выступление на МО, презентация "Использование упражнений на уроках обучения грамоте".
презентация к уроку (1 класс) на тему

Кубанцева Татьяна Алексеевна

Презентация " Использование упражнений на уроках обучения грамоте"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование упражнений на уроках обучения грамоте.

Слайд 2

1.Назови предмет 2.Назовите первый звук в слове. 3.Напиши к картинкам схемы.

Слайд 3

а о я е н т ц ч й ш Рассели буквы по домикам

Слайд 4

Составьте слова

Слайд 5

Составьте слоги в шахматном порядке и прочитайте слова

Слайд 7

Раскрасьте бусы и соедините в определенном порядке: желтая, красная, желтая, красная…

Слайд 8

Соедините последовательно слоги

Слайд 10

• Игра «Слоговое лото» У каждого ученика — по одной слоговой карточке. У учителя такие же слоговые карточки. Учитель показывает детям слог, ученики, у которых такой же слог, должны прочитать его. Чтобы учащиеся не отвлекались, учитель может повторить показ одного и того же слога. Речевой материал: ац, оц, уц, ца, цо, цу. Включение слабых учащихся в повторное чтение слогов. Придумай слова по картинке. Дорисуй Картинки.

Слайд 11

Посмотри на картинки и допиши в каждом слове второй слог

Слайд 12

1. Прочитай и напиши слоги. 2.Вставь по клеточкам слова: -Что делают из винограда -Что нужно взять, чтобы погладить одежду.

Слайд 13

Выполняем задания, составляем слова по карточкам

Слайд 14

1) Назови одним словом предметы. 2) Найди слова с буквой о Назови по порядку все звуки в словах: дом (д, о, м) зонт (з,о, н,т) впиши букву О в нужную клеточку.

Слайд 15

ре…а сол…це з…ма ва…он тр…ва азбу к а уче н ик уч и тель г лобус букв а рь к к н к и и н г г а а Прочитайте слова, вставив пропущенные буквы ре к а сол н це з и ма ва г он тр а ва азбу…а уче…ик уч…тель … лобус букв…рь

Слайд 16

Составь предложения,заменив картинку словом.

Слайд 17

Составляем слова, определяем гласные и согласные звуки

Слайд 18

Игра «Гости» н а о у и е на но ну ни не Составь из слогов слова Лы жи Лы ко Ни ва Ти на Ваза Руки Ни ти за Ру ти ки Ва Ни Ни ва Ти на

Слайд 19

Отгадай ребусы с 3 ж лас. та ша Г о и Щ стриж ласточка Наташа грозы щель кит

Слайд 20

Какие слова спрятались ? щ тр мод щав кач аквар кач в кан щель модель трель щавель качель акварели качели великан

Слайд 21

Составь слова из букв на колесе к е о л с о кол лес село сокол колос осел лесок сок Проверка



Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА КЕМЕРОВО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ №101»

(МБОУ «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ №101»)

Доклад по теме:

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ»

                                                 учителя начальных

 классов Кубанцевой Т.А.

Кемерово 2015г.

        Для учителя начальных классов, которые работают в 1 классе, главная забота – помочь детям усвоить программный материал, при этом максимально заинтересовав их для успешной работы. Главным помощником в этот период является игра.

     Дидактические игры способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, самостоятельности, инициативы, решают дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление изученного, формирование учебных умений и навыков.

     Игра стимулирует познавательную активность детей, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности

     Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах. А еще важно, чтобы первоклассники получали максимум радости и удовольствия от работы.

     Игры, игровые упражнения, соревновательные моменты, применяемые на уроках в 1 классе, делают процесс обучения грамоте интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Детям тяжело дается усвоение материала на занятиях по обучению грамоте, они испытывают значительные трудности в процессе овладения навыком чтения, не всегда понимают смысл прочитанного, во время чтения допускают значительное количество разнообразных ошибок.

Овладение грамотой – сложная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка и достаточно высокого уровня развития устной речи. Если дети с нормальной речью на протяжении всего дошкольного возраста усваивают словарный запас, овладевают грамматическими формами, приобретают готовность к овладению звуковым и морфологическим анализом слов, то у детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии этих процессов. Дети недостаточно различают на слух фонемы.

Коррекционное обучение началам грамоты имеет цели: сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте и научить детей чтению и письму, была выделена система специальных упражнений, направленная на подготовку детей к обучению грамоте и овладению её элементами. Все упражнения провожу в игровой занимательной форме, поскольку игра – основной вид деятельности детей – дошкольников. Практический опыт показывает, что обучение в игре идёт значительно быстрее и прочнее, нежели при использовании только дидактических приемов. Использование игры на занятиях по обучению грамоте помогает мне снять у детей напряжение, вести изучение и закрепление трудного (теоретического) материала на уровне эмоционального осознания. Игровые методы используют ещё и в связи с тем, что у детей с общим недоразвитием речи поздно формируется учебно-познавательные интересы и долго сохраняется игровая мотивация.

Основные требования к играм, используемым на занятиях по обучению грамоте.

  1. При выборе правил игры учитывают особенности детей данной группы (подгруппы).
  2. Игра должна соответствовать целям занятия и содействовать их реализации (обучающая цель занятия).
  3. Игра, кроме познавательных, должна иметь игровые задачи.
  4. По окончании игры обязательно подводятся результаты и выявляются победители в лице одного ребенка или группы.

С учетом этих требований разрабатывались игры. И было замечено, что наибольшей эффективностью обладают игры с включением действий, необходимых для развития навыка чтения, когда чтение становится не самоцелью, а средством достижения игровой цели.

План работы над звуком и буквой

  1. Выделение звука из ярда слогов, слов.
  2. Определение места звука в слове.
  3. Придумывание слов на заданный звук.
  4. Уточнение артикуляции и характеристика звука.
  5. Знакомство с буквой.
  6. Из каких элементов буква состоит.
  7. На что похожа буква.
  8. Узнавание заданной буквы среди других букв.
  9. Определение пространственных соотношений элементов букв, расположение буквы на листе бумаги.
  10. Работа с буквенными таблицами на распределение внимания.

Остановлюсь лишь на тех видах игр и игровых упражнений, которые я наиболее часто использую на занятиях, и которые, на мой взгляд, являются наиболее эффективными.

Игры на уровне звука и буквы.

Выделение звука из слов.

Читающие пальчики

Цель: учить узнавать буквы по обводящему движению, различать буквы вырезанные из разного материала.

Оборудование: карточки с буквами.

Ход игры: Учитель просит обвести пальчиком букву на карточке.

Домики

Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки, находить место звука в слове.

Оборудование: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, 2 домика, в каждом домике 3 кармана (начало, середина, конец слова).

Ход игры: ребенок берет картинку, называет её, определяет наличие звука (например: Ч или Щ), его место в слове, вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.

Цветы и бабочки

Цель: упражнять в чтении слогов.

Оборудование: панно с изображением 10 цветов, на каждом цветке гласная буква. Бабочки, у каждой на крыле согласная буква.

Ход игры: бабочка «М» летала над цветами и села на цветок «У». логопед помещает бабочку справа от буквы. Какая песенка получилась? МУ. А теперь бабочка перешла на другую сторону цветка, что получилось? УМ. Далее дети самостоятельно выбирают себе бабочек, передвигают их по полю и читают слоги. Если на цветок сели 2 бабочки, читают слова СОК, КИТ, РАК и так далее.

                                                

        

Цепочка

Цель: развитие умения подбирать слова по данному слогу.

Ход игры: логопед записывает на доске слово ОК – НО по слогам (или ставит карточку), дети подбирают слово, которое начинается с последнего слога – НО – НОРА, затем новое слово, начинающееся слогом РА – РАМА и т.д. за правильный ответ ребенок получает фишку.

Ребусы

Цель: развитие умения составлять слова из букв, проводить звуко – буквенный анализ.

Оборудование: карточки с ребусами.

Ход игры: каждый ребенок получает карточку, отгадывает слово. Необходимо объяснить значение слова, придумать с этим словом предложение.

        

Прочитай – проверь

Цель: упражнять в чтении слов. Осознанное послоговое чтение.

Оборудование: карточки: с одной стороны слово, с другой – картинка.

Ход игры: дети сидят за столом, достают из коробки карточки со словами, читают и проверяют себя, переворачивая карточку картинкой вверх. Побеждает тот, кто прочитал больше слов.

Что видел зайка

Цель: Развитие умения  осуществлять буквенный анализ.

Оборудование: К доске прикреплены карточки-картинки обратной стороной наружу, наружу, на столе зайка.

Ход игры: Учитель говорит:

Раз, два, три , четыре, пять-

Вышел зайка погулять.

Где зайчишка побывал?

Что зайчишка повидал?

Ученик берет зайку и указывает на одну из картинок, поворачивает к классу.

Ученик называет предмет, изображенный и анализирует буквенный состав слова. За правильный ответ  ученик получает картинку. Побеждают те, у кого есть картинки. В конце игры ученики называют где побывал зайка, если он видел свеклу, грушу, сливу и т.д.

    Активное участие дети принимают в играх-соревнованиях. При проведении игры «Кто больше?» детям предлагается составить слова из слогов, расположенных на доске или на слоговой таблице. Например, на уроке закрепления букв Т и т детям даются слоги и буквы:

са   ты  с

ки  ти но

ко  ны  т

Дети читают, а затем составляют слова: кот, коты, кино, нос, кит, сани, киты, коса, кисти, кони.

   Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах. А еще важно, чтобы первоклассники получали максимум радости и удовольствия от работы.

     Игры, игровые упражнения, соревновательные моменты, применяемые на уроках в 1 классе, делают процесс обучения грамоте интересным, занимательным, создают у детей бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игр и упражнений на уроках обучения грамоте

Система игр и упражнений на уроках обучения грамоте...

Система игр и упражнений на уроках обучения грамоте

Система игр и упражнений на уроках обучения грамоте...

Фонетические и речевые упражнения на уроках обучения грамоте.

В данной презентации приведены примеры упражнений, которые можно использовать на уроках в период обучения грамоте. Данные упражнения помогают развивать фонематический слух, тренировать артикуляционный...

Игры и игровые упражнения на уроках обучения грамоте.

В данном материале представлены игры и игровые упражнения на уроках обучения грамоте по УМК "Начальная школа 21 века"...

Виды творческих заданий и упражнений на уроках обучения грамоте и русского языка

Виды творческих заданий и упражнений на уроках  обучения грамоте и русского языка...

Тренировочные упражнения к урокам обучения грамоте в букварный период

На данной странице собраны  упражнения для формирования общеучебных умений и навыков, а также игровых заданий, направленных на развитие логического мышления, обогащение словарного запаса, развити...