Мастер-класс по теме: "Проектно-исследовательская деятельность с учащимися начальной школы на уроках и во внеурочное время"
опыты и эксперименты на тему

Форопонова Светлана Николаевна

 Обмен опытом работы по данной теме. Участники мастер-класса получат знания об организация исследовательской работы в учебном процессе, смогут использовать приобретённые знания и приёмы в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_foroponova_s.n.docx308.7 КБ

Предварительный просмотр:

ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИВАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА» «ГРОМОСЛАВСКАЯ ОСНОВНАЯ ШКОЛА»

        

                                                

                                                УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

                                             I КАТЕГОРИЯ

                                                                    ФОРОПОНОВА С. Н.

        

        С. ГРОМОСЛАВКА

        ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА

        ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

        2015 ГОД

 Цель мастер-класса:

Показать роль исследовательского метода в повышении качества образования.                 

Задачи         мастер-класса:

    
• создать условия для активного взаимодействия участников мастер-класса между        собой;
• систематизировать знания об исследовательской  деятельности;
• отработать  методические подходы и некоторые приемы исследовательской деятельности; 
• провести рефлексию собственного профессионального мастерства          участниками        мастер-класса.

Форма: Практическое        занятие.

 

Оснащение: ноутбук, презентация, листочки и ручки для каждого участника, карточки с изображением        человеческого        отпечатка        ноги. 

Ожидаемый результат:

 

участники мастер-класса получат знания о внедрении метода исследования  в учебном процессе, педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.

.

                                         

                                   Содержание.

 План.

  1.  Введение.

(обоснование актуальности темы)

  1. Теоретическая часть.

      1.  Система занятий учителя

      2.  Схема проведения исследования.

  1. Развитие творческого мышления.

  1. Практическая часть.

  1. Подготовка к восприятию материала.
  2. Работа над темой.
  3. Актуализация опорных знаний. Коллективная работа.
  4. Презентация «Салют Великой Победы!»
  5. Рефлексия.

  1. Подведение итогов мастер-класса.

  1. Литература.

                               

 Ход мастер-класса.

I. Введение.

 Обоснование актуальности темы.

В современной школе развитие исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.

Исследование как метод обучения может быть использовано практически на каждом уроке.

Авторы комплекта УМК «Школа России», по которому работаю я, важное место уделяют проектной и исследовательской работе. Проблема состоит в том, что у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.

II. Теоретическая часть.

1. Система занятий учителя.

При организации учебного исследования младших школьников на уроках и во внеурочное время я обычно включаю такие основные элементы:

  • выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
  • выработку гипотезы (предположения);
  • поиск и предложение возможных вариантов решения;
  • сбор материала;
  • анализ и обобщение полученных данных;
  • подготовку и защиту итогового продукта.

Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследования будет другим. Важно учитывать, что процесс обучения началам научного исследования представляет собой поэтапное, целенаправленное формирование всех компонентов исследовательской культуры учащихся:

  • мыслительных умений и навыков;
  • анализ и выделение главного;
  • сравнение, обобщение и систематизация;
  • определение и объяснение понятий;
  • конкретизация; доказательства и опровержения;
  • умения видеть противоречия;
  • умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;
  • умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи младшего школьника.

В начале работы по данной теме мысль о том, что ребенок способен пройти через все эти этапы, мне казалась сомнительной и даже пугающей. Но эти страхи и сомнения рассеиваются сразу, как только начинается реальная исследовательская работа с детьми.

2.  Схема проведения исследования.

 Обратимся к схеме проведения исследования  с младшими школьниками:

  1. Актуализация проблемы. Цель: выявить проблему и определить направление будущего исследования.
  2. Определение сферы исследования. Цель: сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти.
  3. Выбор темы исследования. Цель: обозначить границы и исследования.
  4. Выработка гипотезы. Цель: разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные - провокационные идеи.
  5. Выявление и систематизация подходов к решению. Цель: выбрать методы исследования.
  6. Определение последовательности проведения исследования.
  7. Сбор и обработка информации. Цель: зафиксировать полученные знания.
  8. Анализ и обобщение полученных материалов. Цель: структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы.
  9. Подготовка отчета. Цель: дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования.
  10. Доклад. Цель: защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы.
  11. Обсуждение итогов завершенной работы.

3. Развитие творческого мышления.

Занимаясь этой темой, я выделила несколько важных моментов, необходимых для успешной исследовательской работы. Необходимо развивать в детях творческое мышление.

Для развития творческого мышления можно использовать вербальные и невербальные задания, предложенные Савенковым А.И. и учителями, работающими по данной теме.

Невербальные задания.

Склеивание (агглютинация).
Детям предлагается сделать аппликацию из разноцветных геометрических фигур, изобразив то, что придумать кроме него не может никто. Назвать получившегося героя и исследовать его возможности. 
Нарисуйте несуществующее животное, с новыми необычными свойствами, соединяя различные части животных.

Аналогии.
Нарисуйте предмет, похожий на жука. Расскажите о его свойствах. 
На         что         похожи         эти         кляксы?
Сконструируй дом, который мы бы построили в пустыне, в горах, на море и т.д.

Акцентирование.
Отметь         отличительные         черты старинных         автомобилей. 
Что можно увидеть в круге?

Типизация (внимание).
Сложи в несколько раз листок и вырежи из него снежинку. Какая из них больше         похожа         на         настоящую -         т.е. более типична?
Этот прием является основным в художественном творчестве.

Вербальные задания.

Сочини про любой         предмет         сказочную         историю.
Придумай сказку        с        новыми         сказочными         героями.
Придумай предложения         со         словами:        вечер; книга;        мир;        свет; стол;         облака.
Составь рассказ, продолжив первое предложение или используя последнее.
Найди как можно больше способов использования предметов. (Например, газета.)
Придумай свои небылицы.

Исследовательская деятельность учит детей ставить проблемы, выдвигать гипотезы, проводить простейшие опыты и эксперименты.

Ребята составляют коллекции, готовят небольшие сообщения и выступают с ними перед одноклассниками и родителями.

Часто исследовательская работа, начатая на уроке, имеет развитие и во внеурочное время. Обычно это уроки литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии.

Вывод:

Работа по УМК «Школа России» требует от учителя готовности организовать исследовательскую работу школьников практически  на любом  уроке. Так построены учебники. Такие исследования на уроках есть в любом УМК, просто учителю надо самому научиться «видеть», что можно исследовать на конкретном уроке.

III. Практическая часть.

  1. Подготовка к восприятию материала.

Например, вот как моим классом была проведена исследовательская работа  на уроке окружающего мира по  теме «Откуда берётся и куда девается мусор? ». Идея данной исследовательской работы возникла случайно. Проводя в конце урока практическую работу по сбору мусора на пришкольной территории и сортируя его по материалу изготовления (бумажные, пластиковые, стеклянные, металлические), первоклассник, держа в руке красивую картонную коробочку, спросил: « Интересно, а есть ли у этой коробки своя тайна? Что можно из неё сделать?»

Далее в разговор вступили почти все ученики: кто- то выдвинул версию, что можно домик, другой ученик предположил, что можно какую-нибудь технику и т.д. А вместе решили, что подарим ей  вторую жизнь. Надо только выбрать, что именно будем из неё делать.

Возникла проблема: Тайна брошенных коробков.

Так и началась исследовательская работа по решению данной проблемы.

На дом было задано: придумать поделку из бросового материала на актуальную тему, которую будем изготавливать на кружке «Уроки Самоделкина»

  1. Работа над темой.

Каждый раз, работая над исследованием, наш класс превращается в творческую лабораторию. И сегодня я хочу вас пригласить в нашу лабораторию.

 Мы с вами откроем одну тайну использованных коробок, подарим им вторую         жизнь.
Основными условиями успешности развития исследовательских навыков младших школьников является:

  • умение вести диалог;
  • слушать школьников и принимать их точку зрения не как неверную, а как одну из многих;
  • мгновенно ориентироваться в разных ситуациях;
  • выбирать точные слова для  комментариев  ответов  учеников, обобщений и выводов.

Ребята принесли много разных идей по изготовлению поделок. Совместно мы выбрали изготовление танка, так как приближается 70-летие Великой Победы, но с одним условием, чтобы это грозное оружие служило мирным целям.

1-3 класс разделили на две группы по 5 человек: 5мальчиков вошли в группу «Мастера постройки», так как любят военные игры (им предстояло собрать танки из коробков), а 5 девочек в группу «Мастера украшения», так как любят рисовать (им предстояло разукрасить танки тем, чем они бы стреляли в мирное время – цветами, шарами и т. д.)

3. Актуализация опорных знаний. Коллективная работа.
Работа над исследованием  предполагает прохождение нескольких стадий (шагов).          Попробуем        вместе         сделать         эти         шаги. 
(Даны отпечатки следа человеческой ноги. На них нужно написать этапы работы        над        исследованием.) 

  •  проблема (выбор темы исследования) -Тайна брошенных коробков;
  •  гипотеза (предположения) – Что  из них можно сделать?;
  • поиск и предложение  вариантов решения – Выбираем понравившийся объект ;
  • сбор материала – Собираем нужные по размеру коробки;
  • анализ – Из каких частей состоит данный объект? Что нам потребуется? ;
  • изготовление  и защита итогового продукта – Презентация.

Вывод: таким образом, мы с вами выяснили, из каких этапов состоит исследование.

4.Презентация «Салют Великой Победы!»

Цель: Научить детей конструировать поделки из бросового материала.

Задачи:

  •  расширять знания в области конструирования из бумаги;
  • учить анализировать свою работу и работу товарища;
  • развивать мелкую моторику рук, творческое воображение и фантазию;
  • закреплять умения работать с гуашью;
  • воспитывать патриотические чувства, аккуратность и самостоятельность, а так же умение доводить работу до конца.

Оборудование:

- коробки разных размеров (4 шт.);

- клей ПВА;

- столярный скотч;

- ножницы;

- гофрированный картон;

- гуашь, кисточки;

- горячий клей.

1 группа «Мастера постройки» начинает сбор танка из коробков, скрепляя их скотчем и клеем ПВА, дуло прикрепляем к башне горячим клеем.

2 группа «Мастера украшения» покрывают танки зелёной гуашью, дают высохнуть и разрисовывают их.

Это Т – 34,

Нет надёжней танка в мире:

Ни в ученье, ни в бою

Не пробить его броню.C:\Users\Светлана\Desktop\23 февраля и 8 марта\100NIKON\DSCN2557.JPG

C:\Users\Светлана\Desktop\23 февраля и 8 марта\100NIKON\DSCN2554.JPG                

- Поставим танки и выберем самую аккуратную работу. Кто выскажет своё мнение?

5.         Рефлексия.        Составление        синквейна. 
- А теперь скажите, какое слово повторилось сегодня чаще? Предлагаю обобщить наши знания, составив коллективный синквейн. 
Синквейн        состоит        из        5        строк:
-в первой  должно быть то, о         чём         мы        пишем; 
-во        второй  - 2        слова          имени        прилагательного; 
-в        третьей -        3 слова        глагола;
- в четвёртой - целое предложение открывающее суть.  
-в        пятой,  синоним к слову, о котором пишут.

Пример синквейна.

1. Исследование.

2. Неожиданное, практичное.

3. Заинтересовать, собрать, проанализировать.

4. Не засоряйте нашу природу!

5. Открытие.

IV. Подведение итогов мастер-класса.

Самым важным этапом работы над исследованием является выбор форм представления исследовательской деятельности. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение исследования будет увлекательным, защита исследования — презентабельной и убедительной.
Представление исследования - творческая задача. Продукт исследования должен заинтересовать учащихся. Он должен стать мотивирующим фактором. Защита исследования должна стимулировать ребят на решение поставленных задач.

Исследовательская деятельность – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности, проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать свой результат – чего достиг, что сумел, причем, практически        САМ. 

Свой мастер класс я хотела бы закончить словами неизвестного автора:


Учить детей         сегодня         трудно,
И раньше         было         нелегко.
Читать, считать,        писать        учили:
«Даёт                корова        молоко».
Век        XXI        –        век        открытий,
Век        инноваций,          новизны,
Но        от        учителя        зависит,
Какими        дети        быть        должны.
Желаем        вам,        чтоб        дети        в        вашем        классе
Светились        от        улыбок        и        любви,
Здоровья        вам        и        творческих         успехов
В век инноваций, новизны!

  1. Литература.
  1. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся / авт.-сост. Е. В. Кривобок, О. Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2009.
  2. Педагогические технологии в образовательном процессе: организация и проведение методической недели / авт.-сост. О. М. Новрузова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  3. Проектная деятельность в начальной школе / авт.-сост. М. К. Господникова и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Мастер-класс учителя начальной школы. Выпуск 4. Дополнительные образовательные программы для внеурочной деятельности. Методическое пособие с электронным приложением / Ю.Н.Александрова, Н.М. Баркалова (и др.); сост. М. С. Умнова. – М.: Планета, 2013.
  5. Журнал «Управление начальной школой»№1, 2011г. статья Невейкина Н.В., Сидорова Н.С. «Исследовательские тренинги  в начальной школе» (с.25).
  6. Журнал «Управление начальной школой»№10, 2009г. статья Сырицына С.И. «Организация исследовательской деятельности учащихся» (с.8).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Презентация "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

В этой презентации я отразила все главные аспекты ,применяемые в проектно-исследовательской деятельности в начальной школе.Применяю их на уроках и во внеурочное время....

"Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время"(из опыта работы)

В условиях быстро меняющегося мира от человека требуется всё большее применение его творческих возможностей, так как именно творческая личность способна не только адаптироваться к изменениям, но и ста...

Презентация на тему"Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время"

В своей презентациии я отразила все главные аспекты ,которые я лично использую на уроках о во внеурочное время с ребятами начальной школы."Потомучто проектно-исследовательская деятельность -это ...

Духовно-нравственное воспитание учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время

Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно – ценностной ориентации обучающихся на основе о...

Исследовательская и проектная деятельность в начальной школе на уроках и во внеурочное время.

Главная идея проектно-исследовательской деятельности - направленность учебно - познавательной деятельности на результат, который получается при решении практической, теоретической, но обязательно личн...