Доклад "Использование арт -педагогики в воспитательной деятельности" из опыта работы
статья (3 класс) на тему

Хоршева Елена Петровна

Арт-педагогика одна из наиболее активно развивающихся сегодня областей научного знания. Как известно, ее поле деятельности — проблема использования в педагогической и коррекционной работе различных видов искусства, воспитание гармонично развитой личности, трансляция общечеловеческих и национальных духовных ценностей и адаптация человека посредством художественной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Использование арт-педагогики в воспитательной деятельности.

Хоршева Елена Петровна, воспитатель 2 класса

МОУ» Специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа - интернат №2 VIII вида"

Киселёвского городского округа,

Кемеровской области

- Что такое арт-педагогика?

   Арт-педагогика - особое направление в педагогике, где воспитание, образование, развитие личности, ее коррекция осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Арт-педагогика имеет единые с общей педагогикой цели: помочь ребенку научиться понимать себя и жить в ладу с самим собой, научиться жить вместе с другими людьми, познавать окружающий мир по законам красоты и нравственности.

В ходе занятий с применением артпедагогических технологий удовлетворяется актуальная потребность школьников с ОВЗ в признании, ощущении собственной успешности и значимости. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Агрессия и тревожность уступают место активности и творчеству, он начинает получать удовольствие от своей деятельности. Необходимая составляющая занятия – полное принятие и поддержка со стороны педагога. Противопоказаниями для занятий артпедагогикой школьников можно считать аллергические реакции на используемые материалы, кожные заболевания, серьезные нарушения психики.

Технологии артпедагогики, применяемые мной

Изодеятельность:

  1. Рисование.

 Рисование способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно- потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитие.

  1. Ручной художественный труд.

Виды ручного художественного труда:

  1.  Создание поделок– доступный и эстетичный вид детского творчества.
  2.  Создание картин– наиболее характерен для детей младшего школьного возраста, насыщенный и сложный вид художественной деятельности требует сотворчества педагога и ребенка.
  3.  Аппликация.

Виды работы с бумагой:

  • Манипулирование с бумагой. (здесь я лишь знакомлю  школьников со свойствами бумаги, даю  возможность прочувствовать ее  и проделать с ней ряд простейших экспериментальных действий.
  •  Создание плоскостных картин. Традиционная форма работы с аппликацией.
  • Оригами -В младшем школьном возрасте предлагается использовать простейшие модели с дорисовкой, выполняемые по показу педагога.

Музыкальная деятельность.( Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни).

Виды музыкальной деятельности.

  • Восприятие (слушание) музыки. Использование записи звуков природы, классических произведений как музыкальных иллюстраций к изобразительной или художественно-речевой деятельности, музыка может стать сигналом к началу занятия.
  • Пение. Пение – наиболее близко и доступно детям.

Художественно-речевая и театрализованная деятельность.

  • Психогимнастика– как метод практической психо-профилактики и психо-коррекции
  • Логоритмика. Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания школьников средствами движения, музыки и слова.

 В моей практике хорошо зарекомендовали себя: пальчиковая гимнастика и двигательные игры с музыкальным и художественным сопровождением.

  • Придумывание, дописывание  сказок.
  • Инсценировка и драматизация – в полной мере доступны детям младшего школьного

возраста

 Танцевально-двигательные деятельность.

  • Движения под музыку. ( использования музыкально-ритмических движений показывает, что чем раньше они применяются в коррекционной работе с детьми (в форме ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов), тем успешнее осуществляется развитие ребенка, его речевой функции, произвольности деятельности, моторики, формирования пластичности и выразительности движений, овладение приемами невербальной коммуникации, а также развитие музыкальных способностей).

Игровая деятельность. Российский психолог Д.Б. Эльконин полагает, что игра – это одна из форм развития психических функций и способ познания ребенком мира взрослых.

 Игры с предметами носят развивающий и образовательный характер.

  • Игры на предметной основе: – Дидактические игры.

                                                        – Сюжетно-ролевые игры.

Педагогические условия эффективного использования артпедагогики в образовательном процессе:

– Создание артпедагогической среды – стимулирующая проявление разных видов художественно-творческой активности ребенка, включает в себя художественно- познавательные источники информации, дидактические материалы для проведения совместных артпедагогических игр, оборудование, стимулирующее детей к коллективной творческой деятельности; наглядные материалы, выступающие в качестве визуальных побудителей творчества.

– Правильно подобранные методы и средства артпедагогического воздействия с учетом психофизиологических и индивидуальных особенностей детей в классе;

Выводы:  Краткий обзор артпедагогических технологий, применяемых при работе с детьми показал, что не все они являются эффективными и востребованными в работе с младшими школьниками.   Как показала практика, младшие школьники  с ОВЗ, реализующие свои творческие способности, желания и потребности в ходе артпедагогичекой работы, более уверенно ощущают себя в школе, умеют осуществлять учебную деятельность в парной и коллективной работе,  мы увидели на открытом занятии – игра «Созвездие»,  дети  адекватно  самооценивали  и продемонстрирована оценка окружающих. Работа  средствами артпедагогики  рассчитана на развитие когнитивных способностей, благоприятных личностных особенностей и межличностного взаимодействия младших школьников в  коллективе сверстников.

Список использованной литературы: 

1. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. — М.: Искусство, 1986. — 573 с.

2. Копытин, Е. А. Арт-терапия / Е. А. Копытин. — М.: Новые горизонты, 2006.- 336 с.

3. Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комиссарова Л. Н., Добровольская Т. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Е.А.Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. — М.: Академия, 2001. — 248 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы социального педагога с семьей. ( из опыта работы Вислобоковой С.И.) ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения»

«Ребенок –зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях  отражается нравственная  чистота матери и отца».  В.А. Сухомлинский...

Обобщение опыта работы по теме "Использование дидактических игр в начальной школе как средства реализации идей гуманной педагогики"

Эта работа стала результатом напряженных поисков и размышлений о том, как заставить учеников слушать на уроке, с помощью каких средств и методов зажечь в их глазах пытливый огонёк жажды знаний.Я хотел...

Использование нетрадиционных форм и методов в воспитательной работе – одно из средств оптимизации воспитательного процесса учащихся начальной школы ( из опыта работы)

В статье рассказываю какие формы я использую, как классный руководитель  в воспитательной работе в своем классе для  того, чтобы детям было интересно и комфортно учиться и находиться в одном...

Педагогика сотрудничества. Из опыта работы учителя начальной школы.

В  статье я хочу познакомить с некоторыми приёмами технологии педагогики сотрудничества, которые применяю в своей практике учителя начальной школы....

Презентация к статье «Использование элементов театральной педагогики на уроках в начальной школе с целью развития творческого мышления» (из опыта работы).

В презентации представлен методический материал для проведения мастер-класса, который можно провести для учителей начальных классов с целью возможного внедрения на уроках элементов театральной деятель...

Из опыта работы. Мастер-класс:«Инновационная технология: педагогика-сотрудничества в образовательном процессе начальной школы как средство повышения качества образования».

Педагогическая разработка мастер-класс предназначена учителям, работающим по инновационной технологии: педагогика-сотрудничества. Данной технология продемонстрирована на уроке окружающий мир...

Статья «Использование элементов здоровьесберегающих технологий с элементами театральной педагогики на уроках в начальной школе» (из опыта работы).

    В статье представлены формы и приемы организации здоровьесберегающего урока в начальной школе. Даётся понятие здоровьесберегающий урок, представлены элементы здоровьесберегаю...