"Уровни познавательных мотивов".
статья по теме

Игнатьева Любовь Владимировна

В статье говорится об уровнях познавательных мотивов и их проявлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urovni_poznavatelnyh_motivov.odt23.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Уровни познавательных мотивов»

        Звенит звонок, начало урока. Часы, минута за минутой отсчитывают время. Для одних урок пролетает как мгновение, для других тянется долго. Достаньте из часов батарейку и часы остановятся. Так же останавливается время на уроке для ученика, если он не видит смысла в своей деятельности. Деятельность, лишенная смысла, лишенная целостной основы, не имеет права присутствовать в нашей жизни… Мотив вообще – это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека.

Ученые долгое время изучают мотивы школьников. Исследуя отношения школьников к учению, они установили, что одним из важнейших моментов, раскрывающих психическую сущность этого отношения, является та совокупность мотивов, которая определяет учебную деятельность школьников.

Мы остановимся на познавательных мотивах. К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.

По мнению Марковой А. К. познавательные мотивы могут иметь разные уровни:

  1. Широкие познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями. Проявление этих мотивов в учебном процессе: реальное успешное выполнение учебных заданий; положительная реакция на повышение учителем трудности задания; обращение к учителю за дополнительными сведениями, готовность к их принятию; положительное отношение к необязательным заданиям; обращение к учебным заданиям в свободной необязательной обстановке, например, на перемене. Широкие познавательные мотивы различаются по уровням. Это может быть интерес к новым занимательным фактам, явлениям, либо интерес к существенным свойствам явлений, к первым дедуктивным выводам, либо интерес к закономерностям в учебном материале, к теоретическим принципам, к ключевым идеям и т.д.
  2. Учебно-познавательные мотивы, состоящие в ориентации школьников на освоение способов добывания знаний, приемов самостоятельного приобретения знаний. Их проявления на уроках: самостоятельное обращение школьника к поиску способов работы, решения, к их сопоставлению; возврат к анализу способа решения задачи после получения правильного результата; характер вопросов к учителю и вопросы, относящиеся к поиску способов и теоретическому содержанию курса; интерес при переходе к новому действию, к введению нового понятия; интерес к анализу собственных ошибок; самоконтроль в ходе работы как условие внимания и сосредоточенности.
  3.  Мотивы самообразования, состоящие в направленности школьников на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний и затем на построение специальной программы самосовершенствования. Их проявления на уроке: обращение к учителю и другим взрослым с вопросами о способах рациональной организации учебного труда и приемах самообразования, участие в обсуждении этих способов; все реальные действия школьников по осуществлению самообразования (чтение дополнительной литературы, посещение кружков, составление плана самообразования).  Школьники могут получать подлинные знания одним из трех способов: из личного опыта, из наблюдения и из сообщения других людей. Мотивы отражают стремление  школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний:

1 – опора на жизненный опыт,

2 – познавательный интерес,

3 -  создание проблемной ситуации,

4 – побуждение к поиску альтернативных решений,

5 – выполнение творческих заданий,

6 – «мозговая атака»,

7 – развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод)

Как гласит древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако, без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. У каждого учителя свои секреты мотивации учебной деятельности учащихся. Учебная мотивация всегда индивидуальна.

Уровни познавательных мотивов могут обеспечивать наличие у школьника так называемого «мотива достижения», который состоит в стремлении ученика к успеху в ходе как бы постоянного соревнования с самим собой, в желании добиться новых, все более высоких результатов по сравнению со своими предыдущими результатами.

Все эти познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности педагогической деятельности учебно - познавательных мотивов младших школьников

Проблема мотивации в целом исследуется достаточно широко.  Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной псих...

Формирование умений самостоятельной работы как фактора повышения уровня познавательной самостоятельности у младших школьников

Познавательная самостоятельность учащихся развивается в процессе вовлечения их в разнообразную  учебно–познавательную деятельность и, прежде всего,  при выполнении  самостоятельных рабо...

Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Уровни познавательной активности.

Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Уровни познавательной активности....

Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Уровни познавательной активности.

Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться? Уровни познавательной активности....

выступление "Создание условий для формирования познавательных мотивов обучения как одно из направлений преемственности между детским садом и школой в условиях ФГООС"

Переход ребёнка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную  ситуацию развития.Главное выработа...

Формирование учебно – познавательных мотивов - залог качества успешного обучения.

Цели: исследование мотивов учебной деятельности учащихся для повышения качества успешного обучения....

Возможности учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка

Статья о возможностях учебной коммуникации в формировании познавательных мотивов у младших школьников на уроках русского языка...