«Здоровьесберегающие технологии в работе с одаренными детьми младшего школьного возраста»
статья на тему

Долгаева Татьяна Анатольевна

Заявленная   тема   звучит   крайне   актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня  последних лет  поддержка "талантливого  ребенка" провозглашается приоритетной государственной  задачей.
      Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией! Как правило, одаренные дети подвергаются большим нагрузкам, чем их сверстники, поэтому тема моего проекта особо актуальна.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie_odaryonnyh_detey.doc117.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровьесберегающие технологии

в работе с одаренными детьми

младшего школьного возраста»

          Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

                                                                                           В.А.Сухомлинский 

                                                 Актуальность

                               Заявленная   тема   звучит   крайне   актуально. Во всех стратегических документах федерального уровня  последних лет  поддержка "талантливого  ребенка" провозглашается приоритетной государственной  задачей.
     Работать с одаренными детьми нужно, так как от этого зависит будущее нашей страны, её престиж на мировой арене. Мы гордимся, когда видим на пьедестале лучших российских ученых, спортсменов, певцов, музыкантов, при этом сразу ассоциируем победителя с Россией! Как правило, одаренные дети подвергаются большим нагрузкам, чем их сверстники, поэтому тема моего проекта особо актуальна.  Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности и конечно же при этом нужно, чтобы ребёнок был здоров.

                         Чем раньше у ребёнка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в школе, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение

                          Предназначение этого проекта, заключается в повышении эффективности формирования у одаренных школьников понятия ценности здоровья, через формирование такого понятия у самих учителей и родителей школьников.

Цель проекта

          Создание условий для  формирования здорового образа жизни одаренных  учащихся путём развития здоровьесберегающей среды учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе,  используя современные технологии.  

Задачи проекта:

  • создать условия для выявления, поддержки и развития индивидуальных задатков одарённых детей в начальной школе.
  • развивать у одаренных учащихся навыки сохранения и укрепления своего здоровья и здоровья окружающих;
  • способствовать формированию продуктивных условий взаимодействия всех субъектов образовательной среды (учащихся и их родителей, педагогов).

     Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок»
Одарённость – совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное или потенциально успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких перечисленных областях выше среднего уровня. Обычно одарённостью называют генетически обусловленный компонент способностей – «дар», в значительной мере определяющий как итог развития, так и его темп. Генетический дар раскрывается благодаря среде, и она либо подавляет его, либо помогает ему раскрыться.
Одарённый ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Одарённая личность – личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде областей: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, психомоторной сфере общения (лидерство).
Одарённость может проявляться:
- как одарённость явная (проявленная), которая «у всех на виду». Обычно в этом случае подразумевается высокая одарённость. Психологи утверждают, что число таких явно одарённых детей составляет примерно 1 – 3% от общего числа детей;
- как одарённость возрастная, т.е. в одном возрасте ребёнок показывает явную одарённость, а потом, по истечении нескольких лет эта одарённость куда-то исчезает;
- как одарённость скрытая (потенциальная, непроявленная), т.е. одарённость, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребёнка, но существует как потенциальная перспектива развития его способностей. Детей со скрытой одарённостью примерно 20-25% от общего числа учащихся.
        Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они   читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.

Из причин сложившегося состояния здоровья подрастающего поколения выделим школьно-обусловленные, которые могут играть весьма значительную как негативную, так и очень перспективную положительную роль.

К деструктивным школьным факторам относятся прежде всего:

  • непомерно большой и все возрастающий объем учебных и внеучебных нагрузок,
  • интенсификация процесса обучения,
  • дефицит времени для усвоения огромного потока информации,
  • авторитарно-репродуктивный стиль обучения, ведущий к диктату учителя и превращающий ученика в пассивного потребителя информации,
  • игнорирование индивидуально-типологических особенностей ребенка.

          Прилежный ученик вынужден заниматься (в школе и дома) по 12 и более часов в сутки, что предопределяет дефицит двигательной активности, переутомление, уменьшение продолжительности сна и пребывания на свежем воздухе. Эти факторы обусловливают нарушение функций опорно-двигательного аппарата, органов зрения, центральной нервной системы, иммунной защиты, снижение адаптационных возможностей, повышенную заболеваемость с последующей хронизацией патологических процессов.

           Следовательно, основные усилия необходимо сосредоточить на обеспечении оптимальных условий обучения, формирования здорового образа жизни, создании здоровьесберегающей образовательной среды.

          Здоровьеформирующее обучение и воспитание должно стать неотъемлемой доминирующей составляющей образовательного процесса, направленного на выработку ценностного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, в сущности - нового мировоззрения нового времени.

Механизмы реализации проекта:

  1. формирование навыков по сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья окружающих через инновационные образовательные технологии здоровьесберегающей направленности:
  • технология разноуровневого обучения;
  • технология проблемного обучения
  • технология по коррекции нарушения осанки.
  • третий час физической культуры ( ЛФК);
  • работа спортивных кружков и секций;
  • уроки здоровья в начальной школе;

  1. профилактика ЗОЖ:
  • уроки здоровья;
  • реализация программы витаминизации
  • организация рационального питания;
  • дни здоровья;
  • проведения спортивных праздников;
  • организация и проведение школьных конкурсов «Самый здоровый класс», «Самый спортивный класс», «Лучший уголок - здоровья»;
  • беседы и лекции с привлечением ресурсов социальных партнеров (ведущие: медработники и  узкие специалисты)

                                 Программа реализации проекта 

Подготовительный  этап

2010-2011 год

-Изучение теоретических основ проблемы;

-создание «банка» уроков здоровья, спортивных мероприятий

Основной этап

  2011 – 2013 год

- выявление признаков одарённости у детей младшего школьного возраста по методу Е.П. Торранса;

-мониторинг процесса и промежуточных результатов;

-корректировка дальнейшей работы.

Заключительный этап

 2013-2014 год

- Оценка эффективности;

- Анализ результатов, обобщение и распространение опыта.

              Перед тем, как приступить к решению поставленной перед собой задачи, я провела тестирование для выявления признаков одарённости по методу Е.П. Торранса. В целом получились не плохие результаты. Исследования показали, что количество детей         со средним уровнем развития преобладает над количеством одаренных детей. Но это  не значит, что одаренные дети – это дети описанные в учёной литературе, не существующие в реальности, это лишь еще раз доказывает, что одаренных детей не много. В связи с этим необходимо поддерживать, помогать развиваться таким детям, а также создать условия не только для сохранения, но и укрепления здоровья одарённых детей. (Приложение )

Сохранение и укрепление здоровья школьников в процессе обучения в начальной школе

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Реализация  в школе  программы «Здоровье», программы гигиенического воспитания младших школьников «Родники»

Создание банка данных о состоянии здоровья обучающихся.

Применение  здоровьесберегающих технологий  в процессе обучения школьников:

-игровые технологии;

-технологии дифференцированного обучения;

-технологии коллективного взаимообучения (различные виды групповых работ)

Проведение бесед с учащимися по пропаганде здорового образа жизни.

 

Регулярное проведение дней здоровья в классе.

Регулярное участие школьников в общешкольных спортивных соревнованиях  и спортивных праздниках .

Проведение лекций, родительских собраний, посвященных возрастным особенностям обучающихся. Беседы с родителями по вовлечению учащихся в спортивные секции.

 Регулярное  проведение праздника «Мама, папа, я – спортивная семья».

Применение на каждом уроке физкультминуток.

Поддержание санитарного состояния классных помещений в соответствии с гигиеническими требованиями.

Проведение динамических перемен (после третьего урока) на свежем воздухе.

2011 – 2013 годы

Сентябрь каждого учебного года

Постоянно

В соответствии с планом классного руководителя

1 раз в четверть

В соответствии с общешкольным планом

По мере необходимости

1 раз в год

Постоянно

Постоянно

Ежедневно

Нестерова Н.В.

Нестерова Н.В.

Нестерова Н.В., МО

учителей начальных классов

Нестерова Н.В.

Нестерова Н.В.

Нестерова Н.В., актив класса

Нестерова Н.В.,

родительский комитет

Нестерова Н.В.., актив класса

Нестерова Н.В.

Нестерова Н.В.

Нестерова Н.В.

Нестерова Н.В.

Предполагаемые результаты.

  • Одаренная, физически, психически здоровая личность.
  • Образованная, адаптированная к условиям нестабильного социума, имеющая навыки позитивного коммуникативного общения
  • С устойчивой мотивацией на свое здоровье и здоровье окружающих людей.
  • Обладающая знаниями по формированию ЗОЖ
  • Негативно относящаяся к вредным привычкам (алкоголю, курению, наркотикам)
  • Обладающая высокой медицинской активностью.
  • Ведущая здоровый образ жизни (высокий уровень двигательной активности, соблюдение правил питания, закаливание)
  • Обученная элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации).

Список используемых источников

1. Абрамова И.В., Бочкарёва Т.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. Самара, 2004.

 2. Апанасенко Г. А. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. С-Пб, 1993.

3. Брехман И. И. Валеология - наука о здоровье. М., 1990.

4. Бурханов А.И. Основы школьной валеологии в начальных классах. Тольятти 1996.

 5.  Гарбузов В.И. Человек - жизнь - здоровье // Древние и новые каноны медицины. СПб, 1995.

                                        Приложение:

Тест по методу Е.П. Торренса на выявление признаков одарённости

1. Тест на гибкость построения графического образа.

Бланк теста «Изучение гибкости построения графического образа»

Задание: Используя нарисованные изображения постарайтесь придумать и изобразить как можно больше различных предметов и вещей. Можно дорисовывать к фигуркам любые детали и объединять фигуры в один рисунок.

 2. Тест на создание слов.

«Изучение гибкости при создании слов»

Задание к тесту. Составьте из букв того слова как можно больше слов. Два раза одну и ту же букву в словах использовать нельзя.

ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

                                      Пальчиковая гимнастика.

«Лодочка»

Две ладошки я прижму

 И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья,—

Эго лодочка моя.

Паруса я подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным, по волнам

Плывут рыбки тут и там.

На первые строчки две ладони соединить лодочкой и выполнить волнообразные движения руками. На слова «паруса подниму» поднять выпрямленные ладони вверх. Затем имитировать движения волн и рыбок.

«Капуста»

Мы капустку рубим-рубим,

 Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём. 

Движения прямыми ладонями вверх-вниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачок. Сжимать и разжимать кулачки.

Спорт-шоу

Цель: реализация навыков здорового образа жизни учащимися, родителями и педагогами.

    3 команды

o   команда учащихся

o   команда родителей

o   команда педагогов

   Количество  участников команды 6-7 человек

   Состав жюри:

o   Представители от администрации, родителей, учащихся

   Зрители:

o   Руководители групп, учащиеся, педагоги, родители

Ход мероприятия:

    спорт-шоу состоит:

o   приветствие (готовит каждая команда)

o   9 спортивных  конкурсов (для 3-х команд)

o   внеконкурсное задание (перетягивание каната)

o   каждый конкурс оценивает жюри (максимальная оценка -3 балла)

Алгоритм игры:

СПОРТИВНЫЙ КОНКУРС - РЕШЕНИЕ  ЖЮРИ- СПОРТИВНЫЙ КОНКУРС

 В ходе спорт-шоу предусматриваются музыкальные паузы (художественные номера) и игра со зрителями.

В заключении жюри совещается и объявляет итоги игры, проводит церемонию награждения команды - победительницы и команд- участниц.

Оборудование:

Спортивный зал, спортивная форма для команд, стол, стулья для жюри, скамейки для болельщиков, баскетбольные  и волейбольные мячи, обручи, скакалки, «Дартс», свисток, канат, тумбы.

Оформление:

          Плакаты, шары, флаги, цветы.

Ход мероприятия:

Вступительное слово ведущего:

 - Здравствуйте, уважаемые участники, болельщики, жюри. Сегодня мы рады приветствовать Вас на «Спорт-шоу»,  посвящённому здоровому образу жизни.

 В спорт-шоу примут участие три команды:

     команда учащихся «Спартанцы»

команда родителей «Архимеды»

     команда педагогов «Ангелочки»

В каждой команде по 6 участников.

( По очереди выбегают команды и выстраиваются перед столом жюри)

      Представляем состав команд.

 За проведением игры будет следить наше жюри:

Председатель жюри:

Члены жюри:

Счётная комиссия:

В проведении конкурсов мне будут помогать 3-5 учащихся.

         Просим наше уважаемое жюри при оценке конкурсов учитывать не только быстроту, но и правильность выполнения заданий. Максимальная оценка -3 балла.

         Наше спорт-шоу включает в себя 9 конкурсов, в которых жюри должно определить лучшую команду, команду- победителя; музыкальные номера в исполнении учащихся, игра со зрителями (для поощрения игроков имеются сувениры).

         Попрошу команды представить свои  приветствия.

 Итак, команда «Спартанцы»

Слова приветствия:

«Развлечения и танцы не для нас, ведь мы - «Сартанцы»!

Тебя, соперник дорогой, мы зовём на честный бой» (Произносит капитан или вся команда)

Следующая команда- участница «Архимеды»

Слова приветствия:

«Мы - команда «Архимеды»,  не уйдём мы без победы!» (Произносит капитан или вся команда)

Приветствие нашей третьей команды «Ангелочки»

 Слова приветствия:

Капитан:

-         Кто над «I» расставит точки?

Команда:

-         Без сомнений - «Ангелочки»!

Ведущий:

         Спасибо  командам за приветствие. Теперь мы переходим к конкурсам.  Первый конкурс называется «Переноска 3-х мячей»

         По свистку, по очереди каждый участник команды катит по полу три мяча одновременно до обруча с закатом в обруч. Затем берёт три мяча в руки и бегом возвращается к команде. Как правильно выполнить этот конкурс,  покажет мой помощник. (По свистку начинается конкурс).

Ведущий:

Уважаемое жюри, мы в нетерпении узнать, как вы оценили выход и приветствие наших команд.

Жюри объявляет результаты.

Ведущий:

Второй конкурс называется «Броски мяча в баскетбольное кольцо»

По очереди, установленной жеребьевкой, команды выполняют броски в корзину (по два броска каждый участник).

(По свистку начинается конкурс).

Ведущий:

         Пока участники отдыхают, а жюри подводит итоги двух конкурсов, мы посмотрим музыкальный номер («Брэйк-данс» исполняет  танцевальная группа).

         Жюри объявляет результаты 2-х конкурсов.

Ведущий:

         Вернёмся к нашим командам.

Третий конкурс называется «Бег в обруче».

         По свистку первый участник команды, надев на себя обруч, оббегает тумбу, возвращается к команде и на ходу забирает внутрь обруча второго участника,  и т.д. до тех пор, пока в обруче не окажется вся команда.

         Как это правильно выполнить,  покажут мои помощники.

(По свистку начинается конкурс).

Ведущий:

         Закончился третий конкурс и мы переходим к следующему.

Четвёртый конкурс называется «Передача мяча волной»

Команды выходят в центр площадки, выстраиваются друг за другом и по свистку передают мяч волной, т.е. первый участник - над головой;

второй - между ног; третий - над головой и т. д. Последний участник, получив мяч, перебегает в начало строя и « волна» продолжается до тех пор, пока первый участник не окажется на своём первоначальном  месте.

         Как это правильно выполнить,  покажут мои помощники.

(По свистку начинается конкурс).

Ведущий:

Пока команды отдыхают, а жюри подводит итоги, прослушаем музыкальный номер (песня в исполнении учащихся).

Жюри объявляет результаты 3 и 4  конкурсов и общую сумму баллов.

Ведущий:

         Вернёмся к нашим командам.

         Пятый конкурс называется «Бег со скакалкой»

Напротив каждой команды лежат по три обруча. Ваша задача: первый участник команды, прыгая со скакалкой, пробегает змейкой между обручами,  оббегает тумбу и также возвращается обратно, передаёт скакалку следующему участнику, который повторяет те же действия и т. д., пока не пробежит последний участник.

         Как это правильно выполнить,  покажут мои помощники.

(По свистку начинается конкурс).

Ведущий:

Пока жюри оценивает результаты пятого конкурса, мы переходим к следующему конкурсу.

Шестой конкурс называется «Извилистая дорожка»

Для каждой команды я приглашаю по три помощника с тремя обручами. Помощники на вытянутых руках держат обручи, изображая извилистую дорожку.

Команды одновременно начинают движение по извилистой дорожке, оббегают вокруг тумбы и таким же образом возвращаются  к месту старта.

Как это правильно выполнить,  покажут мои помощники.

(По свистку начинается конкурс).

Ведущий:

         Пусть команды отдохнут, а мы проведём конкурс со зрителями.

Конкурс называется «Дартс»

Приглашаем троих болельщиков. Каждый из них делает по три броска. Выигрывает тот, кто набирает наибольшее количество баллов. Победителю -приз.

Жюри объявляет результаты 5 и 6  конкурсов и общую сумму баллов.

Ведущий:

         Приглашаем наши команды для участия в следующем конкурсе.

Седьмой конкурс называется «Дартс»

Для этого конкурса нам нужно по два представителя от команд. Ваша задача метнуть дротик по три раза. Сумма баллов определит победителя.

 Восьмой конкурс называется «Ведение мяча с броском в корзину»

 Команды выстраиваются напротив трёх  баскетбольных щитов. Одновременно по очереди каждый участник ведёт мяч  к щиту и, пока не забросит  мяч в корзину,  не возвращается к команде.

Как это правильно выполнить,  покажут мои помощники.

(По свистку начинается конкурс).

Ведущий:

Пока команды отдыхают, а жюри подводит итоги, у нас музыкальная пауза (танец, песня)

Жюри объявляет результаты 7 и 8  конкурсов и общую сумму баллов.

Ведущий:

      Приглашаю команды для участия в последнем конкурсе.

Девятый конкурс называется «Ведение мяча обручем»

Правила выполнения: начиная с первого участника - взять в руки обруч и им катить мяч (баскетбольный) перед собой до тумбы, вокруг неё и таким же образом вернуться обратно. Главное: руками и ногами мяч не трогать!

Как это правильно выполнить,  покажут мои помощники.

(По свистку начинается конкурс).

Ведущий:

         Для подведения окончательных итогов жюри потребуется время, а мы проведём вне конкурса  перетягивание каната. Участников разделим на две команды (в команду родителей и  команду педагогов добавим по 3 человека  из команды учащихся)

По свистку начинается конкурс.   

Ведущий:

         Вот и подошёл к завершению наш спортивный праздник. Сейчас уважаемое жюри объявит нам результаты  конкурсов и вручит памятные призы и подарки.  Но главное запомните: сегодня проигравших нет, все молодцы! Главное участие, а не победа!

       Жюри объявляет результаты  и награждает победителей(призы, наборы пирожных, авторучки и др.).

Ведущий: Спасибо всем! До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы "Технологии развития творчества детей младшего школьного возраста"

Период начального обучения в школе залючает в себе огромные возможности для развития творческих способностей младших школьников. ...

Статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья предназначена  педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы. Посвящена проблеме сохранения и приумножения здоровья детей начальной школы. Из опыта работы эколого-биологи...

Технологии работы с детьми младщего школьного возраста с ТНР в условиях ФГОС.

Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей....

«Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнительного образования»

Доклад на VI Конференцию «Мир особого ребенка» г. Оренбург, 2018г. тема: «Инновационные технологии в логопедической работе с детьми младшего школьного возраста в условиях дополнитель...

Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми младшего школьного возраста с нарушением зрения и речи

В методической разработке представлен ряд здоровьесберегающих технологий, используемых в работе педагога с детьми с нарушением зрения и речи....

Здоровьесберегающие технологии в образовании детей младшего школьного возраста

Информация интересна для педагогов, в том числе воспитателей, работающих в начальной школе...

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего школьного возраста

Методическая разработка представлена с целью распространения опыта использования здоровьесберегающих технологий во время урока...