Работа в парах и группах на уроках литературного чтения.
статья (1 класс) по теме

Шныпко Юлия Михайловна

Работа в парах и группах на уроках литературного чтения. В статье я рассказалах о приёмах и методике работы с детьми ОВЗ на уроках чтения. Данная методика помогает увеличить интерес учащихся к чтению, повысить учебную мотивацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon statya_o_rabote_v_parakh_i_gruppakh.zip16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Работа  в парах на уроках литературного чтения

в начальной школе  для детей ОВЗ.

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя.

Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний,  т.е. речь идет о развитии у детей начальной школы обще учебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных). Предметные ЗУН, безусловно, всегда будут актуальны для начальной школы, т.к. они являются мощным средством развития мышления. И чем прочнее и шире знания, тем легче дети будут получать другие знания и, следовательно, будет гибче мышление ребёнка.

Обогащение содержания образования интеллектуальными умениями и способами творческой деятельности происходит через внедрение новых программ, развивающих технологий, методов.

 Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях обучения детей с ОВЗ (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).

Работу в парах я начала вводить во 2 классе. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной  и индивидуальной формы работы. Специфика образовательного и воспитательного процесса в нашей школе состоит в том, что у нас есть возможность делить детей на группы с разным уровнем подготовки, с разным уровнем развития.  Поэтому задания для индивидуальной работы можно давать дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).

 После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Мы знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем , как нужно работать.

На уроках литературного чтения, при чтении стихотворений или рассказов в форме диалога,   детям дается задание, ознакомиться с текстом, подготовить его выразительное чтение, после прочтения каждая пара договаривается и распределяет между собой роли.

  Детям дается время для подготовки, затем, пара, которая готова поднимает руку и выразительно читает диалог.

Так постепенно учащиеся привыкают к сотрудничеству друг с другом, вырабатывается умение и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течение  всего времени обучения.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое, чему нужно научить детей  – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

Следующий этап: научить тренироваться в парах (выслушать пересказ, выразительное чтение или стихотворение наизусть). Работа  предполагает наличие  оценочных листов. Каждый ребенок выступает в качестве редактора и критика услышанного. Оценивает собеседника и выставляет ему оценку за проведенную работу. Оценка может быть выставлена в баллах или в виде смайлика (значка).

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (задайте  друг другу вопросы; расскажи, как ты понял содержание).   Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к чтению , ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

При изучении нового материала  учитель может заготовить дидактические карточки. Дети работают по знакомому им алгоритму. Эффективно проходит повторение и  закрепление учебного материала. Закончить повторение можно фронтальной работой: вызвать любую пару к доске и выслушать их.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовятся к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограничены временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счёт определённой расстановки мебели.

Дети, работая группами:

  1. составляют план произведения, инсценируют;
  2. готовят коллективный пересказ,
  3. пишут продолжение рассказа;
  4. разгадывают кроссворды, головоломки.

Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, одна группа подбирает слова для описания времени года, другая – для описания главного героя.

При изучении произведения по чтению первая группа рисует иллюстрации, вторая группа – составляет план, третья - готовит чтение по ролям.

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам  задания, дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над развитием выразительности речи на уроках литературного чтения в начальной школе

На уроках чтения важным моментом связи предметов и развития речи считаю работу с пословицами . поговорками, фразеологизмами .Детям нравиться находить взаимосвязи ,а также раскрывать истинный смысл пос...

" Методы и приемы работы по анализу художественного произведения на уроках литературного чтения"

Главная задача учителя на уроках литературного чтения – формировать читателя, приобщать ребёнка младшего школьного возраста к литературе. Как особому виду искусства.Большую роль играет методика ...

Мастер-класс для учителей начальных классов "Работа с текстом и информацией на уроках литературного чтения"

Данный мастер-класс был проведён на практических занятиях курсов по ФГОС НОО....

Работа в парах и группах на уроках в начальной школе.

Групповые формы  организации деятельности учащихся, которые необходимы для  учебного сотрудничества. Выступление на ШМО....

Порядок работы в группе на уроке литературного чтения.

Порядок работы в группе на уроке литературного чтения. Можно использовать на уроках обобщения материала, на внеклассном чтении....

Работа по формированию предметных результатов. Интегрированный урок литературного чтения и окружающего мира в 3 классе (открытый урок в рамках районного семинара в 2013-2014 уч.г.).

Данный материал включает конспект интегрированного урока по литературному чтению и окружающему миру. Используется ИКТ-технология....

"Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения".

Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения...