Развитие коммуникативных способностей младших школьников.
статья на тему

Ляхова Ольга Викторовна

В статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных способностей младших школьников. Представлены фрагменты уроков направленные на развитие коммуникативных способностей обучающихся четвёртых классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей младших школьников.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных способностей младших школьников. Представлены фрагменты уроков направленные на развитие коммуникативных способностей обучающихся четвёртых классов.

Ситуация школьного обучения требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала.

Что же такое коммуникативность?

Коммуникативность — это процесс взаимодействия между людьми, в ходе которого возникают, проявляются и формируются межличностные отношения. Коммуникативность предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями , а так  же  речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Система работы строится так, чтобы вызывать необходимость речевого общения и

потребность в нем. Обучение общению – это обучение речевой деятельности. Как мы обучаем любому виду деятельности? Например, плаванию — плавая, пользованиюкомпьютером  —  работая  с  ним. Вполне понятно, что общению нельзя обучиться, если не общаться друг с другом, с учителем.

Учиться общению общаясь – вот основная  характеристика коммуникативности.

Процесс общения младших школьников  всегда протекает непросто. Это связано, прежде всего, с неумением  встать на точку зрения другого, увидеть в нём личность, обладающую своими желаниями и потребностями. Способность общаться, или коммуникативные способности, психологи определяют как индивидуально-психологические особенности личности. Способность к общению включает в себя:

Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)

Знание норм и правил, которыми необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»)

Умение организовать общение («Я умею»)

Первый урок, который я провожу в начале учебного года в 4 классе, это урок-путешествие на тему  «Язык- самое удивительное, что есть на свете!»  (В.А.Синицын. «Я начну, а ты продолжи». И  начинаю я его с просьбы показать язык, чтобы проверить на месте ли он. Предлагаю подумать над вопросом: для чего нам язык? В ходе беседы выясняется, что не будь языка, мы бы не говорили, не узнали бы много интересного. И подвожу к мысли, что язык- это не только физический орган в полости рта, но и средство человеческого общения.

Далее «посещаем» Древнюю Вавилонию, читаем легенду «Вавилонская башня» и размышляем над содержанием легенды, еще раз убеждаясь, что язык-

средство общения, единения людей и великое чудо, данное природой, которое каждому необходимо беречь, изучать.

Потом  знакомлю с цитатами великих людей о языке.

На следующем уроке говорим о культуре речи, о культуре общения. Знакомимся с правилами слушающего и говорящего.

Правила слушающего

Выслушай обращенное к тебе слово. Вникни в содержание речи и попробуй понять говорящего.

        Правила дя говорящего

Осторожно обращайся со словом. «Невысказанное высказать можно, высказанного не вернуть»

Урок – исследование – это одна из нетрадиционных форм, когда ребенок включается в исследовательскую деятельность, учится работать в группе, вступает в коммуникацию со своими сверстниками.   Так на уроках русского языка дети в группах исследуют словарное слово, опираясь на схему с точки зрения этимологии, лексикологии, словообразования, фразеологии и т. д.

Сообщая, что слово «ветер» появилось более 10 тыс. лет назад. ( В группах должны быть соответствующие словари)

Толкование

Движение, поток воздуха в горизонтальном направлении.

◊  Этимология

В древнерусском языке ветр, ветреный, ветрило означало парус, ветрити – веять.

Однокоренные слова

Ветерок, ветровое (стекло), ветряная (мельница), ветреный, безветренный, заветренный, подветренный.

Синонимы: вихрь (сильный ветер), ураган, ветр, зефир.

Эпитеты

Ветер – бешеный, буйный, веселый, вольный, воющий, встречный, горячий, жалобный.Фразеологизмы

Бросать слова на ветер – говорить не подумав.

Бросать деньги на ветер – безрассудно тратить

Ветер в голове – о пустом легкомысленном человеке.

Пословицы и поговорки

Ветер снег съедает.

Сообщаю ребятам, что слово- это живое существо, подобно человеку, способное радоваться, грустить, обижаться и т.д.

Слово может быть добрым и злым, т.е. отталкиваясь от лексического значения содержать или положительный, или отрицательный заряд.

Затем дети составляют мини-тексты.

Урок – соревнование, целью которого является активизация познавательной деятельности через групповую форму работы, использование элементов соревнования. На данном уроке дети вспоминают одно из важных правил: важно не только самому выполнить задание, но еще и товарищам помочь. Ведь важен не только личный результат, но и результат работы всей группы.

Метод проектов, цель которого – создание условий для формирования исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей. Метод проектов нацелен на осознание необходимости своей работы, применения ее в учебной деятельности, на приобретении умения работать с научной литературой, развивает навыки самостоятельности, коммуникативности, мыслительной деятельности. Отличительными чертами игровой технологии являются: эмоциональная приподнятость, состязательность, наличие прямых или косвенных правил. На уроках русского зыка создаю как можно больше игровых ситуаций

Литература.

1.Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников/ О.М. Арефьева// Начальная школа плюс до и после. – 2012. – № 2. – С. 74-78

2. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности/ К.П. Зайцева// Начальная школа плюс до и после. – 2011. – № 4. – С. 78-83.

3. Разуваева В.Ю. Умение слушать собеседника – коммуникативное универсальное учебное действие/ В.Ю. Разуваева// Начальная школа. – 2012. – № 9. – С. 22-24.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа "Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня"

Развитие коммуникативных способностей младших школьников в режиме группы продленного дня...

Программа. Развитие коммуникативных способностей младших школьников «Я и мои друзья».

Программа. Развитие коммуникативных способностей младших школьников "Я и мои друзья". Данная программа позволяет создать дружный и сплочённый коллектив, без чего невозможно организовать успешный образ...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ДЕТСКИЙ РИСУНОК МЕТОДОМ ПРОЕКТА

Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством. В связи с этим особенно остро встает вопрос...

Развитие коммуникативных способностей младших школьников.

В статье рассматриваются вопросы о развитии коммуникативных способностей младших школьников. Представлены фрагменты уроков направленные на развитие коммуникативных способностей обучающихся четвёртых к...

«Развитие коммуникативных способностей младших школьников на уроках русского языка в условиях модернизации школы».

Формирование коммуникативной компетентности на уроках русского языка в начальной школе...

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей младших школьников

Аннотация. В работе раскрываются особенности формирования коммуникативных способностей младших школьников в игровой деятельности. Рассматривается игровая деятельность как средство развития коммуникати...