"Педагогический аспект урока"
консультация по теме

Головачёва Надежда Петровна

Представленный материал содержит классификацию методов и приёмов, используемых педагогами в традиционном и в современной уроке, а также анализ урока по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_aspekt_uroka.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и методы обучения

В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три таких формы:

1.        фронтальная - предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя.

2.        индивидуальная – предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности.

3.        групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах.

Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.

Метод - способ профессиональной совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения образовательно-воспитательных задач.

В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:

1.        Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.

2.        Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.

3.        Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.

Классификация методов обучения

(по Бабанскому Ю.К.)

1        Методы стимулирования и мотивации учения        

1.1. Методы формирования интереса к обучению         

Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др.

        1.2. Методы формирования долга и ответственности в обучении        

Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др.

2        Методы организации и осуществления учебных действий и операций        

2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):

        словесные методы

        наглядные методы

        аудиовизуальные методы

        практические методы

2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций)

2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций)

2.4. Методы самоуправления учебными действиями        

Лекция, рассказ, беседа и др.

Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др.

Сочетание словесных и наглядных методов

Методы упражнений, выполнение заданий и др.

Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др.

Проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.)

репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.)

Самостоятельная работа с книгой, объектами труда и др.

3        Методы контроля и самоконтроля        

3.1. Методы контроля        

Методы устного контроля, письменного контроля и др.

Методы самоконтроля.

Схема  анализа урока в рамках деятельностного подхода

     1. Была ли создана учителем в начале урока ситуация успеха? В чем  она выражалась? И какими средствами реализовывалась?

     2.  Какими  средствами  пользовался   учитель  для  создания   учебной  ситуации, которая привела к постановке учебной задачи:

- использование известных знаний, способов работы детей;

- формы организации учебной работы учащихся;

- создание условий для активной (пассивной) позиции ученика;

- позиция учителя и его роль на данном этапе;

- использование учебных действий (рефлексивного контроля и оценки)    для создания ситуации дефицита способностей у детей (уровень освоенности).

     3. Возникла ли в результате  разворота логики учителя нужная задача  у детей или нет?

Могут ли дети зафиксировать данную задачу в виде вопроса  (в любой форме: графической, знаковой, словесной).

   4. Уровень  владения детьми  способностью вести  учебную дискуссию как на уровне  группы, так  и на  уровне класса:  умение детей аргументировано говорить,  ставить  вопросы  на понимание,  выдвигать гипотезы с указанием аргументов и контраргументов.

     5.  Соответствовали  ли  формы  организации коллективно-распределенной деятельности  поставленным  целям  урока?  

        Какой уровень владения методикой организации  коллективной  работы  учащихся  на  уроке  у  учителя?

        Были ли созданы необходимые условия для работы в парах, в группах?

Диагностическая карта урока по критериям и показателям СДП

Деятельность учителя

Уровень

1.Целеполагание

Четко формулирует, что должен научиться делать ученик  на данном уроке и какими средствами он это делает сам         

базовый

Формулирует как содержательную, развивающую, так  и деятельностную цель урока  (формирование умений  новых способов действий)                

высокий

Формулирует как содержательную, так и деятельностную  цель урока (формирование умений новых способов действий). При  необходимости изменяет сценарий урока, добиваясь запланированного результата)         

оптимальный

                                         2.Мотивация

Продумывает систему мотивации уч-ся к учебной деятельности; создает  на уроке «точку удивления», условия («ловушки») для фиксации уч-ся границы между знанием и незнанием         

базовый

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества         

высокий

Добивается, чтобы уч-ся самостоятельно сформулировали цель урока  как собственную учебную задачу, и создает на уроке ситуацию сотрудничества и «ситуацию успеха» для каждого ученика. Уч-ся самостоятельно проектируют пути и средства достижения поставленных целей.         

оптимальный

3.Содержание учебного материала и содержание образования (СУМ и СО)

Различает понятия СУМ и СО. Единица содержания образования (способ, алгоритм, схема, различение ) представлена обучающимися наглядно.                 

базовый

Выстроенная структура урока и логика подачи учебного материала позволяла обучающимся на уроке успешно осваивать запланированные СУМ и СО         

высокий

Единица содержания образования (способ, схема , алгоритм, различение )не дается уч-ся в готовом виде, а проектируется на уроке вместе с детьми: выделяется,  обсуждается и моделируется в ходе рефлексии. При необходимости учитель изменял сценарий урока, добиваясь запланированного  результата                 

оптимальный

4.Формы организации познавательной деятельности уч-ся

Организует учебное сотрудничество детей совместно – распределенную  деятельность при решении учебных задач, учит детей работе в группе                 

базовый

Создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета

высокий

Исходит из того, что каждый уч-ся индивидуален, и организует работу каждого ученика на уроке по индивидуальному плану.  Учитель работает попеременно с разными группами уч-ся, дифференцируя их по уровню  знаний         

оптимальный

5.Методы обучения

Применяет современные и наглядные средства обучения, ИКТ, тестовые технологии ; учит составлять опорные сигналы, схемы, алгоритмы и блок-схемы; добывать информацию из учебника, справочников, Интернета; учит переводить информацию из одного вида в другой (текст - в таблицу, таблицу - в график , диаграмму), организует самостоятельную работу уч-ся, которая проверяется ими по эталонам                 

базовый

Применяет интерактивные методы обучения, поисковые, исследовательские, эвристические беседы, проблемное  обучение, внутрипредметную  и  межпредметную интеграцию

высокий

Применяет нетрадиционные формы урока: ОДИ, урок-игра, дебаты, урок-диспут, урок-проект, урок в формате технологии  формирования критического мышления        

оптимальный

6.Рефлексия

Организует  экспресс-диагностику  результатов на уроке так, чтобы учителю, и каждому ученику было очевидно, чему они научились на уроке, а над чем еще предстоит работать         

базовый

Учит детей осуществлять контроль и самооценку  своей деятельности  в соответствии с выработанными  критериями (предлагает уч-ся оценить свою работу на уроке по специально продуманным к этому уроку  критериям)         

высокий

Создает  условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения  предмета. Домашнее  задание носит дифференцированный  характер  в зависимости  от результатов, полученных в ходе организованной учителем рефлексии   уч-ся их деятельности   на уроке                 

оптимальный

                               

                

        

                               

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого педагогические аспекты деятельности учителя в период адаптации первоклассников

В работе представлены психологические особенности готовности детей к школе, деятельность учителя в период адаптации первоклассников....

Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в современной начальной школе

    Внедрение ИКТ в работу учителя начальных классов способствует улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению ...

"Психолого- педагогические аспекты работы с родителями при формировании самооценки"

Методы начальной диагностики при планировании воспитательной работы в классе....

Психолого-педагогические аспекты тестирования

Творческий компонент обучения (творческое общение на семинаре, решение творческой задачи в докладе) таит в себе угрозу субъективизма как для ученика, так и для учителя. Эта угроза неотделима от плюсов...

Психолого-педагогические аспекты использования ИКТ в современной начальной школе.

         Процесс информатизации образования стремительно движется вперёд, и у школы нет иного выхода, кроме как соответствовать требованиям информационного века. ...

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школе.

Психолого-педагогические аспекты методики формирования медиакомпетенции на уроках русского языка в начальной школеЦелью начального образования сегодня вместо простой передачи знаний, умений и навыков ...