статья "Применение современных образовательных технологий в начальной школе"
статья на тему

Калинина Маргарита Алексеевна

При введении ФГОС нового поколения появилась необходимость в изменении форм и методов работы в начальной школе. Самым острым вопросом стал вопрос применения современныз образовательных технологий. Именно о целесообразности и методах их применения я постаралась рассказать в своей статье

Скачать:


Предварительный просмотр:

В концепции модернизации образования «… модернизация предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество содержания образования».

От меня, как от современного учителя, требуется не только дать детям образование в виде системы знаний, умений, навыков, но я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность.

Следовательно, мне необходимо изменить атмосферу занятий, учебное содержание, методику преподавания. А в методике, в первую очередь, следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде.

Придя в первый класс в 2009-2010 учебном году, я приступила к обучению, используя традиционный подход. класс достался мне в начале учебного года, поэтому передо мной стояла задача – не только научить, но и изучить:

  • Уровень знаний учащихся по предметам
  • Уровень мотивации учащихся класса
  • Психологическую комфортность в классном коллективе
  • Медицинские карты учащихся, выявить знания о здоровье
  • Изучить семьи.

Исходя из выше сказанного, целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности; охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

Задачи:

- добиться усвоения программного материала в полном объёме каждым ребёнком

- развивать у учащихся подвижность и способность самостоятельного мышления, учить рассуждать, мыслить

- сохранить здоровье школьников на период обучения в начальных классах

- развивать психологическую, личностную, психофизиологическую и психосоматическую сферы личности ребёнка, формируя способность к саморазвитию и сохранению здоровья собственными силами.

        Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций, способствующих успешности учеников в современном обществе.

        В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный подход в обучении, который реализую через внедрение здоровье сберегающего подхода, компетентностно – ориентированного обучения, информационно – коммуникативных, игровых технологий, педагогику сотрудничества, развивающего обучения.

СОЧЕТАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СТРУКТУРЕ УРОКА

№ п/п

Этап урока

Варианты использования образовательных технологий

Методы и приёмы

1

Актуализация знаний

Игровые технологии

Педагогика сотрудничества

Здоровьесберегающий подход

- создание игровой ситуации

- совместная деятельность

- эвристическая беседа

- психофизическая тренировка (элементы аутотренинга, настрой на урок)

-психогимнастика

- алгоритмическая разминка

2

Сообщение темы и целей урока

Проблемное обучение

Педагогика сотрудничества

Информационно-коммуникативные технологии

- создание проблемной ситуации

- работа в группах, парах

- эвристическая беседа

- представление наглядного материала (презентация, работа на интерактивной доске)

3

Работа по теме урока

Индивидуальный и дифференцированный подход

Гуманно-личностная технология

Компетентностно -ориентированное обучение

Информационно-коммуникативные технологии

Развивающее обучение

Игровые технологии

Проблемное обучение

- индивидуальная групповая работа

- работа в парах, тройках

- создание ситуации успеха

- исследовательская работа в группах, парах

- - знакомство  с новым материалом на ПК

- разноуровневые задания на ПК

- задания на развитие общеинтеллектуальных умений для сравнения мышления, конкретизации и обобщения

- игровая ситуация

- создание проблемной ситуации

4

Физкультминутка

Здоровьсберегающий подход

- гимнастика для тела, слуха, глаз

- ритмические паузы (под музыку)

- точечный массаж

- дыхательная гимнастика

- упражнения на релаксацию

5

Индивидуальная (самостоятельная) работа

Индивидуальный и дифференцированный подход

Информационно-коммуникативные технологии

- разноуровневые задания

- тестирование на ПК

- разноуровневые задания на ПК

6

Подведение итогов урока

Гуманно-личностная технология

Педагогика сотрудничества

- коллективный вывод

- подведение итогов в паре

- создание ситуации успеха

7

Рефлексия

Гуманно-личностная технология

Здоровьесберегающий подход

- создание ситуации успеха

- тренинг «Я смог …что получилось?»

        Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.

        В уроки, внеклассные мероприятия по предмету включаю гимнастику, гимнастику для слуха, физкультминутки, двигательно-речевые упражнения, оздоровительные игры на переменах, упражнения на релаксацию, дыхательную гимнастику, беседы с медсестрой на темы «Чистота – залог здоровья», «Полезные продукты», «Уроки здоровья и безопасности».

        Выбираю физкультминутку в зависимости от преобладающей деятельности на уроке: если преобладающий вид деятельности письмо, то использую упражнения для снятия общего или локального утомления, упражнения для кистей рук; если чтение – гимнастику для глаз; слушание, говорение – гимнастику для слуха, дыхательную гимнастику.

        Считаю, что здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Поэтому в своей практике укрепляю психическое здоровье детей, используя:

  • Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей
  • Аутогенную тренировку (самовнушение)
  • Занимательный аутотренинг (опора на вариант занимательного аутотренинга «Игры – обучение, тренинг, досуг» В.В.Петрусинского), индивидуально или в парах, групповой игровой тренинг с элементами соревнования, «Полёт на космическом корабле», «Смешинка»
  • Упражнения на снятие нервного напряжения у детей
  • Упражнения на развитие эмоциональной сферы
  • Метод «хохочущих» фотографий (автор – психолог Алексей Чалый)

Моя задача – не преподносить готовые знания ученику, а компетентностно организовать самостоятельный познавательный процесс. Именно по этому считаю необходимым использовать в своей педагогической практике технологии, реализующие компетентностно – ориентированное обучение, обеспечивающие вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс. Данный подход используется мной на уроках и во внеклассной работе по предмету.

Формы урока личностно-ориентированной направленности и методы, используемые внутри данной технологии

Методы

Формы урока

Проблемный метод

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении

Работа в группах, парах

Работа с портфолио

Урок-дискуссия

Урок-игра

Урок-КВН

Урок-беседа

Урок-экскурсия

Интегрированный урок

Урок-концерт

Урок-спектакль

Урок-размышление

        Проблемное обучение использую на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Создаю проблемную ситуацию на уроке — удивление, затруднение.

        В настоящее время большую популярность приобретаетобразовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и о творческих и коммуникативных достижениях. Портфолио учеников состоит из двух частей, в которых фиксируются результаты деятельности ученика в различных областях.

        1 часть. Учебная деятельность.

Включает в себя:

  • результаты обучения ученика по четвертям и за год;
  • отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских играх, конкурсах сочинений и т. п.
  • Самооценку школьника своей учебной деятельности.

 

        2 часть. Участие в делах класса и школы.

     Включает в себя:

  • результаты творческой деятельности учащихся в разных областях; отметку о посещении факультативов, кружков, секций;
  • спортивные достижения учащихся;
  • оценку выполнения общественных поручений, дежурства по классу и школе.

        Кроме двух обязательных частей в портфолио входит раздел (по желанию учеников) «Достижения», куда помещают грамоты, благодарности и т. п.

        Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной деятельности.

        Применяю игровые технологии на уроках. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а какдетям удобно и естественно его взять.

        Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:

  • для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок-спектакль «Народные праздники» и т. д.)
  • в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) игры,игровые элементы — игры «в слова», игры «со словами», «дополни слово», «перевернутые слова», «соедини половинки слов».

        Технология внеклассной работы (метод коллективных творческих дел).

Свою работу как учителя ст рою, творчески применяя опыт коллег, работающих по различным учебным методическим программам. Применяю на уроках педагогику сотрудничества, гуманно-личностную технологию Ш.А.Амонашвили.

        В своей педагогической деятельности использую разнообразные формы организации учебного занятия (коллективные, групповые, индивидуальные. Парные). Для выявления индивидуальных способностей применяю методы педагогической диагностики. Постоянно отслеживаю знания, умения. Навыки каждого учащегося с целью своевременной помощи и развития способностей. Совместно с детьми провожу рефлексию, учу оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

        По моему мнению, процесс обучения детей должен сочетаться с процессом воспитания, так как безнравственная и бездуховная личность, вооруженная знаниями опасна для общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

В настоящее время в России идет становление новой  системы образования и в этих условиях учителю необходимо ориентироваться в современных инновационных технологиях....

Внедрение современных образовательных технологий в начальной школе в связи с переходом на новые ФГОС

презентация из опыта работы учителя, работающего по старым стандартам, внедряющего новые формы, методы работы с учащимися начальной школы....

Использование современных образовательных технологий в начальной школе

Статья "Использование современных образовательных технологийв начальной школе" представлена мною на региональном семинаре для обобщения опыта работы....

Применение современных образовательных технологий в начальной школе.

Статья из опыта работы учителя начальных классов по теме : " Применение современных образовательных технологий в начальной школе"....

Применение современных образовательных технологий в начальной школе

       Традиционные методы обучения   в новых условиях не дают достаточно высокого результата. Поэтому  пришлось внедрять в свою практику инно...

«Использование современных образовательных технологий в начальной школе» ТИКО конструирование - это новая педагогическая технология.

«Достоинство преподавания     каждогоучебного предмета зависит сколькоот личности преподавателя,столько же и от тех учебных средств,какими он может свободнораспоряжаться. Без них у него нетв...