РОЛЬ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ» В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ
статья на тему

Образцова Людмила Николаевна

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического изучения.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obraztsova_l.n._rabota_tvorcheskoy_gruppy.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ РАБОТЫ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППЫ «РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ» В ПОВЫШЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ

Образцова Л.Н.

Учитель начальных классов, руководитель творческой группы учителей «Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одарёнными детьми» МАОУ СОШ № 16 г. Балаково Саратовской области

Качественный скачок в развитии новых технологий, произошедший в последней четверти ХХ века, повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи.

Не случайно одной из задач стратегической государственной политики в области образования является создание системы выявления и поддержки одарённых детей и талантливой молодёжи, ориентированных на потребности инновационной экономики знаний. Проблеме выращивания нового поколения исследователей уделяется большое внимание во всероссийском проекте «Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики до 2020 года».

В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме одарённости, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними. Одаренность как самая общая характеристика сферы способностей требует комплексного психофизиологического, дифференциально-психологического и социально-психологического изучения.

Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на достаточно благоприятный возрастной период.

Именно поэтому и в соответствии с планом методической работы МКУ ОМЦ и планами работы муниципальных методических объединений, клубов, творческих мастерских, проблемных групп педагогических работников образования учреждений Балаковского муниципального района третий год на базе МАОУ СОШ № 16 работает творческая группа «Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одарёнными детьми".

В работе творческой мастерской ежегодно принимают участие педагоги из разных школ города и района.

Целью работы творческого объединения является подготовка творческого специалиста, оказание помощи педагогам по организации работы с одаренными детьми, создание и презентация эффективного опыта работы (отбор форм и методов работы с одаренными, демонстрация эффективных педагогических методик и технологий в учебной деятельности и во внеурочное время, обсуждение проблем, возникающих в процессе работы). Повышение профессионального уровня учителей.

Работа группы призвана помочь: содействию формирования единого пространства для сотрудничества учителей и школьников по заявленной тематике; организации обмена опытом по теме группы.

Для реализации целей группа выставила следующие методические задачи:

1. Сформированность у педагогов системы знаний о сущности зарубежных и отечественных концепций и теоретических положений развития одаренных детей в системе современного образования.

2. Привитие умения обнаруживать проблемы, формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и
педагогической деятельности в области выявления и развития детей.

3. Усовершенствование навыка педагогов по определению методов выявления и технологий развития одаренных детей, модификация существующих и разработка новых.

4. Развитие способности педагогов проектировать, моделировать, и диагностировать процесс реализации индивидуальных образовательных траекторий одаренности детей и педагогов в системе образования.

Работая в группе, участники совершенствуют свои знания, опираясь на понятия: «профессиональная компетентность как единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности»; «повышение профессиональной компетентности педагога в работе с одаренными детьми как совокупность ключевых компетенций, ориентированных на развитие личности (интеллектуальную, эмоционально-волевую, действенно-практическую сферы), «развитие функций педагогической деятельности».

Учителями выделены следующие компоненты модели повышения профессиональной компетентности педагогов в работе с одаренными детьми: стимулирование желания педагога обнаруживать и анализировать собственные образовательные интересы, профессионально-творческие потребности; определение уровня профессионализма и развития творческого потенциала педагога в работе с одаренными детьми; организация диалогового взаимодействия.

Работа творческой группы включает ряд необходимых условий:

1. Организация свободы выбора индивидуальной образовательной траектории на пути к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию, самоактуализации, построению профессиональной карьеры.

2. Опора на существующий уровень профессионализма, профессиональной компетентности, развития творческого потенциала и практического опыта педагога в работе с одаренными детьми с
целью их повышения и расширения.

3. Творческое взаимодействие и сотрудничество в поиске альтернативных подходов к обучению и развитию одаренных детей.

4. Создание обогащенной методической базы для свободной ориентации педагога в насыщенном информационном потоке по проблемам выявления и развития одаренных детей.

Разделы методической базы: «Одаренные дети – приоритетное направление современного образования»; «Психолого-педагогические диагностики выявления одаренных детей; «Современные педагогические технологии обучения и воспитания, применяемые в работе с одаренными детьми»; «Психолого-педагогическое сопровождение индивидуальной образовательной траектории развития одаренных детей в системе  образования»; «Система консультирования и тренингов для педагогов»; «Методические рекомендации по работе с одаренными детьми»

Содержанием деятельности работы группы является содействие созданию благоприятных условий для непрерывного образования участников, повышения их профессионального мастерства, обогащение и развитие творческого потенциала каждого педагога.

Постоянный рост мастерства учителей положительно отражается на результатах их деятельности. Учителя, посещающие творческую группу - участники многих профессиональных конкурсов:

Международный конкурс «Школа высоких достижений»,

Всероссийский дистанционный конкурс «Мозаика презентаций»,

Всероссийский конкурс «Я – классный руководитель»,        

Конкурс на получение денежного поощрения лучшими учителями Российской Федерации

Для успешной работы с детьми, проявившими выдающиеся способности, самые активные участники группы прошли курсы повышения квалификации «Организация работы с одарёнными детьми и молодёжью в образовательном учреждении».

Обучаясь на семинарах по данной проблематике, учителя регулярно делятся педагогическим опытом с коллегами. На заседаниях группы были представлены следующие выступления:

«Детская одарённость и проблемы её развития»,

«Развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников в процессе проектно – исследовательской работы»,

«Одаренный ученик - это проблема или  награда для учителя?».

Формы проведения заседаний разные: обмен опытом, семинар – практикум, практическая работа по представлению презентаций проектов, «круглый стол», «деловая игра», представление опыта работы.

Совершенствуя своё педагогическое мастерство, участники группы принимают участие в работе региональных и муниципальных круглых столов и конференций:

«Современные подходы к организации работы с одарёнными детьми в образовательном учреждении: теория и практика»;

«Педагогический подход к одарённым  детям в современных условиях: выявление и сопровождение одарённых детей»;

«Система работы классного руководителя по выявлению и сопровождению одарённых детей в начальной школе. Взаимодействие школы с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости».

Подготовка профессионально-компетентного и профессионально -творческого педагога в системе современного образования способствует возникновению желания и интереса; раскрывает способности; прививает знания; формирует умения; позволяющие педагогу разглядеть и раскрыть едва проявивший себя росток одаренности, не дать потускнеть, помочь ребенку освоить свой дар, сделать его достоянием своей индивидуальности, проявить заботу об одаренных детях.

Работа с одаренными детьми требует особого подхода и особой квалификации педагогов. Научиться работать с такими ребятами можно, если всерьез воспринимать этот аспект педагогической деятельности как значимую проблему: сохранить, поддержать и развить имеющиеся у ребенка способности и не нанести при этом ущерба для развития других сторон его личности.

Список литературы

1. Морозова Н.А. Дополнительное образование – многоуровневая система в непрерывном образовании России. – М.: МГУП, 2000.
2. Савенков А.И. Концепция одаренности. – М., 1997.

3.Шумакова Н.Б.Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей.// Вопросы психологии. – 1996.- №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы творческой группы «Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми» за 2017-2018 учебный год.

Представленный материал - это отчёт работы творческой группы «Развитие профессиональной компетентности учителя для работы с одаренными детьми» за  год. Автор рассказывает о целях и за...

Развитие профессиональных компетентностей учителя в условиях реализации ФГОС

В статье описывается опыт работы по развитию профессиональных компетентностей учителя....

«Развитие профессиональной компетентности учителя в условиях модернизации образования»

       Система Российского образования на современном этапе развития общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой модели культурно-исторического развити...

Индивидуальный план развития профессиональной компетентности учителя начальных классов

        Совершенствование качества обучения и воспитания в начальной школе зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно повышаться. В этом случае эф...

Развитие профессиональной компетентности учителя

Участие в Районном методическом объединении "Школа молодого педагога" с докладом: "Развитие профессиональной компетентности учителя"...