Внеклассное занятие по русскому языку по программе "Сочинитель" по теме "Слова - антиподы" в 4 классе.
план-конспект занятия (4 класс) на тему

Насырова Лилия Нургалеевна

Практическое занятие с наличием игровых элементов в соответствии с ФГОС НОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otk.zanyatie.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка занятия

Тема занятия: Слова - антиподы.

Форма  проведения: Практическое занятие с наличием игровых элементов.

Цель:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, обучать активному речевому общению на русском языке.

Задачи:

Обучающие:

  • развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие творчества и обогащение  словарного запаса.

Воспитывающие:

  • воспитание культуры обращения с книгой;
  •  формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

  • развивать  смекалку и сообразительность;
  • развивать зрительную память и орфографическую зоркость;
  • развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Здоровьесберегающая:

  • Профилактика умственного перенапряжения путем смены видов деятельности, гигиенические условия в кабинете (классе),    физкультминутка.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • пользоваться словарями, справочниками;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Оборудование: Словари, карточки с заданиями, карандаши, ручки.

Межпредметные связи: Литературное чтение, окружающий мир.

Методы обучения:

По виду источника информации:

- словесные (объяснение, беседа с учащимися);

- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации обучающего курса);

- практические (работа с карточками).

По виду учебной деятельности:

- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

По виду развития творческого самовыражения учащихся и инициативы учащихся:

          - методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа  взаимодействия, свобода творчества)

- активные методы (обсуждение в группах)

- методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки)

На занятии были использованы следующие формы работы:  фронтальная, групповая, работа в паре. 

Используемые технологии: Компьютерные технологии (мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку), коммуникативные, здоровьесберегающие.

        

Структура занятия:

1. Организационный момент,  характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к занятию. (1мин)

2. Теоретическая часть.

-  Определение темы  и задач занятия (6 мин)

3. Практическая часть. (10мин)

- Рассказ о словаре  и правилах работы со словарём.

- Поиск слов антонимов в «Словаре антонимов» ( работа в парах).

4. Игровая часть (10 мин) (групповая работа)

Выполнение заданий с наличием игровых элементов: - «Закончи пословицы», «Исправь ошибки», «Дополни предложение»

 5. Самоанализ деятельности.(10 мин)

Тест «Правильность утверждений»

6. Рефлексия. (3мин)

Ход занятия:

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид работы

1. Организационный момент,  характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. (1 мин)

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

- Дорогие ребята, сегодня на нашем уроке присутствуют гости, поздоровайтесь с ними. Тихо сели.

(Слайд 1)

- И конечно нам понадобиться хорошее настроение.

- Улыбнитесь друг другу.

Учащиеся приветствуют учителя,

проверяют готовность к занятию, устраняют недостатки

Фронтальная работа

2. Теоретическая часть.

Определение темы и задач занятия (4 мин)

Регулятивные УУД

(целеполагание)

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

- А сейчас посмотрите на слайд, перед нами ребус, отгадайте, что здесь зашифровано. (Слайд 2)

- Правильно, это слово.

- Наша речь состоит из множества слов. Древнегреческий мастер камедий Менандр говорил «Нет ничего сильнее слова», «Слова – единственное, что остается на века» говорил  английский писатель Ульям Хэзлитт.

- А теперь давайте послушаем, что написали о словах в литературе писатели.

В. Полторацкий

Слова бывают разные –

То дельные, то праздные,

то честные, правдивые,

то льстивые, фальшивые.

Есть слово – утешения,

И слово – удушения,

Есть трезвые и пьяные,

Лукавые, туманные,

Есть чистые, алмазные,

А есть бесстыдно-грязные.

Одни помогут выпрямить,

Другие – душу вытравить.

В. Сурина «Слово»

Слово – приятная, нежная сладость,

Слово – случайно пришедшая радость.

Слово поставит на правильный путь.

Слово способно и к жизни вернуть.

 

Слово – тепло, растопившее лед.

Слово – падение, слово – полет.

Слово – летящая вдаль пустота.

Слово – разлука, порой, навсегда.

 

Слово – смертельный и горечный яд.

Слово погасит сияющий взгляд.

Слово – холодный и режущий нож.

Слово – бегущий бессмысленно дождь.

 

Слово – наверное, каждого дело.

Его не вернешь – вглубь души улетело.

Слово свободное, как в небе птица.

Слово – спаситель и слово – убийца.

- Спасибо.

- Посмотрите на слайд, а теперь на следующий слад.

(показ  3,4,5 слайдов)

- Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

(«Слова – антонимы»)

- Что такое слова АНТОНИМЫ? (Антонимы – это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения)

- Чему мы будем учиться? (Мы будем учиться работать со словами, имеющими противоположное лексическое значение)

- Какими мы будем на занятии? (Внимательными, активными, думающими, дисциплинированными)

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Учащейся читают наизусть стихотворения.

Учащейся отвечают на вопросы.

Фронтальная работа

3. Практическая часть. (7 мин)

Личностные УУД

Регулятивный УУД (контроль, саморегуляция)

Коммуникативные УУД Познавательные УУД

- Как вы думаете, для чего нужны слова – антонимы?

(Делают нашу речь выразительной, образной, обогащают наш словарный запас)

- Ребята, что сможет нам помочь в работе со словами антонимами? (Наши знания, интернет, Словарь – антонимов)

- Расскажет о словаре – антонимов Магомед Тагиров.

(Это словарь – антонимов.  В языке антонимы отражают противоположности, существующие в жизни. Мы спрашиваем: «Это хорошо или плохо?», «Ещё рано или уже поздно?» В словаре представлено 2000 словарных пар. В словарной статье даётся объяснение значений каждого слова пары, из литературных произведений приводятся примеры употребления антонимов. Автор словаря – М. Р. Львов.)

- Давайте вспомним, как работать со словарём – антонимов. (Слова расположены в алфавитном порядке, сзади словаря представлен указатель антонимических пар и страницы по которым их можно найти, в словаре мы найдем антонимы разных частей речи – существительное, глагол, прилагательное, наречие, местоимение, служебные части речи – частицы, предлоги)

- А сейчас работа в парах.

Но перед работой ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.

- Найдите в словаре антоним к слову чёрствый (хлеб) – мягкий, хмурый (день) - солнечный, слепой (человек) – зрячий.

 - Молодцы!

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Учащаяся рассказывает.

Учитель рассказывает.

Учащиеся работают в парах.

Фронтальная работа и Индивидуальная работа.

4. 3. Игровая часть (15 мин) (групповая работа)

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

- А сейчас работа в группах, каждая группа получает свою карточку с заданием.

- Не забывайте, что в своей работе вы можете использовать «Словарь антонимов»

1 группа:

Закончите пословицы, подобрав к нему антонимы:

  • Ученье свет, а неученье - …  
  • Кто хочет много знать, тому надо … спать.
  • … говори - больше делай.
  • Глупый осудит, а … рассудит.
  • Волос длинный, да ум  …
  • У горькой беды нет … еды.
  • Худой мир лучше … ссоры.

2 группа:

Исправьте ошибки:

  • Царевна была добрая, а царица плохая.
  • Эта речка не широкая, а мелкая.
  • Соседка была пожилая, а мама умная.
  • Этот мальчик храбрый, а его товарищ ленивый.
  • Дедушка был хороший, а бабушка жёсткая.

3 группа:

Дополни предложения словами антонимами:

  • Надо делать людям не зло, а ______________.
  • Добро помни, а зло _____________.
  • Мы уважаем в людях  ____________, а презираем трусость.
  • Новых друзей наживай, а ___________ не теряй.
  • От радости старики молодеют, а от печали молодые _____________.

4 группа:

Ответь на вопросы, подобрав слово антоним:

  • Какое молоко даёт чёрная корова?
  • Если сухой лист бросить в воду,     то какой он будет?
  • Если помыть грязные сапоги, то они будут…
  • Когда выздоравливает больной, то становится…
  • Когда покупаешь свежий хлеб, то какой он будет через  сутки?

5 группа:

Закончите пословицы, подобрав к нему антонимы:

  • Мир строит, война…
  •  Герой умирает, а слава его…
  •  Корень ученья горек, а плод…
  •  Ласточка день начинает, а соловей…
  •  Труд всегда даёт, а лень только…

- А теперь каждая группа подводит итог своей работы.

Учащиеся работают в группе.

Оценивание групповой работы.

Фронтальная работа

5. Самоанализ деятельности.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

(контроль, самооценка)

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

- Возьмите листочки, подпишите  их. Если утверждение верно, ставим +, если нет -. Читаем внимательно, например (1 предложение)

  1. Слон большой, а комар маленький.
  2. Дерево низкое, а куст высокий.
  3. Камень лёгкий, а пух тяжёлый.
  4. Работать тяжело, а отдыхать легко.
  5. Днём светло, а ночью темно.
  6. Отец пожилой, а сын молодой.
  7. Самолёт летит быстро, а воробей медленно.
  8. Буратино грустный, а Пьеро весёлый.
  9. Река узкая, а ручей широкий.

10.Редька сладкая, а груша горькая.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

+

-

-

+

+

+

+

-

-

-

Проверяем. Оцениваем.

Таким образом, если 1,2 ошибки – 4

3,4 ошибки – 3

5,6 ошибок – 2

5

Я знаю, что такое слова – антонимы, понимаю изученный материал, умею работать со словарём – антонимов. Мне всё понятно.

4

 Я знаю, что такое слова – антонимы, но немного затруднялся при выполнении заданий и при работе со словарём.

3

Я знаю, что такое слова – антонимы, но очень затруднялся при выполнении заданий, мне было трудно работать в словаре – антонимов.

2

Я не понял, что такое слова – антонимы, мне было трудно и непонятно при выполнении заданий и в работе со словарём

Учащиеся участвуют в беседе, слушают учителя.

Самоанализ и самооценка.

Индивидуальная работа.

6. Рефлексия. (3мин)

Регулятивные УУД

(контроль, самооценка)

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

- Давайте вспомним, какую задачу мы ставили в начале занятия? (Научиться работать со словами – антонимами)  

- Мы добились поставленной задачи?

  Выразите своё мнение:

- было интересно…

- было трудно…

- я понял, что…

- теперь я могу…

- я приобрел…

- я научился…

- у меня получилось …

- Занятие закончено. Спасибо за работу.

Учащиеся участвуют в беседе, отвечают на вопросы, слушают учителя.

Фронтальная работа и Индивидуальная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку во 2 классе по теме: "Мой родной язык"

Внеклассное занятие по русскому языку для 2 класса. Построено в виде игры «Своя игра»....

Внеклассное занятие по русскому языку с использованием проектной деятельности в 4 классе по теме: «Русский язык – это увлекательно и интересно».

Занятие по русскому языку мы проведем в форме проекта: « Русский язык – это увлекательно и интересно». В ходе, которого мы попробуем доказать следующую гипотезу:...

Внеклассное занятие по русскому языку (4 класс) « Турнир знатоков русского языка»

В игровой форме дети закрепляют изученный материал по русскому языку. Нестандартные задания позволяют лучше усвоить некоторые темы по русскому языку....

Внеклассное занятие по русскому языку, 3 класс, "Знатоки русского языка"

Внеклассное занятие по русскому языку "Знатоки русского языка" позволяет повторить изученное в 1 и 2 классах.В занятия включенны следующие темы: «Разбор слова по составу», «Антонимы», «Синон...

Внеклассное занятие по русскому языку в 3 классе"Зимушка - зима в русском языке"

В занятии используются загадки, кроссворды на зимнюю тему содержашие изученные орфограммы...

Внеклассное занятие по русскому языку Игра "Путешествие в Грамотейкино" для учащихся 1-2 классов в рамках интеллектуального марафона по русскому языку.

Внеклассное занятие по русскому языку .Игра "Путешествие в "Грамотейкино" для учащихся 1-2 классов в рамках интеллектуального марафона по русскому языку....

Внеклассное занятие по русскому языку 2 класс " Мой богатый русский язык"

Цели занятия:  -развивать интерес детей к изучению русского языка;- расширять активный словарь;-прививать любовь к русскому слову; -воспитывать чувство патриотизма, толерантности;-расширять круго...