Доклад на педсовете на тему "Результативность применения деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах"
статья на тему

Овсянникова Людмила Николаевна

Доклад на педсовете теоретического и практического характера. В данном материале деятельностный подход в обучении прослеживается на всех этапах урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа села Ястребовка

Доклад на тему

«Результативность применения деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности в начальных классах»

Подготовила :

учитель начальных классов

Овсянникова Л.Н.

2015 г.

Деятельностный подход, лежащий в основе Стандарта нового поколения, основной результат применения которого – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); признание решающей  роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность  достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. Таким образом, приоритетной становится развивающая функция обучения, которая должна обеспечить становление личности младшего школьника, раскрытие его индивидуальных возможностей.  

         Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому особое место отводится деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретённых знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Учителя начальных классов осознают важность самостоятельной работы учащихся как  метода обучения, реализация которого способствует подготовке к самообразованию, самоконтролю, формированию умений планировать, анализировать, делать обобщения.

Уходит в прошлое практика, когда учитель работает  только фронтально. Чаще организуются индивидуальные, парные и групповые формы работы на уроке, особенно это актуально в условиях малокомплектной школы, объединения классов.

Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».

Китайская мудрость гласит «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю».

Деятельностный подход к обучению предусматривает:

- наличие у детей познавательного мотива и конкретной учебной цели;
-
выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
-
выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
-
формирование у школьников умения контролировать свои действия;
-
включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения, основой которых, является системно-деятельностный подход? 

Для построения урока в рамках ФГОС  важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:  

  1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
  2.  Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
  3.  Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
  4.  Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
  5.  Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
  6.  На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).
  7.  Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
  8.  Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
  9.  Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
  10.  Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
  11.  Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
  12.  На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.).

Учебники, по которым реализуются развивающие программы, составлены  с опорой на деятельностную парадигму обучения. В частности, УМК «Перспективная школа». В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации, в ходе которой обеспечивается внутреннее  принятие цели), объяснили, как надо ее решать.

Реализация деятельностного подхода  обучения  опирается на следующие методы:

- проектный

- ролевые \ деловые игры

- проблемный метод

- исследовательский метод

- метод решения практических задач

- коллективной творческой деятельности

- поисковый метод

- дискуссионный метод

- коммуникативный

Теперь рассмотрим технологию СДП. Как и любая другая, она состоит из следующих элементов: целеполагания, определенного содержания образования, учета конкретных условий, предпочтительных форм и методов обучения и выхода на результат.

Технология системно-деятельностного подхода является механизмом качественного достижения новых результатов образования и включает в себя:

  1. Мотивацию к учебной деятельности;
  2. Актуализацию знаний;
  3. Проблемное объяснение нового знания;
  4. Первичное закрепление во внешней речи;
  5. Самостоятельную работу с самопроверкой (внутренняя речь);
  6. Включение нового знания в систему знаний и повторение;
  7. Рефлексия.

Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:

  • урок открытия нового знания;
  • урок рефлексии;
  • урок построения системы знаний;
  • урок развивающего контроля.

Например, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности – 1-2 мин.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности.
С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).

Приёмы работы:

-учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи;

- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

-девиз, эпиграф(«С малой удачи начинается большой успех»)

- самопроверка домашнего задания по образцу.

2. Актуализация и пробное учебное действие – 4-5 мин.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения, т.е возникновение проблемной ситуации.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.

Приёмы создания проблемной ситуации:

- одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения;

- столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием;

- дать практическое задание, не выполнимое вообще или не сходное с предыдущим.

3. Постановка учебной задачи – 4-5 мин.

На данном этапе обсуждение причины затруднения ( Почему возникли затруднения? Чего мы ещё не знаем?).  Проговаривание темы , т.е целеполагание и построение проекта выхода из затруднения .Учащиеся определяют цель урока – устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока.

4. Открытие нового знания – 7-8 мин.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. Способы: диалог, групповая работа или парная. Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

5. Первичное закрепление- 4-5 мин

На данном этапе происходит проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. Способы: фронтальная работа, работа в парах.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность, т.е. небольшой объём самостоятельной работы(не более 2-3 типовых заданий). Методы: самоконтроль, самооценка.

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение – 7-8 мин.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие, а затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) – 2-3 мин

На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Вопросы:

- Какую задачу ставили?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новое знание?

- Что на уроке у вас хорошо получилось?

- Над чем ещё надо поработать?

Занятия внеурочной деятельности в начальных классах также строятся на основе деятельностного подхода. На каждом занятии учителями организуется активная деятельность учащегося, результатом которой становится конкретный продукт. Деятельностный подход во внеурочной деятельности позволяет расширить возможности школьников. Чем больше действий, тем больше ученик имеет возможностей раскрыть себя, найти себя, потому что различные врождённые задатки есть у всех, но развиваются они в процессе деятельности.

Критерии эффективности внеурочной деятельности

* Личностная значимость для учащихся

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.

* Комфортность, благоприятный психологический климат

Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому общему знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтоб всем было хорошо» (Н. А. Добролюбов)

* Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников

Дети - это цветы жизни. Нельзя… требовать, чтобы все цветы одинаково пахли (В. М. Дорошевич)

* Обогащенность жизненного опыта учащихся

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

(С. Маршак)

* Духовно-нравственная ценность

Познай, где свет,

Поймешь, где тьма. (А. Блок)

* Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение занятия

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал.

Вовек не позабудется.

(Н. Рыленков).

           На уроках и внеурочных мероприятиях обучающиеся, получая знания не в готовом виде, а добывая их самостоятельно, осознают при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимают и принимают систему норм, активно участвуют в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию их общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

В рамках урочной и внеурочной деятельности у обучающихся формируется обобщённое системное представление о мире, обучающимся предлагается возможность освоения содержания на максимальном для каждого уровне и обеспечивается при этом усвоение на уровне социально безопасного минимума. Следует отметить, что на уроках создаётся доброжелательная атмосфера, ориентированная на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. Практически на каждом уроке и внеурочном занятии создается  ситуация выбора, формирующая способность к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений.

Образовательный процесс ориентирован на приобретение обучающимися собственного опыта творческой деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что реализация технологии деятельностного метода в образовательном процессе обеспечивается системой следующих дидактических принципов:

принцип деятельности

принцип непрерывности

принцип целостности

принцип минимакса

принцип психологической комфортности

принцип вариативности

принцип творчества

Для реализации системно-деятельностного подхода приоритетными являются следующие виды деятельности младшего школьника:

 учебное сотрудничество;

 индивидуальная учебная деятельность;

 игровая деятельность;

 творческая и проектная деятельность;

 спортивная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся

Применение цифрового микроскопа в урочной и внеурочной деятельности как средство развития познавательного интереса и формирования исследовательских навыков учащихся на уроках окружающего мира.Цифровой...

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.

Устное выступление сопровождается презентацией, которая позволяет наглядно продемонстрировать реализацию системно-деятельностного подхода в нвчальной школе...

«Учебно – методическая разработка применения игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации системно – деятельностного подхода»

Целью моей работы является научно-теоретическое и практическое обоснование методики использования игровых технологий как одной из форм организации учебной и познавательной деятельности школьников на у...

Презентация на тему «Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности».

Связь урочной и внеурочной деятельности учителей начальной школы в процессе использования проектной деятельности.Неоценимую роль играет способность учащегося работать в проектной или исследовательской...

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы.

Выступление на педсовете "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках и внеурочной деятельности". Из опыты работы....

Презентация к педсовету " Интеграция урочной и внеурочной деятельности в начальной школе"

Данна презентация может быть использована на педагогическом совете или в работе методического объединения учителей начальных классов. Тема " Интеграционные связи урочной и внеурочной деятельности...