Развитие творческой личности младшего школьника через курс «Театральная мастерская»
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Кончева Светлана Дмитриевна

          Занятия по внеурочной деятельности  можно построить по единому алгоритму.  Эти этапы должны найти место на каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и формы организации. Например, схема моего  внеурочного занятия из модуля «Мультипликационной студии»:

- исходная  проблема (установление отсутствия знаний и умений);

 - информация по решению проблемы (кто, что, как, почему);

- применение новой информации;

- оценка результатов применения.

На своих занятиях я с удовольствием наблюдаю, как каждый ученик испытывает череду эмоций:

  • Сначала удивление: «Неужели этому можно научиться?»
  • Потом восхищение: «Как здорово сделано!»
  • И, наконец, восторг: «И я так могу!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped._chteniya_2014g._koncheva_s.d.docx645.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Лицей № 7

                                                                                                                                                                           

Развитие творческой личности младшего школьника через курс «Театральная мастерская»

Автор: учитель

начальных  классов

 Кончева Светлана Дмитриевна

г. Саяногорск 2014 г.

Развитие творческой личности младшего школьника через курс «Театральная мастерская»

МБОУ Лицей №7 г. Саяногорска

Учитель: Кончева С.Д.

     «Тайна возбуждает творчество».

А.Эйнштейн

       Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю. Наиболее эффективный путь развития творческих способностей лежит через приобщение всех детей к творческой деятельности с 1 класса.

        В школу приходят дети с разным развитием. У многих детей способности не проявляются, они спрятаны глубоко внутри. Основная работа по их выявлению и развитию ложится на нас – учителей начальных классов. Именно мы  закладываем основы творческой деятельности детей.

      Первое условие развития творчества – высокая самооценка ребёнка, то есть создание у него достаточной уверенности в своих силах, умственных возможностях. Второе условие развития способностей  ребёнка – создание соответствующего психологического климата. Именно учитель должен поощрять и стимулировать возникновение у ребёнка творческих способностей.

      Чем богаче творческий потенциал  учителя, тем вероятнее, что он  обучит творчеству детей, выявит и  будет развивать у них творческие качества. У детей должно быть много разноплановой  деятельности, заставляющей почувствовать себя человеком интересным, привлекательным для других. Процесс обучения творчеству должен строиться так, чтобы каждый ученик мог выявить и развить свой комплекс способностей, учиться познавать самого себя, развивать на определенном уровне мышление, фантазию, воображение.

      Я хочу рассказать о своих маленьких находках и открытиях, связанных с введением в учебный процесс внеурочной деятельности. Когда появилась возможность чем-то заинтересовать и увлечь ребят после уроков, я задумалась. Так много вокруг интересного для меня, но будет ли это увлекательно современным детям? Они стали более раскованными, осведомленными, в большей степени задающими вопросы, требовательными, инициативными. Чему хотят научиться они? Как удержать их интерес на протяжении 4 лет? Где взять необходимые материалы? Выбрать готовую программу или разработать свою? На все эти вопросы помогли мне ответить мои дети. Я решила спросить ребят, а чем бы хотели заняться они? Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников.

    Выслушав мнения и пожелания ребят, остановилась на 5 курсах: «Школа журналистики», «Инфознайка», «Я – исследователь», «Почемучки» и «Театральная мастерская». Расскажу подробнее о курсе «Театральная мастерская».  Кружок –  это форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщение детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширение коммуникативного опыта; организация детского досуга и отдыха, развитие творческих и интеллектуальных способностей.

          Занятия по внеурочной деятельности  можно построить по единому алгоритму.  Эти этапы должны найти место на каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и формы организации:

- исходная  проблема (установление отсутствия знаний и умений);

 - информация по решению проблемы (кто, что, как, почему);

- применение новой информации;

- оценка результатов применения.

Например, схема моего  внеурочного занятия из модуля «Мультипликационной студии».

Тема: Пластилиновая анимация
Тип занятия: освоение нового способа действия
Цель: Создание пластилинового мультфильма

Этапы занятия

Вид занятия

Формируемые УУД

I

 Орг. момент

Мотивация на учебную деятельность

Саморегуляция (Регулятивные УУД)

II

Этап актуализации знаний

Обозначение обучающимися своего «знания», высказывание разных точек зрения.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме   (Познавательные УУД)

III

Этап проблематизации

Обращение к индивидуальному опыту обучающихся

(коллективное обсуждение, дискуссия)

1. Уметь анализировать, определять сходство и различия (Познавательные УУД)

IV

Этап целеполагания и планирования

Формулирование цели и плана предстоящей деятельности в группах

1. Умение формулировать цель предстоящей деятельности (Регулятивные УУД)


2. Умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата (Регулятивные УУД)


3. Умение составлять план и последовательность действий  (Регулятивные УУД)

V Физминутка

Релаксация

VI

Этап моделирования и конструирования, самостоятельной творческой деятельности обучающихся.

Создание героев мультфильма, фотосессия, озвучивание.

1. Умение взаимодействовать с другими людьми при выполнении совместной работы (Коммуникативные УУД)

2.Умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий. (Познавательные УУД)

VII

Этап рефлексии

Самостоятельность обучающихся в оценивании качества своей работы

1. Умение осуществить контроль способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона  (Регулятивные УУД)

2. Умение внести необходимые изменения в случае расхождения эталона и его продукта (Личностные УУД)

3. Способность к самооценке  (Регулятивные УУД)

Методический конструктор моей внеурочной деятельности

Воспитательные результаты

Приобретение школьником  социальных знаний

(1 уровень)

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

(2 уровень)

Получение опыта самостоятельного общественного действия

(3 уровень)

Формы внеурочной деятельности

Занятия в «Театральной мастерской»:
- 1 модуль «Театр».
- 2 модуль «Кинопроизводство».
- 3 модуль «Мультстудия».

- 4 модуль «Организация досуга».

Спектакли в классе, школе, участие в школьных, городских конкурсах:
1. Городской литературный конкурс «Я расту» 2011г. -1 место в городе                 
2. Творческий  городской конкурс «Театрализация произведений автора»  2011г. -
2 место в городе
3. Республиканский семинар: Спектакль «Золотое яичко» - 2012г.
4. Киносказка «Коза и пятеро козлят на Новогодний лад» - 2012 г.
5. Городской  конкурс детского творчества «Нынче Муха-цокотуха – именинница», в номинации «Тайны произведений» 2012г. -    
1 место в городе
6. Победа в общешкольном проекте «Содружество» с видеороликом «Мы – вместе» 2013г. - 1 место в Лицее

Творческие  акции и проекты школьников в окружающем школу социуме:
1. Организация подвижных перемен в Лицее для уч-ся нач. классов
2. Игра по станциям «Весёлая карусель» для 1 классов
3. Работа  агитбригады в Лицее для нач. классов
4. Работа  экскурсоводов в школьном музее
5. Участие в социальном проекте «Содружество»

Конечно, работа еще не завершена, но остановимся и посмотрим, какие промежуточные результаты она дает. Мною предпринята попытка отслеживания некоторых результатов внеурочной деятельности на кружке «Театральная мастерская»:

 — формируются организационные навыки,

 — сформировано умение находить нужную информацию,

 — сформирована самостоятельность,

 — формируется потребность в помощи товарищам,

 — наблюдается творческий подъем у детей, не проявляющих себя в урочной системе.

На своих занятиях я с удовольствием наблюдаю, как каждый ученик испытывает череду эмоций:

  • Сначала удивление: «Неужели этому можно научиться?»
  • Потом восхищение: «Как здорово сделано!»
  • И, наконец, восторг: «И я так могу!

Список литературы:

Аникеева Н.П. Воспитание игрой. – М. 1987

Григорьев Д.В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. - М.2010 г.

Генералова И.А. Театр (Методические рекомендации для учителя). – М., 2005.

Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. – М. 1967.

Запорожец Т.И. Логика сценической речи. – М. 1974.

Макарова Л.П. Театрализованные праздники для детей. – Воронеж. 2003.

Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников. – М. 1875.

Казанский О.А. Игры в самих себя. – М. 1995.

Дж.Родари. Грамматика фантазии. – М. 1978

Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. – М. 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности младшего школьника на урока русского языка по системе Л.В.Занкова.

Развитие творческой личности младшего школьника на уроках русского языка по системе Л.В.Занкова....

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности.

Развитие творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности. Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе техники р...

: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»

Современной  России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является...

Использование интерактивных технологий в целях развития творческой личности младшего школьника.

Как превратить каждый урок в школе в урок мышление-общение? Как научить ребёнка гибко подходить к решению проблем, чтобы почувствовать удовольствие от обучения? Этого можно добиться лишь средствами, к...

Развитие творческой личности младшего школьника посредством системно-деятельностного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности

Педагогический опыт «Развитие творческой личности младшего школьника посредством системно-деятельностного подхода при организации проектно-исследовательской деятельности» Адониной Е.В. реализуется в м...