Метод проектов как одна из инновационных форм работы с учащимися в начальных классах
статья на тему

Николаева Лира Николаевна

Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.docx30.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Метод  проектов как одна из инновационных

форм работы в начальных классах

Николаева Лира Николаевна,

 учитель начальных классов

МБОУ «СОШ № 5с углубленным

 изучением иностранных языков»

г.Новочебоксарск Чувашской Республики

Метод проектов - это комплексный метод обучения, позволяющий строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дающий возможность учащемуся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результатом которой является создание какого-либо продукта или явления.

Основные принципы учебного проектирования:

  • Главнейший основополагающий принцип метода проектов исходить из интересов самого ребенка, детских интересов его сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.

  • Опора на ранее усвоенный материал;

  • Возможно большая самостоятельность учащихся;

  • Творческая направленность;

  • Практическая осуществимость проекта;

  • Связь с потребностями общества.

Цель  метода проекта: Развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления, а также развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

Задачи:

Формирование личностных УУД:

Формирование коммуникативных УУД:

Формирование регулятивных УУД:

Формирование познавательных УУД:

• Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

• Воспитание целеустремлённости и настойчивости;

 • Формирование позитивной самооценки, самоуважения, самоопределения;

•        Воспитание целеустремлённости и настойчивости

• Умение вести диалог, координировать свои действия с партнёром,

• Способность доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

• Умение выступать перед аудиторией, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

•        Умение самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество, принимать решения;

• Формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования времени

•        Сбор, систематизация, хранение, использование информации

Типология проектов:

  • Доминирующая в проекте деятельность: исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий,  и т.д.;
  • Предметно-содержательная область: монопроект   (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;
  • Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий) и скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов);
  • Характер контактов: среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира;
  • Количество участников проекта: индивидуальный, групповой,  коллективный, масштабный;
  • Продолжительность проекта: длительный и краткосрочный.

7 основных этапов работы над проектом:

1.Организационный;


2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта;


3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся;


4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов;


5. Работа над проектом;


6. Подведение итогов, оформление    результатов;


7. Презентация проекта.

Темы проектов  по УМК «Школа России»:

Предметы

Классы

Внеурочная

деятельность

1

2

3

4

«О чем говорят дорожные знаки?»

«Детям Беслана посвящается…»

«Моя родословная»

«Моя семья»

«Мы помним Победу!»

«Все работы хороши – выбирай на вкус!»

Русский язык

«Веселая Азбука»

«Рассказ о слове»,

«Семья слов»

«Зимняя страничка»

«Имена прилагательные в загадках»

Математика

«Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках»

«Узоры и орнаменты на посуде»

«Города России»,

«В мире  

материков»

«Математические сказки и игры»

Окружающий мир

«Красная книга России (Чувашии)»

«Лекарственные травы»

Информатика

«Тайна имени»

Технология

Что же нам дает проектная деятельность?

1) Обычно замкнутые дети в процессе работы раскрепощаются, становятся увереннее. Работа в избранном направлении ведётся активно, что, несомненно, привлекает к участию в ней и родителей учащихся.

2) Дети работают увлеченно.

3) Класс глубоко прорабатывает избранную тему, дети учатся ценить труд других участников осуществления проекта, учатся продуктивно работать сами.

Выводы: 

  1. Подводя итог, отмечу, что в условиях перехода на Федеральные государственные стандарты образования второго  поколения организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает  формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.
  2. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают  нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
  3. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
  4. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
  5. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных регионов страны, других стран земного шара по одной проблеме, раскрывающих определенную тему: проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, проблема размещения различных отраслей промышленности в разных регионах и пр.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся.

Работая над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей, убедилась, что особое внимание в процессе обучения  надо направлять на активное исполь...

«Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся»

Обобщение работы по теме «Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся»....

Методическая разработка «Игра по станциям «Кругосветное путешествие» как форма работы с учащимися 1-3 классов

Работа представляет собой сценарий игры по станциям, разработанную для младших школьников. В процессе игры ребята знкомятся с новыми географическими понятиями  в доступной и интересной форме - иг...

Мастер-класс«Внедрение метода научно-исследовательской деятельности в работе с учащимися в начальных классах».

В этом материале описывается мой опыт работы во внеурочной деятельности по внедрению метода научно-исследовательской деятельности...

Презентация "Групповые формы работы на уроках в начальных классах"

Презентация содержит материал, который поможет учителю применить данные формы и виды групповых работ на уроках в начальных классах (как и для среднего и старшего звена). Данные виды групповых форм раб...