Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках и во внеурочное время
статья на тему

Зимина Оксана Николаевна

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие потенциальных творческих способностей
детей на уроках и во внеурочное время.
(Из опыта работы)

Подготовила учитель начальной школы:

Зимина Оксана Николаевна

Способы работы по развитию творческих способностей детей:

а) во внеурочное время

         Говоря о развитии творческих способностей детей, надо сказать о том, что большую часть времени необходимо отдать на занятия детей во внеурочное время (посещение кружков от ДДТ, предметных кружков, секций и др. внешкольных мероприятий).
        Дети, живущие в городе, имеют больше возможности в выборе занятия по интересам, чем дети, проживающие в сельской местности, у которых выбор намного меньше. Однако, если подходить к проблеме творчески, то можно и в сложной ситуации выбора найти выход. Как эту проблему решала я?
В этом учебном году я являюсь классным руководителем 4-го класса. Начиная с 1-го класса, старалась привить детям разносторонние интересы, попробовать себя в различных сферах деятельности. Помогло и то, что дети были заинтересованы в этом. Так, на базе класса был организован кружок «Родной край» в рамках преподавания окружающего мира, «Математический кружок» в рамках преподавания математики.  После этих занятий дети узнали много интересного о родном посёлке, о истории возникновения поселка, города Люберцы, решали задачи на развитие логического мышления, выполняли интересные неординарные задания по математике. Дети являлись  активными участниками различных конкурсов по истории поселка, математических олимпиад. Во внутришкольных конкурсах   дети моего класса являлись неоднократно победителями.
На уроках литературного  чтения ребята  инициаторы инсценировки отрывков из различных произведений для детского чтения. Посещают Дом Творчества в п. Малаховка «Родничок» с выступлениями, с инсценировками сказок. Продолжают выступление на школьных мероприятиях.
Кроме того, используя индивидуальный подход к детям, не могла не заметить склонность одной из учениц (Ефимовой К.) к сочинению стихотворений.
Двое ребят посещают музыкальную школу в п. Малаховка. Выступают на школьных мероприятиях. На следующий год еще два человека изъявили желание посещать музыкальную школу.
Таким образом, при хорошей организации досуга детей можно найти возможность в реализации творческих способностей детей. Это зависит в большей части от творческого подхода к решению проблемы классным руководителем

б) на уроке

Во время работы на уроках использую различные приемы для того, чтобы дети могли проявить свои творческие способности, развить их и удовлетворить интерес в творческой деятельности. Перечислю некоторые из них:
- интеграция содержания обучения обусловливает создание максимально эффективных условий для развития творческого потенциала.

        Следовательно, если учение ориентирует младшего школьника на непрерывный творческий процесс, то учебная деятельность становится процессом его творческой самореализации, саморазвития, где творчество выступает как «усиление себя». В рамках решения поставленных задач педагогическая практика столкнулась с необходимостью разработки новых методов и средств. Одним из таких методологических новшеств явилось создание концепции о возможности развития творческого потенциала в условиях интегрированного обучения. Интегрирую различные предметы.
        Предметы «Технология», «Физическая культура» удовлетворяют главную потребность ребенка – потребность в движении. Они важны для гармоничного развития всех сил и способностей ребенка, они способствуют уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность ребенка активной физической деятельностью, снизить утомляемость в процессе обучения.
        Труд как вид человеческой деятельности представляется очень богатым и сложным процессом, в котором участвуют основные функциональные комплексы нашего организма: органы чувств, мозг, моторика. Процесс изготовления вещи, кроме «схватывания» предмета и изображения зрением, осязанием, двигательными ощущениями, предполагает анализ и синтез, поиск вариантов достижения цели, сравнение результатов работы с оригиналом или замыслом, их корректировку. По мнению физиологов, наши пальцы органически связаны с мозговыми центрами и внутренними органами, поэтому физическая тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, имеет общеукрепляющее и развивающее значение. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от сформированности мелких движений пальцев рук. Развитие моторики может положительно повлиять на познавательные возможности детей со слабым интеллектуальным развитием.
        Уроки трудового обучения уникальны по своим возможностям. Они аккумулируют в себе знания из всех предметов: русского языка, математики, изобразительного искусства, окружающего мира. Уроки трудового обучения дают возможность раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка.

        Игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина, она обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию творческого потенциала ребенка, поэтому она стала неотъемлемой частью и союзником воспитания и обучения учащихся всех возрастов. Игра приносит наивысшую радость, так как включает в активную творческую работу, дает выплеск всех эмоций и знаний, полученных на уроках при изучении определенной темы. Элементы игры часто присутствуют на уроке. Дети любого возраста с удовольствием играют, участвуют в интеллектуальных соревнованиях.
Написание сочинений, изложений творческого характера. Особо хочу уделить внимание написанию сочинений по картине. Из программы этот вид сочинений практически исключен. Что считаю неправильным и работу активно продолжаю. Такая работа дает удивительные результаты. Дети учатся думать, анализировать, высказывать свое мнение.

Выводы.

         В последнее десятилетие необходимость развития творческого потенциала подрастающего поколения признают многие педагоги. Но, к сожалению, отмечается недостаточная раелизация данной задачи в педагогической практике.
По утверждению Ю.Б.Гатанова, существует три основных причины этого положения:
- Отсутствие единства научных мнений и теоретических позиций в вопросе о сущности творчества и его признаков отличия от интеллекта (существует более ста определений творчества, порою противоречащих друг другу).

- Отсутствие систематических учебных программ и пособий, ограниченных для образовательного процесса и ориентирующих педагога на развитие способности учащихся к творчеству.

- Неподготовленность педагогов к решению задач творчества может приводить к задержке развития творческого потенциала младших школьников или к дискриминации тех учащихся, которые проявляют творчество в своих действиях и поведении.

        Все вышеперечисленное может быть реализовано при условии отношения учителя к ребенку как равному участнику учебного процесса: принятие любых высказанных учеником предложений, совместное обсуждение проблемы, поощрение творческого поиска. Только тогда уроки будут оказывать действенную помощь в формировании основ творческих способностей детей, в развитии интеллекта, мастерства ребенка.
        Классному руководителю надо быть очень внимательным к своим подопечным. Выявлять и поддерживать интерес ребенка на ранней стадии развития, помочь найти способ реализовать и развить свои возникшие творческие желания и потребности.


Список литературы.

Шевченко С.Д. Как научить каждого. - М., Просвещение, 1991 г.
Леонтьева М.Р. Справка о проблемах и перспективах развития начального образования. Начальная школа, №4 1997 г.
Лебедева Н.В. Преемственность в учебно-воспитательной работе учителей начальных классов и учителей-предметников. Начальная школа, №12 1997 г.
Подласый И.П. Педагогика. М., Просвещение, 1996 г.
Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990 г.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1983 г.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений. М., 1979.
Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.:
Педагогика, 1975.
Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. Ярославль: 1998.
Истомина Н. Б. Активизация учащихся на уроках математики в начальных классах: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы

В статье раскрывается опыт работы учителя по формированию творческих способностей учащихся начальной школы...

Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы

Методы развития творческих способностей у учащихся начальной школы...

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы

Доклад "Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы". Одним из направлений ФГОС НОО второго поколения, направленных на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени...

Мастер-класс по теме: "Проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время"

Обмен опытом работы по данной теме. Участники мастер-класса получат знания об организация исследовательской работы в учебном процессе, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей р...

Статья "Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения"

Развитие творческих способностей у учащихся начальной школы на уроках русского языка и литературного чтения...

Реферат на тему: "Нетрадиционные техники рисования как средства развития творческих способностей у учащихся начальной школы"

Использование нетрадиционных техник рисования даёт возможность развивать у младших школьников художественное, а не шаблонное мышление. И неважно, насколько хорошо ребёнок владеет техникой рисования, в...