Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности в рамках реализации программы "Волшебный мир книг"
учебно-методический материал на тему

Нуреева Гузель Гумаровна

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_tvorcheskikh_sposobnostey_uchashchikhsya.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей учащихся

во внеурочной деятельности в рамках реализации программы «Волшебный мир книг»

        Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей. Да и сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу — воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

        В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы  закладываем основы творческой деятельности, развивая креативные способности детей. «Следует говорить о задаче формирования в школе творческой личности, а не просто о развитии творческих способностей. Именно творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Творчество — норма детского развития» (Д.Б. Богоявленская).

        Психологи утверждают, что природа щедро наделила каждого здорового ребёнка возможностями развиваться, и каждый ребёнок может подняться на самые большие высоты творческой деятельности. Естественно, немаловажную роль играют задатки. Второе условие – раннее начало. Необходимо, насколько возможно, окружить ребёнка такой средой и такой системой отношений, которые стимулировали бы самую разнообразную деятельность и способствовали эффективному развитию. Третье условие – упорный труд. Способности не получают в «готовом виде». Даже при наличии гениальных способностей решающую роль играет труд. «Гений, – говорил знаменитый американский изобретатель Эдисон, – это на один процент вдохновение, а на девяносто девять процентов потение». Четвертое – это интерес. Принуждение – это враг творчества. Поэтому только те занятия будут обеспечивать результат, на которых ребёнок работает с увлечением, по собственному желанию, и способности в этом случае будут формироваться быстрее. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности ребёнок достигает определённого потолка, а потом поднимает его всё выше и выше. Пятое – активная жизненная позиция. Она пробуждает исследовательское отношение к окружающему и приучает полнее видеть предметы и явления, вглядываться в них.         Шестое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Ребёнок должен знать, «вкус успеха». «Успех ученика должен быть ни концом работы, а его началом». Седьмое условие развитие способности ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен с первых дней ребёнка в школе поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей. Оказывается (и практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей учащихся – это восьмое условие развития творческих способностей. Оно будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

        Курс внеурочной деятельности «Волшебный мир книг» предполагает вовлечение всех школьников в творческую деятельность, причем не только читательскую.        В зависимости от вида творческой деятельности можно выделить 3 группы методов и приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников и развитие творческих способностей в рамках данного курса:

        1. Словесное развертывание образов произведения.

        2. Театральная творческая деятельность.

        3. Изобразительная творческая деятельность.

        

        1. Словесное развертывание образов произведения занимает основное место среди двух остальных.

        При работе с художественными текстами основным будет метод творческого чтения, направленность которого выражается прежде всего в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной этого метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом. Творческое чтение – основа формирования высокого художественного вкуса и им движет любознательность. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения: выразительное чтение, комментированное чтение, творческие задания, постановка учебной проблемы.

        Можно провести конкурс «Кто с большим количеством оттенков интонаций сможет прочитать одно и то же слово (фразу)» или игру «фантазия». Прошу детей пофантазировать и сказать: «Дай мне игрушку», как это могли бы сказать дождик, гром, птичка. Затем ответить: «Не дам!», голосами тех же персонажей.

        Для выявления выразительных возможностей слова дети выполняют специальные творческие задания. Они должны отвечать устно и письменно на, казалось бы, странные вопросы: «Какие настроения возникают у меня, когда я слышу «шум», «шелест», «лепет»? Что я чувствую, представляю, когда звучит слово «волна» и т.д.

        В системе творческих заданий особое место занимает игра «Путаница». Это творческая игра в слово, игра словами. Суть игры такова. На доске или на отдельных листочках выписаны вперемежку, через запятую, слова нескольких афористичных изречений. Детям нужно внимательно прочитать слова, подумать и постараться вычленить из всех слов те, которые составят знакомые афоризмы. Можно привлечь не только пословицы, но и поговорки, загадки, различные примеры детского фольклора.

        Возможно использовать в работе над словом следующие задания:

        Задание «Соединялки» учит составлять как можно больше вопросов, соединяя два предмета. Например, линейка – книга, шляпа – мост, газета – верблюд, солома – телевизор, утюг – трамвай. Вопросы должны быть необычными или смешными.

        Задание «Определение». Раздаются карточки со словами: автобус, яблоко, озеро, ромашка, одуванчик и т.д. Предлагается в течение одной минуты рассказать о своем объекте так, чтобы все поняли, что имеет в виду говорящий. Нельзя называть свое слово и жестикулировать руками.

        Прием «Чтение с остановками». Чтение текста с остановками осуществляется по частям. Каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что – нет, и объясняют свои ответы. Использование этого приема открывает возможности для прогнозирования, эмпатии, целостного видения произведения.

        Глубже понять образ героя, его мысли и действия помогают такие виды литературно-творческой деятельности, в которые ученик может внести элемент творчества, отразить свой складывающийся индивидуальный вкус.         Можно провести  игру «Журналисты».         Тех, кто хочет побывать в роли героев произведения, приглашаем сесть под дерево мудрости. Остальные дети журналисты. Их задача – задать интересный, необычный вопрос героям. Задача «героев» произведения – дать полный, хороший ответ.

        В младшем школьном возрасте дети проявляют большой интерес к стихосложению. Но прежде, чем самому начать рифмовать, надо уметь читать стихи, наблюдать за их построением, художественными особенностями, научиться видеть изобразительные средства (сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения), помогающие понять чувства и переживания. При помощи специальных упражнений учащиеся учатся рифмовать слова, складывать рифмованные строчки. Это такие упражнения:

        - дополни слоги до слов (му-, про-);

        - придумай рифму к слову (лучик - … );

        - соедини рифмующиеся слова;

        - игра «Слоговой аукцион» - выиграет тот, кто назовет слово последним (ла- игла, скала, дуга …);

        - придумай веселую фразу, каждое слово которой начинается с одной и той же буквы, с одного и того же слова: например, Петр Петрович Петухов поймал птицу-перепелицу, пошел продавать, просил полтину, получил половину;

        - игра «Буриме» - дописать стихотворение по рифмующимся словам;

        - восстанови рассыпанное стихотворение;

        - допиши стихотворение по его началу.

        Для развития творческих способностей детей я использую методический прием - интерпретация сказки. Интерпретируя произведение, каждый ученик имеет возможность творчески проявить себя, выступая в новой роли.

        Вот примеры некоторых заданий.

        1) Рассказать сказку так, чтобы герои стали антигероями (злой – добрым, жадный – щедрым и т.д.)

        2) Сочинить сказку по заданным 1-2 предметам, обычно не характерным для персонажей сказок (например, капелька дождя, входная дверь, зернышко с колоска и т.д.).

        3) Перестановка персонажей внутри одной сказки.

        4) Включение в сюжет сказки дополнительных персонажей.

        Сочинительство сказок – это один из эффективных приемов для развития творческих способностей детей, способствует самовыражению младшего школьника. Сухомлинский писал: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Дети очень любят слушать сказки, но, как правило, не умеют их сочинять. Поэтому, прежде чем давать детям написать собственную сказку, в начале обучения целесообразно использовать приемы, которые помогут постепенно ввести детей в роль «сказочников».

        1. Выделять опорные слова из сказки

        - На листочках запишите опорные слова какой-нибудь сказки. По ним мы отгадаем, о какой сказке идет речь.

        - Сочинение сказки по опорным словам.

        2. Решать «сказочные задачи», не изменяя или минимально изменяя сюжет сказки:  

        - Что надо сделать, чтобы Иванушка напился, но козленочком не стал?

        - Как сделать так, чтобы яичко курочки Рябы не разбилось?

        - Что нужно сделать бабушке Красной шапочки, чтобы ее не съел волк?

        3. Переделать знакомую сказку, т.е. «переврать сказку», ввести нового героя и развить новый сюжет:

        - По опорным словам вспомни сказку, найди лишние слова. На основе лишних слов придумай новые интересные действия в известной сказке:

        Колобок, заяц, волк, медведь, лиса, сорока.

        Маша, дедушка, бабушка, лисичка со скалочкой.

        Емеля, щука, печка, ведра, Золушка.

        4. «Выворачивание сказки наизнанку». Это задание помогает детям не только составлять пародию на знакомое произведение, но и дает возможность развить его в любом направлении.

        - Составь сказку, используя сказочные слова и выражения этой сказки, где: 1) Белоснежка встретила в лесу семь великанов; 2) Волк хотел съесть козлят, но они захватили его в плен.

        5. Создание собственной оригинальной сказки.  Самый трудный вид работы. Все детям нужно придумать самим: и название, и героев, и сюжет. Можно использовать такой прием: Нужно взять из названия сказки самое главное слово, написать его сверху вниз, букву над буквой и рядом с каждой буквой написать любое слово, начинающееся с этой буквы, например:

К – кикимора

 А - амулет

Щ – щука

 Е - Емеля

 Й – йог

Используя эти слова, можно написать сказку, а слова, которые будут не нужны, можно не использовать.

        6. Прием «Свободное выступление». Представьте себе, что на сказочную конференцию по правам сказочных героев собрались персонажи любимых сказок. Каждый из них выходит к трибуне и говорит…(Нужно выступить от имени сказочного героя любимой сказки).

        7. Прием «Пишем сказку на новый лад». Ребята получают листочки бумаги, на которых обозначены персонажи любимых сказок, но при этом включены слова из нашего современного лексикона: Колобок, бабушка, дедушка, волк, лиса, медведь, велосипед, соревнования. Ребята должны написать сказку, используя предложенные слова, на современный лад. Время написания сказки 7 минут. Группа разыгрывает сказку по ролям.

        2. Театральная творческая деятельность

        Чтобы максимально задействовать творческий потенциал учащихся, развивать интерес к художественному слову, использую прием драматизации. Во время драматизации каждый ученик, создавая неповторимый образ того или иного героя, проявляет творчество, т.к. по-своему выражает замысел автора. В зависимости от задач, степени активности и самостоятельности учеников можно выделить несколько видов драматизации:

        - анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики изображенных на них героев;

        - чтение произведения по ролям только с опорой на интонацию;

        - чтение по ролям с предварительным устным описанием портрета, одежды, поз, жестов и интонации, мимики героев;

        - постановка «живых картин» к произведению;

        - составление сценария спектакля, устное описание декораций, костюмов, мизансцен;

        - драматические импровизации;

        - развернутые драматические представления.

        На предварительном этапе использую этюды на развитие выразительности движений, мимики и пантомимики («Паровозик», «Обезьянка в магазине зеркал», «Шалтай-Болтай», «Заколдованный ребенок»), а также на распознавание и выражение различных эмоциональных состояний («Вкусные конфеты», «Король Боровик не в духе», «Очень худой ребенок», «Момент отчаяния»).

        

        3. Изобразительная творческая деятельность

        Изобразительная творческая деятельность подразумевает приемы:

        - рисование эпизода, который больше понравился;

        - рисование заданного эпизода, персонажа, серии рисунков;

        - изображение настроения эпизода, произведения или персонажа;

        - составление рисованного диафильма;

        - аппликацию, лепку, изготовление макета книги, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников;

        - составление картинного плана.

        Есть такое шуточное высказывание: «В каждом человеке спит гений. И с каждым днем – все крепче и крепче». Американскими психологами была проведена работа по выявлению основополагающего фактора, который дал толчок развитию таланта всемирно признанных гениев. Оказалось, что все они в детстве имели опыт радости собственного творчества. Причём не обязательно, чтобы род занятий, где был получен этот опыт, совпадал с областью интересов в зрелом возрасте. Давайте же дадим нашим детям возможность радоваться собственным открытиям, пусть очень маленьким с нашей точки зрения, но таким важным для детского восприятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности

В материале содержится опыт работы по данной теме....

Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности

Организация системы работы во внеурочной деятельности по развитию творческих способностей учащихся способствует повышению качества образования....

Доклад "Развитие творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС"

Доклад раскрывает вопрос развития творческих способностей обучающихся во внеурочное деятельности в условиях реализации ФГОС...

Развитие творческих способностей учащихся через внеурочную деятельность

В материале рассказывается о внеурочной деятельности в начальных классах "Волшебный сундучок", целью которой является создание работ в технике торцевания. Проделан отчёт о достижениях ребят ...

Из опыта работы "Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности".

Из опыта работы: "Развитие творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности"....