообразования: "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"...

План самообразования учителя начальных классов

План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....

план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;

Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...