Использование наглядного метода обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида
статья на тему

Доклад для педагогического совета

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_naglyadnogo_metoda_obucheniya.docx62.41 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад для педагогического совета

Тема:

«Использование наглядного метода обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида»

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение        

1. Значение уроков трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.        

2. Методы обучения, используемые на уроках труда в младших классах специальной (коррекционной )школы VIII вида        

3. Значение и особенности наглядного метода обучения на уроках труда        

4. Средства наглядности и некоторые приемы работы с ними на уроках трудового обучения

5. Организация специальных занятий ручного труда с использованием наглядного метода обучения с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста        

Заключение        

Список литературы        


ВВЕДЕНИЕ

Дети, обучающиеся в специальных (коррекционных) школах VIII вида, обладают рядом особенностей личностного развития. Концепции и модели образовательных систем, программы обучении и воспитания, разрабатываемые для этих образовательных учреждениях, учитывают специфику становления личности детей с интеллектуальной недостаточностью и ориентированы на решение их проблем.

Основные виды деятельности в специальных (коррекционных) школах VIII вида должны быть направлены на позитивное развитие ребенка, т.е. на развитие его интеллекта, нравственности, эмоционально - волевое развитие, в том числе - развитие самостоятельности, а также его физическое развитие. Особую роль в этом процессе играют следующие виды деятельности: познавательная, деятельность по интересам, трудовая и игровая.

В связи с требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида особое внимание уделяется трудовому обучению и воспитанию данной категории детей. Трудовое обучение в школе VIII вида есть мощное средство в системе коррекционно-воспитательных мероприятий, направленных на умственное развитие ребёнка. Ручная предметная деятельность, как наиболее конкретная и более понятная для ребёнка, является исходной для включения учащегося с интеллектуальной недостаточностью в процесс обучения.

Особое место в методике преподавания ручного труда в специальных (коррекционных) школах VIII вида занимает метод наглядности. В ходе уроков на этапах сообщения новых знаний, при закреплении, повторении и самоконтроле выполненной работы могут демонстрироваться реальные объекты, способы выполнения приемов работы, учебно-наглядные пособия.


 

1. Значение уроков трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Главная задача трудового обучения в коррекционной школе состоит в том, чтобы максимально облегчить выпускникам школы их адаптацию в обществе.

Первый этап трудового обучения – это трудовое обучение в первых- третьих классах, второй – общественно-полезный труд в четвёртом классе, третий – профессионально-трудовое обучение в пятых – девятых классах.

Трудовое воспитание осуществляется как на уроках, так и во внеурочное время в процессе занятий общественно-полезным и производительным трудом, самообслуживанием, во время кружковой работы. Каждый этап имеет свои задачи, реализация которых создает базу для последующего обучения и адаптации.

Труд является как источником к существованию с одной стороны, так и средством самообслуживания и обслуживания близких - с другой. Иными словами, эти виды труда можно обозначить как «труд - работа» и «труд - забота». «Труд - работа», как правило, рассматривается как профессиональная деятельность, требующая для своего осуществления совершенно определенных знаний и умений. «Труд - забота» обычно не является предметом особого беспокойства. Старших огорчает, а иной раз раздражает то, что ребенок «ничего не делает», его не «допросишься» о помощи. Степень овладения навыками «труда - заботы» и наличие желания эти навыки применять могут сказаться на том, каким человеком будет ребенок. «Труд – забота» о себе и близких начинается с выработки простейших умений и навыков, любви к труду. В воспитании любви к труду большое место занимают уроки ручного труда, выполнение красивых забавных поделок, радующих ребенка. Поделку можно подержать в руке, порадовать ею взрослых, кому-то подарить.

Рукоделие с детьми имеет много положительных сторон:

1. Во время работ с различными материалами и инструментами (тканью, нитками, пластилином, глиной, соломкой, деревом и др.) развивается мелкая моторика пальцев рук, совершенствуется осязание, пространственные представления ребёнка, что положительно сказывается на общем развитии.

 2. Формируются простейшие трудовые навыки - шитье иглой, резание ножницами, способы соединения деталей поделки и др.

Ручной труд в специальной (коррекционной) школе является средством коррекции недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентации. Внимание учителя должно быть направлено на воспитание у школьников умения целенаправленно и планомерно наблюдать, представлять образ будущего изделия, опираясь на особенности материала, ориентироваться на ограниченной плоскости. На всех этапах трудовой деятельности осуществляется развитие речи учащихся. Оно должно происходить организованно, при постоянном внимании учителя к высказываниям детей.

Вся работа на уроках ручного труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

2. Методы обучения, используемые на уроках труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида

Все исследователи-дидакты указывают, что при выборе методов обучения следует обязательно учитывать возрастные и интеллектуальные возможностей детей: уровень подготовленности учащихся, особенности конкретных детей, готовность школьников к изучению материала, умственное развитие школьников, уровень развития детей, реальные учебные возможности школьников.

В дидактике и частных методиках существуют различные классификации методов обучения, зависящие от того, какой существенный признак положен в основу классификации. Наиболее принятой в настоящее время в дидактике является классификация методов по характеру познавательной деятельности, которую организует учитель и осуществляют учащиеся в учебном процессе, предложенная И.Я. Лернером. При этом выделяется пять методов обучения:

  1. объяснительно-иллюстративный;
  2. репродуктивный;
  3. проблемное изложение;
  4. эвристический;
  5. исследовательский.

В течение многих лет в дидактике и частных методиках использовалась классификация методов обучения по источнику знаний. Ученик может получить информацию из разных источников - из рассказа учителя, из книги, во время непосредственного наблюдения или практической деятельности. На основе такого подхода всю совокупность методов обучения можно разделить на три группы: словесные, наглядные, практические.

При обучении умственно отсталых учащихся используют и словесные, и практические, и наглядные методы обучения.

Словесные методы. Словесные методы обучения являются ведущими в системе методов обучения. Основное назначение данных методов - передача учебной информации при введении новых знаний, формулировке целевых установок, актуализации опорных знаний, при обобщении и систематизации учебного материала. Самостоятельность в познавательной деятельности учащихся при применении словесных методов выражается внутренней стороной методов - разными уровнями самостоятельной деятельности от воспроизводящего до творческого, а внешняя сторона проявляется в речи учащихся, в которой четко просматривается самостоятельность в переосмысливании содержания объяснения учителя или текста учебника.

Словесными называют методы, в которых главным источником знаний является слово. К ним относятся методы устного изложения материала (рассказ, объяснение, беседа, лекция), а также работа с книгой (учебником, хрестоматией, справочниками, дидактическими материалами и пр.). Общим для всех методов является то, что они используют одно и то же средство обучения - слово, устное или письменное, - и применяются преимущественно при сообщении учащимся нового материала.

Рассказ. Рассказом называется последовательное изложение фактического материала, относящегося к изучаемой теме. Следует иметь в виду, что длительность монологического изложения материала должна быть строго дозирована и учитывать психологические и возрастные особенности умственно отсталых учащихся. Рассказ на уроках труда обычно сопровождается показом демонстраций, таблиц и рисунков, поясняющих учебный материал, а также фрагментов кинофильмов, диафильмов, компьютерных учебных программ и т.д. В арсенале учителя находится достаточно большой перечень средств обучения, которые могут сопровождать устное изложение материала и способствовать восприятию, пониманию и запоминанию изложенного материала.

Объяснение. Объяснение - это такое изложение учебного материала, при котором учитель анализирует, обосновывает, доказывает, а не просто излагает новую информацию, как при рассказе.

Учитывая характер материала на уроках труда, метод объяснения следует использовать гораздо чаще, чем рассказ.

Инструктаж также относится к словесным методам обучения. Применительно к другим учебным предметам этот метод именуется объяснением. В трудовом обучении из-за специфики предмета объяснение принято называть инструктажем.

Цель инструктажа - привитие учащимся практических навыков, объяснение и показ, как выполнять тот или иной трудовой процесс, в какой последовательности выполнять работу, как пользоваться инструментами.

Инструктаж включает вопросы, с которыми учителю необходимо обращаться к детям в целях активизации их мышления. Вопросы учителя могут касаться планирования предстоящей работы, объяснения и обоснования приемов работы, усовершенствования конструкции изделий, изменения размера изделия, замены материала и т. д..

При обучении шитью, вышиванию, плетению и другим ручным работам в начальных классах коррекционной школы инструктаж используется при объяснении и показе технологии выполнения например, швов, последовательности выполнения работы, при ознакомлении с правилами пользования иглой, ножницами и др.

Этот метод требует от учащихся значительного зрительного и слухового напряжения. Ученик наблюдает за изменениями, происходящими с исходным материалом, следит за тем, как учитель пользуется инструментом, какие движения производит руками, и одновременно слушает объяснения.

Инструктаж может быть вводным, текущим и заключительным. Вводный инструктаж дается непосредственно перед работой. Объем и содержание его зависят от новизны учебного материала. Так, после сообщения темы урока и цели практической работы учитель излагает необходимый теоретический материал, затем знакомит с инструментами и оборудованием, объясняет новые приемы. В процессе объяснения новых приемов работы, новых операций учитель расчленяет трудовой процесс на отдельные этапы и показывает их сначала в замедленном, а потом в обычном темпе.

Вводный инструктаж обычно бывает фронтальным, т. е. объяснение ведется для всего класса. Показ приемов работы осуществляется так, чтобы учащимся все хорошо было видно.

Вводный инструктаж рекомендуется при объяснении новых операций, новых приемов труда. Если операции, необходимые для выполнения задания, известны учащимся, то учителю нет необходимости инструктировать детей. Класс в таком случае коллективно планирует предстоящую работу.

Из-за различной подготовки, индивидуальных качеств и других причин отдельные умственно отсталые учащиеся после вводного инструктажа встречают затруднения при выполнении практической работы. Учитель, заметив подобные затруднения, применяет текущий индивидуальный или групповой инструктаж (для нескольких учеников). Индивидуальный инструктаж, своевременно предпринятый, помогает устранить появившиеся у учащихся затруднения, вселяет уверенность, а это очень важный момент в воспитательном отношении умственно отсталого ребенка.

Индивидуальный инструктаж особенно необходим на уроках ручного труда (например, при работе с глиной и пластилином, с текстильными материалами и т. д.) Эти уроки требуют от учителя большой индивидуальной работы с учащимися, дополнительных объяснений и разъяснений .

Текущий инструктаж может быть и фронтальным. Его проводят в тех случаях, когда значительная часть, класса не уяснила задания и выполняет его с затруднением и ошибками.

Заключительный инструктаж проводится после окончания практической работы: учитель как бы подводит итоги проделанного. Заключительный инструктаж включает демонстрацию лучших работ, выявление недостатков, анализ ошибок. Цель заключительного инструктажа - предупреждение ошибок в будущем.

Все педагоги-практики отмечают, что учебный материал, представляемый ребенку с интеллектуальной недостаточностью с помощью словесных методов, усваивается ограниченно. В младшем школьном возрасте у детей с нарушениями интеллектуального развития речь не является основным средством познания, поэтому работа с ними должна проводиться с опорой на наглядные и практические средства.

Наглядные методы. Это методы, в которых основным источником знаний являются различные явления, объекты, предметы - все то, что можно наблюдать и рассматривать. Данные методы наиболее эффективны при сочетании со словесным методом, при котором осуществляется комментирование, благодаря чему усиливается процесс восприятия. Сущность данных методов заключается в наглядном представлении учащимся натуральных предметов, явлений, процессов или их макетов, моделей, изображений в зависимости от конкретных учебно-воспитательных задач.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы:

– метод иллюстраций;

– метод демонстраций.

Принцип наглядности обучения реализуют демонстрационные методы, которые непосредственно обеспечивают восприятие учащихся конкретными образами изучаемых предметов. Демонстрационные методы соответствуют образному характеру психики младших школьников, активизируют их сенсорные и мыслительные процессы, облегчая усвоение учебного материала.

 Имеющиеся в распоряжении учителя пособия можно разделить на две группы: натуральные и изобразительные. К натуральным пособиям относятся инструменты, образцы изделий, материалы и т.п.; к изобразительным - модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др.

В каждом конкретном случае учитель подбирает для урока наиболее оптимальные наглядные демонстрационные пособия. Например, на уроках ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида могут использоваться следующие демонстрационные пособия:

  • демонстрационные коллекции;
  • раздаточные наборы образцов материалов;
  • картины, таблицы-коллекции;
  • образцы изделий;
  • предметные карты;
  • самодельные пособия и др.

Каждое пособие - фабричное и самодельное - должно отвечать учебно-воспитательным задачам, быть научно достоверным, соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Пособия должны помогать учащимся находить наиболее общее и типичное в объектах. Они должны быть яркими, лаконичными и убедительными.

Сочетание демонстраций натуральных предметов со словом учителя делает обучение более доходчивым, пробуждает у детей интерес к трудовому заданию, будит у них творческую инициативу. В результате активно направленного наблюдения за образцом изделия дети сами устанавливают, с чего начинать работу, из каких элементов построить развертку, какие приготовить материалы, с помощью каких инструментов и какими приемами осуществить технологические операции. Особенно полезными на уроках труда являются эвристические беседы, сочетаемые с демонстрациями. В этом случае учащиеся не только наблюдают за объектами; учитель побуждает их к самостоятельному поиску рациональных путей проведения трудового процесса.

При знакомстве учащихся с трудом взрослых учитель демонстрирует картины, диафильмы, кинофильмы о целлюлозно-бумажной, полиграфической, текстильной, керамической промышленности. При изучении материалов, инструментов, приемов работы, организации трудовой деятельности, изучении техники безопасности используются учебные таблицы. В одних случаях учитель использует их как иллюстрации, в других - как инструкции. Например, таблицы, показывающие процессы сгибания бумаги, при объяснении приемов работы используют как иллюстрацию, а во время практической работы - как инструкцию.

На уроках труда наряду с демонстрацией готовых изображений учитель выполняет рисунки, эскизы и чертежи на классной доске.

Практические методы. Потенциальные возможности практической деятельности умственно отсталых школьников всесторонне проанализированы В.Г. Петровой. По ее мнению «практический опыт детей имеет первостепенное значение для развития их мышления, для формирования адекватных понятий об окружающем мире. Осуществление действий практического характера позволяет ребенку более эффективно концентрировать внимание на выполняемой деятельности». Отсюда можно сделать вывод о важности и необходимости использования практических методов обучения младших школьников с нарушением интеллекта.

На уроках ручного труда практические методы обучения занимают центральное место. Это разметка контуров, плетение, сборка, выполнение объемных и плоскостных поделок и др.

Из практических методов в трудовом обучении используются различные упражнения и лабораторные работы.

Упражнения - это многократное сознательное и целенаправленное повторение изучаемых трудовых приемов и операций, в результате которого учащиеся постепенно овладевают трудовыми навыками. Различают установочные и тренировочные упражнения, а также учебно-производственные и рабочие упражнения. Упражнения на уроках труда даются ученикам в виде определенных заданий.

Установочные упражнения проводятся для более прочного усвоения уже знакомых трудовых приемов и для ускорения темпа выполнения отдельных операций, отличающихся трудоемкостью или повышенными требованиями к качеству работы.

Тренировочные упражнения проводятся не только на выполнение приемов и операций по обработке деталей изделий, но и на выполнение контрольно-измерительных и разметочных операций. К тренировочным относятся также упражнения, выполняемые фронтально на специальных приспособлениях и тренажерах. Возможны и индивидуальные упражнения, в то время как основная группа учеников выполняет другое задание.

Учебно-производственные упражнения представляют собой совокупность взаимосвязанных трудовых операций, при завершении которых получается конечный результат в виде изделия, имеющего общественно полезное значение. Эти упражнения, называемые обычно практическими работами, обязательно включают элементы нового (новая конструкция изделия, новая технология, новые материалы и т. д.).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на уроках труда для  младших школьников с умственной отсталостью необходимо использовать словесные, наглядные и практические методы обучения в их совокупности и при правильном сочетании. При этом в настоящее время установлено, что для обучения детей с отклонениями в развитии наиболее эффективны практические и наглядные методы обучения. Применение наглядных и практических методов в обучении умственно отсталых детей создает условия для более полного усвоения ими учебного материала, в том числе на уроках труда. Поэтому устное изложение материала обязательно необходимо сочетать с наглядными и практическими занятиями, то есть на уроках нужно пользоваться наглядными пособиями, графическими и иллюстративными работами, материал нужно закреплять с помощью самостоятельных работ и упражнений. В выборе метода многое зависит от знаний учащихся, уровня их практической подготовки. Учитель определяет, будет ли использован на уроке ручного труда метод беседы или рассказа, какой необходимо подобрать иллюстративный материал, какие нужно провести опыты и наблюдения.

3. Значение и особенности наглядного метода обучения на уроках труда

Одним из важнейших в коррекционной школе является принцип наглядности обучения. Абстрактное мышление умственно отсталого ребенка развито слабо, поэтому ему необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме.

Значение наглядного метода обучения на уроках труда состоит в том, что результаты обучения зависят как от правильного определения целей и содержания образования, так и от способов достижения целей, иначе говоря, методов. Учебно-воспитательный процесс - процесс двусторонний, сочетающий обучающую деятельность учителя и учебную деятельность школьника. Поэтому наглядный метод обучения представляет собой систему целенаправленных действий учителя, организующих познавательную и практическую деятельность учащегося, обеспечивающую усвоение им содержания образования и тем самым достижение целей обучения. В случае применения наглядного метода обучения достигаются более стойкие результаты и эффективность обучения повышается.

Особенности наглядного метода обучения на уроках труда заключаются в следующем.

Вся работа на уроках ручного труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся в выполнении трудовых заданий, подготавливать их к труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Необходимо не просто научить ребенка отдельным трудовым умениям – резать, клеить, а сформировать у него позицию: «Я хочу это сделать. Я сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».

Но чтобы эта позиция сформировалась, ребенка нужно научить ориентироваться в любой работе, превратить трудовую деятельность в средство познания окружающего мира, где школьник будет не созерцателем, а активным преобразователем. При этом задачей учителя будет не столько помощь ребенку в осознании или изготовлении, сколько в создании условий, при которых его потенциал будет использован полностью.

Правильным выбором и умелым применением методов обучения во многом определяется качество знаний, умений и навыков учащихся. Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют их ощущения и восприятие. При чувственном восприятии образы изучаемого материала формируются быстрее, дольше сохраняют в памяти, чем и объясняется эффективность использования средств наглядности. Именно по этой причине наглядность, ее функции, характер и приемы ее использования в учебном процессе коррекционной школы играют (или, по крайней мере, должны играть) ведущую роль. Без них трудно будет представить себе и повышение теоретического уровня знаний школьников в овладении ими практическими технологиями.

Особая роль отводится наглядности при обучении детей младшего школьного возраста, так как соответствует особенностям их восприятия и усвоения знаний. Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают разностороннее восприятие объекта и полное формирование какого-либо образа или понятия, способствуя, таким образом, более прочному усвоению знаний и поддерживая интерес учащихся к учебной деятельности. Наряду с этим, наглядность выполняет и такие важные функции в учебном процессе, как убедительности обучения и выработка у учащихся эмоционально-оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, нужно продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует иметь в виду цели и задачи урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явления и позволяют ученикам вычленять, группировать существенные признаки, которые лежат в основе формируемого на данном уроке представления или понятия. От учебных задач зависит и выбор формы сочетания наглядности со словом учителя. Во многих случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово учителя побуждает к наблюдению и направляет детей на осмысливание, истолкование сделанных наблюдений.

Наблюдение - это целенаправленное, более или менее длительное восприятие предметов, явлений или процессов, которое дает возможность заметить их отличительные черты или происходящие в них изменения.

На уроках труда учащиеся рассматривают образцы изделий, различные наглядные пособия, наблюдают за действием учителя при показе им трудовых приемов, за технологическим процессом во время производственных экскурсий. Наблюдения в коррекционной школе должны быть особым образом организованы, продуман подбор объекта для наблюдений, четко поставлены задачи, даны объяснения, как наблюдать и регистрировать результаты. Учитель постоянно поддерживает внимание учащихся, направленное на объект с целью выявления его отличительных и существенных признаков.

Важным моментом в организации наблюдении является обсуждение его результатов, при этом надо суметь подвести учащихся к правильным выводам и обобщениям, показывая логический ход мысли. К полученным результатам наблюдений нужно многократно возвращаться, это послужит основой для прочного усвоения знаний.

Особенность применения метода инструктажа в коррекционной школе состоит в необходимости многократного показа трудовых действий и приемов с обязательным обоснованием последовательности действий и объяснением структуры приема. Показ новых операций и приемов проводится несколько раз. Вначале учитель показывает операцию в рабочем темпе, чтобы у учащихся сформировался правильный образ действий, а затем он замедляет показ и сопровождает свои действия объяснением. В процессе инструктажа организуются индивидуальные пробные упражнения учащихся, выполняющих изолированно тот или иной прием с последующим объяснением.

Учитель разрешает приступить к практической работе только после того, как убедится, что все учащиеся - как правило, после многократных показов и объяснений - усвоили последовательность работы и правильно выполнили пробные упражнения.

Возможен инструктаж и без показа приемов работы. Он применяется в тех случаях, когда процесс работы Учащимся хорошо знаком и все трудовые операции ими усвоены.

4. Средства наглядности и некоторые приемы работы с ними на уроках трудового обучения

На уроках трудового обучения в младших классах специальной (коррекционной) школе VIII вида демонстрируются различные средства наглядности: пособия, образцы изделий, рисунки, технологические карты, инструменты, модели, приборы, диапозитивы и диафильмы, учебные фильмы, компьютерные презентации и т.д.

Так, аудиовещательные пособия, сделанные со вкусом, педагогическим тактом, могут внести свой вклад в создание в классе приятной атмосферы, которая в свою очередь и должна создать тот психологический настрой, без которого невозможна никакая плодотворная работа над овладением ручным трудом.

Применение на уроке образцов изделий - это не только использование ещё одного источника информации. По сравнению с другими средствами наглядности образцы изделий, несомненно, вызывают более разнообразные психические процессы, а также предполагают значительную перестройку психической деятельности учащихся, и прежде всего, таких её сторон, как внимание и память.

Применение образцов изделий в процессе обучения возбуждает, прежде всего, непроизвольное внимание. Однако, это не даёт основания рассматривать их как нечто вроде игрушки в учебном процессе, как средство «размагничивающее» учащихся, ослабляющее их волю. Установлено, что усвоение аудиовизуальной информации требует от человека приложения различных усилий и затрат некоторой интеллектуальной энергии. Поэтому со всей определённостью можно сказать, что использование средств наглядности связано с необходимостью включения у учащихся произвольного внимания.

Как отмечает Т.Б. Епифанцева, такой наглядный метод обучения, как демонстрация позволяет развивать элементарные представления учащихся с нарушением интеллекта, учит детей наблюдать предмет, явление, выделять в них основные черты, сравнивать и пр. При этом к демонстрации в коррекционной школе VIII вида предъявляются следующие требования:

а) демонстрируемый объект должен быть хорошо виден всем учащимся; б) нельзя допускать предварительный осмотр демонстрируемого учащимися - в связи с особенностями восприятия и внимания умственно отсталых школьников необходимое пособие нужно показывать только в момент объяснения;

в) каждый учащийся должен действовать в соответствии с поставленной задачей и обращать внимание на те части демонстрируемого объекта, которые связаны с изучаемой на уроке темой;

г) учащимся необходимо давать задание описать объект словесно, это способствует развитию наблюдательности и формированию правильной, логичной речи;

д) дети должны формулировать итоги наблюдений на максимально доступном для них уровне.

Демонстрировать объект можно перед или после объяснения учебного материала. Демонстрации натуральных объектов способствуют развитию представлений учащихся об окружающем мире. Исследование объектов способствует развитию круга элементарных представлений, обогащает чувственный опыт детей-олигофренов, дает конкретный материал для развития и коррекции речи учащихся. Демонстрация моделей на начальном уровне проводится одновременно с демонстрацией натуральных объектов. Первоначально берутся уменьшенные копии натуральных вещей. Таким образом можно развить у ребенка умение сравнивать и соотносить натуральный объект с его моделью.

Известно, что лучше и прочнее усваивается тот учебный материал, который оказывает на учащихся эмоциональное воздействие. В связи с этим огромное значение приобретает использование учебных фильмов, диапозитивов и диафильмов, компьютерных презентаций. Использование видеофильмов на начальном этапе обучения может помочь учителю решить проблему отстающих, так как ученик часто является отстающим не потому, что он ленив, а потому, что теми приёмами и средствами, которыми учитель ведёт преподавание, он не может увлечь ученика, пробудить в нём познавательный интерес.

Несомненно, было бы неправильным преувеличивать значение средств кинонаглядности, противопоставлять их всем другим средствам наглядности, считая их универсальными. Видеофильмы не могут заменить собою другие средства наглядности, в том числе, и другие технические средства наглядности. Просто каждому их них должно быть найдено оптимальное место в учебном процессе.

Наглядные пособия, выпускаемые для других типов учебных заведений, должны быть приспособлены к особенностям восприятия и мышления умственно отсталых школьников.

Учитывая повышенную отвлекаемость умственно отсталых учащихся, на каждом этапе занятия учитель демонстрирует только те наглядные пособия, которые необходимы для проработки данного учебного материала.

Работа с наглядными пособиями носит активный характер. Учащиеся не только рассматривают демонстрируемую наглядность, но и активно действуют с ней. Активные действия учащихся нужно организовать не только с такими наглядными пособиями, которые можно разобрать, разложить, составить (разборные модели, подвижные технологические карты, различный раздаточный материал), но и с плакатами, таблицами и др. Возможности активной работы с последними ограничены, но все же они есть.

Средства наглядности, используемые при работе с умственно отсталыми детьми на уроках трудового обучения должны вызывать эмоции у детей, воспитывать эстетические чувства, стимулировать интерес к уроку. Схемы, шаблоны, используемые на уроках ручного труда, должны быть понятными, подробными, эстетичными. Использование плавных цветных линий, художественно, а не схематично выполненных элементов (например, швейная игла на схеме с изображением техники выполнения какого-либо шва может быть выполнена в красках, приближена к натуральной) способствует наиболее глубокому восприятию и наиболее доступно для понимания умственно отсталыми детьми.

Образцы изделий, приносимые учителем в класс, прежде всего, должны быть доступны и понятны детям. Для этого рекомендуется составлять их из небольшого количества деталей; детали отделки должны быть просты и понятны; материал, из которого сделана поделка, - узнаваем, формы - правильными, пропорциональными. Размер образца должен соответствовать размеру детского изделия; если же изделие мало и не может быть по причине малого размера продемонстрировано учителем у доски одновременно всему классу, то необходимо иметь еще один образец, который будет большего размера, - демонстрационный. Образец должен привлекать ребенка, нравиться ему, вызывать интерес, пробуждать у умственно отсталых младших школьников желание приобщиться к трудовой деятельности.

Используемые на уроках ручного труда дополнительные материалы (пайетки, стразы, блестки, пуговицы, кусочки тесьмы и др.) могут быть представлены в демонстрационных коробочках, чтобы дети без труда могли их рассмотреть. Лучше всего иметь демонстрационные таблички с прикрепленными дополнительными отделочными материалами, которые, как инструкционные карты, можно представить для ознакомления каждому ученику. Красота, броскость, яркость, пестрота и близость таких материалов пробуждают у детей желание потрогать и поработать с ними.

Устраивая в классе выставки работ, выполненных в технике различных видов декоративно-прикладного искусства, посещая с детьми на уроках-экскурсиях подобные выставки, учитель не только знакомит детей с народным искусством, но и создает базу для формирования эстетической культуры умственно отсталых младших школьников. Образцы народного творчества вызывают у детей живой эмоциональный отклик, следовательно, такие эстетические сигналы способствуют возникновению эстетических эмоций и чувств; вызывают желание вновь и вновь общаться с этими изделиями - рассматривать их, трогать руками, играть с ними и пр. Следовательно, выставочные экземпляры несут в себе такие импульсы, которые способствуют формированию эстетических потребностей и мотивов (хочу такую же, потому что она красивая, цветная, яркая, мягкая; ею можно играть; подарю маме, бабушке и т.д.). Такие изделия, выполненные с соблюдением художественно-эстетических правил и закономерностей, способствуют формированию эстетического вкуса, эстетического отношения, являются эталоном, а значит, способствуют формированию основ эстетического идеала.

5. Организация специальных занятий ручного труда с использованием наглядного метода обучения с умственно отсталыми детьми младшего школьного возраста

Цель занятий - развитие навыков ручного труда при помощи использования наглядного метода обучения.

Уроки ручного труда с использованием наглядного метода обучения направляются на решение следующих задач:

1. Способствовать развитию учебной мотивации на уроках ручного труда.

2. Обучить детей умению ориентироваться в задании (анализировать объект, условия работы).

3. Научить школьников умению осуществлять предварительное планирование хода работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения).

4. Сформировать у умственно отсталых школьников навык контролирования своей работы (определение правильности действий и результатов, оценивания качества готовых изделий).

5. Способствовать воспитанию положительных качеств личности умственно отсталых учеников (трудолюбия, настойчивости и т. д.);

6.   Развить навык самостоятельного выполнения заданий.

7. Развить у школьников организационные умения в труде (приходить на занятия вовремя, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила безопасной работы и т.д.).

В процессе обучения детей ручному труду также осуществляется и исправление недостатков развитии познавательной сферы умственно отсталых школьников: внимания, восприятия, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Работа на уроках ручного труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся в выполнении трудовых заданий, подготавливать их к труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Основной задачей не просто научить ребенка отдельным трудовым умениям – резать, клеить и т.д., но сформировать у него позицию: «Я хочу это сделать. Я сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать, я попробую догадаться».

Этому особенно способствует использование наглядных материалов, когда дети могут сравнивать свои действия с образцом на схеме.

На примере ручного труда удобно рассмотреть, какие характеристики присущи эффективной, результативной деятельности.

Начало деятельности предполагает наличие мотива, т. е. побуждения к ее выполнению. Мотивы могут быть самыми разными: хочет, чтобы его похвалили, стремится научиться действовать с определенными инструментами и т. д. Чтобы сохранить интерес ребенка к труду, требуются определенные усилия.

У детей младшего школьного возраста ярко проявляется избирательное отношение к объектам труда. Задача учителя состоит в том, чтобы поддержать интерес к поделке на протяжении всего процесса её выполнения. Ребенок должен испытать радость от результатов своих действий в конце урока. И здесь большое значение имеет повышение эмоционального тонуса ребенка: необходимо похвалить детей, отметить даже небольшие успехи.

Наличие мотива тесно связано с постановкой цели работы. Цель должна быть конкретна, понятна ребенку, представлена в виде наглядного образца. При предъявлении образца учитываются те трудности, которые дети с нарушением интеллекта испытывают при восприятии и осмыслении этого образца. При анализе образца многие дети, прежде всего, фиксируют внимание на цвете, затем на величине и в последнюю очередь на пространственных характеристиках. Многим детям, особенно вначале освоения ручных работ, недостаточно знакомства с целым образцом, для того, чтобы понять, как выполнять подобную поделку. В этом случае учитель предоставляет им для осмотра исходные части, из которых эта поделка состоит.

Для того, чтобы дети имели ясные и точные представления об изготавливаемой ими поделке педагог старается развить у них умение целенаправленно рассматривать и воспринимать образец. Наблюдения, подробное изучение и анализ образца должны предшествовать процессу изготовления поделки. В процессе анализа детям задаются вопросы: «Как называется предмет?», «Из чего он сделан?», «Где применяется?», «Сколько в нем частей? Назовите эти части», «Какую они имеют форму?», «Какого цвета каждая часть?», «Где они расположены?», «Что больше, меньше? Что длиннее, короче?» и т.п.

Учащиеся, отвечая на вопросы учителя, называют форму частей предмета, отыскивают такую же среди геометрических фигур, принесенных учителем на урок. Для закрепления понятия о какой-либо форме или освоения знакомой формы в определенном положении используются таблицы с изображением этой формы. Рассматривание таблиц, называние форм, сравнение предметов с геометрической формой активизирют умственную деятельность учащихся, повышают интерес к занятиям. Для того чтобы дети могли выделить характерные признаки, учитель привлекает их внимание к сходным объектам (предметы прямоугольной и квадратной формы, круглой и овальной). Для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках ручного труда подбираются такие объекты для поделок, которые можно было бы анализировать, расчленяя на части.

Так, например, собирая поделку из конструктора, учащиеся не только практически запоминают последовательность выполнения действий, но и обучаются воспринимать составные элементы модели отдельно друг от друга, что позволяет более точно определить их форму, цвет, величину, лучше понимать назначение частей. Полный анализ образца помогает школьникам выполнить еще одну задачу ориентировочного этапа: определение условий, необходимых для получения желаемого результата.

Порядок выполнения любой поделки имеет определенную последовательность, нарушение которой приводит к тому, что учащиеся совсем не выполняют задание или выполняют его некачественно, с непроизводительной тратой времени. В связи с этим следующий шаг в подготовке практической работы, которую выполняли дети - планирование последовательности действий для достижения поставленной цели посредством составления пооперационного плана, научения ребенка придерживаться этого плана при реализации задания. Этому способствовуют наглядные схемы, на которых описано пошаговое выполнение определенных операций при изготовлении изделия. На основе этих схем, дети обучаются самостоятельно составлять такую же при выполнении похожего изделия.

Применение операционных карт на уроках ручного труда помогает учащимся в определении последовательности выполнения поделки, а также определении, с чего надо начинать её изготовление, сколько необходимо произвести операций, чтобы получить конкретный результат. Например, при изготовлении бумажного конверта выделяются следующие операции: 

1. Обвести шаблон детали конверта на бумаге.

2. Вырезать деталь.

3. Разметить деталь по шаблону и сложить ее по линиям разметки.

4. На передней стороне конверта выполнить аппликацию из раннее заготовленных деталей.

5. Соединить боковые стороны конверта.

Каждому этапу работы должен соответствовать свой образец. Графическая инструкционная карта представляется в виде набора карточек и плакатов с рисунками.

Планируя предстоящую деятельность, необходимо показать детям логическую обоснованность и возможность именно такой, а не иной последовательности работы. Так, обсуждая план выполнения подушечки для иголок, задаются вопросы: «Можно ли в начале зашить отверстие, а потом набить подушечку ватой?», или, разрабатывая эскиз аппликации, поинтересоваться: «Что будет, если намазать клеем детали аппликации, а потом примерять их расположение на листе основы?». Это побуждает школьников к установлению причинно-следственных зависимостей, что является значительным фактором развития мышления.

Занятия ручным трудом дают много возможностей для развития речи ребенка. При выполнении понятных действий с конкретными объектами легче формировать речевые навыки и обогащать словарь. Происходит это следующим образом: на ориентировочном этапе - анализ образца; на этапе планирования - проговаривание последовательных действий по достижению результата; на этапе исполнения - комментирующая речь, отчёт о проделанной работе, самоанализ работы. Учитель учит учащихся высказываться, задавая вспомогательные вопросы: «Что ты делаешь сейчас? Что ты делал перед этим? Что будешь делать потом?», которые помогают ребенку уточнить и закрепить в памяти содержание уже выполненных действий, поддерживая интерес к результату работы.

На уроках ручного труда предъявляются требования к качеству выполняемого изделия. Эти требования должны быть понятны детям, конкретны и немногочисленны. В этом случае используются высказывания: «Ножки стульчика не могут быть разной длины», «Не допускай, что бы клей выступал из - под деталей, которые ты наклеиваешь». Также, для активизации мышления, ребенк ставится в условие проблемной ситуации при помощи таких вопросов, как: «Что будет, если ножки стульчика мы сделаем разной длины?», «Как будет выглядеть аппликация, если из – под деталей будет выступать клей?».

В ходе занятий необходимо ориентироваться на соблюдение следующих требований:

1. Урок должен быть четко спланирован, чтобы учитель мог с максимальной пользой использовать отведенное для занятия время.

2. Большая часть урока должна отводиться на практическую работу, на выполнение трудовых действий.

3. Урок должен быть оснащен хорошими наглядными пособиями и образцами, исправным инструментом, доброкачественным материалом.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вся совокупность методов, применяемых на уроках труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида делится на три большие группы: словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с книгой); практические методы (упражнения, лабораторные работы); наглядные методы.

Наглядные методы обучения – это методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

Наглядные методы обучения делятся на две группы: метод иллюстраций; метод демонстраций.

Основными средствами наглядности являются пособия, образцы изделий, рисунки, технологические карты, инструменты, модели, приборы, диапозитивы и диафильмы, учебные фильмы, компьютерные презентации и т.д.

          Наглядные пособия также делятся на две группы: натуральные (инструменты, образцы изделий, материалы и т.д.) и изобразительные (модели, макеты, таблицы, картины, фотографии, чертежи, диаграммы, диафильмы, технологические карты и др.).

На уроках ручного труда в младших классах специальной (коррекционной) школы VIII вида чаще всего используются такие демонстрационные пособия как: демонстрационные коллекции; раздаточные наборы образцов материалов; картины, таблицы-коллекции; образцы изделий; предметные карты; самодельные пособия и др.

При использовании наглядного метода обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида достигается высокая эффективность обучения трудовым навыкам и умениям.

 

          Использование наглядных методов обучения на уроках труда помогает активизировать интерес умственно отсталого ребенка к трудовой деятельности; помогает выработать у учащихся эмоционально-оценочное отношение к сообщаемым знаниям; сформировать у них определенные знания, умения и навыки и т.д.

Таким образом использование наглядного метода обучения на уроках ручного труда значительно повышают умения и навыки младших школьников с умственной отсталостью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белякова И.В., Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников. - М.: Академия, 2004. - 160 с.
  2. Епифанцева Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога / Под ред. Епифанцева Т.О.; 2-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486 с.
  3. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. – М.: Просвещение, 1992. - 127 с.
  4. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития. - М.: Педагогика, 1985г.
  5. Петрова В.Г. Практическая и умственная деятельность детей-олигофренов. - М.: Просвещение, 1968. - 160 с.
  6. Сергеева Д.В. Воспитание детей в процессе трудовой деятельности. - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.
  7. Стадненко Н. М. Развитие мышления учащихся во вспомогательной школе в процессе обучения // Дефектология. - 1984. - № 5. - С.25-30.
  8. Тулегенова А.Г. Педагогические условия формирования положительного отношения к труду у детей школьного возраста: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1978. - 24с.
  9. Шинкаренко В.А. Формирование готовности к трудовому обучению у детей с тяжелой формой умственной недостаточности: Учеб-метод, пособие. - Мн.: БГПУ, 2004. - 50 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков географии в 8 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

География: учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Т.М.Лифанова, Е.Н. Соломина – М.: Просвещение,2008....

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Русский язык: учебник для 5 кл. спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида  Н. Г. Галунчикова, Э.В.Якубовская . – М.: Просвещение, 2007....

Календарно-тематическое планирование уроков чтения в 5 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Чтение: учебник для 5 кл.спец. (коррекционных) образоват. учреждений VIII вида /Авт.-сост.: И. М. Бгажнокова, Г.В.Савельева. – СПб: филиал издательства «Просвещение», 2008г....

Календарно-тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Природоведение: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолов.- М.: Гуманитар. изд.центр ВЛАДОС, 2006....

Календарно-тематическое планирование уроков математики в 5 классе по программе специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Математика: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII видаАвт. М.Н.Перова, Г.М.Капустина – М: «Просвещение», 2005....

КТП по предмету: Изобразительное искусство. 2 класс Программа специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

Изобразительное искусство имеет важное значение для развития и воспитания детей с нарушением интеллектуальных способностей, коррекции их познавательной деятельности.     Занят...

Рабочая программа по адаптивной физической культуре для 0-4 классов специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида

В.Н.  Белов,  В.С.Кувшинов,  В.М.Мозговой  составлена  на  основе  авторской  программы,    включённой  в  сборник «Программы  сп...