Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира"
статья на тему

Ситдикова Айсылу Раефовна

Интегрированный курс «Окружающий мир», включающий в себя обществознание, является базой для использования  на уроках окружающего мира национально-регионального компонента, краеведческого принципа  и возможности воспитания гражданственности и патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ИСТОРИЧЕСКИЙ БЛОК) С ЭЛЕМЕНТАМИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

(по материалам курсового исследования)

Ситдикова Айсылу Раефовна

Научный руководитель - Сачкова Т.А., преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин высшей квалификационной категории

В современной России особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей, гражданского патриотизма. Во все времена выдающиеся реформаторы России, задумываясь о переустройстве общества и государства, неизменно обращали свои взоры к молодому поколению. Они понимали, что успех задуманного во многом будет зависеть от подготовки преданных делу, патриотически настроенных людей. Необходимость работы по патриотическому воспитанию школьников и в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения.

Из выступления В. А. Садовничего, ректора МГУ им. М. В. Ломоносова, на X Съезде Российского союза ректоров «…не менее важным является изучение отечественной истории, как дисциплины, показывающей единый исторический путь народов нашей страны, являющейся прочной основой патриотического воспитания…» следует обратить внимание на изучение истории, как фактора патриотического воспитания.

В начале XXI  века в России разработана Концепция «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и принята соответствующая государственная программа,  в которой определены цель и соответствующие направления ее реализации. Для этого предполагалось использовать и различные педагогические ресурсы, в том числе и национально-региональный компонент общего образования, целью которого является не только познание школьниками социально – территориальных и национальных особенностей своего окружения, но и развитие их позитивного отношения к своей «малой родине», а через него и отношения к России в целом, формирование «открытой, вариативной, духовно и культурно насыщенной, диалогической, толерантной, обеспечивающей становление подлинной гражданственности и патриотизма» ценностной системы.

Патриотизм – это (греч. patris — родина, отечество), социально-политический, и нравственные  принцип, выражающий чувство любви к родине, заботу о её интересах и готовность к её защите от врагов. Патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, в уважении к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям. Чувство патриотизма, выражаемое, прежде всего в привязанности к родным местам, так называемой «Малой Родине», привычному укладу жизни, известно уже с древности, можем сказать, что патриотизм есть глубокое осознание своей неразрывности с Отечеством не только в его историческом, культурном и территориальном аспекте, но и в нераздельной сопричастности с его природой. [3, 124]

Интегрированный курс «Окружающий мир», включающий в себя обществознание, является базой для использования  на уроках окружающего мира национально-регионального компонента, краеведческого принципа  и возможности воспитания гражданственности и патриотизма.

Младшие школьники по своим возрастным особенностям наиболее восприимчивы к воспитательным влияниям, в том числе и с целью развития патриотических качеств.

Проблемой изучения родного края, воспитания личности, знающей и любящей свою Родину, занимались в середине XX века—начале  XXI  в. такие ученые как Александров А.И.,  Виноградов Н. Б., Алеврас Н.Н., Гитис М.С., Дерягин  В.В., Корецкая Т.Л.

Исходя из определения темы исследования: «Воспитание патриотизма у младших школьников на уроках окружающего мира с элементами национально-регионального компонента», нами были  определены задачи:

1) Изучить и проанализировать научную литературу по проблеме исследования

2) На основе анализа научной литературы сделать выводы;

3) Выявить особенности использования национально- регионального компонента на уроках окружающего мира;

4) Выявить роль воспитания патриотизма на младших школьников с помощью национально-регионального компонента.

При исследовании вопроса использовались следующие методы теоретического исследования:

  • анализ изученной литературы;
  • систематизация материала;
  • обобщение материала исследования.

Национально – региональный компонент обеспечивает особые потребности и интересы каждого субъекта Российской Федерации, и индивидуальный характер развития учащихся. При этом включение регионального компонента в содержание образования обусловлено рядом объективных причин, среди которых можно выделить новый подход к процессу обучения, гуманизацию образования, ориентацию на личность  обучаемого, формирование человека, гармонично включенного в местные культурные традиции.

В базисном учебном плане Челябинской области отмечено, что НРК не выделяется в качестве самостоятельных учебных предметов, его содержание органично вплетено в учебные программы.

НРК ориентирован на достижение человечеством уровня культуры, многообразие историко-культурного наследия, на изучение прошлого края, на потребности и запросы порастающего поколения.

Использование различных форм и методов реализации национально- регионального компонента позволяет учителям достичь высоких результатов при изучении истории родного края.

Материалы НРК содержат задания, которые повышают интерес к учебному предмету, прочно закрепляют знания, воспитывают любовь к своей Родине.

Реализация НРК в начальной школе должна осуществляться на основе принципа толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава Российского общества.

Многонациональность Российской Федерации выступает как фактор воспитания у подрастающего поколения чувства уважения к другим народам, любви к Родине.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям.

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На социальном уровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.

Технология патриотического воспитания должна быть направлена на создание условий национального возрождения России как великой державы.

Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста- это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитания патриотических чувств, формирование умений и навыков поведения, развития потребности вдеятельности на общую пользу

Задачами патриотического воспитания младших школьников являются:

  • формирование знаний о России, о родном крае;
  • формирование чувства гордости за свою Родину;
  • воспитание интереса к окружающему миру;
  • включение детей в практическую деятельность, где они могу реализовать полученные знания.

Основная задача образовательных учреждений – формирование у школьников образа края – привлекательного и интересного. Потому, преподавание ведется через блоки национально-регионального компонента в каждом предмете, расширяя точку зрения постепенно: от родного дома к ближайшей округе и в целом краю.

Работа, направленная  на изучение родного края и воспитания любви к нему, раскрывает учащимся младших классов  связи «Малой Родины» со всей страной, почувствовать причастность истории каждого села, семьи частью и жизнью России. Это помогает детям глубже уяснить сущность важных юридических норм, включенных в Конституцию страны: обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; обязанность сохранять природу, окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. [2, 44; 1; 58]

Важнейшими критериями эффективности педагогического обеспечения регионального компонента являются характеристики образа выпускника первой школьной ступени, владеющего знаниями о родном крае, умеющего пользоваться этими знаниями в повседневной жизни, имеющего целостное представление о картине окружающего мира, обладающего чувством патриотизма, испытывающего желание преобразовывать окружающий мир в пределах малой родины.

Главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание своей Малой Родины.

Этот принцип можно реализовать в курсе «Окружающий мир» (исторический блок). История учит многому, прежде всего любви к Отечеству и своему  родному краю.

Важно воспитывать у младших школьников уважение к историческому  прошлому своего народа, бережное отношение к народной памяти, национально- культурным традициям.

Воспитать патриота своей Родины – ответственная и сложная задача, решение которой в школе только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.

Однако не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то начало процесса воспитания патриотизма можно считать успешным.

Возможно, что благодаря урокам с НРК, мероприятиям, реализованным в условиях школы, школьники, ставшими взрослыми, в зависимости от сферы своей деятельности и социального статуса, постараются сделать все лично от себя зависящее для сохранения природных ресурсов, исторических памятников России.

И, если ребенок с детства будет бережно относится к своим национальным символам, то с большей уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.

Воспитательная работа на уроках даст заметные результаты, если она будет частью всей работы школы по патриотическому воспитанию детей; если она по содержанию и по методам реализации будет усложняться от класса к классу.

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации, 2010 – 32 с.
  2. Нездемковская Г., Воспитание патриотизма у детей и молодежи на народных

традициях [Текст] / Г. Нездемковская// Воспитательная работа в школе. – 2009. - № 5. – С. 35-48.  

  1. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».1-4 классы [Текст]: пособие для общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 223 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская деятельность младших школьников на уроке Окружающего мира в 3 классе

Представляю урок Окружающего мира в 3 классе «Невидимая сеть и невидимая пирамида» (Экологическое равновесие), на котором организуется учебно-исследовательская деятельность младших школьников.Он...

Научная работа на тему :"Пути развития самостоятельности младших школьников на уроках окружающего мира"

Значение самостоятельной работы для активизации познавательной деятельности младших школьников.Самостоятельная работа учащихся на уроках окружающего мира,её типы и характеры.Карточки для опроса домашн...

Научная статья по материалам курсового исследования по теме: "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"

Научная статья  по материалам курсового исследования по теме: "НАГЛЯДНЫЕ МЕТОДЫ КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ"...

Статья:Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках окружающего мира.

Актуальность проблемы развития исследовательских умений младших школьников обусловлена следующими положениями: направленность современного образования на формирование личности, обладающей такими качес...

Статья Педагогические условия личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках окружающего мира

Одним из основных мерил оценивания успехов ребенка в практике современного школьного образования остается успеваемость. Успеваемость на начальном этапе обучения определяет дальнейшую успешность ученик...

Статья по теме "Развитие логического мышления младших школьников на уроках окружающего мира"

В статье освещается психолого-педагогический аспект проблем развития логического мышления учащихся начальных классов. Говорится о влиянии уроков окружающего мира на развитие логического мышления младш...

Статья на тему: «Метод наблюдения как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира в условиях инклюзивной образовательной среды»

В начальной школе ученик должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования....