От экономической теории к экономической практике в начальной школе… (из опыта работы)
статья на тему

Васева Ирина Анатольевна

Разработка для публикации в Бюллетене для городского мероприятия "Открытая школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

От экономической теории к экономической практике в начальной школе…

(из опыта работы)

Конечно, услышав название учебного заведения – «Экономический лицей», не вызывает удивления тот факт, что экономическому образованию подрастающего поколения здесь уделяется повышенное внимание. Уже в программе занятий предшкольной подготовки «Экоша» есть такой предмет как «Экономика». Через сказочные сюжеты, в постоянном игровом общении дети познают сущность базовых экономических понятий: «товар», «услуга», «деньги», «потребности»… И в дальнейшем, начиная с 1 класса, происходит расширение, углубление, классификация знаний в области экономики.

Но что такое теория без практики? Это корабль, который так и не спустили на воду, не дали ему расправить паруса, раскрыть их навстречу новым ветрам… Возможно, вы возразите: «С теорией понятно, есть много заслуженных авторов, зарекомендовавших себя на рынке педагогических новаций. Но какая может быть экономическая практика у 7-10 летних детей? Вот окончат школу, получат базовое экономическое образование, тогда и…» А что тогда, спрошу я вас? Разве есть гарантия того, что по окончании ВУЗа вчерашний ученик вдруг проснется предпринимателем, бизнесменом или просто успешным в своей профессии? Несомненно, его теоретическая подготовка будет наполненной, но позволит ли она ему достичь того, о чем мечтается, реализоваться в этом мире? Ни вы, ни я не можем знать этого наверняка…

Но мой опыт работы с детьми начальной школы, среднего звена и даже начального профессионального уровня показывает, что чем раньше мы дадим возможность детям попробовать на свое опыте, что такое бизнес, чем отличаются разные сферы предпринимательской деятельности, как реализоваться на рынке и достичь финансового успеха, тем проще будет им самоопределиться в личностном и профессиональном плане. Не в один миг, не сразу, а постепенно, шаг за шагом, на собственных взлетах и ошибках, за которые пока ещё не придется нести тяжелой финансовой ответственности…

На уроках экономики в 4 классах мы выстраивали с учениками зависимость между мечтами о будущей жизни, личными потребностями и необходимым уровнем профессионального мастерства, а на курсе «Управление личными финансами» в 8 классе уже просчитывали  зависимость между стоимостью желаемой квартиры, машины и уровня жизни и необходимым уровнем дохода, чтобы все это обеспечить. И после таких практических занятий объяснять, что нужно хорошо учиться, получать качественное образование, стремиться поступить в престижный ВУЗ уже не приходится, ребята видят конкретный уровень своей финансовой независимости и путь, который они могут к ней выстроить.

Но несомненной ценностью экономического воспитания и обучения я считаю экономические игры-практикумы... В 2010-2011 учебном году, весной, на базе лицея состоялась Малая экономическая игра, на 3 дня захватившая с головой начальную школу. Ребята получили возможность создать по интересам свои фирмы разных направлений деятельности, зарегистрировать их, разработать и провести рекламную кампанию, PR-акции и затем в назначенное время попробовать себя в предпринимательской деятельности. Те, кто не захотел по тем или иным причинам быть предпринимателем, получили статус «потребителей» и денежную наличность, ЭКОНы. По результатам работы была подсчитана выручка, подведены финансовые итоги, проанализирован ход работы, сделаны выводы. Кто-то смог убедиться, что не всегда свободные художники могут зарабатывать много, иногда большая выручка у торговцев продуктами питания, но и риски у таких фирм гораздо выше, равно как и производственные расходы. Все участники и победители были награждены грамотами, но приобретенный опыт был гораздо ценнее!

В 2011-2012 учебном году Малая экономическая игра приобрела размах более серьёзной и длительной Экономической школы в рамках работы Летней площадки «Экономического лицея». Уже не три дня, а две полноценные недели были отведены на предпринимательскую деятельность, включиться в которую смогли ребята 1-7 классов. Учитывая прошлый опыт, была проведена большая теоретическая подготовка, тренинги по предпринимательской деятельности и экономической теории от ведущих преподавателей лицея. И примечательно то, что дети учитывали свой прошлый опыт при выборе вида деятельности, состава участников фирмы, проведении рекламной кампании. Кто достиг успеха – закреплял его, совершенствуя свои навыки; кто потерпел неудачу – выбирали другой путь или другую команду единомышленников. В итоге проигравших не было. Было море ярких впечатлений, эмоций, радости от игры. Потребители радовались удачно приобретенным товарам или полученным качественным услугам. Предприниматели считали каждый заработанный ЭКОН, стремясь сократить издержки и привлечь новых потребителей.

Даже не перечислить всех экономических понятий, с которыми в процессе игры познакомились участники (или закрепили уже имеющиеся знания): регистрация фирмы, учредители фирмы, банк, банковский счет, валюта, товары, услуги, расходы, доход, выручка, прибыль, покупатели, стоимость товара, цена товара, рекламный слоган, рекламная акция, экономическая полиция, собственность, конкуренция, рынок товаров и услуг и другие… А приобретенные коммуникативные навыки? Умение договариваться, искать компромисы, взаимодействовать друг с другом и соперниками, решать конфликтные ситуации. И оказалось, что можно достичь неплохих финансовых результатов, реализуя собственные творческие способности. И рукоделие, если оно сделано с душой, тоже может приносить прибыль.

Вот такую инструкцию получили все жители Экономического государства:


Дорогой друг!

Если ты решил заняться предпринимательской деятельностью, то тебе нужно знать следующее:

Время работы фирм до 15 июня. 18 июня мы подводим итоги и выбираем лучших предпринимателей государства ЭФ.

Запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, связанной с продажей продуктов питания и готовых товаров, произведенных другими людьми. Вы можете изготавливать товары самостоятельно, используя имеющиеся в вашем распоряжении ресурсы или подать заявку в каб.102 о приобретении дополнительных ресурсов. Также вы можете оказывать жителям государства любые услуги, не запрещенные законами государства.

Не забывайте, что предприниматели несут расходы:

1) На регистрацию:

- партнерство – 10 эконо (списывается равными суммами с личных счетов каждого члена партнерства)

- индивидуальный предприниматель – 3 эконо (списывается с личного счета)

2) Аренда площади и оборудования:

1 парта+2 стула – 1 эконо в день.

Большая площадь рассчитывается пропорционально.

Аренда компьютера составляет  3 эконо в день

3) Налог на прибыль – 10% от суммы Общей прибыли (берется 1 раз по окончанию предпринимательской деятельности)

4) Приобретение ресурсов. Используйте ресурсы, имеющиеся в распоряжении отряда или заказывайте дополнительные (каб.102, письменная заявка). Расходы списываются со счета фирмы.

Любой фирме необходима реклама! Расходы на цветную печать составляют 1 эконо за лист, черно-белая печать за счет государства, но не более 10 листов для каждой фирмы. Можно использовать собственные рисунки.

В течение трех дней будут организованы МАСТЕР-КЛАССЫ, помогающие Вам в ведении предпринимательской деятельности. За посещение мастер-классов начисляются на личный счет эконо, которые вы можете использовать для оплаты товаров и услуг.

Все жители государства для удобства расчетов за приобретенные товары и услуги могут обналичить не более 5 эконо в день. Для этого нужно подойти к Паклинову Артему Сергеевичу (206 каб.) или Васевой Ирине Анатольевне (102 каб.). В конце дня фирмы сдают в Банк (Паклинову А.С.) выручку (сумму эконо в кассе) для зачисления на счет фирмы, а жители государства – сберегательные книжки и оставшиеся эконо (для возврата на счет).

Если ты потратил все обналиченные эконо, то дальше не имеешь права приобретать товары или услуги до конца дня. Лимит наличных денег на следующий день устанавливается Банком в 9.15 на Общем сборе.

Вот так выглядели результаты  предпринимательской деятельности фирм за два дня работы:

В 2012-2013 учебном году экономическая игра выходит за свои рамки на уровень проектной деятельности. Ребятам предлагается не только создать свои фирмы, но и разработать совершенно новый товар, не существующий на  современном рынке, описать его свойства и исследовать рынок потребителей с тем, чтобы попытаться определить свою целевую аудиторию. И кто знает, может за одной из этих разработок будет большое будущее? Поживем – увидим!

Васева И.А., учитель экономики

МАОУ «Экономический лицей» г.Бердск


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.

Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

Дифференцированный и индивидуальный подходы к обучению в современной начальной школе из опыта работы учителя начальных классов Гришиной Ирины Ивановны

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным прог...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)

Организация внеурочной деятельности обучающихся начальной школы (из опыта работы учителей начальных классов)...