Групповая работа как форма формирования УУД
статья на тему

Валентина Николаевна Пронькина

Выступление на семинаре учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gruppovaya_forma_raboty_na_urokakh_v_nachalnoy_shkole.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповая форма работы как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

                                                                                                                                                         

    Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, изменение всех составляющих методической системы учителя.

   В условиях модернизации общего образования приоритетной целью современной начальной школы становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на становление личностных характеристик, среди которых отмечено, что выпускник начальной школы это доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию член общества. [4, c. 7]

   Повышается научный интерес к коммуникативной сущности образования как одной из основных идей Стандартов второго поколения.

Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе.

   В своей практике учителя начальных классов часто используют  групповую работу.  Групповая форма учебной деятельности очень эффективна в обучении младшего школьника: совершенствуются умения и навыки осуществления тех действий, которые, как правило, выполняет сам учитель; определять тему, очерёдность участия в беседе и её предметное содержание, уточнять факты и обобщать поступившую информацию; появляются умения распределять внимание в равной мере между формой и содержанием высказываний, что определяет уровень коммуникативной компетенции учеников, увеличивается время общения школьников. Кроме того, воспитывается чувство коллективизма, ответственности за порученное дело, развивается логическое, критическое и творческое мышление, способность совершенствоваться в создавшейся ситуации. Учащиеся в этой связи могут изложить свою точку зрения, согласиться или не согласиться с мнением товарища, делать выводы, заключения.  

Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний,  т.е. речь идет о развитии у детей начальной школы общеучебных умений и навыков (интеллектуальных, коммуникативных, организационных).

    Особенность коммуникативной технологии – построение обучения на основе активного взаимодействия всех участников учебного процесса с привлечением всевозможных источников информации.

Устный опрос, проверка выполнения письменных домашних и классных самостоятельных работ занимает в учебном процессе до 25% рабочего времени урока. Именно здесь ученик остаётся один на один с учителем, отвечая перед ним за результаты своей личной работы, а класс остаётся вне игры. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей).

    Работу в парах начинаю вводить с первого класса. В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание фронтальной  и индивидуальной формы работы..  Поэтому задания для индивидуальной работы я даю дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).

   После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.

На доске

Рука- ручонка, рученька, ручей.

Нога, ноженька, ножища, ножницы.

- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов являются однокоренными, а какие - нет.

Когда дети готовы они поднимают зелёные сигнальные карточки.

- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно приучаю учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течении четырёх лет обучения в начальной школе.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока).

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.)

Те вопросы на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

  Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя.

Работа в группах

   Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счёт определённой расстановки мебели.

Дети, работая группами: решают, составляют задачи,ищут наиболее рациональный способ решения;

составляют план произведения, инсценируют;

готовят коллективный пересказ,

пишут продолжение рассказа;

разгадывают кроссворды, головоломки        .

Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться.

  Существует несколько видов групповой работы. В своей работе использую такие виды: «Пчёлка», «Вертушка», «Пила».

Алгоритм выполнения задания в группе

по типу «Вертушка»

Знакомство с поставленной задачей (проблемой)

Выполнение задания с помощью опор по «вертушке»

(каждое  последующее задание выполняется

следующим учеником. Начинать может

сильный, может слабый)

Объяснение каждого задания

Контроль группы за объяснением

Обсуждение работы над заданием        Рассмотрение заданий

разными группами, если задания                каждой         группой, если задания разные                                                                 были одинаковые для всех групп

Тест на проверку понимания усвоения материала

Дифференциация заданий

Работа индивидуальная

Оценивание группы (общая оценка)

Алгоритм выполнения задания в группе по типу «Пила»

Метод обучения проблемный «Учимся вместе»

Знакомство с поставленной проблемой (задачей)

Распределение фрагментов учебного материала

между членами группы

Осмысление каждым членом группы своей части

задания

Работа с источниками

(учебник, дополнительная

методическая  литература)

Встреча «экспертов»

Обучение членов своей группы

Оформление

Заключительный этап. Готовность каждого

члена команды ответить на любой вопрос по данной теме

Алгоритм выполнения задания в группе по типу «Пчёлки»

Знакомство с поставленной задачей (проблемой)

Мозговая атака по типу «Сбора нектара» (каждый член группы выдвигает свою версию выполнения задания)

Выбор верной версии

Разработка плана выполнения задания

Выполнение задания

Обсуждение работы над заданием        Оформление задания

разными группами, если задание было

одинаковое для всех групп

                                                    Тест на проверку усвоения    материала

                                                        Оценивание группы.   Общая оценка.

В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?

1)      Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2)      Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

3)      Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

4)      Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.

5)      При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.

Литература

1.        Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / А.Г. Асмолов – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

2.        Дьяченко, В.К. Диалоги об обучении [Текст] / В.К. Дьяченко – Издательство Красноярского университета, 2011.

3.        Кудряшова, Т.Г. Групповая форма обучения как условие реализации деятельностного подхода / Т.Г. Кудряшова, О.В. Чиханова // Начальная школа плюс до и после. – 2003. -  № 7. – С. 12.

4.        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников

В статье раскрываются преимущества групповой формы работы, принципы формирования групп, численный состав группы, организация групповой работы, поведение учителя во время групповой работы. Описывается ...

Групповая работа как форма взаимодействия и сотрудничества. Обсуждение с детьми их групповой работы.

Детей надо планомерно учить строить свои высказывания. Программы ФГОС второго поколения содержат требования о достижениях младшими школьниками метапредметных результатов. Среди которых есть и такие: о...

Групповая работа как средство формирования коммуникативных УУД.

В материале представлены виды коммуникативных УУД, способы организации учащихся для успешного  их формирования в парной и групповой работе....

Групповая работа как средство формирования УУД

Конспект урока по математике 4 класс Школа России...

«Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников»

«Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников»До того как ребенок приходит в школу, ведущей деятельностью является игровая деятельность. Дошкольники практически всегда имеют ...

Групповая работа как форма организации деятельности младших школьников

В статье раскрывается актуальность групповой работы младших школьников, определяются принципы формирования групп, описывается технология организации групповой работы....