Аналитический отчет "«Тестовые задания, как средство формирования метапредметных учебных действий младших школьников с нарушением слуха»
учебно-методический материал (4 класс) по теме

Добролюбова Елена Викторовна

 В аналитическиом отчете  по теме "Тестовые задания, как средство формирования метапредметных УУД младших школьников с НС"  представлены виды, типы тестовых заданий и их применение в структуре урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiticheskiy_otchet_na_vysshuyu_kategoriyu.docx73.53 КБ

Предварительный просмотр:

«Тестовые задания, как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий младших школьников с нарушением слуха»

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………с.2

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕСТОВОЙ КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ………………………с.4
  1. Сущность понятия «тестовая культура»………………………………с.5
  2. Состояние формирования тестовой культуры в педагогической теории и практике……………………………………………………………… с.7
  3. Особенности формирования тестовой культуры в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………..с.10
  1. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ………………………………………………………..с.15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………с.23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ …………………………………………………с.27

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы:

          Особенность современной начальной школы определяется переходом на новый ФГОС, основным требованием которого выступает личностное развитие ребенка и формирование универсальных учебных действий.

              Я работаю с категорией детей, имеющих нарушение слуха. Мои воспитанники вследствие  нарушений функций слуха не могут обучаться в массовой школе. Основной формой воздействия на учащихся являются организованные занятия, в которых ведущая роль  принадлежит взрослым.

          Ребенок с ограниченным слухом, как и любой ребенок, растет и развивается, но его развитие замедляется с самого начала и идет на дефектной основе, что порождает трудности вхождения в социум, рассчитанный на нормально развивающихся детей.

           Поэтому, для успешного существования в современном обществе детям с нарушенным слухом необходимо формировать универсальные учебные действия в младшем школьном возрасте.

           При формировании познавательных учебных действий развиваются умения осуществлять логические действия, устанавливать причинно-следственные связи, умозаключения по аналогии и т.д.

           При формировании регулятивных универсальных действий развиваются умения планировать последовательность действий, оценивать результаты, самостоятельно осуществлять контроль.

          Считаю, что метапредметные  универсальные  учебные действия у младших школьников с нарушенным слухом будут формироваться наилучшим образом в процессе выполнения тестовых заданий, так как  тестирование способствует развитию мыслительной деятельности с опорой только на свои знания, обеспечивает систематический контроль  за качеством усвоения материала, видна недоработка педагога; вносит в урок элементы соревнования, активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает навыки самостоятельной работы, воспитывает  стремление к достижению лучших результатов. Тестовая технология, как природосообразная и здоровьесберегающая технология контроля над качеством учебных достижений учащихся, снижает уровень психологической тревожности, стрессовое состояние. Тесты предоставляют обучающимся возможность проявить самостоятельность, индивидуальность, способствуют обучению младших школьников процессуальному самоконтролю.

             Таким образом, тест позволяет определить не только «проблемную зону», но и конкретную «болевую точку», даёт возможность установить причину итоговой неудачи и построить соответственно коррекционную работу.

             Очень важно научить ребенка оценивать свои действия, их результаты, свое продвижение вперед. Самоконтроль в учебной деятельности означает регуляцию школьником своей работы с целью обеспечения результатов, соответствующих предъявляемым требованиям, нормам, правилам. Благодаря функции самоконтроля ученик может реализовать предложенную ему извне или самостоятельно принятую задачу.

            «Выпускник школы должен быть инициативным, самостоятельным, способным к самоконтролю и самооценке, ответственным» - такова цель школьного обучения. Основой для этого является начальная школа, задача которой состоит в развитии способности младших школьников к формированию общеучебных умений и навыков, самостоятельной, объективной, самокритичной контрольно-оценочной деятельности, о чём говорится в «Стандартах начального общего образования», в рубрике «Общеучебные умения, навыки и способы деятельности» и стандартах второго поколения ФГОС.

На основе изучения актуальности я сформулировала проблему исследования, заключающуюся в поиске, определении и обосновании выбора эффективных методик, методов, приемов и форм деятельности учителя с целью формирования тестовой культуры младшего школьника с нарушением слуха, а также тему «Тестовые задания, как средство формирования метапредметных учебных действий младших школьников».

Целью моей педагогической работы является формирование метапредметных универсальных учебных действий  на основе применения тестовых заданий.

 Объект: процесс формирования  метапредметных  универсальных учебных действий обучающихся.

Предмет: тестовые задания, как средство формирования метапредметных универсальных учебных действий обучающихся.

           В основу работы  положена гипотеза, согласно которой использование работы с тестовыми заданиями  обеспечивает достаточный уровень сформированности  метапредметных результатов младших школьников.

В соответствии с целью  исследования определены следующие задачи:

  1. изучить психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;
  2. разработать и апробировать тестовые  задания разных видов с учётом возрастных и специфических особенностей обучающихся  начальных классов;
  3. осуществить мониторинг учебных достижений  обучающихся

В процессе работы использовала  следующие методы:

- анализ психолого-педагогической литературы;

- изучение опыта работы педагогов по данной теме;

- тестирование учащихся начальных классов;

- мониторинг сформированности  метапредметных  умений

обучающихся.

ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования тестовой культуры у младших школьников

  1. Сущность понятия «тестовая культура»

Для понимания сущности понятия «тестовая культура» важно разобраться в системе понятий. Понятия вообще образуют основу любой науки, и в этом смысле деятельность по разработке и эффективному применению тестов не является исключением. Начиная с 30-х годов, наука о тестах называлась буржуазной, все цели которой считались «реакционными». И хотя такие суждения пролеткультовского толка теперь уже считаются неадекватными духу нашего времени, все-таки появляются публикации, где тестам по-прежнему пытаются отказать в научности.

В своей работе  я использовала  анализ опыта тестирования, описанный в научной и методической психолого-педагогической литературе, переработанного в соответствии с методологией педагогической диагностики и ключевыми идеями современной дидактики. Приводимые данные носят предварительный характер, продолжают уточняться и углубляться.

Первые научные труды по теории тестов появилась в начале XX века, на стыке психологии, социологии, педагогики и других так называемых поведенческих наук. Зарубежные психологи называют эту науку психометрикой, а педагоги – педагогическим измерением. Поскольку общего названия в русском языке пока нет, Е.А. Михайлычев называл эту науку тестологией [41; «Дидактическая тестология», 2001], которая может быть педагогической, психологической или социологической, в зависимости от того, где применяется и развивается. Незамутненная идеологией и политикой, интерпретация названия «тестология» проста и прозрачна: наука о тестах. В XXI веке название этой науки В.С. Аванесов [4; «Научные проблемы тестового контроля», 1994] привел в соответствие с ее названием на Западе – Педагогические Измерения.

В последние годы тесты знаний и способностей получили широкое распространение в различных областях общественно - экономической жизни в качестве инструмента диагностики уровня подготовленности выпускников школ, абитуриентов, студентов, специалистов. Появилось даже такое понятие как «тестовая культура», которое следует рассматривать не только как элемент педагогической культуры, но и культуры общества в целом. Поэтому очень важно сегодня привить навыки культуры тестирования учащимся, сделать этот процесс обыденным, не вызывающим страха, а лишь стимулирующим их дальнейшее самосовершенствование.

В педагогической науке с позиций аксиологического подхода изучается взаимосвязь формирования культурно-ценностных ориентаций и педагогического процесса. Данную проблему исследовали Ш. А. Амонашвили [8; «Воспитательная и образовательная функции оценки учения ученика», 1984], Е.А. Михайлычев [42; «Система педагогической диагностики», 2002], Е.Е. Леонова [8; «Элементы педагогической диагностики в образовательной практике», 2003] и др. В качестве ценностей образования и воспитания они называют: культуру - как среду, растящую и питающую личность, культурную деятельность - как способ развития человека в культуре. Ценности образования - это его человеческие смыслы, общественно одобряемые и передаваемые из поколения в поколение образцы культуры, запечатленные в культурном облике и жизни человека, в педагогических теориях и системах, технологиях педагогической деятельности.

В педагогической литературе существует такое понятие как «базовая культура личности». Большинство авторов (В.И. Бестужев-Лада, О.С. Газман, И.С. Кон, Д.С. Лихачев, Е.Н. Шиянов, И.Б.Котова и др. на работы, которых в своих исследованиях диссертационного исследования ссылается О.А. Замятина [1; «Формирование базовой культуры учащихся начальной школы в образовательной деятельности», 2006]) представляют базовую культуру личности как совокупность ценностных ориентаций, культуры общения и поведения, а также способов познания мира. Исследователи акцентируют внимание на том, что базовая культура не «вносится» извне, а вырабатывается личностью самостоятельно в процессе освоения различных способов деятельности и социального поведения. [1; «Формирование базовой культуры учащихся начальной школы в образовательной деятельности», 2006]

Формирование базовой культуры младшего школьника является неотъемлемой частью начального школьного образования, цель которого – вооружить младшего школьника необходимым минимумом знаний, умений, навыков, позволяющим ему овладевать различными видами учебной деятельности, культурой общения и учебного труда. Составляющим компонентом базовой культуры младшего школьника, на наш взгляд, является и формирование тестовой культуры, как универсального учебного действия.

  1. Состояние формирования тестовой культуры в педагогической теории и практике.

Что же такое тестовая культура?

Терминология дидактического тестирования, по нашим подсчетам, включает до трехсот достаточно автономных терминов, характеризующих разные подходы, типологизации, виды деятельности.

Методологически слабая обеспеченность дидактического тестирования во многом определяется недостаточной разработанностью и определенностью понятийного аппарата – постоянно смешиваются даже такие ключевые понятия, как «тест», «тестовое задание», не конкретизирована терминология видов тестов и тестовых заданий. Кроме того, большинство педагогов – практиков не имеют представления о таких важных элементах обеспечения качества экспериментальной работы, как репрезентативность выборки, надежность, валидность. Подобная ситуация весьма болезненно сказывается на любых инновациях и, естественно, - на внедрение в массовую школьную практику методологически обоснованного, профессионального дидактического тестирования. Попробуем в этом разобраться.

Что же такое культура?

Если обратимся к Толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, то прочитаем:

Культура - (в общем понимании) – «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение». [3; С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка», 1985]

Что же такое тест?

Е.А. Михайлычев в своей работе пишет, «Под термином «тест» в советской психолого – педагогической литературе до 1980-х г.г. имелось в виду задание, с четким и однозначным вариантом правильного ответа, ориентированным на определенные нормативы».[41; «Дидактическая тестология», 2001]

С.И. Ожегов [3] в словаре русского языка сформулировал такое определение:

Тест (англ. test – проба, испытание, исследование) – экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

Е.А. Михайлычев в своих исследованиях дополняет: «Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки» [42; «Система педагогической диагностики», 2002].

Для чего нужны тесты? Чтобы выяснить, что испытуемый может, а какие задачи пока решить не в состоянии. Для этого в тест вводится определенное содержание в отношении тех знаний и умений, которые будут изучаться.

Конкретного, четкого определения понятия «тестовая культура» в научно-методической литературе пока не обозначено.

С.И. Ожегов [3] в словаре русского языка сформулировал такое определение теста, как – экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого. Ключевые слова – «стандартизированные задания, позволяющие определить характеристики личности, измерить знания, умения и навыки испытуемого».

Теоретико-методологической основой разработки концепции развития универсальных учебных для начальной школы в рамках создания Государственных стандартов общего образования может стать культурно-исторический системно-деятельностный подход (Л.В. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин и др.), раскрывающие основные психологиеские условия и механизмы процесса усвоения знаний, формирование картины мира, общую структуру учебной деятельности учащихся. Созданная на основе этого подхода концепция развития универсальных учебных действий позволяет выделить главные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах универсальных учебных действий как показатели гармоничного развития личности, обеспечивающие широкие возможности учащихся знаниями, умениями, навыками, компетентностями личности, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означают умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Отсюда, анализ различных источников, словарей, научных исследований, характеристик теста, видов контроля с применением тестов позволяет сделать вывод, что тестовая культура - высокий уровень овладения определенными универсальными учебными действиями (УУД), позволяющий определить личностные характеристики испытуемого на основе стандартизированного задания – теста.

  1. Особенности формирования тестовой культуры в младшем школьном возрасте.

Основной целью моей  работы, как  учителя начальных классов является формирование у учащихся универсальных учебных действий, то есть формирование учебной деятельности. Научить детей учиться - вот то, к чему стремится каждый учитель, обучающий маленьких учеников. Формирование тестовой культуры учащихся тоже является общеучебным, универсальным умением, и, стало быть, её формирование должно начинаться уже на начальной ступени обучения.

В соответствии с основной целью обучения в начальных классах целью тестирования является не столько контроль над прохождением каждого изучаемого курса, раздела или темы, сколько обучение работе с тестовыми заданиями и тестами. Переход учащихся из начальной школы в основную осуществляется по итогам тестов за курс начальной школы, и различия в работе над тестами в начальной и основной школе существенны.

Таким образом, возникает противоречие между определенными требованиями к качеству образования учащихся начальных классов и ожидаемыми результатами основной школы. Отсюда, проблема, какие педагогические условия необходимы для формирования тестовой культуры младшего школьника?

Тест - это инструмент, состоящий из выверенной системы тестовых заданий, стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов, предназначенный для измерения качеств и свойств личности, что возможно в процессе систематического обучения.

Тест является более качественным и объективным способом оценивания, так как процедура проведения теста стандартизирована. Тест - более объёмный инструмент, так как в тестовой работе каждый ученик выполняет задания, используя знания по нескольким темам, изучение которых предусматривает программа. Следует отметить и гуманизм тестирования, который заключается в том, что всем предоставляются равные возможности, а широта теста даёт возможность показать свои достижения на широком поле материала. Таким образом, ученик получает некоторое право на ошибку, которого он при традиционном способе оценивания не имеет.

В соответствии с основной целью обучения в начальных классах целью тестирования является не только контроль над прохождением каждого изучаемого курса, раздела или темы, но и обучение работе с тестовыми заданиями.

Для достижения данной цели учитель начальных классов осуществляет ряд задач, а именно:

  • Учить понимать учебную задачу.
  • Учить планировать свои учебные действия (как рациональнее найти нужный ответ).
  • Учить применять имеющиеся знания и умения.
  • Учить проводить самоконтроль.

Для достижения данной цели и решения поставленных задач работа по формированию тестовой культуры учащихся может строиться следующим образом.

1 класс:

  1. В 1 классе контрольные тесты не проводятся.
  2. Учитель предлагает учащимся задания с выбором ответов, где требуется обводить номер ответа, подчёркивать или зачёркивать заданное.
  3. Когда ученики привыкают к заданиям с выбором ответов, вводятся задания на установление соответствия и задания на дополнение.
  4. Задания с самостоятельным конструированием ответов в 1 классе ученикам не предлагаются.

2 класс:

  1. Во втором классе ученики пишут не только тренировочные, но и контрольные тестовые работы.
  2. Так как навык чтения сформирован ещё не в достаточной степени, то работа с тестами проходит под диктовку учителя, что помогает ученику научиться рассчитывать время, расходуемое на работу, и расходовать его рационально. Кроме этого, совместная работа над тестами позволяет вырабатывать единый рабочий темп класса, что очень важно для успешного обучения.

Интересным отличием проведения тестовых работ в начальных классах является пошаговая инструкция к заданиям.

  1. Следует отметить, что объём тестов в начальных классах значительно меньше тестов, которые ученики выполняют в основной и старшей школе, что обусловлено возрастными особенностями учащихся.
  2. Во втором классе ученики пишут контрольные тесты по основным темам курса и итоговые тесты за учебный год.

3—5 классы:

Основной целью использования тестов в начальных классах является обучение работе с тестовыми заданиями и формирование тестовой культуры учащихся. Но в 3 и 4 классах наряду с этой задачей можно говорить о тесте как об инструменте объективного контроля знаний, умений и навыков учащихся и наблюдения за их формированием. Большинство контрольных работ в 3-5 классах проходит в виде тестов. Переход учащихся из начальной школы в основную осуществляется по итогам тестов за курс начальной школы. Учителя, работающие в основной школе, просмотрев тесты учеников, которые были проведены в начальной школе, могут сделать выводы об уровне подготовки учеников и строить свою работу в соответствии с полученными тестовыми результатами.

Различия в работе над тестами в начальной и основной школе существенны, но они необходимы именно для того, чтобы научить выпускников начальной школы успешно справляться с тестовыми работами на более высокой ступени обучения в основной и старшей школе и, в конечном итоге, подойти к ЕГЭ во всеоружии. Мышление учеников начальной школы более гибко и подвижно. Следовательно, новый вид контроля - тестовая работа воспринимается учениками менее болезненно. Работа с тестами является для них привычной и интересной, позволяющей получить точное представление о своих знаниях, а учитель, использующий программу «Тест», реализует основную цель школы на начальном этапе обучения - формирование навыков учебной деятельности [14; «Формирование тестовой культуры. Практическая методика обучения учащихся работе с тестами», 2008].

             В теории педагогического тестирования существует два подхода к созданию тестовых заданий: нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный.

        В рамках нормативно-ориентированного подхода разрабатываются тесты для сравнения учеников по уровню учебных достижений. Сравнение происходит путём сопоставления результатов каждого учащегося с результатами его сверстников, выполнявших тот же самый тест.

        При критериально-ориентированном подходе создаются тесты для сопоставления учебных достижений каждого ученика с планируемым к усвоению объёмом знаний, умений или навыков. Упор делается на то, что может выполнить ученик и что он знает в рамках конкретного содержания, а не то, как он выглядит на фоне других. Процент правильного выполнения заданий рассматривают как уровень подготовки или как степень овладения общим объёмом содержания курса.

        Критериально-ориентированные тесты помогают:

  • собрать полную и объективную информацию об учебных достижениях и каждого учащегося в отдельности, и группы учеников;
  • сравнивать знания, умения и навыки ученика с требованиями, заложенными в государственных образовательных стандартов;
  • оценить эффективность профессиональной деятельности учителя;
  • оценить эффективность различных программ обучения

        Тестирование помогает каждому учащемуся выявить возможные затруднения, а также своевременно исправить ошибки в усвоении содержания учебного материала.

Существует требования к структуре теста, к комплекту заданий, которые в него войдут.

-составлению заданий должен предшествовать анализ программы начальной школы по предметам.

-язык теста, инструкции, должны соответствовать языку, инструкциям учебника начальной школы (подчеркни, вставь, допиши, найди и т. п.)

-структура заданий должна определяться значимостью изученного материала (чем важнее изученная тема, тем большим количеством вопросов она представлена)

-формулировки заданий должны быть разнообразны (это разовьёт остроту внимания и гибкость мышления, потребует от обучающегося предельной внимательности и собранности)

-должны быть однозначно сформулированы цели и тема, определено время применения теста;

-процесс проведения теста должен быть задан в виде однозначного алгоритма (заполнение пропусков, выбор ответа из предложенных вариантов)

-тестовые задания должны легко читаться;

-если тест предназначен для проверки уровня знаний, задания не должны повторять формулировок данных в учебнике;

-тестовые задания должны быть независимыми;

-формулировка заданий не должна содержать двусмысленности;

-тестовые задания должны выполняться без громоздких вычислений;

-постановка вопроса и предлагаемые варианты ответов должны максимально исключать возможность угадывания ответа;

-тестовые задания, предполагающие выбор одного из предложенных ответов, должны содержать 3-5 вариантов ответов, подобранных по возможности так, чтобы наиболее характерные для данного случая ошибки были в них учтены.

Общеизвестно, что важнейшим критерием оценки деятельности учителя являются сформированные компетенции учеников. Проверить их глубину и прочность можно с помощью тестов, цель которых – оценить результаты обучения.

Формирование тестовой культуры необходимо начинать в начальной школе. Недостаточная подготовка младших школьников к особенностям тестирования не позволяет им полностью раскрыть свои достижения в обучении.

Учебная деятельность учащихся строится так, что рост учебных результатов формируется во многом благодаря развитию обобщенных умений, составляющих информационную компетентность, в том числе за счет развития умений работать с тестом как универсальным способом проверки результатов обучения, за счет формирования тестовой культуры.

Глава 2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

               В своей работе над данной темой я провела анализ научно - методической литературы по данной теме. Хочу выделить главное:

               Тестовые задания  — это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. Нередко в задание закладывается не только содержание ответа, но и его форма. Последняя бывает также стандартизированной: вычеркнуть лишнее, продолжить запись, отметить правильный ответ знаком. Работающий с тестами должен определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой. Это позволяет проверить, что именно и насколько прочно усвоил ребёнок из программы.

При использовании тестов для контроля результатов обучения школьников необходимо помнить об основных функциях проверки и оценки результатов обучения:

- учетно-контрольную (информационную), которая систематически позволяет учителю фиксировать результаты обучения и судить об успеваемости каждого ученика, его достижениях и недочётах в учебной работе;

-контрольно-корректирующую (диагностическую), которая обеспечивает связь «учитель - ученик», для внесения коррективов в методику обучения, перераспределения учебного времени между различными вопросами темы и пр., позволяет осуществлять диагностику причин отставания школьников;

- обучающую, которая в результате помогает повторить материал, акцентировать внимание учащихся на главных вопросах и важнейших мировоззренческих идеях курса, показывает на типичные ошибки, что способствует закреплению и углублению знаний учащихся;

- воспитательную (мотивационную), которая стимулирует учащихся к дальнейшей учебной работе, углублению своих знаний, развивает у школьников умение самоконтроля и самооценки;

- аттестационную, которая связана с характеристикой уровня обученности школьника, является основной его аттестации, а также важнейшим компонентом аттестации работы учителя образовательного учреждения.

По объему содержания и времени проведения тесты можно разделить на:

  • стартовый контроль
  • тематические тесты
  • итоговый контроль
  • промежуточная аттестация
  • итоговая аттестация

            Главный принцип, которым я руководствовалась при решении данных задач- внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, слухоречевых и индивидуальных возможностей;

         Принцип постепенности- весь инструментарий вносился в развивающую среду постепенно;

           Принципа единства диагностики и коррекции-  обеспечивал целостность педагогического процесса.

           Принцип интеграции областей (материалы для одной образовательной деятельности  использовались  в ходе реализации другой)

          Мною отслеживалась  динамика  результативности   изменений основных  параметров  учебной  зоны  развития учащихся, формирования универсальных учебных действий, уровня развития  мыслительных  навыков по адаптированной методике  Тиграновой   Людмилы Иосифовны и методике проведения  мониторинга метапредметных УУД  под редакцией Меркуловой Татьяны Викторовны,  Битяновой Марины Ростиславовны.

         Всю динамику отражала в таблицах, диаграммах, графиках.(Приложение 1)

         Можно увидеть на слайдах , что на момент поступления в школу  все показатели регулятивных УУД  обучающихся  находились на низком уровне.        

          Далее прослеживается положительная динамика, и на конец пятого класса она поднимается выше среднего.   Аналогично прослеживается динамика  познавательных УУД и коммуникативных УУД.          

           Показатели качества знаний  по русскому языку  возросли с 38% во втором классе до 68% на конец пятого класса, по математике с 41% до 82%.

            В работе по формированию метапредметных УУД  обучающихся  через работу над тестовыми заданиями  ориентировалась на достижение следующих результатов:

регулятивных:

- формирование умения планировать, контролировать учебные действия;

- формирование умения работать с информацией;

-формирование умения делать правильный выбор;

познавательных:

- формирование общеучебных действий- умение осуществлять поиск, извлекать необходимую информацию, уметь воспринимать правильно письменную речь;

- формирование логических универсальных действий.

         Тестовые задания я использую практически по  всем предметам, пользуясь контрольно-измерительными материалами таких авторов, как Голубь В.Т., Лысенко Ф.Ф., Ситниковой Т.Н., Иляшенко Л.И., Кравцовой С.А.

             На уроках использую различные виды тестов:  

  • по форме
  • по способу предъявления (с предъявлением готового ответа, с предъявлением ответа в краткой форме, с предъявление развернутого ответа)
  • по цели назначения ( первичное закрепление, контроль ЗУН, разминка в начале урока, тренажер)
  • по виду деятельности
  • по месту использования (актуализация ЗУН, первичное закрепление ЗУН, упражнения, контроль ЗУН)
  • по объему содержания и времени проведения (стартовый контроль, тематические тесты, итоговый контроль, промежуточная аттестация,

итоговая аттестация)

Учащимся предлагаю  тестовые задания  в следующих  формах: (Приложение 2)

  • тесты закрытого типа (задания с выбором верного ответа из набора предлагаемых);
  • тесты открытого типа (ввод предполагаемого ответа на задание самим тестируемым);
  • тесты комбинированного типа (задания с выбором и вводом правильного ответа).

Работу над тестовыми заданиями  провожу, как:

  • самостоятельную работу
  • контрольную работу
  • фронтальный устный опрос
  • тренировочную работу
  • зачетную работу
  • индивидуальный опрос по карточкам
  • заполнение пропусков
  • сопоставление явления (события) и его характеристики
  • распознавание понятия
  • составление последовательности

Тестовые задания учащиеся выполняют на различных этапах урока: 

  • актуализации ЗУН
  • первичном  закреплении ЗУН
  • при выполнении упражнений
  • при контроле  ЗУН

Тестовые задания  предполагают владение учащимися определённым объёмом  информации, поэтому они чаще всего применяются при закреплении или повторении знаний. Они обеспечивают  возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения учащимися учебного материала и в соответствии с этим провести коррекционную работу.

Стараюсь создать условия, при которых становится невозможной интеллектуальная  пассивность ученика. Уделяю большое внимание личностно-ориентированному и дифференцированному подходу в работе над тестовыми заданиями. По одному и тому же учебному материалу составляю тестовые задания разной степени трудности. (Приложение 3)

Выбирая такой подход, я провожу работу с каждым учеником по отдельности, подбирая соответствующие тестовые задания для конкретного обучающегося.  Данный подход требует больших временных затрат, но позволяет мне оказывать необходимую помощь тем ученикам, у которых возникли затруднения при работе с тестовыми заданиями  во время  тестирования. Тестовые задания обеспечивают мне возможность получить достаточно оперативную информацию о результатах усвоения обучающимися  учебного материала и в соответствии с этим провести коррекционную работу.

В своей  работе  я пришла к выводу, что  не все тестовые задания, которые существуют для массовой  школы ( в особенности по русскому языку) приемлемы  для  моих детей и поэтому  я часто  их адаптирую  с учетом  особенностей обучающихся своего класса. Так,  например, мной разработаны тестовые  задания по русскому языку для учащихся пятого  класса (Приложение 4) и тестовые задания по произведениям учебного пособия  для 5 класса школы слабослышащих 2 отделения  «Книга для чтения» под редакцией М.И.Никитина  (Приложение 5)   

           Тесты помогают быстро проверить сознательность чтения вслух и про себя, а так же способствуют переходу от усвоения предметного содержания до осознания основной мысли прочитанного. Из моих наблюдений  стало понятно, что эта работа нравится детям, и они стремятся читать произведение как можно внимательнее, осмысленно, чтобы потом ответить на вопрос теста без ошибок.

          Предложенные  тесты я использовала  на этапе проверки усвоения знаний  нового материала-сразу после знакомства с произведением, на этапе проверки домашнего задания,  для индивидуальной работы, а также  по разделу, т.е. на обобщающих уроках.

             В результате апробирования   видно, что наиболее легко приняли тестовые задания  учащиеся с более сохранным интеллектом, чем нежели те у кого речь ( как устная, так и письменная) менее развита, техника чтения не на высоком уровне ( хотя и укладываются в норму), а все это в конечном итоге влияет на осознанное, осмысленное чтение. На результат тестирования большое внимание оказывает работа над текстом совместно с учителем. Если произведение не проанализировано, нет словарной работы, нет опоры на иллюстрацию, то и у ребенка сложится лишь поверхностное впечатление. Не говоря уже о том, что любое произведение он должен пропустить через свои эмоции, чувства (идет коррекция и развитие эмоций), соотнести со своим, пусть небольшим, жизненным опытом, сделать выводы.

              В результате тестирования мне видно, какой ученик не усвоил произведение, не усвоил прочитанное и, исходя из этого, я  строю индивидуальную работу. Работа с тестами заставляет детей думать, сравнивать выбирать (идет коррекция мышления), вспоминать и зрительно и на слух (коррекция и развитие памяти), при работе с опорными словами идет коррекция внимания.

           Конечно, не все необходимые характеристики можно получить средствами тестирования. Такие, например, показатели, как умение подтвердить свой ответ: примерами из текста, умение связно, логически и доказательно выражать свои  мысли, некоторые другие характеристики знаний,  умений и навыков диагностировать тестированием невозможно.        

                 Отсюда следует, что тестирование должно обязательно сочетаться с другими (традиционными) формами и методами проверки.

В этом году, работая с первым классом на уроках обучения грамоте по учебнику «Азбука» под редакцией В.Г.Горецкого я  использую тесты к данной азбуке.

Данные тесты содержат практический материал  для закрепления, повторения, проверки универсальных учебных действий и соответствуют требованиям  государственных стандартов начального образования. Задания составлены с учетом компетентного подхода в обучении первоклассников. Выполняя эти задания дети овладевают навыками смыслового чтения предложений, небольших текстов, лексикой.

В обучении грамоте выделяют три периода: подготовительный, букварный и послебукварный. Предлагаемые тесты распределены согласно этим периодам  и ориентированы на основные темы  программы. Они включают различные виды деятельности: письмо по пунктирной линии, выполнение задания с выбором ответа, работа с иллюстративным материалом, схемами слов, предложений и т.д.

Но, учитывая специфику моих детей, мне пришлось адаптировать данные тесты, потому что  у детей возникают затруднения в понимании прочитанных трехсложных, многосложных слов, что является следствием побуквенного чтения или чтения с искажением звукового состава слов и ограниченного словаря  недостаточным количеством существительных, глаголов и прилагательных. У учащихся отмечаются затруднения в понимании измененных форм слов.

Адаптирование тестов заключалось : (Приложение 6)

  • в упрощении текста заданий
  • в изменении предлагаемых ответов, как по количеству, так и заменой на знакомый детям материал
  • в изменении количества заданий  в тестах        

Выбирая индивидуальный подход, я провожу тестирование с каждым учеником по отдельности, подбирая соответствующие тесты для конкретного учащегося. Данный подход требует больших временных затрат, но позволяет мне контролировать функциональное состояние каждого ребенка (тревожность, утомляемость и др.) и оказывать необходимую помощь тем ученикам, у которых возникли затруднения при работе с тестами во время группового тестирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня, согласно положениям личностно-ориентированного подхода, принципу гуманистической направленности педагогического процесса, а также принципам сознательности и активности учащихся, они должны выступать активными субъектами педагогического взаимодействия в ходе осуществления диагностической деятельности. Поскольку универсальной характеристикой любой деятельности является культура, возникает необходимость формирования тестовой культуры учащихся, способствующей повышению эффективности диагностических процедур.

Тестовая культура учащихся рассматривается как интегративное образование личности учащегося, ядром которого выступает ценностно-личностная характеристика, базирующаяся на личном опыте диагностической деятельности и способствующая становлению навыков самопознания и самоанализа и потребности в них. Тестовая культура учащихся реализует определенные функции: диагностическую, обучающую и воспитательную.

В условиях общеобразовательного учреждения представляется возможным сформировать только основы тестовой культуры учащихся, поскольку процесс формирования тестовой культуры продолжителен по времени и выходит за пределы начального образования.

В работе мною были определены критерии и компоненты тестовой культуры младших школьников:

Критерии:

  1. Понимание учебной задачи (понимание формулировки вопроса/задания).
  2. Четкое следование (соблюдение) инструкциям (анализ формулировки вопроса, умение отвечать строго на поставленный вопрос).
  3. Владение стратегиями выполнения заданий (как рациональнее найти нужный ответ/подбор правильного ответа).
  4. Узнавание и воспроизведение информации (знаний, умений).
  5. Умение правильно переносить ответы в соответствующие бланки (фиксировать ответ).
  6. Творческое применение (свой ответ, обоснование выбора ответа).
  7. Самоконтроль.

Компоненты:

  1. познавательные и учебные мотивы;
  2. учебная цель;
  3. учебная задача;
  4. учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Критериями и показателями сформированности тестовой культуры учащихся начальной школы являются:

- наличие специальных умений и навыков учащихся работать с тестами и тестовыми заданиями;

- восприятие тестирования как личностно значимой деятельности, положительное отношение к диагностическим процедурам;

- способность к анализу и самоанализу, адекватный уровень самооценки.

Соответственно, выделяются четыре уровня сформированности тестовой культуры учащихся общеобразовательной школы: высокий, средний, ниже среднего и низкий.

Педагогические условия, способствующие эффективному формированию тестовой культуры младшего школьника, включают:

- применение в педагогической практике практической методики обучения детей работе с тестами с 1-го класса;

- систематичность в проведении диагностических процедур;

- регулярное осуществление обратной связи на этапе анализа результатов диагностики;

- ориентация на формирование и развитие сознательной личности, способной и стремящейся к саморазвитию и самопознанию; построение работы по формированию тестовой культуры учащихся с позиций личностно-ориентированного и деятельностного подходов.

При тестировании  я получаю оценку уровня обученности учащихся и соответствующую диагностическую картину по каждой теме учебной программы, сопровождаемых набором оценок успешности выполнения ими отдельных групп заданий в соответствии с группами диагностических признаков, позволяющую провести анализ полученных данных, составив таблицу и построив диаграмму обобщенных результатов выполнения теста по всем оцениваемым заданиям (% справившихся).

Хочется заметить, что большинство обучающихся начальной школы пока не готовы к тестовому виду контроля, он для них не традиционен, они не имеют навыков и умений выполнения тестовых заданий. Практика показывает, что учащиеся психологически не готовы, они переживают, нервничают, путают правильные и неправильные ответы, порой не способны даже дочитать текст до конца. Однако сегодня тесты являются одной из распространенных форм контроля знаний, поэтому при обучении в школе просто необходимо внедрять тесты, чтобы учащиеся достаточно свободно могли ими пользоваться, чтобы был преодолен тот «психологический» барьер, который, к сожалению, существует у многих учеников. Данный тип контроля, включающий достаточно большое количество заданий требует организации умственной деятельности учащихся, что оказывает положительное влияние на всю мыслительную деятельность, привыкая, обучающийся начинает контролировать себя, «собираться» и как результат - отвечает более точно на поставленные вопросы. С каждым разом повышается уровень исполнения тестов.

Правильно и грамотно организованное тестирование - мощный фактор педагогического обучения, контроля, диагностики, прогноза, мотивации, развития, управления и обратной связи обучающего и обучаемого.

        Подводя итоги работы по теме, могу сказать,  что выполнение тестовых заданий научит моих детей получать информацию, преобразовывать ее, использовать в жизненных ситуациях, а значит сформирует универсальные учебные действия учащихся.

Однако, при всех положительных качествах метода тестирования он не может быть единственным способом проверки качества знаний и умений учащихся и должен быть использован наряду с теми традиционными формами проверки результатов обучения, которые сложились в начальной школе и оправдали себя в практике её работы.

          В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы: обучающиеся 5 класса в соответствии со своими способностями и возможностями достигли следующих результатов: они  планируют, контролируют  учебные действия; осуществляют поиск необходимой  информации; умеют делать правильный выбор; анализируют, сравнивают, классифицируют  предметы окружающего мира.

          Тестовые  задания позволяют активизировать учебный процесс.    

Они помогают создать условия для успешного овладения обучающимися универсальных учебных действий, позволяющих не только получать качественные знания, но и гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания и умело применять их в практической деятельности.

           Следовательно, работа с тестовыми заданиями – это один из приемов формирования метапредметных учебных действий младших школьников, который может и должен использоваться в сочетании с другими формами и методами работы в начальной школе.

Список используемой литературы

  1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. - Москва, Центр тестирования, 2002г.
  2. Аванесов B.C. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики. / Педагогическая диагностика. – 2002 г.
  3. Аванесов B.C. Формы тестовых заданий: Учебное пособие. - Москва: МИСиС, 1991г., 35с.
  4. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки учения школьника. - Москва: Педагогика, 1984г., 298с.
  5. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1. /Перевод с англ. М.К.Акимова, Е.М.Борисова: Под ред. К.М.Гуревича, В.И. Лубовского.- Москва: Педагогика, 1982г., 320с.
  6. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: (Общий дидактический аспект). - М.: Педагогика, 1977.-256с.
  7. Бенеш Н.И. Тесты для начальной школы. /Арман-ПВ, 2004.
  8. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем: (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). - Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та,1997.-304с.
  9. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М. - Педагогика, 1989.-192с.
  10. Геллерштейн С.Г. Проблемы тестирования. Инф. Бюл. 18. /Психология труда. 4.2. М., 1969.
  11. Занков Л.В. Обучение и развитие: Эксперим.-пед. исследование. -М.: Просвещение, 197 5.-440с.
  12. Иванова Л.Ф. Современные подходы к контролю обученности учащихся//Дидакт.-2002.-№2.-С.47-53.

  1. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. - СПб.: Образование и культура, 1996.-74с.  
  2. Майоров А.Н. Мониторинг учебной эффективности //Школьные технологии. -2000.- 1.-С.96-131.
  3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать и использовать тесты для целей образования. - М.: Народное образование,2000.-35 1с.
  4. Майоров А.Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование.- СПб.: Образование и культура, 1997.-304с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

«Тестовые задания как средство формирования навыков орфографического самоконтроля младших школьников на уроках русского языка».

Актуальность. Формирование орфографически-грамотного письма – одна из наиболее трудных задач, решаемых в школе. Несмотря на многочисленные исследования, проводимые в методике орфографии, учить младших...

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

Приоритетом Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)  является формирование у младших школьников умения учиться, создание таких условий, которые способствуют реализации потен...

Проектно – исследовательская деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

«Не обижайте детей готовыми формулами, формулы – пустота; обогатите их образами и картинами, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов; обучите их приемам и способам, ...

Электронное портфолио как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.

В своём инновационном педагогическом проекте я показала как создание электронного портфолио младшего школьника влияет на формирование и развитие  универсальных учебных действий....

Учебный сетевой проект как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников.

В статье рассматривается понятие "учебный сетевой проект", его достоинства и недостатки, порядок включения в работу по проекту, основные этапы. Основное внимание уделяется описание УУД, кото...