Доклад - выступление на тему: *Педагогическое общение и взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся.*
материал на тему

Шадрина Лариса Олеговна

Выступление на ШМО начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл d_o_k_l_a_d.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

                                Д О К Л А Д

Тема:  «Педагогическое  общение и взаимодействие классного руководителя  с  родителями  учащихся»

                                                        Учителя начальных классов

                                                        ГБОУ Школа № 2082

                                                              Шадриной Л.О.

                                           

2014 год

                                                         Г. Москва


Содержание:

Введение:

1. Педагогическое общение: определение, цели, функции

2. Этапы и стили педагогического общения

3. Особенности педагогического общения классного руководителя

4. Основы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями

5. Функции, задачи, формы и принципы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

6. Родительское собрание как основная форма педагогического общения учителя и родителей учащихся

Заключение

Список используемой литературы


Введение

Педагогическая деятельность - сложная и многокомпонентная.

В общении складывается важная система воспитательных взаимоотношений, способствующих эффективности воспитания и обучения. В педагогической деятельности общение приобретает функциональный и профессионально значимый характер.

Для того, чтобы воспитание и обучение было эффективным, у ребёнка необходимо вызвать положительное отношение к тому, что мы хотим в нём воспитать или чему хотим его научить. А то или иное отношение всегда формируется в деятельности, через сложнейший механизм взаимоотношений и общения.

Кроме того, эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители.

Учитель является связующим звеном между школой и семьёй.

В настоящее время в мире происходят постоянные изменения, все семьи совершенно разные: с разными целями, разными моральные нормами.

Однако и классные руководители идут в ногу со временем: они методически и психологически подкованы, владеют знаниями по теории и методике воспитательной работы, хорошо разбираются в трудовом законодательстве. Классные руководители интересуются вопросами, волнующими современную молодежь, изучает новинки информационных технологий.

Таким образом, целью реферата является рассмотрение понятия «Педагогическое общение», описание целей, функций, этапов и стилей педагогического общения; рассмотрение функций, задач, принципов и форм взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.


1. Педагогическое общение: определение, цели, функции

Что такое педагогическое общение? А.Н. Леонтьев дает такое определение педагогическому общению: «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его (в процессе обучения и воспитания), имеющее определенные педагогические функции и направленное (если оно полноценное и оптимальное) на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива».

В.Н. Кан-Калик определяет педагогическое общение следующим образом: «разновидность профессионального общения, которое выступает как неотъемлемый элемент деятельности организатора, воспитателя руководителя, педагога».

Основные цели педагогического общения можно представить в виде схемы (см. таб. 1). [7]


Схема 1

Рассмотрим основные функции педагогического общения, предложенные Л.А. Карпенко:

1. контактная: установление контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче учебной информации и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;

2. побудительная: стимуляцию активности учащегося, направляющую его на выполнение тех или иных учебных действий;

3. амотивная: побуждение в ученике нужных эмоциональных переживаний ("обмен эмоциями"), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний и другие.

2. Этапы и стили педагогического общения

Как и всякий процесс, общение имеет свое начало, основную часть и определенное завершение. В.А.Кан-Калик выделил четыре этапа профессионально-педагогического общения:

1) моделирование предстоящего общения с воспитанниками (классом);

2) организация непосредственного общения;

3) управление общением в педагогическом процессе;

4) анализ осуществленной системы общения и моделирование новой.

Несколько иначе этот процесс можно отразить в следующей последовательности (см. схему 2). [8]


Схема 2

Стиль - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и учащихся. Он учитывает особенности коммуникативных возможностей учителя, достигнутый уровень взаимоотношений педагога и воспитанников, творческую индивидуальность педагога, особенности ученического коллектива. Стиль общения педагога с детьми - это категория социальная и нравственная.

Психолог В.А. Кан-Калик выделял следующие стили педагогического общения:

1. Общение на основе увлеченности совместной деятельностью. Этот тип общения складывается на основе высоких профессионально-этических установок педагога, на основе его отношения к педагогической деятельности в целом. Вместо односторонних воздействий педагога на учащихся - общая творческая деятельность воспитанников вместе с воспитателями и под их руководством. О таких учителях говорят: «За ним дети (ученики) буквально по пятам ходят!»

2. Общение на основе дружеского расположения. Это тоже продуктивный стиль педагогического общения. Педагог выполняет роль наставника, старшего товарища, участника совместной учебной деятельности. Дружеское расположение - важнейший регулятор общения, а вместе с увлеченностью совместным делом может иметь и деловую направленность. Однако дружественность, как и любое эмоциональное настроение в процессе общения, должна иметь меру. Нельзя превращать ее в панибратские отношения с учащимися, что отрицательно сказывается на учебно-воспитательном процессе.

3. Общение-дистанция. Это довольно распространенный стиль общения, которым пользуются как начинающие, так и опытные педагоги. Суть его в том, что во взаимоотношениях педагога и учащихся постоянно обеими сторонами ощущается дистанция во всех сферах общения, в обучении - со ссылкой на авторитет и профессионализм, в воспитании - со ссылкой на жизненный опыт и возраст. Этот стиль не способствует созданию творческой атмосферы. Но это не означает, что дистанция вообще не должна существовать, она необходима в общей системе отношений ученика и педагога, в их совместном творческом процессе и диктуется логикой этого процесса, а не просто волей учителя.

4. Общение-устрашение. Это негативная форма общения. Чаще всего к ней прибегают начинающие учителя, что объясняется их неумением организовать продуктивную совместную деятельность с учениками. Такое общение разрушает творческую деятельность, представляет собой сугубо регламентирующую коммуникативную систему, ограничивающую творческий поиск детей.

5. Общение-заигрывание. Играет в работе с детьми не менее отрицательную роль, характерно для молодых учителей, стремящихся к популярности. Такое общение обеспечивает лишь ложный, дешевый авторитет, что противоречит требованиям педагогической этики. [9]

3. Особенности педагогического общения классного руководителя

Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья - та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности.

Учителю следует понимать, что педагогическое общение с родителями отличается от педагогического общения с учащимися.

Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни.

Родители, в свою очередь, нуждаются в такой помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов. Если педагоги смогут найти эффективные формы взаимоотношений на базе образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовое пространство будет способствовать полноценному развитию детей .

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации.

В сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Школа и семья - естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия - значит во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения.

Доверие - главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных методических приемов. Прежде всего педагог должен «транслировать» родителям положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Педагог видит ребенок в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важен диалог между родителями и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка.

Однако взаимодействие с семьями воспитанников складываются по-разному.

Работа с родителями - неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе - основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся.

Вступая на путь взаимодействия с родителями, педагоги начинают глубже осмысливать свою профессию как сферу предоставления различных образовательных услуг.

Родители, в свою очередь, нуждаются в такой помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов. Если педагоги смогут найти эффективные формы взаимоотношений на базе образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовое пространство будет способствовать полноценному развитию детей.

4. Основы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями

Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал ещё В.А. Сухомлинский: "Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет продолжаться", - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, душе, в тетради, дневнике, - всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения - это уродливое воспитание".

Правильно организовать работу с родителями учащихся чрезвычайно важно. Что может в этом помочь классному руководителю?

Во-первых, психолог помогает в исследовании социального фона семьи, определение типа семьи, даёт рекомендации в составлении плана работы с каждой семьёй индивидуально; осуществляет профориентационную работу.

Во-вторых, социальный педагог берёт на контроль и осуществляет коррекционную работу с неблагополучными семьями; взаимодействует с районными организациями, работающими в этом направлении: органами опеки и попечительства УО, комитетом по делам семьи при районной администрации, инспекцией по делам несовершеннолетних при РОВД.

В-третьих, школьный библиотекарь подбирает имеющуюся в наличии методическую литературу по конкретному направлению в помощь классному руководителю.

В-четвертых, современные источники информации, такие как Интернет, дают учителю огромный объем информации, которым он может воспользоваться для самообразования.

5. Функции, задачи, формы и принципы педагогического взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

При взаимодействии учителя (классного руководителя) с родителями учащихся выполняется ряд функций:

· информационная (своевременное информирование родителей и учащихся по вопросам обучения и воспитания);

· воспитательно-развивающая (позитивное влияние на все сферы жизнедеятельности воспитанника с учётом его индивидуальных особенностей, защита не ученика, а человека в нём, подход к каждому ребёнку "с оптимистической позиции" (А.С. Макаренко), развитие способностей и интересов воспитанников, активное включение родителей в воспитательный процесс);

· формирующая (общение и формирование личностных ориентаций учащихся: интерес к жизни, человеку, культуре, способствующих пониманию общечеловеческих ценностей);

· охранно-оздоровительная (поддержка физического здоровья учащихся);

· контролирующая (контроль воспитательного потенциала семьи, изменения уровня воспитанности учащегося, освоения им учебной программы);

· бытовая (обеспечение необходимых условий для нормальной жизнедеятельности ребёнка).

К задачам взаимодействия классного руководителя и родителей относятся:

· формирование активной педагогической позиции родителей;

· вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями;

· активное участие родителей в воспитании детей.

Классному руководителю необходимо знать принципы и формы работы с родителями. Естественно, стиль работы должен быть демократический, основанный на взаимном доверии, взаимодействии с родителями.

Классному руководителю следует помнить, что он призван вместе с родителями учащихся создать воспитывающую среду, обеспечить единство требований школы и семьи, учреждений дополнительного образования по отношению к личности ребёнка. Этого можно добиться, осуществляя взаимную деятельность, основанную на следующих принципах:

1. Обращение к чувству родительской любви и уважение её;

2. Доброжелательность и дипломатичность в общении с родителями;

3. Позиция сотрудничества в общении с родителями, уважение их личности как матери и отца, их трудовой и общественной деятельности.

Перечислим наиболее распространённые формы взаимодействия педагогов и родителей.

Индивидуальные консультации педагога - одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

особенности здоровья ребенка;

его увлечения, интересы;

предпочтения в общении в семье;

поведенческие реакции;

особенности характера;

мотивация учения;

моральные ценности семьи.

Общешкольные конференции. Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, не более двух раз в год. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы.

Посещение семьи -- эффективная форма индивидуальной работы педагога с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.

Переписка с родителями -- письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки -- доброжелательный тон, радость общения. Удобный современный способ переписки с родителями - это электронная почта.

Родительское собрание -- форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.

Так же, эффективными формами взаимодействия являются беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья» и составление родословной семьи «Древо жизни», педагогические мастерские, деловые игры с родителями, праздники, формирование банка данных о семье и семейном воспитании и т.п.

6. Родительское собрание как основная форма педагогического общения учителя и родителей учащихся

педагогический общение классный руководитель

Родительское собрание - основная форма работы учителя с родителями учеников, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива.

Родительское собрание - это не просто форма связи семьи и учреждения образования, это университет важной педагогической информации. Это общее дело всех работников учреждения.

Виды родительских собраний:

· организационные,

· собрания по плану психолого-педагогического просвещения,

· тематические,

· собрания-диспуты,

· итоговые (четвертные) и др.

Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека [3]

Метод общения -- непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников.

Ф.П. Черноусова замечает, что при проведении родительского собрания, необходимо соблюдать следующее:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся [2].

Каждое родительское собрание должно быть тематическим и поучительным.

Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете. Она должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей, например: «Возрастные особенности подростков», «Режим дня школьника», «Что такое самовоспитание?», «Индивидуальный подход и учет возрастных особенностей подростков в семейном воспитании», «Опасность компьютерных игр», «Искусство в жизни детей», «Половое воспитание детей в семье» и т.д.

На такое собрание родители, как правило, приходят, так как тема названа конкретно, она их интересует. Родители приходят на это собрание с определенными ожиданиями, и если эти ожидания оправдаются, то сразу снимается проблема посещения последующих собраний.

Готовясь к собранию, педагог может заранее передать родителям специальные анкеты, порекомендовать прочесть книги. Можно прибегнуть к домашнему сочинению детей.

Особое значение имеет форма приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут там рассматриваться. Нужно продумать, кого и с какой целью пригласить.

Немаловажная деталь: как будет одет педагог, ведь родительское собрание - особое событие.

Для того чтобы родительское собрание действительно достигало своих целей, необходимо его правильно подготовить и провести.

1. С чего начинается подготовка к родительскому собранию? С определения его тематики. Темы могут сообщаться администрацией, классным руководителем, учителями-предметниками или предлагаться родителями. Очень важно посоветоваться с родителями детей - какие вопросы и проблемы их интересуют.

2. Тщательно продумать сценарий родительского собрания - необходимо написать кратко конспект с изложением информации, которую надо довести до сведения родителей. Содержание для собрания можно почерпнуть из психолого-педагогических книг, журналов, газет, общения с учителями-предметниками, детьми, родителями, школьной администрацией. Продумать, кто встретит родителей и проводит их в класс.

3. Следует заранее договориться с учителями-предметниками, социальным педагогом, школьным психологом, медицинским работником, с родительским комитетом о выступлениях, которые помогут провести собрание. Обговорить основные тезисы и направления их выступления. Беречь время людей приглашенных на собрание, с этой целью установить регламент и следить за его соблюдением.

4.Необходимо подготовить средства - иллюстрации, документы, раздаточный материал для родителей (правила учащихся, устав школы).

5. Информация о времени и месте проведения родительского собрания должна быть донесена до родителей заблаговременно - можно записать ее в дневниках учащихся, позвонить родителям, можно придумать различные формы приглашения родителей на собрание с указанием вопросов, которые будут там рассматриваться.

На первом родительском собрании желательно объявить тематику последующих встреч на весь учебный год. Этот график на первом родительском собрании сообщается для того, чтобы они заранее могли спланировать свое время, не занимать его никакими делами. Встречи могут проходить один раз в месяц и в одни и те же дни недели и в одни и те же часы.

6. Готовясь к родительскому собранию, классный руководитель может заранее попросить родителей и детей заполнить анкеты, которые помогут учителю составить более конкретное представление о том предмете, который предполагается обсудить.

7. Продумать оформление класса, чтобы создать определенную настроенность родителей (можно оформить выставку работ учащихся, отображающую классную и внеклассную деятельность детей, выпустить стенгазету «раскладушку», видеофрагменты, фотографии, которые раскрывают отдельные моменты из жизни класса).

На классных собраниях, например в США, принято оставлять в конце класса угощения для родителей, такие как кофе и печенье. Это так же может создать приятную обстановку в классе.

8. Основным методом проведения собрания должен стать диалог - только он даст возможность выслушать и обсудить другие мнения и предложения. Подготовить вопросы, которые зададим родителям.

9. Помещение должно быть убрано и проветрено.

10. Подумать нужно заранее и о том, чтобы родителям было удобно снять верхнюю одежду, поставить сумки, чтобы они чувствовали себя комфортно.

11. Особое внимание обратить на размещение родителей в классе. Вошло в традицию рассаживать родителей на те же места, где сидит их ребенок. Это рационально: родитель наглядно узнает рабочее место своего ребенка, может познакомиться с родителями соседа по парте. А это очень важно, т.к. сидящие за одной партой часто бывают друзьями, и будет очень хорошо, если эта дружба выйдет за пределы класса и станет семейной. Можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники хорошо видели и слышали друг друга.

12. На парту перед каждым родителем положить тетради ребенка, дополнительную литературу, лист бумаги с ручкой. Можно положить папку с работами ученика, в которой также даются советы, ставятся вопросы, которые имеют отношение только к данному учащемуся и его семье. Эти записи как бы молчаливая индивидуальная беседа учителя с родителями во время коллективного общения. Совершенно ясно, что родителей интересуют подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому разумно подготовить сводные листы успеваемости по каждому ребенку отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу, классному руководителю стоит особо подчеркнуть ряд оценок (маркером). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, т.к. известно, что дневник целостной картины успеваемости ученика в учебном процессе не дает.

13. Готовясь к собранию, учитель тщательно анализирует успехи в учении и поведении учащихся, стараясь не упустить даже самых незначительных достижений, особенно у тех, кто недостаточно хорошо справляется с программой обучения и правилами поведения. Подбирая и демонстрируя работы детей, учитель преследует цель наглядно показать родителям рост и совершенствование ЗУН каждого ребенка.

14.Собрание не должно превышать 1,5 часов.

15. Обращаться к родителям по имени и отчеству. Чтобы не ошибиться, положить перед собой список с их именами.

16. Помнить о «золотом правиле» педагогического анализа: начинать с позитивного, продолжить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее.

17. Заранее подготовить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали активное участие в конкурсах и олимпиадах.[4]

Примерный порядок проведения родительского собрания:

1. Определение темы, повестки дня собрания.

2. Сообщение классного руководителя, членов родительского комитета о выполнении решений предыдущего собрания.

3. Психолого-педагогическое просвещение родителей на педагогическую тему (в форме лекции, беседы). Сообщение могут сделать: учителя-предметники, классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог, участковый, медицинский работник и т.д.

Например:

- «Телевизор и компьютер в жизни ребенка»

- «Как развить у ребенка желание читать»

- «Леворукость и праворукость»

- «Карманные деньги»

- «Свободное время - организация досуга»

- «Режим дня в жизни ребенка»

- «Как избежать конфликтов со школой?»

4. Выступление родителя об опыте семейного воспитания по определенному вопросу.

Например, «Как хорошо уметь читать» или «Пять шагов к любви литературы» (сообщение о домашнем (совместном) чтении).

5. Обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу.

6. А) Анализ учебных достижений учащихся класса.

В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса. С самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персонального общения.

Б) Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе.

Классный руководитель делится результатами наблюдения за поведением ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсии и т.д.). Темой разговора может быть и взаимоотношения в классе, и речь детей, и внешний вид учащихся и другие вопросы.

Педагогические требования: при обсуждении данных вопросов с родителями быть предельно корректным и деликатным, избегать негативных оценок в адрес как всего класса, так и конкретного ученика.

7.Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т.д.), т.е. информирование родителей о предстоящих делах. Причем финансовые вопросы лучше заранее обсудить с родительским комитетом.

8.Разное.

9. Подведение итогов родительского собрания.

· Необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения.

· Наметить план работы на новый месяц.

· Распределить поручения для родителей.

· Важно выяснить отношение родителей к проведенному собранию (можно подготовить анкеты для оценок и пожеланий родителей.)

Например, примерные вопросы анкеты: Ваше мнение о проведенной встрече? Ваше мнение о представленной информации? и т.д.

· Сообщить о проведении следующего родительского собрания, о его повестке дня. [4]


Заключение

Мы рассмотрели понятия «Педагогическое общение» и описали основные компоненты этого общения: цели, функции, этапы и стили.

Кроме того, в работе были описаны самые главные составляющие системы работы классного руководителя с родителями учащихся, тем самым цель реферата достигнута.

Педагогическое общение - это неотъемлемая часть системы работы педагога. Эта работа приносит успех, если она, будучи систематической и научно обоснованной, органично включается в общую педагогическую деятельность классного руководителя.

Таким образом, педагогическое общение учителя, в частности взаимодействие классного руководителя с родителями, - это многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо применять знания и умения.


Список используемой литературы

Сухомлинский В. А. Потребность человека в человеке. - М. - Советская Россия, 1981

2. Черноусова Ф.П. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2004. - 160 с.

3. Щуркова Н.Е. Классное руководство. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256 с.

4. http://vashpsixolog.ru/work-with-teaching-staff-school-psychologist/56-education-advice-for-teachers/1563-tema-metodika-provedeniya-roditelskogo-sobraniya

5. Каприлова Л.М. Работа классного руководителя с родителями. - М., 1980.

6. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети: метод. пособие для воспитателей, классных руководителей. - М.: Пед. общ-во России. 2000. - 304 с.

7. www.схемо.рф

8. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М., 1987. - С. 27.

9. Газета "Школьный психолог", приложение к газете "1 Сентября


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Цель создания данной программы:   создание условий для развития личности, способной самостоятельно принимать решения, путём объединения воспитательных возможностей родителей и школы. ...

План взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся.

Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, об...

«Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся»

Каким  станет человек? Зависит  от его воспитания, от того, что он почерпнет от своих родителей. Поэтому семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора вос...

Выступление на педсовете "Взаимодействие классного руководителя с родителями (из опыта работы)"

Выступление на педсовете "Взаимодействие классного руководителя с родителями (из опыта работы)"...

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями учащихся, способствующие решению задач обучения и воспитания....