СИСТЕМА РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ И ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В МБОУ СОШ№4
статья (3 класс) на тему

Полынцева Ирина Николаевна

Наша школа принимает детей мигрантов на протяжении нескольких учебных лет. Отличительными чертами образовательного учреждения №4 можно считать многонациональный состав обучающихся в целом, многонациональный состав класса в частности, разный уровень владения учениками русским языком, разный уровень общей культуры. К числу существенных проблем нашей школы, можно отнести следующее:

-низкие показатели общей и качественной успеваемости по русскому языку и другим предметам по причине плохого знания русского языка;

-замкнутость, отчуждённость, тревожность детей мигрантов;

-недостаток профессиональных знаний и опыта работы с детьми из семей мигрантов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sistema_raboty_s_migrantami.docx99.83 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Irina Polinceva\Desktop\^591A725D89AA178F277BE725D2D1CB1DFE7FF5297AC107CDD3^pimgpsh_fullsize_distr.jpg

Полынцева Ирина Николаевна, МБОУ СОШ №4, учитель начальных классов высшей квалификационной категории, методист первой квалификационной категории.

 Образование высшее, в 1998 году окончила Тобольский государственный педагогический институт имени Д.И.Менделеева. Общий педагогический стаж, стаж работы в МБОУ СОШ №4 - 22 года. Активный участник городских и региональных конференций, семинаров, круглых столов по проблеме обучения детей мигрантов. Автор методических и диагностических материалов по развитию речи детей, слабо владеющих русским языком.

В 2013 году награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. В 2014 году награждена Дипломом победителя конкурса в сфере образования ХМАО-Югры в номинации «Лучший педагог (преподаватель) общеобразовательного учреждения».

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ И ОБУЧЕНИЮ

ДЕТЕЙ МИГРАНТОВ В МБОУ СОШ№4

Актуальность и инновационность.

Наша школа принимает детей мигрантов на протяжении нескольких учебных лет. Отличительными чертами образовательного учреждения №4 можно считать многонациональный состав обучающихся в целом, многонациональный состав класса в частности, разный уровень владения учениками русским языком, разный уровень общей культуры. К числу существенных проблем нашей школы, можно отнести следующее:

-низкие показатели общей и качественной успеваемости по русскому языку и другим предметам по причине плохого знания русского языка;

-замкнутость, отчуждённость, тревожность детей мигрантов;

-недостаток профессиональных знаний и опыта работы с детьми из семей мигрантов.

В каждом классе обучается от 17% до 30% детей иностранных граждан. По результатам проводимых диагностик около 90% поступающих к нам детей мигрантов имеют целый набор языковых, психологических и социальных проблем. В этой связи всё более актуальной для нас как педагогов становится проблема социальной адаптации ребёнка к новым условиям жизни. Исходя из анализа возникшей ситуации, педагогическим коллективом школы разработана и апробируется система обучения, воспитания и сопровождения детей мигрантов.

Цель: создание комфортных условий, способствующих предотвращению, устранению и смягчению личных конфликтов детей из семей мигрантов, а также развитию способностей к коммуникативности, самостоятельности и их успешному школьному обучению.

Ресурсность

При организации работы с детьми мигрантов руководствуемся нормативно-правовой базой:

федеральный уровень -

  • Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный государственный образовательный стандарт НОО от 06.10.2009 №373.
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в  интересах детей на 2012-2017 годы».
  • Указ Президента РФ от 19.12.2012 №1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

региональный уровень -

  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.07.2010 №160-п (ред. от 08.06.2012) «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Новая школа Югры на 2010-2013 годы и на период до 2015 года».
  • Постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.03.2013 №64-п «О мерах по реализации в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года на 2013-2015 годы».

Разработаны внутренние нормативные документы, регламентирующие работу образовательного учреждения по реализации данного направления (положения, инструкции).

Информационно-методические ресурсы.

Используем опыт и наработки:

-методической лаборатории русского языка как иностранного кафедры ЮНЕСКО «Международное образование и интеграция детей мигрантов в школе», под руководством к.ф.н., доцента О.Н.Каленковой

-филологического факультета ГОУ ВПО ХМАО-Югры «Сургутский государственный педагогический университет»

-факультета лингвистики ГБОУ ВПО «Сургутский государственный университет ХМАО-Югры»

Кадровые ресурсы: директор школы, заместители директора, библиотекарь, методисты, учителя начальных классов, учителя русского языка и литературы, педагоги дополнительного образования, педагоги-психологи, учитель-логопед, социальные педагоги.

Технологичность 

Система работы по адаптации детей мигрантов включает следующие этапы, в соответствии с их основными задачами.

1 этап. Первое, что необходимо этим детям для преодоления их социальной исключённости, для полноценной интеграции в общество, научиться понимать и говорить по-русски.

Все дети мигрантов, поступившие в 1-4 классы, проходят процедуру определения уровня владения русской речью. Для этого мы разработали диагностику аспекта речи детей иностранных граждан.

Первичная диагностика проводится в сентябре с каждым учеником индивидуально.

 Направления диагностики аспектов речи детей мигрантов:

-словарь: предметный словарь (части предмета, слова-обобщения); глагольный словарь; словарь признаков; антонимы (обозначенные глаголами и существительными пространственные признаки).

-грамматический строй речи: образование существительных множественного числа; образование существительных множественного числа в родительном падеже; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных; согласование числительных с существительными; предлоги в речи.

-связная речь: последовательность повествовательных высказываний; описание предмета.

2 этап. Дальнейшую работу с детьми иностранных граждан мы организуем по следующим направлениям:

-учебная деятельность (организация учебного сотрудничества на уроках, индивидуальная работа с детьми мигрантов, дополнительные групповые занятия по развитию устной и письменной речи, организация консультативной помощи детям мигрантов, логопедические занятия);

-внеурочная деятельность (проектная деятельность, СИРС, факультативные занятия, внеклассные мероприятия, дополнительное образование);

-психологическое сопровождение (тренинги, индивидуальные занятия, консультации).

-работа с родителями (консультирование родителей по различным вопросам, активное привлечение их к жизни школы и класса), т.к. залогом успеха обучения детей-инофонов русскому языку является владение русским языком родителей этих детей.

3 этап. Повторная диагностика уровня владения устной русской речью проводится ежегодно в апреле-мае.

Диагностика уровня владения письменным русским языком (контрольные и проверочные работы, техника чтения, проверка сформированности УУД) проводится в конце учебного года.

Психологическое обследование детей мигрантов на предмет определения уровня адаптации проводится в декабре-январе.

Результаты повторной диагностики и определяют динамику речевого развития и оценку эффективности проведения мероприятий по разработанным направлениям.

Результативность

Учебная деятельность. Положительная динамика результатов обучения детей мигрантов прослеживается на протяжении нескольких лет.

1-е классы. Результаты итоговой диагностики в 1-х классах определяют рост речевого развития и оценку эффективности проведения дополнительных занятий по развитию устной русской речи. Диагностическими материалами пользуемся пять лет. Анализ всех показателей позволяет говорить об успешной языковой адаптации детей мигрантов к концу первого года обучения в школе.

2-4 классы. Показатели общей и качественной успеваемости детей мигрантов позволяют делать выводы о результативности всей работы с этой категорией учащихся.

Для примера результаты 2013-2014 учебного года:

 показатели качественной успеваемости детей мигрантов младшего школьного возраста по русскому языку в конце первой учебной четверти 20%, в конце учебного года - 30%. Рост показателя качественной успеваемости - 10%.

 30% детей мигрантов обучаются на «4» и «5», 20% - с одной-двумя «3» (резервный состав), 50% мигрантов с низким уровнем учебных возможностей – это одна из причин невысоких показателей качественной успеваемости во 2-4 классах.

Психологическое сопровождение. С целью социально-психологической и учебной адаптации детей мигрантов в нашей школе осуществляется психологическое сопровождение. Прежде всего, проводится диагностика по выявлению трудностей, связанных с периодом адаптации к новой социальной среде (диагностика познавательной, мотивационной, эмоциональной сфер). Проведение коррекционно-развивающих занятий, тренингов направлены на решение выявленных проблем, снижение уровня тревожности, повышение школьной мотивации, развитие коммуникативных навыков, повышение уровня сплоченности группы. Для проведения тренингов педагоги-психологи пользуются программой по социализации (адаптации) детей мигрантов. Программа разработана в 2012 г. Институтом развития образования г.Ханты-Мансийск, авторы А.Б.Григорян, Т.Ф.Новосельцева, С.В.Владимирова.

Для диагностики поведенческой стороны ребенка-мигранта педагоги-психологи используют методику «Карта наблюдений Стотта», которая позволяет выявить сильные и слабые стороны в поведении ребенка. В 2013-2014 учебном году обследовалась группа детей мигрантов, прибывших во 2-4 классы.

По окончании тренинговых занятий получены следующие результаты:

-процент неуверенности значительно снизился, дети влились в коллектив и почувствовали себя более сильными;

-снизился процент инфантильности, дети стали более организованны, стали менее прибегать к помощи педагога;

-уровень ассоциальности значительно снизился, дети научились прислушиваться друг к другу, организовывать своё пространство.

Таким образом, положительная динамика прослеживается на развитии личности ребенка, программа занятий помогает выстраивать социальные связи в коллективе.

Внеурочная деятельность.

Дети мигрантов активно участвуют в различных конкурсах, играх, викторинах и предметных олимпиадах различных уровней.

Результаты 2013-2014 учебного года: процент участия детей мигрантов младшего школьного возраста в общешкольных мероприятиях от 15% до 20%, в городских мероприятиях - 7-12%, на всероссийских, в том числе и дистанционных, до 11%. В нашей школе работают кружки и студии художественно-эстетического направления. 67% детей мигрантов задействованы в этой деятельности (театр костюма «Тамбурин», театральный кружок «Малышок», ансамбль шумовых инструментов «Ложкари», агитбригада «Звёзды России»).

Таким образом, развивая языковую и речевую компетентность детей мигрантов, их творческие индивидуальные способности, самостоятельность, инициативность, мы способствуем предотвращению, устранению и смягчению личных конфликтов детей из семей мигрантов, успешному школьному обучению.

Перспективность

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша школа создаёт условия для сопровождения детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и адаптации. Разработанная система работы с детьми мигрантов активно развивается, но пока не получила широкого распространения в городе Сургуте. Наше образовательное учреждение планирует продолжать работу с детьми мигрантов в различных направлениях, транслировать наработанный опыт среди педагогической общественности.

Планируем: разработать программу дополнительных занятий для учащихся 5-6 классов, слабо владеющих русским языком, разработать программу языковой поддержки для родителей.

Необходимо понимать, что только целенаправленная комплексная работа в разных направлениях с детьми мигрантов даст тот положительный результат, который мы хотим получить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар: Система работы с одаренными детьми МБОУ СОШ № 15.

Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 15 на 2008 – 2013 гг. представляет собой долгосрочный нормативно – управленческий документ, характ...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Проблемы адаптации учащихся при переходе в основную школу (опыт работы по преемственности начальная школа-основная школа МБОУ "Гимназия №17" г. Перми)

В данной статье представлен опыт работы МБОУ "Гимназия №17" г. Перми по преемственности начальная школа- основная школа по трем напрвлениям: методическая работа с учителями,  интеллектуальн...

Система работы по адаптации и обучению детей мигрантов

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования, наша школа создаёт комфортные условия не только с точки зрения с...

Обобщение опыта по теме «Система работы по изучению и пропаганде ПДД в МБОУ «Гимназия №5»

Пособие предназначено организаторам внеклассной и внешкольной работы, руководителям отрядов ЮИД, педагогам – дополнительного образования,  учителям начальной школы, студентам педагогических...

Система работы по адаптации обучающихся 1 класса учителя ПорчинкойН.А.

В методической разработке описана система работы по адаптации обучающихся 1класса учителя Порчинской Н.А....