Образовательный проект "Интеграция как способ реализации метапредметного подхода в начальной школе"
проект

Лесниченко Полина Геннадьевна

Образовательный проект

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

по математике

в 3 «Г» классе МБОУ «СШ №23 с УИИЯ»

Лесниченко Полины Геннадьевны

г. Нижневартовск, 2022

Тема урока: «Старинные русские меры длины»

Цель урока (для учителя): сформировать представления учащихся о старинных мерах (единицах измерения) длины - как способа измерения объектов окружающего мира 

Задачи урока:

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями старинных мер длины;

Развивающие: развить навыки наблюдательности, основы исследовательской работы при изучении отдельных видов старинных мер длины;

Воспитательные воспитывать любознательность, отзывчивость, умение работать в группах.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся научатся приводить примеры старинных мер длины, переводить их в современные меры длины;

Метапредметные: учащиеся научаться применять на практике полученные знания: поиск старинных мер длины в литературных произведениях, сопоставление с современными мерами длины;

Личностные: учащиеся научаться, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл

поставленной задачи, проявлять инициативу, находчивость.

Тип урока: Открытие нового знания.  

Межпредметные связи: литературное чтение и окружающий мир.

Методы и приемы: проблемно-диалогический, эвристическая беседа.

Понятия, формируемые на уроке: Старинные меры длины: перст, пядь, вершок, аршин, ладонь, локоть, сажень.

Оборудование урока для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал.

План урока

Этапы урока

Дидактическая задача каждого этапа урока

Содержание этапа

Планируемые результаты этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг. Этап

2 мин

Мотивация обучающихся на активную учебно-практическую деятельность.

-Здравствуйте! Давайте, перед началом урока, подарим свои улыбки и поднимем настроение соседям по парте, нашим гостям (членам жюри). А я сегодня дарю свою улыбку вам! Сегодняшняя наша встреча не простая. А очень даже интересная и необычная! Знаете, почему? Да потому, что нам с вами сегодня предстоит путешествие в прошлое.

Мотивация к уроку.

Учащиеся настраиваются на работу на уроке

Актуализация знаний

4 минуты

Самоопределение учащихся

-Но перед тем, как отправится в путешествие, мы с вами вспомним о единицах длины, с которыми мы с вами уже знакомы.

Решение кроссворда с помощью интерактивного ресурса wordwal.net

Пример задания:

Учащиеся решают кроссворд.

Учащиеся актуализируют знания по теме «Единицы измерения длины»

Постановка учебной задачи (создание проблемной ситуации)

4 минуты

Беседа с обучающимися,

Актуализация знаний по предметам: «Окружающий мир» и «Литературное чтение»

Постановка учебной цели

-Ребята, посмотрите на экран и посмотрите где-же мы с вами оказались?

-Как мы с вами смогли определить, что это Древняя Русь?

-Правильно, мы с вами отправились в путешествие в Древнюю Русь. На уроках окружающего мира, мы знакомились с видами труда, которыми занимались наши предки. Чем они занимались?

-Посмотри на слайд, давайте обратимся к уроку литературного чтения и вспомним, к какому произведению относится данная иллюстрация?

Помните, как «Три девицы под окном пряли поздно вечерком…»? Напряли они ниток, а как измерить длину пряжи они не знают, ведь линейки у них нет.

-Как вы думаете, как измеряли длину в старину?

-Предположите тему нашего урока.

-Какова будет цель нашего урока?

- На экране изображена жизнь Древней Руси.

- На уроках окружающего мира мы изучали Древнюю Русь. Смогли определить по одежде людей, по деревянным домам.

-Земледелием, охотой, сбором урожая. Еще они шили и ткали одежду.

-С помощью каких-нибудь старинных мер длины.

-Тема урока: «Старинные меры длины»

-Познакомиться со старинными мерами длины, научиться применять полученные знания на уроке.

Через проблемную ситуацию учащиеся определяют тему урока

Открытие нового знания

7 минут

Практическая работа в группах.

Актуализация знаний по предмету «Литературное чтение».

- Вы правильно определили тему нашего урока: «Старинные меры длины».

- Зачем нам знать об этих старинных мерах длины?

- Ребята, посмотрите на доску, на ней написаны слова: шаг, фут, локоть, сажень, пядь, косая перст. - Что их объединяет?

- Обратите внимание на слайд.

-Подумайте, что можно было измерить каждой предложенной мерой.

-Давайте обратимся к изученному произведению по литературному чтению и попробуем определить о какой длине в нём говорится.

-Посмотрите на экран. Что это за произведение? Какие события происходили в этом рассказе?

Л.Н. Толстой «Прыжок»  

-«От мачты до конца перекладины, где висела шляпа, было аршина два». Давайте определим с помощью веревки сколько это ДВА АРШИНА (учитель раздаёт ученикам верёвку)

-Посмотрите на экран и попробуйте самостоятельно отмерить два аршина с помощью своих рук и веревки.

Учитель вызывает несколько учеников, чтобы наглядно показать какая длина получилась у каждого из них.

-Странно, вы точно пользовались одинаковой единицей измерения? Но почему длина у каждого из вас получилась разной?

-Правильно. Проблема в том, что размеры у всех людей разные. Ноги, руки, пальцы у одного человека короче или длинней, чем у другого. Поэтому возникла необходимость установить стандартные единицы измерения. И вот в Средние века сообщество торговцев договорилось о единицах измерения. Позже такие стандарты стали утверждаться правительствами.

-Какой вывод можем сделать?

-Правильно! Молодцы.

- Они встречаются в литературных произведениях, в пословицах.

— Это все старинные меры для измерения длины.

- Длину комнаты, одежды (при шитье), поля и т.д.

- Это рассказ Л.Н. Толстого «Прыжок».

-Мальчик хотел достать свою шляпу и забрался на мачту.

Дети приступают к измерению. Работа в группах.

-Потому что у каждого из нас разная длина рук.

-Чтобы правильно измерить предметы, нужна единая система измерения длины. Длину измеряют в метрах, дециметрах, сантиметрах и т.д.

Физ. Минутка

2 минуты

-Жил былинный богатырь - в высоту хорош и вширь

Ильей Муромцем он звался, на рассвете просыпался.

Становился на крыльцо,

Умывал росой лицо.

Выходил во двор босой, 

Делал ловкий взмах косой.

И уставши от работ, вытирал со лба он пот.

После в Избу возвращался

И за завтрак принимался.

Кашу ел, да квас он пил,

Набираться чтобы сил.

Практическая работа

7 минут

Практическая работа в группах.

Актуализация знаний по предмету «Литературное чтение»

Решение задач с русскими старинными мерами длины.

-Но мы же свами сегодня отправились в путешествие в Древнюю Русь, поэтому на уроке, мы будем пользоваться только старинными мерами длины.

- Чтобы понять их приблизительные значения, существует таблица перевода старинных мер длины в современные. У меня на слайде и на ваших партах карточки- подсказки (Приложение 1). Давайте ознакомимся с ней.

-А сейчас, мы с вами попробуем перевести старинные меры длины в современные.

У каждой группы есть карточка с заданием.  Прочитайте внимательно задание и заполните таблицу, переводя старинные меры длины в сантиметры.

(Приложение 2)

- Со старинными мерами длины придумано множество математических задач. Давайте попробуем решить несколько из них:

  1. Вычислить: «семь пядей во лбу»? (Пядь = 18 см) Решение:18*7=126 см
  2. Купили 100 аршинов ткани. Сколько это метров ткани? (1 аршин = 71 см) Решение: 100 аршин = 71*100 = 7100 см = 71 м.
  3. Выразите в сантиметрах высоту терема, равную трем косым саженям? (Косая сажень=248см) Решение: 248 *3=744см
  4. Выразите в сантиметрах длину отрезка полотна, равную 15 локтям? (Локоть= 45 см) Решение: 15*45=67 см

Учащиеся изучают таблицу переводы старинных мер в современные.

Учащиеся выполняют работу в группах.

Выполняют решение задач с записью в тетрадь.

Ученики работают по теме урока

Итоги урока

2 мин

Подведение итогов урока

- Что вы нового узнали?

- Какое задание на ваш взгляд было самым интересным?

- Зачем современному человеку знать старинные меры длины?

Заключительное слово: старинные русские меры неудобны, поэтому редко используются в жизни современного человека, но знать о них нужно, так как это поможет провести приблизительные измерения, если нет других инструментов. Так же, старинные меры длины часто встречаются в текстах рассказов, сказок, стихотворений, и зная, что они означают, будет проще понять смысл. Все, связанное с происходящим в давние времена, часть истории нашей страны, и нужно знать ее прошлое, чтобы создать прекрасное будущее.

Отвечают на вопросы

Подводят итоги работы

Рефлексия.

2 мин

Самоопределение

-За окном настоящая весна, а это значит, что скоро зацветут деревья, а потом на них появятся плоды! У меня на доске тоже есть дерево, которое вот-вот зацветет! У каждого из вас есть несколько цветочков на выбор: красное- я все понял, мне было интересно, урок мне очень понравился; жёлтое- я испытывал трудности, но, в целом, урок был интересный; коричневый – мне было сложно, неинтересно, урок мне не понравился. Давайте поможем нашему дереву зацвести, каждый из вас прикрепит цветок, который подходит больше всего настроению, которое вы сейчас испытываете.

Украшаю дерево цветами.

Оценивают свою деятельность.

Приложение 1

Приложение 2

«Перевод в современные меры длины»

1 группа.

1) Прочитать отрывок из стихотворения Николая Алексеевича Некрасова

«Дедушка Мазай и зайцы» 

Вижу один островок небольшой –

Зайцы на нем собралися гурьбой.

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам: уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

2) Насколько мал был тот островок? Каковы его максимальные размеры в современных мерах длины? Вычислите и заполните таблицу. (использовать таблицу перевода)

 

Старинная мера

Перевод в современные

Ширина острова

 

 

Длина острова

 

 

1)Ширина острова – 1 аршин * 71 см = 71 см

Длина острова – 1 сажень * 248 см = 248 см

2 Группа

  1. Прочитать отрывок из стихотворения Петра Павловича Ершова

«КОНЕК ГОРБУНОК» 

Да игрушечку - конька

Ростом только в 3 вершка

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

  1. Вычислить рост конька, длину его ушей в современных мерах длины и заполните таблицу. (использовать таблицу перевода)

 

Старинная мера

Перевод в современные

Рост Конька

 

 

Длина ушей Конька

 

 

Рост Конька – 3 вершка * 4 см 5 мм = 13 см 5 мм

Длина ушей – 1 аршин * 71 см = 71 см

3 Группа

  1. Прочитать отрывок из былины «Три поездки Ильи Муромца»

Хорош был у Ильи конь. Хвост у Бурушки двух саженей, грива до колен, а шерсть трех пядей…

  1. Вычислить длину хвоста и шерсти Бурушки в современных мерах длины и заполните таблицу. (использовать таблицу перевода)

 

Старинная мера

Перевод в современные

Длина хвоста Бурушки

 

 

Длина шерсти Бурушки

 

 

Длина хвоста – 2 сажени * 248 см = 496 см =4 м 96 см

Длина шерсти – 3 пяди * 18 см = 54 см


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метапредметный подход в начальной школе

Статья дает представление о необходимости и значении введения в начальной школе метапредметного подхода в обучении, а так же позволяет увидеть основные отличия метапредметного подхода в обучении от тр...

Метапредметный подход в начальной школе

Внедрение ФГС сегодня открывает большие возможности для реализации всех образовательных задач, стоящих перед школой. Системно–деятельностный подход, ко...

Выступление на ШМО по теме :"Метапредметный подход в начальной школе"

Метапредметный подход в обучении начальных классов...

Выступление на ШМО по теме :"Метапредметный подход в начальной школе"

Метапредметный подход в обучении в начальной школе...

«РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ДОСТИЖЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

В статье раскрывается смысл компетентностного подхода на уроках математики в начальной школе. Приводятся примеры заданий, которые позволяют формировать ключевые компетентности учащихся начальных класс...

Способы отслеживания метапредметных результатов в начальной школе.

Способы отслеживания метапредметных результатов в начальной школе. Презентация...

«Современные образовательные технологии как способ достижения метапредметных результатов в начальной школе»

Сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным д...