Работа с одарёнными детьми
опыты и эксперименты на тему

Бяшарова Наталья Николаевна

Часто задаваясь вопросом одарённости ребёнка – не нахожу ответа. Затем сама жизнь указывает – вот он. Настолько это сложно! Для любого учителя его дети талантливы, по-своему особенные и одарённые. И всё же последнее время этот вопрос встаёт перед педагогами чаще и чаще. Как понять, что один ребёнок одарён, а другой обычный, если так можно сказать. И главное – как работать с одарёнными детьми? Учителю и этому приходится учиться, самосовершенствоваться, подниматься на более высокую ступень профессии. Интерес к одарённости в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnye_deti.docx36.09 КБ

Предварительный просмотр:

Ох уж эти одарённые дети!

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый 
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят 
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего 
мира с удивлением и восторгом”. 

П. Вайнцвайг

          Часто задаваясь вопросом одарённости ребёнка – не нахожу ответа. Затем сама жизнь указывает – вот он. Настолько это сложно! Для любого учителя его дети талантливы, по-своему особенные и одарённые. И всё же последнее время этот вопрос встаёт перед педагогами чаще и чаще. Как понять, что один ребёнок одарён, а другой обычный, если так можно сказать. И главное – как работать с одарёнными детьми? Учителю и этому приходится учиться, самосовершенствоваться, подниматься на более высокую ступень профессии. Интерес к одарённости в настоящее время очень высок, и это объясняется общественными потребностями. И, прежде всего, потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокой активности человека, но и его умений, способности нестандартного мышления и поведения, а именно высокоодаренные люди способны внести свой наибольший вклад в развитие общества.

          В современной психолого-педагогической науке принято рассматривать одарённость как динамическое явление. Психика человека – это результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в единую линию развития, поэтому детская одарённость реально представляет перед нами как сложный итог трудно прогнозируемого взаимодействия средовых и генотипических факторов. В то же время нельзя игнорировать и роль психологических механизмов саморазвития личности, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального дарования. Тот или другой ребенок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам. Существует множество видов и форм одаренности, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. Одаренность ребенка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный техникой, дома строит свои модели, но к школьной либо социально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии) его занятие не имеет никакого отношения. Другой ребенок увлеченно сочиняет стихи или рассказы, но не хочет демонстрировать их педагогу. Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьной деятельности, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

          Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одарёнными:

а) с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

б) с высоким уровнем творческих способностей;

в) достигшие успехов в каких-либо областях деятельности (эту категорию детей чаще называют талантливыми);

г) хорошо обучающиеся в школе.

          Каждая из этих категорий отражает определённое отношение к пониманию одарённости как психического явления.

          Одной из главных задач школы является развитие способностей учащихся. Поэтому работа с одарёнными детьми мы начинаем с первых дней их пребывания в школе. Занимательные упражнения, уроки-путешествия, ребусы, головоломки, танграмы, магические квадраты, шарады, кроссворды, замысловатые задачи, задания повышенной трудности  – всё это способствует развитию мышления учеников. На лицах детей можно наблюдать удивление, интерес и радость от возникшей догадки. А для нас, учителей, важно не только вызвать интерес, но и удержать его, сделать стойким на долгие годы. А значит необходимо продумать организацию работы. Благодаря ФГОС такую возможность нам предоставляют обновлённые УМК и внеурочная деятельность.

            Выявление одаренных детей должно осуществляться на всех ступенях обучения. Стратегия работы с одаренными детьми заключается в необходимости создания условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся или не выявленной, а также просто способных детей, в отношении которых есть надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

         Работа с одаренными детьми в школе должна строиться на следующих принципах:

  • принцип дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);
  • принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
  • принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам, работу в НОУ;
  • принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
  • принцип создания условий для совместной работы учащихся и учителя.

            Внимание детей к занятиям  мы привлекаем разными методами: красочным оформлением классного помещения, в котором отражается сочетание знакомого детям мира сказок с таинственным миром математики, необычными вступительными словами учителя, занимательной формулировкой вопросов, задач, загадок, решением ребусов, логических упражнений и заданий развивающего характера.

          Материал, предлагаемый на занятии, должен быть понятен каждому ученику. Только при условии установления связи  нового со старым возможно проявление сообразительности и догадки. Поэтому при выполнении каждого задания необходимо предусматривать оптимальное соотношение между новыми и старыми знаниями и умениями.

          Для облегчения перехода от известного к неизвестному в процессе занятий по математике мы используем различные виды наглядности: полную и неполную наглядность, символическую и представления по памяти, ЭОР, Интернет-ресурсы и простой раздаточный материал.

          Устойчивый интерес к заданиям повышенной трудности поддерживается и тем, что эта работа проводится систематически.

          Занятия можно начать с разминки, на которой предлагаем несложные задания в виде загадок, задач в стихах, содержащие элементы математики.

          Иногда можно провести тематические занятия. На них, как правило, закрепляем знания по определённой теме, но чаще мы включаем в занятие материал, разнообразный как по содержанию, так и по форме.                           С целью выявления самых способных учащихся проводится школьная математическая олимпиада. В первом туре (конец первого полугодия) участвуют все ученики. Трое учащихся, набравших наибольшее количество баллов, допускаются к участию во втором туре, которые проводится в четвёртой четверти.

          Все проводимые виды работы способствуют развитию математических способностей, выявлению одарённости учеников и привитию интереса к предмету.

Портрет одаренного ребенка может быть таким:

  • имеет широкий кругозор, владеет большим объемом информации;
  • способен устанавливать причинно-следственные связи;
  • умеет самостоятельно делать выводы;
  • имеет богатый словарный запас;
  • способен обобщать информацию;
  • способен к самообучению, самообразованию;
  • чувствителен к тонким противоречиям в учебном и ином материале;
  • имеет пытливый ум и умеет формулировать вопросы;
  • умеет прогнозировать последствия своих и чужих действий;
  • умеет рассуждать и строить гипотезы;
  • имеет критический ум и высокую любознательность, гибкое мышление;
  • обладает богатым творческим воображением;
  • обладает развитой интуицией;
  • постоянно работает над познанием самого себя;
  • обладает хорошей памятью. В межличностных связях одаренный ребенок должен иметь:
  • адекватную или слегка завышенную самооценку;
  • способности коммуникации;
  • способность к эмпатии, терпимость к другим;
  • развитию потребности в достижении успехов;
  • независимое мышление и поведение;
  • уверенность в своих силах и способностях;
  • склонность к самоанализу;
  • склонность к риску, не бояться решения и нести за него ответственность.

          Чтобы более чётко и методически верно выстроить работу с одарёнными детьми, нужно придерживаться следующих методов и форм работы с детьми в начальной школе.      

          В начальную школу приходят дети, некоторых из которых уже можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.

        В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности.

Урочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение;

- проектно-исследовательская деятельность;

- игровые технологии (деловые игры и путешествия);

-информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры);

- творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение

Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт.

Внеурочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- факультативы;

- предметные недели;

- олимпиады и конкурсы по предметам.

Факультативы

Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.

Предметные недели

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Олимпиады и конкурсы по предметам

 Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.

Системность в  работе с одарёнными детьми

Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После того как заметили яркие способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно  использовать различные формы: анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др.

После выявления  обязательно согласуйте свои дальнейшие действия с родителями ученика, администрацией. После этого составляется план работы с одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом. Психолог проводит диагностику, тестирование, выявление, помогает составить план работы с учётом психологических особенностей ученика. Учителя начальных классов оказывают помощь друг другу в организации совместных мероприятий, предметных олимпиад, выборе наиболее результативных форм и методов работы, делятся опытом, который принёс результат. Администрация руководит, согласует, анализирует деятельность учителей и учеников. Детский коллектив может и должен в некоторой степени влиять на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на уроках, при проведении игр клуба знатоков, на внеклассных мероприятиях.

Ежегодно подводятся итоги работы, и в план работы  вносятся соответствующие коррективы.

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

- видом одарённости;

- возрастом ребёнка;

- социальным статусом семьи ребёнка;

- уровнем одарённости;

- активностью самого ребёнка;

- профессиональной подготовкой педагога;

В работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.

Таким образом, одарённый ребёнок с самого детства может отличаться своеобразными способами деятельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Оценка одарённости не должна основываться только на тестировании: её степень и своеобразие обнаруживаются в ходе обучения и воспитания при выполнении содержательной деятельности. Одарённость на ранних возрастных этапах следует рассматривать и развивать как некую общую, универсальную способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и определённую предметную направленность.

Поэтому главная педагогическая задача должна смещаться с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию.

 Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются  найти его сильную сторону и дать ему возможность  проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу  выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы.

          Будущее гораздо ближе к нам, чем принято думать, оно совсем рядом: плачет, смеется, ставит вопросы, заставляет страдать, радоваться, искать ответы. Это будущее — дети. Сегодня все их судьбы как будто еще зависят от нас. Завтра положение изменится. Дети быстро взрослеют. Но жить самостоятельно и плодотворно они смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам. А талантлив по-своему каждый ребенок. Поиск и воспитание одаренных, талантливых детей — очень важный вопрос. Талантливые люди — главное богатство общества.        

          Приведём наиболее интересные задания, которые полезно использовать в ходе организации  работы с одарёнными детьми. Данные задания рассчитаны на учеников второго класса, а точнее сказать, на детей талантливых и одарённых не зависимо от возраста. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2014/12/16/olimpiadnye-i-zanimatelnye-zadaniya-po-matematike                                    Желаем удачи!

Бяшарова Наталья Николаевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с. Утёвка

«Образовательный центр»,

2014 – 2015 уч. год.

Список литературы

  1. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. – М., 1990.
  2. Лемешевская М.А. Проблема выявления одаренных детей в школе // Одаренный ребенок. 2011. № 1.
  3. "Одаренный ребенок". 2013 . № 4.
  4. Савенков А.И. Одаренные дети в школе и дома. М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми

Работа с одаренными детьми.Формы и методы работы с одарёнными детьми...

Работа с одарёнными детьми. Из опыта работы.

Работа с одарёнными детьи. Из опыта работы....

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми. (из опыта работы)

Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах дея...

Выступление на ШМО по теме:"Работа с одарёнными детьми. Выявление одарённых детей."

Одним из основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» стало развитие системы поддержки одаренных и талантливых детей....

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению

План работы с одарёнными детьми и детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению разработан для повышения эффективности данного вида работы и направлен на выявление и поддержку детей....