Выступление на ШМО по теме :"Метапредметный подход в начальной школе"
методическая разработка (1 класс) на тему

Третьякова Лариса Фёдоровна

Метапредметный подход в обучении в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_teme_metapredmetnyy_podkhod.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:



Выступление на ШМО по теме : «Метапредметный подход на уроках в начальной школе».



 
1 сентября 2011 года в Российских школах началось введение ФГОС. Это значит, что дети за 4 года обучения в начальной школе должны не только приобрести сумму знаний и умений по учебным предметам, но и овладеть умениями учиться, организовывать свою деятельность.

Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны  для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и  учебных предметов.

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов.

Метапредметные результаты - это «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Ученик узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался
В основе метапредметного подхода — понимание того, что главное, чему надо учить в школе, — это творческое мышление.

Мы должны передавать учащимся не просто знания, а способы работы со знаниями.

Возникает много вопросов: «Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие приемы и методы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?»

Я проанализировала деятельность учащихся на каждом этапе урока, выделила те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются, выделила методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, педагогические технологии.

Главные требования к заданиям на уроке:

Повышенный уровень сложности,  проблемный и поисковый характер.

Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний и умений, которыми владеет ученик, и стимулировать освоение им новых способов мыследеятельности.


Требования

к уроку


Урок

современного типа


Универсальные

учебные действия


Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии


Объявление темы урока


Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)


Познавательные, общеучебные, коммуникативные


Ведение проблемного диалога


Сообщение целей и задач


Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

(учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)


Регулятивные целеполагания, коммуникативные


Ведение проблемного диалога


Планирование


Планирование учащимися способов достижения намеченной цели(учитель помогает, советует)


Регулятивные планирования


Работа с картой урока


Практическая деятельность учащихся


Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (учитель консультирует)


Познавательные, регулятивные, коммуникативные


Групповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности учащихся.

Работа по решению проектных задач.

Проведение ролевых игр.

Работа с учебником (учёт вариативной и инвариантной части).

Применение словарей, справочников, ИКТ – технологий.


Осуществление контроля


Учащиеся осуществляют контроль (учитель консультирует)


Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные


Работа по само- и взаимоконтролю устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям, образцам).


Осуществление коррекции


Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)


Коммуникативные, регулятивные коррекции


Использование памяток.

Организация взаимопомощи.


Оценивание учащихся


Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (учитель консультирует)


Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные


Работа по само- и взаимооцениванию устных и письменных ответов (по заранее определённым критериям).


Итог урока


Проводится рефлексия


Регулятивные саморегуляции, коммуникативные


Проведение рефлексии с применением: вопросов, символов, смайликов и т.д.


Домашнее задание


Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей


Познавательные, регулятивные, коммуникативные


Дифференциация заданий.

Применение творческих заданий, практико-значимых заданий.



Я обучаю детей целеполаганию, формулированию темы урока через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

В 3-4 классах важно научить учащихся анализировать предложенный учебный материал, выбирать те задания, которые будут способствовать достижению поставленной цели.

Часто на уроке учащиеся работают в парах. Работая в парах ребята будут учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение. В самом начале мы договорились, ввели правила дружной работы: говорить по очереди, не перебивать друг друга; внимательно слушать того, кто говорит.

Достичь метапредметных результатов позволяет проектная деятельность.

Очень важно на уроке моделировать жизненные ситуации.

Необходимо научить детей самоконтролю и самооценке своей деятельности и деятельности одноклассников на уроке. При этом необходимо разъяснить ребятам, что при оценивании ответов одноклассников надо, в первую очередь, отмечать положительное, а о недочётах высказаться с позиции пожеланий. В результате организации такой деятельности дети приучаются внимательно слушать говорящего, объективно оценивать его ответ, создаётся доброжелательная, дружеская атмосфера в коллективе.

Я ввожу взаимооценивание письменных работ.

Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса). В конце урока учащиеся отвечают на вопросы (тема урока, виды деятельности), после чего можно оценить свою работу на уроке, самочувствие, свою активность.

Очень эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами. Частое обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.  В конце учебника есть словари.

Можно составлять памятки типа «Этапы решения задачи» или пользоваться готовыми, данными в учебнике, что позволит учащимся при выполнении подобных заданий избежать многих ошибок. Если ребенок сделал ошибку, необходимо обратиться к памятке, выявить, на каком этапе она была допущена и осуществить коррекцию своих действий. Это и есть обучение, направленное не только на предметный, но и на метапредметный результат.

Новый стандарт дает ребенку больше. Сегодня от школьника требуется не механическое зазубривание, а умение использовать информацию, логически размышлять, делать выводы.

Применение на уроках метапредметного подхода способствует:

- развитию чувства собственного достоинства;
- снижению уровня агрессивности;
- повышению уровня рефлексии и самосознания;
- росту познавательной активности и познавательных интересов;
- повышению уровня понимания и принятия другого человека;
- развитию умения прогнозировать и планировать свою деятельность;
- личностному росту; росту креативности.

По мнению Блонского П.П. “…ребёнок черпает то, что ему доступно, и теми средствами, которыми он владеет, поэтому, чем культурно богаче окружение ребёнка, тем больше он создаёт стимулов к овладению более сложными культурными средствами и позволяет ему шире использовать это окружение”.

Роль педагога, в данном случае, заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход в начальной школе

Статья дает представление о необходимости и значении введения в начальной школе метапредметного подхода в обучении, а так же позволяет увидеть основные отличия метапредметного подхода в обучении от тр...

Метапредметный подход в начальной школе

Внедрение ФГС сегодня открывает большие возможности для реализации всех образовательных задач, стоящих перед школой. Системно–деятельностный подход, ко...

Выступление на ШМО по теме :"Метапредметный подход в начальной школе"

Метапредметный подход в обучении начальных классов...

Презентация к выступлению на семинаре "Внедрение системно-деятельностного подхода в начальной школе" на тему "Виды рефлексии"

Презентация к выступлению на семинаре "Внедрение системно-деятельностного подхода в начальной школе" на тему "Виды рефлексии"...

Метапредметный подход в начальной школе как инновационный процесс обучения

Метапредметный подход в начальной школе как инновационный процесс обучения...

Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах".

Выступление на педагогическом совете "Оценка метапредметных результатов в начальной школе.Итоги ВПР в 4-ых классах"....