Самоанализ урока русского языка 3 класс УМК "Школа России" по теме:"Число глагола".
учебно-методический материал (3 класс) по теме

Климова Людмила Александровна

В публикации дан подробный  анализ урока русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Самоанализ урока.90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ урока

ФИО учителя

Климова Людмила  Александровна

Класс

3

Дата проведения

16.04.2014г.

Предмет

Русский язык

Программа

«Школа России», преподавание ведется по учебнику «Русский язык», авт. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Тема:  

Число глагола. Изменение  глагола по  числам.

Тип урока по целеполаганию:

Урок «открытия» новых знаний.

Цель урока:

Формирование умения определять число глагола,  изменять  глаголы по числам

Задачи урока:

  1. Образовательные: дать понятие о  единственном  и  множественном  числе глагола, научить  изменять глаголы по числам, научить различать глаголы в единственном и  во  множественном  числе;
  2. Развивающие: создать условия для развития умения ставить перед собой учебную задачу; развивать познавательный интерес к изучаемому предмету, умение анализировать, сравнивать и делать выводы на основании рассуждений; обогащать словарный запас учащихся;
  3. Воспитательные: воспитывать интерес и любовь к родному языку; повышать познавательную активность, учебную мотивацию, способствовать развитию гармоничной личности; создать условия для воспитания   коммуникативной культуры учащихся при работе в паре, группе.

Основные термины и понятия темы:

Глагол, единственное и  множественное число глагола.

Место урока в системе уроков

6  урок  по  теме «Глагол»

Личностные УУД:

-мотивация к обучению и целенаправленной  познавательной  деятельности

 овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- создать условия для принятия и освоения социальной роли обучающегося;

- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения;

- первоначальный уровень рефлексии и адекватной самооценки.

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД:

- извлекать информацию  из  схем и текстов;

-освоить способы решения проблем поискового характера;

- освоить основы познавательной рефлексии;

- овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям;

- овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Регулятивные УУД:

- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;

-уметь оценивать учебные  действия  в соответствии с поставленной задачей; 

- формировать умения прогнозировать предстоящую  работу;; 

- уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Коммуникативные УУД:

- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

-  готовность слушать собеседника и вести диалог;

- уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные УУД:

- уметь правильно  ставить вопросы к глаголам и определять число;

- выполнять операции анализа, синтеза и сравнения;

- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения   на уроке.

Межпредметные связи:

Окружающий  мир, чтение (чтение  учителем отрывка  из  книги Т. Рик  «Здравствуй, дядюшка  глагол»).

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Средства обучения:

 Презентация к уроку «Число глагола», созданная учителем; раздаточный материал: для  работы в парах, карточки с вариантами домашнего задания, электронное приложение к учебнику  В.П. Канакина «Русский  язык» 3 класс.

Методы обучения:

1. Методы организации и осуществления  учебной  – познавательной деятельности учащихся:
а ) метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа );
б ) метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации (иллюстрации , демонстрация презентации , созданной учителем).
в) проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем
 2. Методы стимулирования и мотивации учащихся:
 а) эмоциональные (поощрения, похвала, создание   ситуации успеха для каждого ребёнка);
б) волевые ( предъявление учебных требований);

в) социальные (демонстрация работы учащихся).
 3. Методы контроля и самоконтроля:
  рефлексия

На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся.

На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в учебной и учебно-исследовательской деятельности.

Этап урока

Цель этапа

Формируемые УУД

I.Самоопределение к деятельности

Создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

  • позитивное отношение к предстоящей деятельности;  
  • включение  в учебную деятельность.

Урок начинался с  этапа самоопределения к деятельности, целью которого являлось создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Я сказала детям, что побывала в одном увлекательном путешествии и предложила им отправиться в путешествие вместе со мной. Благодаря этому, у учащихся создался положительный эмоциональный настрой на работу, сконцентрировалось внимание. Этот этап,  хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

II.  Актуализация знаний

  1. Минутка чистописания

  1. Словарная работа

Подготовка к восприятию нового материала, выведение проблемного вопроса  на основе имеющихся знаний обучающихся.

  •  овладеть логическим действием обобщения;

  • уметь строить рассуждения на основе известных понятий.

На данном этапе учащиеся  учились овладевать логическим  действием обобщения, строили рассуждения на основе известных понятий. Для активизации мышления  использовала систему вопросов, создавала проблемные ситуации.

На минутке чистописания предложила детям задание: выбрать из предложенных показов нужный по описанию.

На этапе словарной работы детям было предложено разгадать кроссворд. Словарные слова записывались с использованием «зацепок».

Также на данном этапе использовала метод подводящего диалога с опорой на жизненный опыт, проводила беседу на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока. На данном этапе основная форма работы – фронтальная.

III.  Постановка учебной задачи

Создание условий для формулирования детьми цели урока. 

  • умение осознавать и формулировать цель работы на уроке с помощью учителя
  • понимать учебную задачу и стремиться её выполнить;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог;
  • уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • уметь использовать анализ, сравнение для выявления общих и различных свойств понятий.

Используя материал словарной работы, дети вывели тему урока.

Исходя из темы, мы коллективно определили ряд задач, которые будем решать на данном уроке.

IV. Изучение новой темы (Решение учебной задачи)

Создание условий для решения учебной задачи и нахождение путей её решения.

  • овладеть начальными сведениями о трех частях речи;
  • овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать с раздаточным материалом как средством передачи иллюстративной информации;
  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

На этапе изучения новой темы была применена работа в группах, где учащиеся пытались найти ответы на поставленные задачи.

Каждая группа получила задание: исследовать свой остров-часть речи. В зависимости от задания, каждой группе выдавался печатный и иллюстративный материал.

Моя роль на данном этапе - направить познавательную активность учащихся на «открытие» новых знаний путем системы вопросов и заданий подводящего диалога, путем создания проблемной ситуации и методов ее решения.

На данном этапе  использовались метод наглядности (демонстрация слайдов, иллюстраций) и фронтальная беседа. Словесный метод объяснения нового материала чередовался с наглядным. Работа в группе воспитывает чувство товарищества и взаимопомощи.

V.  Первичное закрепление (Создание учебной ситуации)

Осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи.

  • овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной целью;
  • уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • готовность слушать собеседника.

На данном этапе было предложено детям ряд заданий на закрепление новой темы. Была предложена игра «Закончи фразу». Ученики еще раз повторили название частей речи и их признаки. Затем было предложено задание на подбор антонимом – имен существительных. Дети доказывали, почему данные слова являются именами существительными, обогащали свой словарный запас, находили орфограммы в словах. Далее предложила ученикам задание, которое они выполняли в парах. Нужно было соединить устойчивое выражение и глагол. Это стимулировало основные свойства внимания, умение сравнивать и находить искомое.

VI. Итог урока

Обобщение и закрепление полученных знаний посредством метода словесной передачи и слухового восприятия информации.

  • уметь решать проблемные вопросы на основе имеющихся знаний;

На данном этапе закрепление знаний проходило в форме фронтальной беседы, которая  помогла систематизировать знания детей о трех изучаемых частях речи.

VII. Рефлексия

Оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося.

  • уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • осознать личностный смысл учения;
  • закрепить положительную мотивацию на учебную деятельность. 

Рефлексия была направлена на оценку эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Дети оценивали свою работу в виде игры «Сели – встали – встали выше»,  учились  аргументировать свою точку зрения и оценку событий при помощи действий; закрепляли положительную мотивацию на учебную деятельность. На данном этапе использовала три вида рефлексии: рефлексия настроения и эмоционального состояния, рефлексия деятельности, рефлексия содержания учебного материала. В ходе игры дети движениями отвечали на вопросы.

IХ. Домашнее задание (по выбору)

Создание условий для активизации познавательной деятельности через  внеурочное творческое задание.

  • уметь самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, создавать модель для выполнения задания.

Было предложено выполнить домашнее задание по выбору.  Оно носило творческий характер.

Динамическая пауза возникла вполне естественно в процессе работы детей в группах, так как работая в группах ученики могли свободно стоять, передвигаться по классу.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования второклассников, соответствовал их жизненному опыту.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была привлекательна для детей, за счет этого повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Поставленной цели урок достиг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс

Самоанализ урока русского языка по теме: "Имя существительное как часть речи" 3 класс "Школа России" ФГОС...

Самоанализ урока русского языка во 2 классе по теме « Буквы безударных гласных в корне слова»….

Данный самоанализ урока русского языка во 2 классе по теме "Правописание безударных гласных" поможет учителю проанализировать свой урок, возможно открытый урок, перед коллегами на заседании методическ...

Самоанализ урока русского языка в 3 классе по теме: «Лексическое значение слова. Фразеологизмы»

Самоанализ урока русского языка в 3 классе по теме:  «Лексическое значение слова. Фразеологизмы» (учебник В. П. Канакиной, УМК «Школа России»)...

Самоанализ урока русского языка по теме "Что такое глагол?"

Самоанализ урока русского языка после проведения во 2 классе на муниципальном этапе  конкурса "Учительгода - 2019". В нём описан подробный анализ каждого этапа урока....

Технологическая карта урока по русскому языку "Закрепление. Единственное и множественное число глагола" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок рефлексии Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся об единственном и множественном числе глагола Задачи урока:Дидактические 1. Знать, как изменяются глаголы, ...