Памятки для педагогов "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ" специалистов школы КУ "НОСШ" г.Нижневартовска
консультация на тему

Шайнурова Ираида Рагибовна

Данный материал "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ" является памяткой для педагогов, работающих с детьми с ОВЗ. Представлены памятки-буклеты по трем направлениям направлениям: с детьми РАС, с детьми с НОДА, с незрячими детьми. Данный материал разработан специалистами "Центра оздоровительной и коррекционной работы" Нижневартовской общеобразовательной санаторной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Приказ Минобрнауки от 19.12.2014 №1598

«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ФГОС НОО для глухих детей

Категория нарушения

1.

ФГОС НОО для слабослышащих и позднооглохших детей;

2.

ФГОС НОО для слепых детей;

3.

ФГОС НОО для слабовидящих детей;

4.

ФГОС НОО для детей с тяжелыми нарушениями речи;

5.

ФГОС НОО для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

6.

ФГОС НОО для детей с задержкой психического развития;

7.

ФГОС НОО для детей с расстройствами аутистического спектра.

8.

АООП  НОО\

степень сохранности интеллекта 

Предусмотрена возможность перехода

на другой вариант АООП

По каждому из направлений коррекционной работы от варианта к варианту идет упрощение содержания работы

Сроки

обучения

Результаты освоения АООП НОО

Особые обязательные

условия

 Вариант 1

 интеллект - норма

Нормативные

(1-4 кл.)

- личностные

- метапредметные

- предметные

- результаты освоения коррекционно-развивающей области

- коррекционно-развивающая область;

- специальная организация среды;

- систематическая специальная помощь обучающимся с ОВЗ.

- разработка АООП НОО

 Вариант 2

Незначительные отклонения от «нормы интеллекта»

Пролонгированные

(1-5 кл.)

-разработка АООП НОО  и индивидуальных учебных планов.

Вариант 3

Легкая степень УО  (интеллект. нарушения) 

личностные

- предметные (с учетом особых образовательных потребностей обучающегося)

- результаты освоения коррекционно-развивающей области (с учетом особых образовательных потребностей обучающегося)

 Вариант 4

Умеренная, тяжелая, глубокая степень УО, а также с тяжелыми множественными нарушениями (ТМНР) 

- разработка на основе АООП НОО - СИПР.

Коррекционное сопровождение  обучающихся 1-4 классов с расстройствами аутистического спектра (РАС)      Вариант АООП НОО  - 8.1

Основные направления коррекционной работы,  которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся с РАС

Характеристика обучающегося: достижения обучающегося полностью соответствуют достижениям здоровых сверстников (приближен к возрастной норме и имеющий положительный опыт общения со сверстниками) к моменту завершения обучения.  Сроки обучения по АООП НОО –  нормативные (1-4кл.)

направление «Развитие письменной и устной речи»

Совершенствование произносительной стороны речи; развитие навыков фонетико-фонематической стороны речи: звуко-слоговой анализ и синтез, фонематический слух и восприятие; обогащение и активизация словаря, развитие связной речи; совершенствование графо-моторных функций и зрительно-моторной координации через развитие мелкой моторики; развитие пространственно-временный отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года  и т.д.); развитие коммуникативных способностей: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками и взрослыми.

направление «Развитие познавательных процессов»

Развитие мотивационно-регулятивного компонента деятельности: освоение способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации; развитие мышления: овладение основами логических операций и действий: сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений; отнесения к известным понятиям и обозначение речевыми высказываниями; развитие процессов символизации, понимания и употребления логико-грамматических конструкций; развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны; развития внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения; развитие памяти – объем, точность, скорость процессов запоминания.

направление «Психологическое развитие»

Развитие коммуникативной сферы: развитие умения вступать в диалогическое взаимодействие со взрослыми и учащимися, используя различные средства коммуникации (вербальные и невербальные); развитие умения начать и поддержать разговор, задать вопрос, ответить на вопрос собеседника, умение обратиться к взрослому с просьбой; профилактика внутриличностных и межличностных конфликтов в классе, школе, поддержание эмоционально комфортной обстановки;  преодоление коммуникативных барьеров. Эмоционально - личностное развитие: овладение начальными навыками адаптации; освоение социальной роли обучающегося; развитие адекватных отношений между ребенком, учителями, одноклассниками и другими обучающимися, родителями; создание условий успешного овладения учебной деятельностью, развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Коррекционное сопровождение  обучающихся 1-4 классов с расстройствами аутистического спектра (РАС)         Вариант АООП НОО  - 8.2

Основные направления коррекционной работы,   которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся с РАС

Характеристика: обучающийся с РАС, который не достиг к моменту поступления в организацию уровня развития, близкого возрастной норме и не имеет дополнительных ограничений здоровья. Сроки обучения по АООП НОО –  пролонгированные (1-5 кл.); 6 лет (1-6 кл.) - для детей, не получивших дошк.обр-е.

направление «Развитие письменной и устной речи»

Совершенствование произносительной стороны речи; развитие навыков фонетико-фонематической стороны речи: звуко-слоговой анализ и синтез, фонематический слух и восприятие; обогащение и активизация словаря - в том числе, навык использования в речи личных местоимений, развитие связной речи – в том числе, грамматическое оформление речи;  развитие графо-моторных функций и зрительно-моторной координации через развитие мелкой моторики; развитие пространственно-временный отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.);  развитие коммуникативных способностей: умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; овладение вербальными и невербальными средствами общения; повышение стремления к расширению контактов со сверстниками и взрослыми.

направление «Развитие познавательных процессов»

Развитие мотивационно-регулятивного компонента деятельности: освоение способности принимать и сохранять цели и задачи УД; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) УД и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации; развитие мышления: овладение основами логических операций и действий: сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам; установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений; отнесения к известным понятиям и обозначение речевыми высказываниями; развитие процессов символизации, понимания и употребления логико-грамматических конструкций; развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны; развития внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения;  развитие памяти – объем, точность, скорость процессов запоминания.

направление «Психологическое развитие»

Развитие коммуникативной сферы: поэтапное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов с детьми и взрослыми; формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми; формирование средств невербальной и вербальной коммуникации, их использование в различных видах учебной и внешкольной деятельности; развитие коммуникативных навыков обучающихся. Эмоционально - личностное развитие:  овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющейся среде; развитие умения понимать причины и мотивы эмоциональных проявлений, поступков, поведения других людей; освоение своей социальной роли; поэтапное формирование и развитие учебной деятельности и мотивов УД;  развитие навыков коммуникации, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях взаимодействия; развитие способности к осмыслению социального окружения и своего места в нем.

Коррекционное сопровождение  обучающихся 1-4 классов с расстройствами аутистического спектра (РАС)             Вариант АООП НОО  - 8.3

Основные направления коррекционной работы,  которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся с РАС

Характеристика обучающегося: обучающийся с РАС, осложненными легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Сроки обучения по СИПР – пролонгированные (1-6 кл.)

направление «Развитие письменной и устной речи»

Совершенствование произносительной стороны речи; развитие  фонематического слуха и восприятия - умение узнавать, различать (дифференцировать), звуки окружающей действительности и речи; расширение пассивного и формирование активного словаря – предметного, глагольного, прилагательных, предлогов; развитие связной речи – формирование простой фразы, умения выражать свои желания, действия при помощи короткого речевого высказывания; развитие графо-моторных функций и зрительно-моторной координации через развитие мелкой моторики; развитие пространственно-временный отношений: ориентировка в микро- и макропространстве, ориентировка во временных представлениях; развитие элементарных коммуникативно-речевых умений, необходимых для межличностного взаимодействия,  повышение стремления к расширению контактов со сверстниками и взрослыми.

направление «Развитие познавательных процессов»

Развитие мотивационно-регулятивного компонента деятельности: освоение способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) УД и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации; развитие мышления: овладение элементарными мыслительными операциями и действиями сравнения, анализа, синтеза, сериации, обобщения, классификации по родовидовым признакам; установления доступных аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений и умозаключений, отнесения к общеизвестным понятиям и обозначение простыми речевыми высказываниями; развитие процессов символизации, понимания и употребления доступных логико-грамматических конструкций; развитие восприятия: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны; развития внимания – концентрации, объема, устойчивости, переключаемости, распределения; развитие  памяти – объем, точность, скорость процессов запоминания.

направление «Психологическое развитие»

Формирование коммуникативного поведения: владение элементарными навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; расширение повседневного жизненного опыта, социальных контактов обучающихся с детьми и взрослыми в доступных для них пределах; развитие умений вступать и поддерживать коммуникацию со взрослыми и сверстниками в знакомых ситуациях общения, используя доступные вербальные и невербальные средства; формирование мотивации к взаимодействию со сверстниками и взрослыми; активизация навыков устной коммуникации, речевого поведения, включая выражение мыслей и чувств в самостоятельных высказываниях.  Эмоционально - личностное развитие:  развитие чувства любви к родителям, другим членам семьи, к школе, принятие учителя и учеников класса, взаимодействие с ними; развитие мотивации к обучению; поэтапное формирование учебной деятельности; развитие положительных свойств и качеств личности; формирование  готовности к вхождению обучающегося в социальную среду.

Коррекционное сопровождение  обучающихся 1-4 классов с расстройствами аутистического спектра (РАС)           Вариант АООП НОО  - 8.4

Основные направления коррекционной работы,  которые необходимо включать учителю в АООП НОО при обучении обучающихся с РАС

Характеристика обучающегося: обучающийся, имеющий дополнительные тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР): умственную отсталость в умеренной, тяжелой или глубокой степени, которая может сочетаться с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и быть различной степени тяжести, быть осложнена текущими соматическими заболеваниями и психическими расстройствами. Сроки обучения по СИПР – пролонгированные (1-6 кл.)

направление «Развитие письменной и устной речи»

Совершенствование произносительной стороны речи; развитие  фонематического слуха и восприятия - умение узнавать, различать (дифференцировать), звуки окружающей действительности и речи; расширение пассивного и формирование активного словаря – развитие номинативной функции слова, употреблять уместно частотные глаголы, существительные, прилагательные; развитие связной речи – формирование простой фразы, умения выражать свои желания, действия при помощи короткого речевого высказывания, одним словом, умение употреблять простейшие речевые формы; развитие графо-моторных функций и зрительно-моторной координации через развитие мелкой моторики; развитие пространственно-временный отношений: ориентировка в микро- (относительно себя) и макропространстве, ориентировка во временных представлениях (части суток, дни недели, времена года и т.д.); развитие элементарных коммуникативно-речевых умений, необходимых для межличностного взаимодействия,  повышение стремления к расширению контактов со сверстниками и взрослыми.

ВАЖНО: совершенствовать навыки жестовой речи по Макатону; использовать метод глобального чтения; использование визуализированное расписание.

направление «Развитие познавательных процессов»

Развитие межанализаторных систем и их взаимодействия: развитие зрительно-пространственного и тактильного гнозиса; развитие слухового восприятия и внимания; формирование восприятия особых свойств предметов: осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений; развитие познавательной деятельности: умение воспринимать, различать и сравнивать предъявляемые сенсорные эталоны; развитие произвольного внимания, увеличение его объема; развитие произвольного запоминания, свойств памяти - объем, точность, скорость процессов запоминания; целенаправленная работа по развитию мыслительных операций: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификации, установление причинно-следственных связей; формирование и развитие общеучебных навыков:  умения принять учебную задачу, планировать свои действия;  действовать по правилу, формирование приемов самоконтроля.

направление «Психологическое развитие»

Формирование коммуникативного поведения: планомерное введение обучающегося в более сложную социальную среду;  дозированное расширение социальных регулярных контактов   детей со сверстниками и взрослыми; формирование элементарных коммуникативных навыков и норм взаимодействия; развивать умение слушать собеседника и вести диалог. Развитие сенсорной сферы: обогащение чувственного опыта через постепенное расширение спектра воспринимаемых ребенком сенсорных, тактильных стимулов; формирование способности обследовать окружающие предметы адекватным способом. Эмоционально - личностное развитие: формирование социально приемлемых форм поведения, сведение к минимуму проявлений неадекватного поведения (неадекватные крик и смех, аффективные вспышки, агрессия, самоагрессия, стереотипии и другие проявления); формировании и закреплении базовых моделей социального взаимодействия; развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала; осознание себя, своего «Я»;  осознание своей принадлежности к определенному полу;  формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»

Центр оздоровительной и коррекционной работы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по коррекционному сопровождению обучающихся с ОВЗ

(в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья)

Категория обучающихся 1-4 классов – с расстройствами аутистического спектра (РАС)

Буклет подготовил учитель-дефектолог

Гайдушенко Наталья Егоровна

г. Нижневартовск, 2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В данной статье описывается система дефектологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционно-развивающегося образования....

Коррекционно-развивающая программа психологического сопровождения обучающихся с ОВЗ ( 1-4 классов)

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья ...

Коррекционное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

В данном материале систематизируется информция об обучении детей с ОВЗ, проблемы, перспективы, возможности... Дается один из "обходных путей" донесения информации для "особых детей"...

Организация сопровождения обучающихся с ОВЗ учителем-логопедом в коррекционной школе

  Дети, которые получают коррекционное сопровождение по логопедии это обучающиеся с  умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развит...