Программа курса внеурочной деятельности "Школьные традиции"
рабочая программа на тему

Казенкова Елена Викторовна

Программа внеурочной деятельности «Школьные традиции», реализуемая по социальному направлению, ориентирована на доброту, любовь, истину, уважение    к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как его непрерывное совершенствование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_shkolnye_traditsii.doc375 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Муниципальное образование Крымский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 56 станицы Варениковской

муниципального образования Крымский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № ___

от «____»  _____________ 2014 года

Председатель педсовета

___________________  И.В. Власова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   НОО

Направление: социальное

тематическая

(тип программы)

клуб

(кружок, факультатив, научное объединение и пр.)

Школьные традиции

(наименование)

4 года

(срок реализации программы)

6,5 – 11 лет

(возраст обучающихся)

Елена  Викторовна  Казенкова

(Ф.И.О. педагога)

"Мы настолько увлеклись обучением наших детей, что забыли о том, что самая суть образования ребенка - это созидание его счастливой жизни. Ведь именно счастливая жизнь - то, чего мы от всей души желаем и своим детям, и себе".

С. Харрисон

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Школьные традиции», реализуемая по социальному направлению, ориентирована на доброту, любовь, истину, уважение    к другим людям, сострадание, сочувствие, что соответствует ценностям, определяющим смысл жизни человека как его непрерывное совершенствование.

Цель программы 

Формирование таких качеств как взаимодействие с другими людьми,  любви к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школы, станицы на основе формирования традиций в своем классном коллективе, изучения традиций своей семьи, литературы и культурного наследия своего народа.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

  • создание и поддержка детского коллектива, формирование классных традиций для реализации интересов, потребностей в самосовершенствовании, саморазвитии, самоопределении;
  • содействие сплочению коллектива и связи с семьями, укрепление их дальнейшего взаимодействия;
  • формирование дружеских отношений, объединяющих детей и взрослых средствами интерактивных методов работы.

Виды деятельности: игровая, познавательная, досугово-развлекательная, краеведческая.

Программа опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Отличительной особенностью программы является то, что она адаптирована   к условиям образовательного процесса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Реализация данной программы осуществляется через деятельностный подход, формирование универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных.

Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов.

Срок реализации программы – 4 года.

Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано как на добровольные одновозрастные группы детей, так и отдельно взятый класс. Программа разработана с учетом учебного и каникулярного времени                        и предполагает её реализацию в форме интенсивов.

Программа состоит из 9 тематических блоков:

  1. Сентябрь - "Моя Родина - моя судьба".
  2. Октябрь - "Страницы истории родной станицы".
  3. Ноябрь - "Семь + я".
  4. Декабрь - "Город будущего".
  5. Январь - "Культурное наследие".
  6. Февраль - "Старшее поколение".
  7. Март - "Мы - будущее нашей страны".
  8. Апрель - "В гармонии с природой".
  9. Май - "С любовью к Родине".

Каждый блок программы направлен на формирование жизненных ценностей: продуктивное общение, созидающий труд, ответственность за себя и других, стремление к самосовершенствованию, укрепление здоровья и др.

Данная программа реализуется классным руководителем. В подготовке         и реализации задействованы все участники образовательного процесса, прослеживается тесное сотрудничество с образовательными и другими учреждениями социума

Связь содержания программы с учебными предметами

Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром, риторикой,  ИЗО, музыкой, технологией)

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек – человек» и «человек – природа» и т.д.).

Культура народов России («добро и зло», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

Риторика (нравственные нормы и правила общения в разных речевых ситуациях, культура диалога, речевой этикет). Формирование жизненной позиции личности – взаимосвязь слова и дела

– экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.;  

–беседа «Дом, где живет уважение»;

– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями;

– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

– ролевые игры;

– туристические походы и другие формы совместно деятельности, требующие выработки и следования правилам безопасного поведения

Окружающий мир – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».

Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

Культура народов России – равенство и добрые отношения народов России. 

Риторика – культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий

– беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»;

– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

– экскурсии и путешествия «Герои Великой Отечественной войны

– чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда»

– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе учебной работы

Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.

Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.

Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений

- изготовление подарков;

- клуб интересных встреч;

- работа творческих мастерских;

- составление сборника стихов «Времена года»;

организация Города Веселых мастеров;

- мини проекты

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п

– экскурсии в музеи, парки;

 -экскурсии по улице, станице, к Кубани;

- заочные путешествия;

- беседы о родной природе

Изобразительное искусство и Музыка – приобщение к законам изобразительного и музыкального искусства; опыт творческой деятельности.

Литературное чтение – приобщение к литературе как к  искусству слова, опыт создания письменных творческих работ.

Технология – приобщение к художественному труду; осознание красоты и гармонии изделий народных промыслов; опыт творческой деятельности.

Риторика – красота слова звучащего (коммуникативные  и этические качества речи: «так говорить некрасиво, плохо, неприлично, нельзя»), гармония слова и дела, красота слова и  внутренний мир человека

- посещение театров, филармонии, Дома художника;

- конкурсы рисунков;

- фотовыставки

Физичекая культура – развитие силы, ловкости, обучение строевым упражнениям

- смотр строя и песни;

- спортивные игры;

- спортивные праздники

II. Тематический план программы

1 класс

№ п/п

Наименование разделов, модулей, тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности

обучающихся

все го

ауди торных

вне ауди торн

1

«Моя Родина – моя судьба»

Беседа «Распорядок дня»

1

1

Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

КТД «Праздник летних именинников»

4

4

Итого:

5

1

4

2

«Страницы истории родной станицы»

Практическая работа «Безопасный маршрут «Дом - школа»

1

1

Рассказы о крае, получение и отбор информации о крае. Анализ правил поведения во время экскурсии. Проектная деятельность

Познавательное путешествие «Мы этого раньше не знали»

1

1

Итого:

2

1

1

3

«Семь + я»

Чтение рассказа «Мама» Ю. Яковлева

1

1

Чтение, литературно-художественная деятельность; изобразительная деятельность, выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

КТД «Праздник осенних именинников»

4

4

Итого:

5

1

4

4

«Город будущего»

Беседа «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?»

1

1

Игровая и изобразительная деятельность. Проектная деятельность; выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

Участие в школьном празднике «Как – то раз под Новый год»

2

2

Итого:

3

1

2

5

«Культурное наследие»

Беседа «Художники Кубани»

1

1

Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

Мастер – класс у художника «Я рисую облака»

1

1

Итого:

2

2

6

«Старшее поколение»

Беседа «Я горжусь своим отцом»

1

1

Рассказы о крае, получение и отбор информации о крае. Анализ правил поведения во время экскурсии

Поделка своими руками «С добрым утром, ветераны!»

1

1

Итого:

2

1

1

7

«Мы – будущее нашей страны»

Беседа « Кто я? Какие мы?»

1

1

Игровая и изобразительная деятельность. Проектная деятельность; выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

КТД «Праздник зимних именинников»

4

4

Итого:

5

1

4

8

«В гармонии с природой»

Изготовление костюмов к сказке «Репка»

2

2

Чтение, литературно-художественная деятельность; изобразительная деятельность, выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

Репетиция спектакля

1

1

Спектакль «Репка»

1

1

Итого:

4

4

9

«С любовью к Родине»

Конкурс чтецов. Стихи о Родине

1

1

Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

КТД «Праздник

весенних именин-ников»

4

4

Итого:

5

5

Всего за первый год:

33ч

6 ч.

27 ч.

2 класс

№ п/п

Наименование разделов, модулей, тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности

обучающихся

все го

ауди торных

вне ауди торн

1

«Моя Родина – моя судьба»

Встреча со старшеклассниками «Законы школьной жизни»

1

1

Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

КТД «Праздник летних именинников»

4

4

Итого:

5

1

4

2

«Страницы истории родной станицы»

Беседа «Правила безопасности»

1

1

Рассказы о крае, получение и отбор информации о крае. Анализ правил поведения во время экскурсии. Проектная деятельность

Экскурсия по станице Варениковской

2

2

Итого:

3

1

2

3

«Семь + я»

Творческая мастерская «Подарок Маме»

1

1

Чтение, литературно-художественная деятельность; изобразительная деятельность, выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

КТД «Праздник осенних именин-ников»

4

4

Итого:

5

5

4

«Город будущего»

 Конкурс рисунков «Если бы у меня была волшебная палочка» (мечты о школе)

1

1

Игровая и изобразительная деятельность. Проектная деятельность; выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

Участие в школьном празднике «Как – то раз под Новый год»

2

2

Итого:

3

3

5

«Культурное наследие»

Встреча с композитором и поэтом станицы В.Н. Фартушней

1

1

Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

Конкурс песен и стихов

В.Н. Фартушней

2

2

Итого:

3

1

2

6

«Старшее поколение»

Беседа «Мои именитые родственники»

1

1

Рассказы о крае, получение и отбор информации о крае. Анализ правил поведения во время экскурсии

Поделка своими руками ко Дню защитника Отечества

1

1

Итого:

2

1

1

7

«Мы – будущее нашей страны»

КТД «Что такое сам?»

1

1

Игровая и изобразительная деятельность. Проектная деятельность; выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

КТД «Праздник зимних именинников»

4

4

Итого:

5

1

4

8

«В гармонии с природой»

Изготовление костюмов к сказке «Теремок»

1

1

Чтение, литературно-художественная деятельность; изобразительная деятельность, выполнение упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

Репетиция спектакля

1

1

Спектакль «Теремок»

1

1

Итого:

3

3

9

«С любовью к Родине»

Конкурс стихов собственного сочинения о родном крае

1

1

Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

КТД «Праздник весенних именин-ников»

4

4

Итого:

5

5

Всего за второй год:

34 ч.

5 ч.

29 ч.

3 класс

№ п/п

Наименование разделов, модулей, тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности

обучающихся

все го

ауди торных

внеауди торн

1

«Моя Родина – моя судьба»

Клуб интересных встреч

1

1

Проектная деятельность; выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

КТД «Праздник летних именинников»

4

4

Итого:

5

1

4

2

«Страницы истории родной станицы»

Конкурс презентаций «В честь кого названа моя улица»

1

1

Рассказы о крае, получение и отбор информации о крае. Проектная деятельность

Династии учителей

в нашей школе.

Конкурс наработок

1

1

Итого:

2

2

3

«Семь + я»

Творческая мастерская «Подарок маме»

1

1

Чтение, литературно-художественная деятельность; изобразительная деятельность, выполнение упражнений на концентрацию внимания

КТД «Праздник осенних именинников»

4

4

Итого:

5

5

4

«Город будущего»

Беседа «Мои добрые дела»

1

1

Игровая и изобразительная деятельность. Проектная деятельность; выполнение  упражнений на развитие воображения

Участие в школьном празднике «Как – то раз под Новый год»

1

1

Итого:

2

1

1

5

«Культурное наследие»

Наши классные традиции

1

1

Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

Итого:

1

1

6

«Старшее поколение»

Изготовление поделок ветеранам. Поздравление ветеранов

2

2

Прослушивание и разучивание песен и стихов, выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

Итого:

2

2

7

«Мы – будущее нашей страны»

Клуб интересных встреч

1

1

Игровая и изобразительная деятельность. Проектная деятельность, выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

КТД «Праздник зимних именинников»

4

4

Итого:

5

1

4

8

«В гармонии с природой»

Красная книга Кубани

1

1

Проектная деятельность; экологический десант к реке Кубань с целью очищения от мусора её берегов

Экологический десант

2

2

Итого:

2

2

9

«С любовью к Родине»

Экскурсия по краю

6

6

Рассказы о крае, получение и отбор информации о крае. Анализ правил поведения во время экскурсии

КТД «Праздник весенних именинников»

4

4

Итого:

10

10

Всего за третий год:

34 ч.

4 класс

№ п/п

Наименование разделов, модулей, тем

Кол-во часов

Характеристика деятельности

обучающихся

все го

ауди торных

вне ауди торн

1

«Моя Родина – моя судьба»

Экскурсия на вулкан «Шуго»

2

2

Рассказы о крае, получение и отбор информации о крае. Анализ правил поведения во время экскурсии. Проектная деятельность

КТД «Праздник летних именинников»

4

4

Итого:

6

6

2

«Страницы истории родной станицы»

Экскурсия в краеведческий музей СОШ №58

1

1

Рассказы о крае, получение и отбор информации о крае. Анализ правил поведения во время экскурсии

Итого:

1

1

3

«Семь + я»

КТД «Милой мамочке»

2

2

Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

КТД «Праздник осенних именинников»

4

4

Итого:

6

6

4

«Город будущего»

Конкурс сочинений «Какой будет наша станица через 10 лет»

1

1

Презентация собственных сочинений. Изобразительная деятельность. Проектная деятельность. Прослушивание и разучивание песен и стихов

Участие в школьном празднике «Как – то раз под Новый год»

1

1

Итого:

2

2

5

«Культурное наследие»

Дружная семья. Мой класс – вторая семья

1

1

Характеризовать по- нятие «дружная семья». Оценивать свой вклад в поддержание дружеских отношений дома и в школе. Моделировать ситуации дружелюбного отношения друг к другу

Итого:

1

1

6

«Старшее поколение»

Копилка добрых дел

1

1

Прослушивание и разучивание песен и стихов; выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

Открытка ветерану своими руками

1

1

Итого:

2

2

7

«Мы – будущее нашей страны»

Беседа «Главная книга страны»

1

1

Прослушивание и разучивание песен и стихов; выполнение  упражнений на концентрацию внимания

КТД «Праздник зимних именинников»

4

4

Итого:

5

1

4

8

«В гармонии с природой»

Экологический десант

2

2

Экологический десант к реке Кубань и роднику с целью их очищения от мусора

Экскурсия к роднику «Щелоков»

2

2

Итого:

4

4

9

«С любовью к Родине»

Экскурсия по краю, району

2

2

Прослушивание и разучивание песен и стихов; проектная деятельность; выполнение  упражнений на концентрацию внимания, развитие воображения

Конкурс стихов собственного сочинения о родном крае

1

1

КТД «Праздник весенних именинников»

4

4

Итого:

7

7

Всего за четвертый год:

34 ч.

III. Содержание программы

«Моя Родина - моя судьба»

Режима дня. Права и обязанности школьника. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям. Традиции школы. Как вести себя в походе.

Практическая часть. Составление режима дня. Игры, викторины, конкурсы на формирование первичного детского коллектива.

«Страницы истории родной станицы»

Правила дорожного движения. Правила поведения дома. Знакомство с историей города. Развитие внимание, мышления, развитие речи.

Практическая часть. Составление плана безопасного маршрута, по которому ребенок идет в школу.  Занятие на пешеходном перекрестке. Встреча с сотрудниками полиции. Игры  и упражнения на развитие внимания, мышления, речи.

«Семь + я»

Разучивание стихов, работа над выразительным чтением. Воспитание бережного отношения к матери.

Практические занятия: разучивание песен, пословиц о маме, работа с соленым тестом, выставка рисунков «Портрет моей мамочки».  Праздник «Милая мама».

«Город будущего»

Чтение стихотворения В.В. Маяковского «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?». Беседа: хорошие и плохие черты и поступки. Чувства товарищества, взаимовыручки. Рассказы о добрых делах, которые сделали ребята для своих близких, друзей. Беседа о сохранности школьного имущества, учебников.

Практические занятия: дежурство в классе, помощь в школьной библиотеке (протереть пыль, ремонт книжек, уход за цветами). Конкурс рисунков и сочинений о школе. Подготовка номера художественной самодеятельности и костюмов для школьного праздника.

«Культурное наследие»

Занятие в музее ИЗО «Художники Кузбасса». Познакомить ребят с произведениями художников Кузбасса. Знакомство с  терминологией и художественными жанрами.

Практические занятия: посещение  музея ИЗО, Дома художников. Мастер – класс у художника. Создание пейзажа.

«Старшее поколение»

Чтение и обсуждение книги А.П. Гайдара. Выставка книг об армии. Заготовка текста поздравления. Беседа с детьми о родителях, служивших в рядах Российской Армии. Воспитание любви к своему Отечеству.

Практические занятия: выпуск газеты со старшеклассниками «Шел солдат по улице», работа со словарем над понятиями «ветеран», «Отечество», изготовление поздравительной открытки для ветеранов. Спортивный праздник с участием пап и приглашением дедушек, ветеранов войны и труда.

«Мы - будущее нашей страны»

Правила организации и проведения классного собрания. Дежурство в классе, школе. Портфолио ученика. Работа с литературными источниками  (чтение или пересказ сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок»). Анкета «Как я отношусь к людям» [7. c.30].  Выработка правил  поведения в классе. Знакомство с Конституцией Российской Федерации. Беседа о правах ребенка.

«В гармонии с природой»

Практические занятия: работа с источниками в библиотеке. Самостоятельный поиск пословиц и поговорок о народных приметах, народные приметы о плохой и хорошей погоде.  Изготовление костюмов. Продолжение сказки:  рассуждение детей на вопрос «Что нужно, чтобы вырастить большую репку?»

«С любовью к Родине»

Знакомство с историей родных мест. Знание правил поведения на улице, в автобусе. Практические занятия: конкурс стихов  собственного сочинения и  создание сборника стихов «С любовью к краю», экскурсии, конкурс рисунков на асфальте в школьном дворе «Цветной мелок». Лучшие рисунки сфотографировать и сделать выставку для дошколят ко Дню станицы.

IV. Предполагаемые результаты реализации программы

Формирование качеств личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности, отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника

  • Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
  • Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
  • Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Формирование представлений о том, что настоящий мужчина обладает решительностью, смелостью, благородством; настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Знать:

- права и обязанности школьника;

- правила вежливого поведения в школе и общественных местах;

- о роли труда в жизни человека;

- различные профессии;

- сказки, стихи, песни.

Понимать:

- необходимость соблюдения различных правил;

- различие хороших и плохих поступков;

- значимость правильного поведения в обществе;

- соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;

- необходимость трудиться;

- что каждую работу нужно доводить до конца;

- что, выполняя работу, нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее  выполнению

Уметь:

- рассказать о традициях своего классного коллектива;

- контролировать свои поступки и организую игру по правилам;

- признавать собственные плохие поступки;

- разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;

- мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;

- работать над проектами;

- с помощью слова убедить оппонента;

- проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.) самостоятельно читать книги, участвовать в концерте.

Делать:

- вести подвижный образ жизни;

- посещать музеи, библиотеки, театры;

- добровольно участвовать в экологических акциях;

- рисовать плакаты;

- выражать свою личность в различных видах творчества;

- стараться быть полезным людям;

- участвовать в трудовых акциях;

- соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в классе;

- проводить мероприятия в подшефном классе;

- осуществлять что – то полезное для себя и своих родных;

- страничку своего портфолио.

V. Формы контроля

  • Участие в общешкольных, районных мероприятиях (тематические конкурсы);
  • Участие в социально-значимых проектах;
  • Участие в учебно-исследовательских конференциях и фестивалей ученических проектов.
  • Беседы, мини-сочинения, проекты по результатам экскурсий

Средства контроля:

  • -диагностика нравственной воспитанности по методике М. И. Шиловой;
  • -анкеты «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А. С. Прутченков);
  • -методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)» (Л. И. Лаврентьева);
  • -изучение самооценки личности младшего школьника;
  • -методика определения самооценки (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн);
  • -проектная методика «Автопортрет»;
  • -конкурс рисунков «Я и мой класс»;
  • -социометрия;
  • -изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью по методике            А. А. Андреева;
  • -определение социальной активности школьника по методике Е. Н. Степанова;
  • -методики «Пословицы» (С. М. Петрова), «Наши отношения» (Л. М.Фридман);
  • -диагностика уровня воспитанности (методика Н. П. Капустиной)

VI. Методические рекомендации

Сердцу каждого из нас близок и дорог свой уголок земли, место, где ты родился. Сколько бы лет не прошло, куда бы ни увели нас дороги жизни, но не раз оглянешься назад и вспомнишь родную сторонку, знакомую улицу, друзей детства…

Для реализации программы «Школьные традиции» рекомендуется собирать портфолио учащихся.

 В основу портфолио можно взять  высказывание выдающегося академика Дмитрия Сергеевича Лихачева «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, оставленную в саду, который они возделывали, вещах, которые им принадлежали, - значит, он не любит их.  Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, - он, как правило равнодушен к своей стране».

Следует отметить, что создаваемое портфолио  содержит не только информационный материал. К каждой теме собираются фотографии, иллюстрации, рисунки, а также исследовательский и практический материал. Данные задания учат учащихся добывать информацию, классифицировать, перерабатывать, применять на практике.

Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности, создании презентационных работ.

Проведение бесед и   мини-сочинений помогает систематизировать знания, определить значимость работы индивидуально для каждого учащегося

Определить результативность работы помогут диагностики:

 Приложение 1

Диагностическая программа

изучения уровней проявления воспитанности младшего  школьника

Основные отношения

Показатели воспитанности

Признаки и уровни формирующихся качеств

(от 3-го до нулевого уровня)

Отношение к обществу

  1. Патриотизм
  1. Отношение к родной природе

3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других

2 – любит и бережет природу

1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя

0 – природу не ценит и не бережет

  1. Гордость за свою страну

3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим

2 – интересуется историческим прошлым

1 – Знакомится с историческим прошлым  при побуждении старших

0 – не интересуется историческим прошлым

  1. Служение своими силами

3 – находит дела на службу малому Отечеству т организует других

2 - находит дела на службу малому Отечеству

1 – участвует в  делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей

0 – Не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству

  1. Забота о своей школе

3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других

2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в  делах класса

1 – в делах класса участвует при побуждении

0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает

Отношение к умственному труду

  1. Любознательность
  1. Познавательная активность

3 – сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное

2 – сам много читает

1 – читает при побуждении взрослых, учителей

0 – читает недостаточно. На побуждения  учителя не реагирует

  1. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности

3 – стремится учиться как можно лучше, помогает другим

2 -  стремится учиться как можно лучше

1 – учится при наличии контроля

0 – плохо учится даже при наличии контроля

  1. Саморазвитие

3 – есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей

2 - есть любимое полезное увлечение

1 – нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя

0 – во внеурочной деятельности не участвует

  1. Организованность в учении

3 – работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам

2 - работу на уроке и домашнее задание выполняет внимательно, аккуратно

1 - работу на уроке и домашнее задание выполняет под контролем

0 – на уроках невнимателен, домашнее задание не выполняет

Отношение к физическому труду

  1. Трудолюбие
  1. Инициативность и творчество в труде

3 – находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд

2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом

1 – участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими

0 – в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество на проявляет

  1. Самостоятельность

3 – хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей

2 – сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен

1 – трудится при наличии контроля

0 – участия в труде не принимает

  1. Бережное отношение к результатам труда

3 – бережет личное и общественное имущество, стимулирует других

2 - бережет личное и общественное имущество

1 – требует контроля в отношении к  личному и общественному имуществу

0 – небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества

  1. Осознание значимости труда

3 – осознает значение труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам

2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам

1 – не имеет четкого представления  о значимости труда;  при выполнении работ по силам нуждается в руководстве

0 – не осознает значимости труда, не умеет и любит трудиться

Отношение к людям

  1. Доброта и отзывчивость
  1. Уважительное отношение к старшим

3 – уважает старших , не терпит неуважительного отношения к ним  со стороны сверстников

2 - уважает старших

1 – к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве

0 -  не уважает старших, допускает грубость

  1. Дружелюбное отношение к сверстникам

3 – отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость

2 – отзывчив к друзьям, близким и сверстникам

1 – проявляет дружелюбие, нуждается  в побуждении  со стороны товарищей и старших

0 – груб и эгоистичен

  1. Милосердие

3 – сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других

2 - сочувствует и помогает слабым, больным

1 – помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля

0 – неотзывчив, иногда жесток

  1. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми

3 – честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других

2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми

1 – не всегда честен

0 – не честен

Отношение к себе

  1. Самодисциплина
  1. Самообладание и сила воли

3 – проявляет самообладание и силу воли в добрых поступках, стремится развивать ее, побуждает к этому других

2 – сам проявляет добрую волю, стремится развивать ее, но безразличен к безволию своих товарищей

1 – развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других

0 – силой воли не обладает и не стремится ее развивать

  1. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения

3 – добровольно соблюдает правила культуры  поведения, требует этого от других

2 - добровольно соблюдает правила культуры  поведения, не заботится о других

1 – нормы, правила поведения соблюдает при анличии контроля

0 – нормы и правила не соблюдает

  1. Организованность  и пунктуальность

3 – своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других

2 - своевременно и качественно выполняет свои дела

1 – при выполнении дел и заданий нуждается в контроле

0 – начатые дела не выполняет

  1. Требовательность к себе

3 – требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках

2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках

1 – не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках

0 – к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках

Приложение 2

1-2-е классы

Я оцениваю себя

вместе с родителями

Меня оценивает

учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

* мне интересно учиться

* я люблю мечтать

* мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

* мне нравится выполнять домашние задания

* я стремлюсь получить хорошие отметки

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

* я старателен в учебе

* я внимателен

* я помогаю другим в делах и сам обра-

щаюсь за помощью

* мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

* мне нравится дежурство в школе

3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

* к земле

* к растениям

* к животным

* к природе

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

* я выполняю правила для учащихся

* я добр в отношениях с людьми

* я участвую в делах класса и школы

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

* я аккуратен в делах

* я опрятен в одежде

* мне нравится все красивое вокруг меня

* я вежлив в отношениях с людьми

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

* я управляю собой

* я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

* у меня нет вредных привычек

                      Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:

5 – всегда                                                      По каждому качеству (критерию) выводиться

4 – часто                                                        одна среднеарифметическая оценка.

3 – редко                                                       В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

2 - никогда

  1. у меня другая позиция

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,

3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.

Классному руководителю 1-2-х классов

Сводный лист

данных изучения уровня воспитанности

учащихся ______ класса

№ п/п

Фамилия, имя

Любо

знате

льность

Трудолюбие

Бережное от ноше ние к природе

Мое отношение к шко ле

Красивое в моей жизни

Как я отношусь к себе

Сред

ний балл

Уро

вень воспи танности

В классе _______ учеников

                         ___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)

                         ___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)

                         ___________ имеют средний уровень воспитанности (с)

                         ___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)

Дата ________________                 Классный руководитель _____________________

3-4-е классы

Я оцениваю себя

вместе с родителями

Меня оценивает

учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

* мне интересно учиться

* я всегда выполняю домашнее задание

* я люблю читать

* мне интересно находить ответы на не-

понятные вопросы

*я стремлюсь получать хорошие отметки

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

* я старателен в учебе

* я внимателен

* я самостоятелен

* я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью

* мне нравится самообслуживание в школе и дома

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

* я берегу землю

* я берегу растения

* я берегу животных

* я берегу природу

4. Я И ШКОЛА

* я выполняю правила для учащихся

* я выполняю правила внутришкольной жизни

* я участвую в делах класса и школы

* я добр в отношениях с людьми

* я справедлив в отношениях с людьми

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ

* я аккуратен и опрятен

* я соблюдаю культуру поведения

* я забочусь о здоровье

* я умею правильно распределять время учебы и отдыха

* у меня нет вредных привычек

Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:

5 – всегда                                                      По каждому качеству (критерию) выводиться

4 – часто                                                        одна среднеарифметическая оценка.

3 – редко                                                       В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

2 - никогда

  1. у меня другая позиция

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,

3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.

Классному руководителю 3-4-х классов

Сводный лист

данных изучения уровня воспитанности

учащихся ______ класса

№ п/п

Фамилия, имя

Любозна

тель

ность

Прилежание

Отношение к при роде

Я и школа

Прек

рас

ное в моей жизни

Сред ний балл

Уро вень воспи танно сти

В классе _______ учеников

                         ___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)

                         ___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)

                         ___________ имеют средний уровень воспитанности (с)

                         ___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)

Дата __________                Классный руководитель ___________________

VII. Описание материально-технического

обеспечения программы

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

  1. Библиотечный фонд

Для учителя:

1.Ковалько В. И. «Здоровье - сберегающие технологии», Москва «Вако», 2004 г.

2.Осокина Т. И. «Детские подвижные игры народов», Москва «Просвещение», 1989 г.

3.Фролов В. Г. «Физкультурные занятия на воздухе с детьми», Москва «Просвещение», 1983 г.

4.Шевченко И. В. «Вместе весело играть», Ростов-на-Дону «Феникс», 2002 г.

Для учащихся:

1.Гришин В. Г.  Игры с мячом и ракеткой.- М., 1982 г.

2.Вавилова Е. Н. Бегай, прыгай, метай.- М., 1982 г.

3.Семенов С. С. Городки.- М., 1982 г.

4.Гришина В. С. Румяные щечки.- М., ФиС, 1988 г.

5.Бардадым В. Замечательные кубанцы. Краснодар, 2002

6.Кубань в Великую Отечественную…1941-1945гг., Краснодар,

7.Лотышев И.В. Путешествие по родному краю. Краснодар, 2004

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

  1. Печатные пособия

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой

1

Детские книги разных типов из круга детского чтения.

1

  1. Технические средства обучения

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, портретов, картинок

1

Магнитная доска

1

Телевизор

1

Видеоплеер

1

Мультимедийный проектор

1

Экспозиционный экран

1

Компьютер

1

Принтер лазерный

1

4. Экранно-звуковые пособия

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

5

5. Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, викторины

13

6. Оборудование класса

Ученические двухместные столы с комплектом стульев

15

Стол учительский с тумбой

1

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий

4

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания кафедры

учителей начальных классов

от «___»  августа 2014 г. №___

_____________ Е.В. Казенкова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

________________   В.М. Лемтюгова

«___» ____________ 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции, ремёсла народов России" 4 класс

Рабочая программа составлена по программе Л.Н.Михеевой "Праздники, традиции, ремёсла народов России"...

Программа по внеурочной деятельности "Традиции донского казачества"

Программа предназначена для проведения занятий в 3-4 классахпериод обучения: 2 года....

Дополнительная общеобразовательная программа по внеурочной деятельности "Традиции, быт и культура терского казачества "

Современные подходы к  школьному образованию требуют создания условий для приобщения ребенка 21 века к национальным и общенациональным ценностям, истории родного края. Одной из основных тенденций...

“ Внеурочная деятельность как продолжение основной образовательной программы школы» (На примере программы курса внеурочной деятельности «Музей в твоём классе»)

В статье автор говорит о внеурочной  деятельности, как продолжении  предметных программ  с развивающим компонентом. . О формировании универсальных учебных действий через восприятие и ан...