Использование интерактивных технологий в целях развития творческой личности младшего школьника.
статья на тему

Самойлова Алёна Николаевна

Как превратить каждый урок в школе в урок мышление-общение? Как научить ребёнка гибко подходить к решению проблем, чтобы почувствовать удовольствие от обучения? Этого можно добиться лишь средствами, которые активизируют творческие способности. Такими средствами являются интерактивные методы обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интерактивных технологий в целях развития творческой личности младшего школьника.

интерактивные технологии,  творческая личность, младший школьник

Для того, чтобы каждый ребенок мог развить свои творческие способности, необходимо разумное руководство со стороны учителя. Главной задачей педагога на каждом уроке учебно-воспитательного процесса должно стать развитие у ребенка гибкости мышления. А для этого надо превратить каждый урок в школе в урок мышления-общения, где истина предстает как спор об истине, как диалог. Во время такого диалога важно научить каждого ребенка рассуждать, гибко подходить к решению проблем, находить новые, оригинальные решения, для того, чтобы почувствовать удовольствие от обучения. Заинтересованность является эффективным средством успешного обучения, необходимым условием достижения положительных результатов. Только тогда, когда ребенок заинтересуется материалом, у него возникнет желание узнать о нем больше. Эффективное обучение невозможно без активизации познавательной деятельности, развития творческих способностей. Ведь дети должны усвоить не только определенную сумму знаний, но и научиться наблюдать, сравнивать, выявлять связь между понятиями темы, рассуждать. А добиться этого можно лишь средствами, которые активизируют творческие способности. Такими средствами являются интерактивные методы обучения.

Для того, чтобы развить творческую личность, во-первых, необходимо решить целый ряд задач, которые ставит перед собой педагог:

- вырабатывать навыки эффективного общения;

- вырабатывать умение творчески работать, решать различные проблемы;

- сформировать видение самого себя во взаимозависимости с другими;

- формировать у учащихся критическое мышление, способность вырабатывать собственную точку зрения и уважать точку зрения других.

Начальная школа играет важную роль в развитии личности. Поэтому возникает проблема поиска эффективных методик вариативных форм обучения младших школьников. Почему эта проблема актуальна? Наверное потому, что гуманизация системы отношений «учитель-ученик», удовлетворение потребностей детей в общении и сотрудничестве обусловливают сочетание индивидуальных, групповых и фронтальных видов деятельности, ведь именно через использование интерактивных методик, в частности через групповые формы выполнения задач, работу в парах у детей формируется положительная мотивация к учебному сотрудничеству. Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную совершенство. С успехом применяются на уроках чтения интерактивные методы обучения, так как они имеют много преимуществ:

- в работе задействованы все дети класса;

- учащиеся учатся работать в группе (команде);

- формируется доброжелательное отношение к оппоненту;

- каждый ребенок имеет возможность предлагать свое мнение;

- создается «ситуация успеха»;

- за короткое время осваивается много нового материала;

- формируются навыки толерантного общения, умение аргументировать свою точку зрения, находить альтернативное решение проблемы. Основными формами интерактивной работы является учебное взаимодействие в парах и микрогруппах.

Интерактивная работа имеет свои принципы:

- одновременное взаимодействие (все ученики работают в одно и то же время)

- одинаковое участие (для выполнения задания каждому ученику предоставляется одинаковое время)

- позитивное взаимодействие (группа выполняет задание в условиях успешной работы каждого ученика);

- индивидуальная ответственность (при работе в группе у каждого свои задачи).

На уроках создаются такие условия взаимодействия, которые психологически мотивируют у учащихся потребность высказываться искренне и непосредственно. Таким образом, у младших школьников формируется развернутая учебная деятельность путем овладения организационными, логически-речевыми, познавательными и контрольно-оценочным умениями и навыками, личный опыт культуры поведения в социальном и природном окружении, сотрудничества в различных видах деятельности. Именно интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам развивать мировоззрение, формировать характер, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству. Работая над этой проблемой, необходимо сделать акцент на уроки чтения, ведь умение сознательно читать - это тот фундамент, на котором строятся все остальные основы наук. На уроках можно использовать такие интерактивные формы обучения как: «Микрофон», работа в парах, малых группах, «ротационные тройки», «диалог», «синтез мыслей», «поиск информации», «общий проект», «мозговой штурм», упражнение «Ассоциативный куст», упражнение «Ожидание»; также очень широко и систематически используется инсценировка, развивающая память, творческое воображение, креативное мышление, язык, речь, умение общаться, самостоятельность. Цель такой работы - побуждать детей к постоянной активной работе, развивать интерес учащихся к овладению предметом, учить прислушиваться не только к себе, но и к другим. Работа над развитием творческих способностей повышает производительность труда учащихся. Они интересуются, что будет завтра, придумывают свои задачи, стихи, загадки. С целью творческого развития каждого ребенка, также можно применять на уроках познавательные (творческие) задачи. Такие задачи составляют систему, которая позволяет сформировать и развить все разнообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся и обеспечить переход от репродуктивных, формально-логических действий к творческим. Помните, что творческие способности обеспечивают быстрое приобретение знаний и умений, закрепление и эффективное применение на практике. Всем известно, что развитие личности невозможно без развития когнитивной сферы. Именно развитие памяти, внимания, воображения, восприятия, мышления есть основа для развития продуктивного мышления и творческих способностей учащихся. Именно развитое мышление проявляется в рациональных средствах запоминания и припоминания. Исходя из вышеприведенного, почти на каждом уроке можно использовать специально разработанные логико-поисковые упражнения, вводить рациональные приемы, направленные на организацию управляемой деятельности учащихся. Используя интерактивные методы обучения, развивающие упражнения на развитие когнитивной сферы и развитие творческих способностей, тем самым развивается культура речи. 

Культура речи - это «одежда мысли», по которой, как правило, сразу определяют уровень образованного человека. Это является очень важным фактором. Ибо цель начального образования в этом направлении возникает в создании прочной и относительно завершенной коммуникативной основы, необходимой и достаточной для общения младших школьников. Она должна стать базой для развития коммуникативной функции. Также стоит упомянуть и то, что главной задачей учителя начальных классов является формирование речевых умений и навыков в процессе речевой деятельности младших школьников (слушание, говорение, чтение, письмо). Эту деятельность учитель осуществляет не только на уроках чтения. Следует отметить, что самостоятельность в творческом мышлении, и такие жизненно необходимые качества, как сообразительность и изобретательность, развиваются в процессе игр, особенно дидактических. Используя на уроках такие игры, в которых дети активно проявляют свои усилия, они проникаются чувством ответственности и серьезностью в выполнении правил игры, приучаются к коллективной дисциплине. Решение интересных задач требует от школьника сообразительности, гибкости ума, заставляют повторять изученное, заглядывать в словарь. Все это, безусловно, возбуждает интерес к слову, к русскому языку, способствует обогащению лексического запаса, запоминанию норм и правил литературного произношения и письма. Исходя из местных конкретных условий, интересов и потребностей класса, уровня знаний каждого ученика, учительница видоизменяет предложенный материал. Легко и прочно усваивается тема через дидактическую игру и интерактивные формы обучения. Структурные составляющие дидактической игры: дидактическая задача,

игровой замысел,

начало игры,

игровые действия,

правила игры,

подведение итогов.

Большое внимание нужно уделять также развитию диалогической речи, которая дает высокие результаты в развитии личности. Нужно развивать литературно-творческие способности через придумывание рифмы к словам, составление загадок, скороговорок, подбором однокоренных слов, работой над труднопроизносимыми словами. Особое место в системе развития творческих способностей принадлежит художественным описаниям. Художественные словесные описания приучают детей передавать не только мысли и чувства, но и побуждают их к поиску адекватных языковых средств для передачи их оттенков, развивают способность выражать свои мысли и переживания ярко, выразительно, точно, красиво. Итак, творческая работа со словом - это то методическое средство, что делает обучение интересным. Нормативные документы, касающиеся современной начальной школы, ставят перед учителем много важных задач. И одно из них - это развитие личности. При использовании интерактивных технологий в целях развития личностирекомендуем использовать:

- создание учителем на каждом уроке комфортного, творческого микроклимата для всех субъектов учебно-воспитательного процесса;

- знание индивидуальных особенностей учащихся, их совершенствование и развитие;

- учитель не должен навязывать свое мнение, воздерживаться от стереотипов;

- применение в работе интерактивных методов обучения, развивающих упражнений на развитие творческих способностей, дидактических игр;

- поощрение и поддержание самостоятельности, усердия;

- систематизация детских творческих работ в тематические сборники, проводить презентации творческих личностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности младшего школьника на урока русского языка по системе Л.В.Занкова.

Развитие творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

Развитие творческой личности младшего школьника через курс «Театральная мастерская»

Занятия по внеурочной деятельности  можно построить по единому алгоритму.  Эти этапы должны найти место на каждом внеурочном занятии, н...

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности.

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности. Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе техники р...

Развитие творческой личности младшего школьника посредством системно-деятельностного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности

Педагогический опыт «Развитие творческой личности младшего школьника посредством системно-деятельностного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности» Адониной Е.В. реализуется в м...

Использование интерактивной доски с целью повышения познавательной активности младших школьников/

         Оснащение начальной школы разнообразными средствами ИКТ и цифровыми инструментами ставит перед преподавателем комплекс задач, связанных с грамотным и целесообр...