Формирование УУД во внеурочной деятельности
учебно-методический материал на тему

Никитина Людмила Владимировна

Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

В государственных стандартах прописана и внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование УУД во внеурочной деятельности(1 слайд)

МОУ СОШ №4 «Центр образования»

Никитина Л.В.

Грибачёва В.А.

Школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).(2 слайд)

Начальное образование сегодня, это фундамент для формирования учебной деятельности ребёнка. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

В государственных стандартах прописана и внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня. Для ее организации используются различные формы. Реализуются возможности образовательных учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.(3 слайд)

В более узком значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний.(4 слайд)

    Определено, что УУД - это действительно формулировка результатов образования, но и результатов внеурочной деятельности  тоже. Ученик должен уметь учиться не только овладению знаниями, умениями, навыками, но и способности и готовности к сотрудничеству, самообразованию, саморазвитию. Отсюда видно, что УУД способствуют гармоничному развитию личности ребенка в любой сфере его деятельности. Это же касается и внеурочной деятельности.

         Следует отметить, что при рассмотрении понятия УУД обсуждались различные моменты с лучшими учителями-практиками, мнением которых стало то, что ребенок в своем развитии должен уметь учиться всему как в урочной, так и во внеурочной деятельности, поэтому они и УНИВЕРСАЛЬНЫ, что могут "работать" в любой области.

Внеурочная работа– составная часть учебно-воспитательного процесса школы.  Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. (5 слайд)Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися  и классным руководителем с целью создания ученического коллектива.

Цель внеурочной работы в школе– развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

-выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в  разных видах деятельности;

- создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в                   избранной   сфере внеурочной деятельности;

    -формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в  избранном    направлении деятельности;

    -развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

               Формы организации внеурочной деятельности:

 Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.

Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе

        Основным нормативным правовым документом, определяющим  внеурочную деятельность является федеральный государственный образовательный стандарт. В требованиях к структуре основной образовательной программы начального общего образования определено, что внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).  Призвано

     -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

-   снизить учебную нагрузку обучающихся;

-   улучшить условия для развития ребенка;

-   учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Наша программа внеурочной деятельности

Результативность и эффекты внеурочной деятельности(таблица ниже, её на слайд)

В явном виде (зафиксировано в ФГОС НОО) внеурочная деятельность взаимосвязана с программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и программой коррекционной работы, хотя через планируемые результаты она связана практически со всеми разделами основной образовательной программы начального общего образования.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Первый уровень результатов– приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

      Второй уровень результатов– формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

   Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

    Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе способствуют  формированию(таблица на слайд формирование ууд во внеурочной деятельности, она ниже)

-   целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;

-   эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-   навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-   установки на безопасный, здоровый образ жизни;

-   способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;

-   умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

-   умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;

-   способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

-   логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-   умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

-   способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

-   пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;

-   значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;

-   уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

-   навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;

                 -умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

     В этом проявляется роль внеурочной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностных, метапредметных, предметных.


 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование УУД во внеурочной деятельности групп продлённого дня

Статья по формированию УУД для воспитателей ГПД....

Формирование УУД через внеурочную деятельность.

   Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов.Совершенно очевидно. что жесткой градауии по формированию определенного вида ...

"Формирование УУД во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Изменившиеся условия жизни нашего общества ставят перед школой, перед учителем проблему формирования у детей личностных качеств созидателя, творца.Именно поэтому новый Федеральный государственный обра...

Формирование толерантности во внеурочной деятельности.

Реализация учебно-воспитательного процесса должна осуществляться в тесной и неразрывной связи с формированием толерантности, как основы гражданского общества.Для выполнения поставленной цели в школе д...

дидактическая игра как средство формирования УУД во внеурочной деятельности

дидактическая игра как средство формирования УУД во внеурочной деятельности...

Выступление на РМО "Формирование УУД во внеурочной деятельности

Система воспитательной работы в нач классах...