Психолого – педагогическая компетентность учителя, как основа успешной работы с одарёнными детьми.
статья на тему

Зайцева Татьяна Петровна

По мере повышения требований к  образовательному процессу, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов интернет-технологий, создания обогащенной школьной образовательной среды особую актуальность приобретают  проблемы работы с одарёнными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого – педагогическая компетентность учителя, как основа успешной работы с одарёнными детьми.

Т.П.Зайцева, учитель начальных классов МБОУ Лицей№113 г.Новосибирск

По мере повышения требований к  образовательному процессу, внедрения развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, использования ресурсов интернет-технологий, создания обогащенной школьной образовательной среды особую актуальность приобретают  проблемы работы с одарёнными детьми.

Три качества: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств -  необходимы для того, чтобы человек был образованным  в полном смысле  этого слова.

Н.Г.Чернышевский

 Сегодня для нашей страны необычайно важна проблема обеспечения  качества образовательного процесса.  С качеством образовательного процесса тесно связаны компетентности учителя. Как отмечает кандидат психологических наук Д.А.Иванов, «Сфера образования относится к тем сферам деятельности или умственного труда, где компетентность определяется сложным комплексом умений»[2].

Качество образования во многом определяется уровнем подготовки учителя. «Базовая компетентность учителя заключается в умении создать, организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение заранее сформулированных учителем образовательных результатов ребёнка». Задача учителя – помочь ученикам развивать способности, осознать свою социальную значимость

Основная цель при обучении одарённых детей – развитие творческих способностей. Следовательно, учителю надо подбирать к урокам такие задания, упражнения, которые способствуют развитию в первую очередь «дивергентного мышления», которое опирается на  воображение и служит средством порождения оригинальных идей и самовыражения [1]. 

По мнению психологов, ассоциативное, дивергентное мышление отличается большей внутренней свободой и нередко приносит более приятные плоды. Оно характеризуется тем, что психологи называют беглостью восприятия, то есть способностью генерировать несколько идей, гибкостью, то есть способностью переходить на другую точку зрения и оригинальностью, то есть способностью вырабатывать нетривиальные идеи.

Каковы же требования к содержанию учебных программ для одарённых детей?

а) Содержание должно выходить за рамки общепринятой программы.

б) Оно должно учитывать специфику интересов учащихся;

в) Оно должно соответствовать их стилю усвоения знаний;

г) Оно не должно ограничивать стремление детей глубоко вникать в сущность той или иной изучаемой темы.

Научить детей учиться, помочь им стать компетентными учениками – это актуальная проблема в сфере школьного образования, на которую обращены усилия педагогов во всём мире. Подготовить подрастающее поколение к жизни – значит вооружить их не только знаниями, но и способами овладения ими, а к работе с одарёнными детьми  общество и государство предъявляет особые требования [5].

Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации[3].

В настоящее время можно определить факторы, обусловливающие необходимость содержательной модернизации системы школьного образования, и в этой связи, обозначить острую необходимость в психолого-педагогической подготовке современного учителя.

Это:

  • глобальные изменения социально-экономической ситуации в стране;
  • диверсификация системы школьного образования;
  • изменения задач школы и роли учителя (ориентация на социализацию школьников);
  • возрастание рисков образовательной среды и ухудшение здоровья школьников;
  • информатизация общества, вследствие чего учитель перестает быть единственным источником информации для школьника, а неуправляемые информационные потоки оказывают негативное влияние на психику и сознание детей;
  • социализация учащихся, происходящая внутри школы и вне ее.

По результатам мониторинга специалистов Федерации психологов образования России (ФПОР) новые требования к современному учителю в самом общем виде можно сформулировать так:

  • Владение современными технологиями развивающего образования, определяющими новые параметры школы XXI в.
  • Приоритет антропоцентрического подхода к процессу обучения и воспитания детей и молодежи, ориентированного на развитие креативной личности.
  • Способность «видеть» многообразие учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные индивидуальные и личностные особенности различных контингентов детей (одаренных, девиантных и делинквентных детей, с ограниченными возможностями здоровья, с задержками в развитии и др.) и реагировать на их потребности.
  • Способность улучшать среду обучения, проектировать психологически комфортную образовательную среду.
  • Умение применять здоровьесберегающие технологии.
  • Способность сопровождать профессиональную карьеру молодого человека.

В системе этих требований формируется принципиально новый заказ общества и государства к качеству подготовки педагогических кадров, оформляется реальная  востребованность в адресной психолого-педагогической подготовке учителя для новой школы.

В чем конкретно выражен пока еще низкий уровень психолого-педагогической подготовки современного учителя?

По мнению самих педагогов учитель:

  1. не умеет организовать урок в деятельностной парадигме,
  2. не умеет организовать работу в группах,
  3. не знает типологии детских проблем (детства в целом),
  4. не умеет работать с различными категориями детей,
  5. не владеет общей психологической культурой общения.
  6. не умеет работать с другими участниками образовательного процесса (учитель, директор, психолог, руководитель) и т.д.
  7. не знает психологии, психофизиологии и физиологии (особенно детей), не владеет здоровьесберегающими технологиями и т.д. [4].

 К сожалению,  это лишь часть проблем, которые необходимо решить  новой школе при работе с детьми, в частности, при работе с одарёнными детьми.

В современных условиях решение задач системой психолого-педагогической подготовки учителя, а в итоге, решение задач психологической подготовки педагогических кадров для «Новой школы» должен обеспечить ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование», (одно из 3-х утвержденных направлений подготовки педагогических кадров),  курсовое повышение квалификации, переподготовка кадров, теоретические семинары, научно-практические конференции и обмен опытом успешной реализации психолого-педагогической составляющей учебно-воспитательного процесса.

Знание основ психолого-педагогических составляющих  образования, основанное на научных принципах, выступает как фундаментальная научно-методическая и практическая база для учителя, способного работать с проблемами детей и детством в целом, используя деятельностные технологии организации общения и совместной работы взрослого и детей, самих детей. Это обеспечивает возможность самому учителю овладевать теми компетенциями, которые в условиях обучения должен освоить ученик.

Существуют принципы отбора учителей для работы с одарёнными детьми:

  • учитель является определяющим фактором в системе обучения одарённых детей.
  • Не все учителя способны работать с одарёнными детьми младшего возраста.
  • Позитивная я- концепция (высокая самооценка) составляет одну из важнейших характеристик учителя, работающего с одарёнными детьми.
  • Другие качества- зрелость, успешный опыт пед. работы, эмоциональная стабильность, целеустремлённость и творческое начало.
  • Профессиональная компетенция педагога, обучающего одарённых детей, основывается на его специальной теоретической подготовке, тесно увязанной с опытом практической работы.

В силу того, что обычно одарённые и талантливые дети обучаются в одной группе со всеми остальными детьми, учителя должны уметь работать с детьми, обладающими разными способностями и особенностями.

  • Учителя должны быть знакомы с соответствующими концептуальными методами, использующимися в обучении одарённых детей, и уметь выбирать и применять те модели, которые близки их собственными педагогическим принципам.
  • Правильный выбор учебного материала также характеризует уровень учителя, работающего с одарёнными детьми.
  • В концепцию учителя обязательно входит умение правильно оценивать успехи детей.
  • Знание различных аспектов стратегии преподавания и поведения учителя (умение вводить определения, привлекать аналогии, видеть расхождение противоречия, прибегать к использованию парадоксов, задавать наводящие вопросы, организовывать поисковую активность, прививать исследовательские навыки, умение проявлять терпимость, и интуицию, интерес к особенностям творческого мышления, умение четко оценивать ситуацию и т. д.
  • Учитель должен знать наиболее важные способности и умение одарённых детей, подлежащие развитию.

Проработав 22 года в школе, я, как учитель начальных классов, постоянно работаю над развитием одарённости у детей младшего школьного возраста, стараясь соответствовать всем  требованиям, перечисленным выше.  Новая школа - это новый учитель, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Целью модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, а для  достижения указанной цели необходимо, прежде  всего,  повышение профессионализма, соответствие запросам общества и государства. Поэтому считаю  необходимым постоянно повышать свой профессиональный уровень. За последние 5лет, мною пройдено более 500 часов курсов повышения квалификации, в том числе по теме: «Одарённые дети – будущее России» в рамках VII-ой Всероссийской детской конференции «Первые шаги в науке», проходившей в ДДО «Непецино» УД Президента РФ в 2011г., углублённые курсы в г. Москва при АПКиПРО  по теме: «Содержание и технология работы по учебникам ОС «Школа 2100»(144ч.) Кроме того, неоднократно делясь своим опытом работы на городских и областных семинарах, проводила открытые уроки и мастер-классы перед слушателями курсов повышения квалификации. Получив высокую оценку своей работы авторами  ОС «Школа 2100», мне был присвоен статус «Методист – консультант» по учебникам ОС «Школа 2100»с правом проведения лекций, семинаров и консультаций на региональном уровне. Работая с  одарёнными детьми, я добилась следующих результатов:

  • I место в районном этапе VIIгородской предметной олимпиады младших школьников по предмету «Литературное чтение»-2011г.,
  • I место в районном этапе городской ученической конференции младших школьников «Первые шаги в науке» секция «История и краеведение», 2011г.
  • I место в районном этапе городской ученической конференции младших школьников «Первые шаги в науке». Секция  «Экология. Здоровьесбережение.»-2011г.,
  • Диплом призёра VII городской олимпиады младших школьников по литературному чтению-2011г.,
  • Диплом лауреата V Открытой научно-практической конференции «Моё первое исследование»-2011г.,
  •  Iместо в XXX Городской открытой научно-практической конференции Новосибирского научного общества учащихся «Сибирь» в секции «Графика. Мультимедиа»-2011г.,
  • «Твои возможности -2011» команда, победившая в интеллектуально-личностном марафоне, среди школ, работающих по ОС «Школа 2100» в номинации  «Самая функционально грамотная команда» - 2 человека,
  • диплом лауреата заочного этапа Всероссийского детского конкурса научно-исследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке»-2 человека 2011г.,
  • Диплом II степени VII Всероссийского детского конкурса  научно-исследовательских работ «Первые шаги в науке» - 2человека -2011г.(очный этап, проходил в г.Москва),
  • лауреат XXXI открытой городской научно-практической конференции научного общества учащихся «Сибирь» в секции «Графика и мультимедиа»-2012г.,
  • диплом победителя Сибирского регионального тура -  II место в номинации «Интерактивное приложение»-2012г.,
  • I место во Всероссийском заочном конкурсе «Интеллект – экспресс» в номинации «Загадочный русский язык», 2012г.
  • два III – их места в номинации «Загадочный русский язык», 2012г.
  • VII и VШ места во Всероссийском заочном конкурсе «Интеллект – экспресс» в номинации «Загадочный русский язык», 2012г.
  • I место во Всероссийском заочном конкурсе «Интеллект – экспресс» в номинации «Загадки математики»», 2012г.
  • два II –ых места во Всероссийском заочном конкурсе  «Интеллект – экспресс» в номинации «Загадки математики»», 2012г.
  • III место   во Всероссийском заочном конкурсе «Интеллект – экспресс» в номинации «Загадки математики», 2012г.
  • III место во Всероссийском заочном конкурсе «Интеллект – экспресс» в номинации «Калейдоскоп тайн», 2012г.
  • делилась опытом работы на международном форуме по теме:  «Практика реализации современных концепций образовательной среды».

 Успех образовательного процесса во многом зависит от личностных качеств педагогов, профессионализма, способностей и компетенций. Одарённые дети представляют собой совершенно особую часть населения, которой требуется индивидуализированное обучение и новый современный учитель.

Список литературы:

  1. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. Рабочая концепция одарённости М.,2003
  2. Иванов Д.А. Управление качеством образовательного процесса. – М.:Сентябрь, 2007.– 208 с.
  3. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
  4. Рубцов В.В.,ректор Московского городского психолого – педагогического университета, директор Психологического института РАО Психолого – педагогическая подгатовка учителя для «Новой школы»// Психологическая наука и образование №1/2010
  5. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный  подход на уроке и во внеурочной  деятельности. М.,2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ» В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ним...

Психолого-педагогическая компетентность педагога при работе с детьми ООП и их родителями.

Опыт работы с детьми и родителями по психолого-педагогической компетентности....

Психологические требования к личности учителя и психолого-педагогическая компетентность в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья по теме "Психологические требования к личности учителя и психолого-педагогическая компетентность в условиях реализации ФГОС"....

«Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей»

Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей.     «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родител...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ – ЗАЛОГ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Одаренности нуждаются в чутком внимании взрослых. Они занимают все время учителей, родителей и других взрослых. Это создает конфликтные ситуации с учениками, которых раздражает повышенное внимание к о...

Материалы НПК «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ОБРАЗОВАНИЕ»

В сборнике представлены материалы городской научно-практической конференции «Современные педагогические практики и основные направления совершенствования работы с одарёнными детьми в условиях ре...

Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей.

Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей....