План самообразования
материал на тему

План самообразования на 5 лет с отчётом о проеделанной работе и итогами распространения педагогичсекого опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план самообразования42.3 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании ШМО             Согласовано                                   Утверждаю

руководитель школьного                           зам.директора                                директор

методического объединения                     по метод.работе                             МАОУ «СОШ № 16»

--------------(Муковнина В.Г )                    --------(Галиаскарова Г.М.)              ---------(Парфилова Н.В.)

                                                                     

                                                                     

План

индивидуальной   самообразовательной

работы

учителя начальных   классов

муниципального  автономного

образовательного  учреждения

«Средняя  общеобразовательная

 школа №16»

Спирчиной   Натальи  Юрьевны

на 2011- 2015 уч. г.

1. Постановка и  актуальность этой проблемы вызвана необходимостью использования мониторинга в образовательном учреждении. Проблема заключается в:

определении успешности и результативности протекания образовательного процесса;

проведения самоанализа и самооценки динамики своей деятельности в образовательном процессе;

осуществлении целесообразного управления качеством  образовательного процесса;

прогнозировании перспектив развития объектов или субъектов образовательного процесса.

      Мониторинг предполагает систему отслеживания на протяжении 1, 3, 5 лет.

Мониторинг – целенаправленная специальная система, осознанная и планомерная на всех этапах педагогического процесса.

Сущность мониторинга:

Непрерывное наблюдение за состоянием системы образования в пределах своей компетенции и получение оперативной информации о ней;

Своевременное выявление изменений, происходящих системе образования, и факторов, вызывающих их;

Предупреждение негативных тенденций в системе образования;

Осуществление краткосрочного прогнозирования развития важнейших процессов в системе образования;

Оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образования.

Планирую проводить мониторинг по основным предметам: математика, русский язык, литературное чтение для каждого ученика.

2. При проведении мониторинга основное внимание направляю на процессуальные характеристики, то есть на особенности течения самого педагогического процесса, так как эта процессуальная информация является более важной и оперативной по сравнению с результативной.

Периодически (не реже 1 раза в год) осуществляю коррекцию используемого набора показателей.

Таким образом, мониторинг представляет собой целостную систему, реализующую множество функций.

 Аспекты мониторинга:

Непрерывность (постоянный сбор данных);

Диагностичность (наличие модели или критериев, с которыми можно соотнести реальное состояние отслеживаемого объекта, системы или процесса);

Информативность (включение в состав критериев для отслеживания наиболее проблемных показателей и критериев, на основании которых можно делать выводы об искажениях в отслеживаемых процессах);

Научность (обоснованность модели и отслеживаемых параметров);

Обратная связь (информированность объекта мониторинга о результатах, которая позволяет вносить коррективы в отслеживаемый процесс).

3. Изучение  педагогической  и методической  литературы.

1.Талых А. Предмет мониторинга – качество образования.//Дир.шк. – 1999.-с.13.

2.Тропникова Н.П. Особенности осуществления мониторинга личностно-ориентированного образовательного процесса. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2002. – с.7.

3.Управление образовательными учреждениями и качеством образования. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. – с.31-33.

4. Журнал «Начальная школа».

5. Газета «Педсовет».

6. Л.С.Выготский «Педагогическая психология».

 7. Газета «Первое сентября».

      8. В.Леви «Искусство быть другим».

9. Майорова А, И., Сахарчук Л. Б., Сотова А. В., “Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении”.

4. Результат можно прогнозировать исходя из полученных данных обследования и их анализом. Им должно стать обсуждение результатов мониторинга с администрацией. Необходимость такого диктуется и еще одним требованием – дальнейшим рассмотрением полученной информации и ее использованием в практике. Само по себе обсуждение нельзя назвать научным способом получения информации, однако, для мониторинга его ценность представляется достаточно очевидной.

Цели осуществления мониторинга:

- сбор информации и регистрация текущей информации;

- принятие управленческих решений и регуляция педагогического процесса.

5. Срок сдачи отчёта 2015 год.

6. Отчёт будет представлен в форме реферата и таблиц с результатами мониторинга.

7. Трудности испытываю в недостатке литературы по данной теме.

8. Необходимо посещать уроки и мероприятия других учителей; перенимать опыт работы; желательно посетить семинары по данной теме.

Литература

1.

Башарина Л.А. Мониторинг учебного процесса в средней школе//

Завуч, 1999г. № 5

2.

Быкова В.Г. Мониторинг в образовательном учреждении // Завуч, 2004г., № 6,7 

3.

Галеева Н.Л., Спасская Н.П. Система мониторинга эффективности образовательного процесса на основе определения зоны ближайшего развития каждого ученика в условиях коррекционно-развивающего обучения в школе № 195, //Завуч, 1999г.  № 1

4.

Галкина Т.И., Озерова Н.П. Мониторинг образовательной деятельности в школе. Книга современного завуча/ Т.И. Галкина,  Н.П.Озерова – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384с. (Административное управление образованием)

5.

Лопатина М.А. Внутришкольный мониторинг // Завуч, 1999г.  № 3

6.

Макарова Т.Н. Диагностико-аналитические материалы для заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе//Завуч, 2000г. № 8

7.

Мякинченко Л.П. Настольная книга завуча школы/ авт.-сост. Л.П. Мякинченко, Т.В.Ушакова. 3-е изд., доп.  и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 512с.

(Сердце отдаю детям) 

8.

Педагогический мониторинг как средство создания школы гуманных демократических отношений// Завуч, 2001г.  №5

9.

Четверова Н.А. Работа отдела мониторинга // Завуч, 1999г.  № 3

10.

Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. – М. Педагогическое общество России, 2000г. – 320с., приложения

11.

Яшина Н. Диагностика обученности как способ управления качеством образования // Народное образование, 2004г.   № 7

Учебные  цели:

  1. Учитывать  психоло- педагогические  особенности  учащихся  для  индивидуализации  процесса  обучения.
  2. Способствовать  развитию  личностных  качеств  учащихс.
  3. Использовать на  уроках  различные  приёмы  для  повышения эффективности  учебного процесса.
  4. Работать над  развитием  памяти, мышления, внимания, наблюдательности, речи учащихся.
  5. Создавать благоприятные  условия  для  здорового  образа  жизни

( проводить  спортивные  мероприятия, изучать  правила  дорожного  движения, проводить  беседы  по охране  здоровья,

инструктажи  на каникулы).

  1. Способствовать  воспитанию  организованности  учащихся, настойчивости  в  достижении  целей,  умения  рассуждать ,

отстаивать  свою  точку  зрения.

  1. Способствовать  воспитанию  личностных  качеств  учащихся

(доброжелательности,  уважения  к  старшим  людям и  друг  к  другу,  взаимовыручки  и  взаимопомощи.

Цели  и  задачи  самообразования:

       1. Выявить  уровень  развития  учащихся.

       2. Выявить  основные  затруднения  учащихся  на  диагностической  основе.

       3. Проявлять  индивидуальный  подход  к  учащимся,                   путём подбора  индивидуальных  заданий, бесед.

      4. Изучить теоретические аспекты педагогического  мониторинга.

      5. Повысить уровень педагогического мастерства.

      6. Создание условий для системного отслеживания качества      успеваемости учеников.

      7. Контролировать процесс деятельности, выявлять тенденции динамики её развития.

      8. Создать базу данных для анализа учебного     процесса.

Основные  вопросы, намеченные  для   изучения в 2011- 2015 учебном году:

  1. Изучение  нормативных  документов,  новинок  психолого – педагогической  литературы.
  2. Прослушать  необходимые  курсы.
  3. Изучать  опыт  других  учителей ( посещать  уроки, внеклассные  мероприятия  коллег).
  4. Повышать  педагогическое  мастерство.
  5. Пополнять  методическую  копилку.
  6. Изучать  педагогическую  литературу   ( газеты, журналы ).
  7. Вести  мониторинг  для  прослеживания  результатов  своей  работы.
  8. Проводить  психолого – педагогическое  просвещение  родителей  по  данной  теме.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ  ТВОРЧЕСКОЙ  ЛАБОРАТОРИИ.  РАБОТА  В  КАБИНЕТЕ

 Для успешного выполнения образовательной программы по разным предметам в кабинете создана и  постоянно пополняется творческая лаборатория. Она включает разные виды наглядности: естественная  наглядность, картинно – динамическая наглядность, объёмная наглядность, звуковая и графическая  наглядность, смешанная наглядность. Также в творческой лаборатории имеется раздаточный материал:  карточки для индивидуальной работы, сигнальные цифровые « вееры», тестовые задания, счётный материал.

В классе  имеется  проектор, смарт-доска, тележка с нетбуками.

СОДЕРЖАНИЕ

ГОД

ПРИМЕЧАНИЕ

1.

Портреты писателей( В. Жуковский, И. Крылов, М. Лермонтов, Н. Некрасов, А.Пушкин,Ф.Тютчев, Л. Толстой, А. Чехов, А. Блок, И. Бунин, Н. Гоголь, А. Горький, С. Есенин, А. Куприн, В. Маяковский, К. Ушинский).

2.

Таблица « Состав чисел 1 – 10».

1 класс

3.

Таблица сложения до 10.

1 класс

4.

Таблица умножения и деления.

2 класс

5.

Таблица « Порядок действий»

2.класс

6.

Счётный материал по 10 штук.

10 экземпляров

7.

« Веер» цифр.

26 штук

8.

Индивидуальные карточки по математике

на класс

9.

Часы для изучения времени.

1.штука

10.

Схемы для решения задач

на класс

11.

Таблицы  по русскому языку.

1 – 4 класс

12.

Перфокарты по русскому языку.

1 класс

13.

Сборники диктантов.

1-4 класс

14.

Таблица « Круговорот воды в природе».

2 класс

15.

Таблица по окружающему миру « Времена года».

1  класс

16.

Таблица « Безопасное поведение».

1-4 класс

17.

Таблица по правилам дорожного движения.

1 – 4 класс

18.

Подшивка журнала « Педсовет»

1999- 2009

19.

Журнал « Начальная школа».

2005, 2006. 2009 год

20.

Книга тестов и олимпиадных заданий по предметам.

1-4 класс

21.

Творческие работы учащихся ( поделки, рисунки, рефераты).

22.

Иллюстрации различных картин.

23.

Стенд « Государственная символика».

2012 год

24.

Сценарии внеклассных мероприятий.

1 -4 класс

25.

Аудиозаписи.

5 кассет

 Творческая лаборатория требует дальнейшего пополнения. В классе необходимо иметь телевизор и видеомагнитофон, а также пополнить коллекцию аудиозаписей.

Отчёт о проделанной работе по самообразованию

за 2011- 2015 учебный год

В этом учебном году я продолжила работу  по самообразованию по теме: «Педагогический мониторинг учебного процесса в начальных классах». Работу над темой считаю очень важной. С первых дней знакомства с учениками в первом классе, я поняла, что дети, пришедшие ко мне, имеют разную готовность к школе. Поэтому, для меня выбранная тема по самообразованию, очень актуальна. Мне нужно было заинтересовать всех сразу (одни не умели читать, другие читали хорошо). Проведя первую диагностику готовности детей, я выделила следующие группы:

1 группа – дети с высокой подготовленностью к школе.

2 группа – дети со средней подготовленностью к школе.

3 группа – дети с низкой готовностью к школе.

Учебный процесс я стараюсь строить так, чтобы у детей формировалась положительная мотивация учения, чтобы ученик с разными способностями и подготовкой мог испытывать на уроке успех. За ребенком должны признаваться не только его обязанности (в частности, усвоить материал на обязательном уровне), но и права. Важнейшим из них является право выбора – получить повышенную подготовку по предмету или ограничиться обязательным уровнем его усвоения. Такой подход открывает возможность оценить знание учащихся от достигнутого обязательного уровня к более высоким. Сущность отметки «3» существенно меняется. Ученик сам делает свой выбор и несет за него ответственность. Так можно сформировать человека нового типа, способного к саморазвитию, к принятию эффективных решений, к творческому мышлению. В этой системе каждый может дотянуться до своей планки. Учитель может посоветовать приподнять планку или чуть-чуть занизить её. Главное – любой ценой затянуть ребенка в учебный процесс, чтобы дать испытать успех на уроке, поверить в себя. «Я хочу» появляется у ребенка тогда, когда он понял, что ощутил «Я могу».

 

Для мониторинга я применяю различные методы. Методы сбора информации:

анкетирование;

тестирование;

наблюдение;

беседа.

Педагогический мониторинг позволяет получить, упорядочить и систематизировать информацию о деятельности класса, поступающую из различных источников.

В этом учебном году работала в 1  Б классе. С начала года началавести мониторинг успеваемости и качества обучения по классу в целом и по отдельным предметам, а также мониторинг контрольных работ и техники чтения по каждому ученику отдельно. Это очень трудоёмкая и длительная работа, но она необходима для прогнозирования перспектив развития учеников, а также для системы отслеживания на протяжении 5 лет, которые я буду работать над темой.  По результатам мониторинга у многих детей стабильные показатели в учёбе.  Есть ученики, которые требуют индивидуального подхода.  В течении года проводила промежуточную диагностику. А вконце года была проведена комплексная итоговая аттестация. Компьютеризация обучения позволяет вести работу более продуктивно, легче отслеживать результаты. Работа по теме требует дальнейшей проработки и изучения литературы, а также индивидуальной работы с детьми. В процессе своей работы я продолжаю заниматься самообразованием, изучать современные педагогические технологии.

В течение этих лет  я изучала педагогическую литературу по своей теме:

1. Анисимов П.Ф. Новые информационные и образовательные технологии Как фактор модернизации учебного заведения//СПО. – 2004.- № 6.-С.2.

Беспалько В.П., Беспалько Л.В.

2. Педагогическая технология. Новые методы и средства обучения. – Вып. 2. – М.: Знание, 1989.

3.      Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов      пед.институтов / В.В.Давидов, Т.В.Драгунова, Л.Б.Ительсон и др. Под редакцией А.В.Петровского – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989 – 288 л.

4.  Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных средств обучения// Педагогические технологии. – 2004. – №2.

5.      Климов В.Г. Психолого-педагогические проблемы эффективности использования информационных и коммуникационных технологий обучения// СПО. - 2004.- № 6. –С.14.

6.       Матрос Д.Ш. Основы теории информатизации процесса обучения.//Педагогика. 2007, № 6.        

7.       Молочкина Н.Ю. Диагностика, анализ и мониторинг образовательного процесса в начальной школе. Журнал «Завуч начальной школы» 2002 г. № 1.

8.       Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С.Полат. – М.: Академия, 1999.

9.      Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста / Составитель   И.П.Зимина, Е.Н.Костина. Объединение «Дворец молодежи». – Екатеринбург, 1998 – 24 с.

10. Журнал «Начальная школа» 2012-2013 год.        

6. Материалы сайтов «Сеть творческих учителей», «Завуч», «Педсовет».

Изучение педагогической и психологической литературы помогает более серьёзно подойти к проблеме.

Для обогащения педагогического опыта посещала уроки учителей нашей школы:

Учитель

урок

тема

дата

1.

Тимеркаева И.А.

Окр.мир

Земля-небесное тело

20.11.13

2.

Бовкунова Н.М.

математика

Деление числа на произведение

21.11.13

3.

Муковнина В. Г.

доклад

Повышение эффективности воспитательного и образовательного процесса как одно из условий модернизации начального образования

22.11.13

4.

Кузьмина О.В.

Русский язык

Наречие как часть речи

29.04.14

Сложности, возникшие при работе:

1.Недостаточное количество СД- материалов.

2. Проблемы с выходом в Интернет.

3. Недостаток литературы по данной теме.

4. Отсутствие общения с коллегами, работающими по схожей теме.

 Работа по данной теме будет продолжаться и в следующем учебном году. Таким образом мониторинг позволяет отслеживать  достижения учеников; обеспечивает успешность в жизненном самоопределении.

Распространение педагогического опыта  за 5 лет

        №

Тема, класс (группа, курс)

Уровень (образовательное учреждение, район, город, межрегиональный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Вид, тематика, место проведения методического мероприятия, в рамках которого проводилось открытый урок, занятие, мероприятие (заседание методического объединения, предметная неделя, семинар, конкурс и  др.)

Дата

1.

Изменение имён существительных по числам.

3 класс

город

Открытый урок по русскому  языку  в рамках проведения семинара  учителей информатики по теме: «Виртуальное пространство-как новая среда образовательного процесса» » на базе МАОУ «СОШ №16» города Альметьевска, Республики Татарстан

2012 год

2.

Построение диаграммы.

 3 класс

муниципальный

Внеклассное занятие кружка

«Путь к успеху. Технологии и местное сообщество» в рамках проведения семинара директоров АМР по теме: «Внедрение образовательных инициатив Интел в школе. Представление опыта реализации проекта «Школы Интел в Республике Татарстан» на базе МАОУ «СОШ №16» города Альметьевска, Республики Татарстан

2012 год

3.

Наречие.

4 класс

муниципальный

Открытый урок по русскому  языку  в рамках проведения тренинга для руководителей школ АМР по теме: «Совершенствование качества преподавания в Республике Татарстан»   на базе МАОУ «СОШ №16» города Альметьевска, Республики Татарстан

2013 год

4.

Волшебный круг.

1 класс

город

Открытый урок (мастер-класс)  по рисованию в рамках проведения семинара для учителей школ АМР по теме: «Использование модели «1 ученик: 1 компьютер» в начальной школе» на базе МАОУ «СОШ №16» города Альметьевска, Республики Татарстан

2013 год

5.

Графика. Знаки.

2 класс

республиканский

Внеклассное занятие по внеурочной деятельности в рамках проведения курсов методистов по начальному образованию по теме: «Организация деятельности методической службы в условиях реализации ФГОС НОО в Альметьевском муниципальном районе» на базе МАОУ «СОШ №16» города Альметьевска, Республики Татарстан

2014 год

 Методические публикации

 

Тема (название), вид публикации,  количество страниц

Уровень  (образовательное учреждение, муниципальный, республиканский, федеральный, международный уровень)

Где напечатана

(наименование научно-методического издания, учреждения, осуществлявшего издание методической публикации

Год издания

1.

Здоровьесберегающие технологии в условиях внедрения стандартов второго поколения, статья, 2 страницы

республиканский

Сборник «Педагогическая копилка» Министерства образования и науки РТ, Альметьевский филиал НОУ ВПО «Академия управления «ТИСБИ»

2011 год

2.

Лес – мой зелёный друг, методическая разработка, 3 страницы

всероссийский

Журнал «Библиотека непрерывного экологического образования»

2011 год

3.

Имя прилагательное, методическая разработка, 2 страницы

всероссийский

Журнал «Библиотека непрерывного экологического образования»

2011 год

4.

Лес и мы,

 методическая разработка, 2 страницы

всероссийский

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

2012 год

5.

Программа по изучению правил дорожного движения,

авторская программа, 15 страниц

всероссийский

Metod-kopilka.ru

2015 год

Результаты учебно-воспитательной работы за последние  3-5 лет

Учебный год

Предмет

Класс

Численность участников  республиканского тестирования, % от общей численности учащихся

Численность обучающихся, не справившихся с тестированием, % от обшей численности участников тестирования

Средний балл

2013

русский язык

4 Б

27человек,   21

-

84,29

2013

математика

4 Б

27 человек,   21

-

83,13

2013

окружающий мир

4 Б

27 человек,   21

-

85,03

Результаты участия обучающихся в очных предметных олимпиадах

Предмет

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  олимпиады

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

эвристика

город

1 место

2011 год

грамота

эвристика

город

1 место

2012 год

грамота

эвристика

город

1 место

2013 год

грамота

русский язык

город

2 место

2013 год

грамота

Результаты участия обучающихся в научно-практических конференциях

Тема конференции, кем организована, дата проведения

Тема выступления

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов)

«Я познаю мир», Управление образования Альметьевского муниципального района, 2013 год

Магия в нашей жизни.

город

участник

сертификат

«Мой проект», Управление образования Альметьевского муниципального района, 2014 год

Роботы в нашей жизни.

город

участник

диплом

«Я-исследователь», Управление образования Альметьевского муниципального района, 2015 год

Береста.

город

1 место

грамота

Результаты участия  обучающихся (воспитанников) в  конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях и др. мероприятиях по предмету

Вид, название мероприятия

Уровень (образовательное учреждение, район, город, республиканский, федеральный, международный уровень)

Результат (занятое место)

Дата проведения  

 Документы (материалы) подтверждающие результаты (при наличии  высоких результатов)

Фестиваль юных инспекторов движения «Безопасное колесо».

город

3 место

2011 год

грамота

Конкурс рисунков «Год космонавтики».

город

3 место

2011 год

грамота

Конкурс рисунков «Мой Тукай».

город

1 место

2012 год

грамота

Конкурс-игра по математике «Слон».

федеральный

лауреат

2012 год

грамота

Конкурс рисунков «А. Пушкин глазами детей»

международный

участие

2012 год

диплом

Конкурс рисунков «Мы выбираем мир».

республиканский

участие

2013 год

диплом

Конкурс-игра по математике «Слон».

федеральный

лауреат

2014 год

грамота

Конкурс-игра по русскому языку «Ёж».

федеральный

1 место

2014 год

грамота

Конкурс рисунков «Края наши родные, мы Родиной зовём».

город

1 место

2014 год

грамота

Конкурс поделок «Пятое колесо».

республиканский

участие

2014 год

свидетельство

Дистанционная олимпиада по логике проекта «Инфоурок».

международный

1 место

2015 год

диплом

Соревнования по легороботам «Сборка робота».

город

1 место

2015 год

диплом

Конкурс декламации «Дети читают стихи» на тему «День Победы, мир и весна».

федеральный

участие

2015 год

Конкурс рисунков по творчеству татарского поэта Г.Тукая

город

3 место

2015 год

грамота


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план самообразования

представлен план работы над  методической темой " Обучение решению задач в начальной школе" и план самообразования...

План самообразования учителя

Самообразование по теме "приобщение учащихся к русской культуре"...

План самообразования

В плане  отражены основные направления самообразования,обозначены сроки и примерные источники самообразования....

план самообразования

формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельность...

Индивидуальный план самообразования

Индивидуальная тема самообразования: "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды младших школьников"...

План самообразования учителя начальных классов

План самообразования по повышению уровня качественной успеваемости учащихся, направленный на становление сознания и личности ученика в целом....

план самообразования; план работы со слабыми и с одаренными детьми;

Татар теле фәнен авыр үзләштерүче укучылар белән эшләү планы...