ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ НА ТЕМУ: «Приемы преодоления неуспешности учащихся в овладении литературным чтением»
методическая разработка на тему

Окунь Ирина Николаевна

Творческий отчёт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskiy_otchet_okun_irina_nikolaevna.doc476 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО

ОКРУГА – ЮГРЫ «НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

САНАТОРНАЯ ШКОЛА»

ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЁТ НА ТЕМУ:
«Приемы преодоления неуспешности учащихся в овладении литературным чтением»

Учитель начальных классов

Окунь  Ирина Николаевна.

НИЖНЕВАРТОВСК  

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Актуальность проблемы………………………………….2

2. Из опыта работы…………………………………………..3

3. Количественный и качественный анализ работы……….7

4. Заключение. Вывод………………………………………24

5. Библиография……………………………………………..25

6. Дидактические материалы……………………………….26

7. Приложение……………………………………………….27

Тема: «Приемы преодоления неуспешности учащихся в овладении литературным чтением»

Литература - призвана не только отражать то, что происходит вокруг.           Её задача - значительнее. Она должна научить читателя воображать, предвидеть и создавать

М. Горький

Цель: подобрать и использовать приемы по преодолению неуспешности учащихся в овладении литературным чтением.

Задачи:

  • Развивать интерес учащихся к литературному чтению через содержание литературного чтения, используя новые приемы и способы.
  • Развивать творческие способности, а так же познавательные процессы: внимание, память, воображение, мышление.
  • Активизировать и расширять словарный запас и творческое воображение.
  • Воспитание познавательного интереса.

Необходимые условия для реализации:

  • Подбор приема по преодолению учащимися неуспешности в овладении литературным чтением.
  • Использование нетрадиционных методов учебной деятельности.
  • Наличие ИКТ.

Наличие творческого материала.

Актуальность проблемы

В решении главной задачи школы — формировании образованной, культурной личности — трудно переоценить значение предмета «Литература» («Литературное чтение» в начальных классах), поскольку содержание этого курса — изучение детьми художественных произведений, а цель его — восприятие и освоение учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей, содержащихся в художественном тексте. Особенно важен этот предмет в деле общего развития ребёнка, поскольку, являясь видом искусства, литература предоставляет колоссальные возможности для «развития ума, воли и чувств ученика», как определял цели развития Л. В. Занков, создатель дидактической системы развивающего обучения.

 «Литературного чтения» в начальной школе. Легко поддаться соблазну измерить восприятие детьми художественных произведений «скоростью чтения», ведь скорость — это чёткий показатель, он так легко и просто выводится. Но ведь беглое — значит быстрое, а для того чтобы глубоко воспринять художественный текст, чтобы прочувствовать и освоить его, надо читать медленно и вдумчиво.

Актуальность данной темы определяется возможностью учета индивидуальных особенностей ученика для достижения эффективности учебной деятельности, а так же совершенствования индивидуализации процесса обучения.

Из опыта работы

Литературное чтение – это литературное развитие младших школьников в процессе обучения. Это введение детей в мир отечественной и зарубежной детской литературы, обогащение читательского опыта ребёнка, помощь в становлении самостоятельного читателя.

Я организую и направляю читательскую деятельность учащихся как человек, который уже проанализировал произведение, знает методику и технологию анализа текста, но понимает, что он такой же читатель, как и его ученики, которые имеют право на собственную интерпретацию текста.

В учебниках литературного чтения для начальных классов изложены необходимые учащимся начальные знания об особенностях художественного текста, даны аналитические и творческие задания к произведениям, направленные на формирование читательских навыков, постепенно и с учетом возрастных особенностей детей ввожу литературоведческие понятия.

Основной методический путь формирования навыков анализа — вдумчивое чтение и перечитывание текста с остановкой на «трудных» словах. Главная работа на уроке ведётся вокруг непонятного, «странного» слова, идёт через осознание необходимости именно этого слова в тексте, его смысловой нагрузки, эмоциональной силы, его важности для автора и заканчивается любованием словом. Перечитывание текста — непременный и очень важный технологический приём работы над художественным произведением, отражающий особенности его восприятия читателем. «Строго говоря, первым прочтением является второе, потому что тогда читатель соотносит каждый эпизод с целым».

В начальной школе необходимо научить детей приёмам работы с художественным текстом, сформировать первоначальные навыки его анализа, на практическом уровне, без введения сложного понятийного аппарата заложить основы читательской грамотности. Размышляя, почему именно так действуют герои произведения, оценивая их поступки, сопоставляя со своими представлениями, своим жизненным опытом, дети учатся при анализе художественного текста самостоятельно извлекать из него нравственные уроки.

Читательское развитие учащихся напрямую связано с их общим развитием, поскольку читательская работа состоит в том, чтобы «думать, чувствовать, догадываться, воображать» (С. Я. Маршак). В процессе этой деятельности происходит формирование основных читательских умений, первостепенными из которых являются:

· умение представить картину, нарисованную автором;

· умение сопереживать героям произведения;

· умение понять авторскую мысль.

Развитие ученика-читателя идёт путём усложнения читательской деятельности: от обучающего анализа, через анализ текста «по образцу» до самостоятельного анализа незнакомого художественного текста и даже создания собственного.

Понимая, что процесс перехода от обучения грамоте к полноценному чтению художественного текста для ребёнка очень сложен, что не каждый ребёнок, начинающий работать с учебником, умеет хорошо читать.

А ребенок не читает по нескольким причинам:

  1. Он обладает малой скоростью мыслительных процессов;
  2. Его заставляют «Читать!»;
  3. Его чтение оценивают отметкой.

Он беспомощен перед проблемой самостоятельного обучения чтению.

Я изучаю возможности и проблемы каждого ученика и стараюсь ему помочь. В 2004 году я приступила к работе в классе коррекционного обучения по списку в классе было 15 человек, все учащиеся имели определенные хронические заболевания, которые не позволяли учится в обычных классах. К ним требовался особый и тщательный подход. Изучив вместе с психологом и логопедом особенности данных детей, я пришла к выводу, что к каждому ученику необходимо подобрать определенные приемы и методы, которые помогли бы детям успешно усвоить программу начальной школы. На основании этого поставила перед собой задачи:

  • закреплять интерес с которым дети пришли в школу;
  • развивать интерес к литературному чтению
  • направлять сложившийся интерес

Все это позволило построить работу по литературному чтению так, что необходимая коррекция дала хорошие и отличные результаты в работе. Убеждена, что знания должны приходить к ученику в процессе активного наблюдения, сравнения различных явлений и факторов широкого обобщения, и приходить они должны в виде логических выводов.  Вооружая учащихся знаниями, стараюсь активизировать их познавательную деятельность и повысить их интерес к литературному чтению, на каждом уроке и на каждом его этапе. Использую для этого следующие виды уроков:

  • урок сказка;
  • урок праздник:
  • урок смотр;
  • урок экскурсия;
  • урок игра соревнования;
  • урок зачет;
  • урок театр;
  • урок викторина;

Такие уроки развивают речь, мышление, воображение, память, активизируют внимание и интерес к предмету, формируют творческую фантазию. Большое значение уделяю игровым моментам на уроке, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение. Это стихи, сказки, игры, шутки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, кроссворды, тексты поучалки викторины, интересные упражнения, а так же использование ИКТ.

Они оживляют урок помогают раскрыть тему готовят детей к восприятию того или иного материала. Стимулирую самостоятельность и активность учащихся на уроке особенно обращаю внимание на активный и самостоятельный поиск. Главное в этой технологии не сообщаю информацию, а передаю способы работы. Часто использую работу в парах сменного и постоянного состава, а так же работу в группах. Знания усвоенные детьми на таком уроке прочнее потому, что познание становится, еще и инструментом саморазвития. Здесь важен и результат творческого поиска, и сам процесс, когда ученик и учитель вмести открывают новые знания. Учитель создает алгоритм действия, а ученик сам выбирает путь и способ познания, решения задачи в соответствие со своим мировоззрением, типом мышления. Использую проблемные ситуации, требующие преодоления препятствий анализа трудностей. Для ликвидации существующих недостатков я в процессе своей работы начиная с первого класса включаю мнемические приемы, метод антиципации, и прием «Взаимодействие с родителями», а так же часто пользуюсь приемами инсценирования рассказов, чтения басен по ролям, изготовление диафильмов и их озвучивание.

Количественный и качественный анализ работы

У моих учащихся практически отпадает проблема неуспеваемости в литературном чтении, что способствует их участию в большинстве школьных мероприятий. Часто они являются ведущими, что показывает их умение выразительно читать и получать от этого удовольствие.  

В прошлом году в моем классе при 100% успеваемости, качество знаний  составляет 50%. Мои выпускники сейчас учатся  в среднем и в старшем звене в классах общеобразовательного вида и по всем предметам успевают.

  1. Уровень читательской самостоятельности младших школьников.

  1. Преодоление неуспешность в овладении литературным чтением.

  1. Развитие речевой деятельности.

  1. Правильность чтения.

  1. Беглость чтения.

  1. Выразительность чтения.

  1. Сознательность чтения.

Мнемический прием.

 Условия развития образной памяти на уроках литературного чтения в младшем школьном возрасте

Когда ребенок приходит в первый класс, одной из самых сложных задач для него является овладение быстрым, выразительным чтением. Сначала дети учатся читать, осваивая азбуку, затем отрабатывают технику чтения. Именно на уроках чтения дети сталкиваются наиболее часто с текстом и со стихами. И, на мой взгляд, именно по этой причине уроки чтения наиболее всего подходят для развития образной памяти, умения работать с текстом и обучения мнемическим приемам. Кроме того, живое слово русской поэзии и художественной литературы позволит осуществить данный процесс легко, непринужденно и уроки литературы станут не только более интересными, но и более полезными, так как развитие образной памяти и обучение правильной работе с текстом очень пригодится в дальнейшем. Фрэнсиса  Бэкона,  говорил: “Одни книги мы вкушаем, другие проглатываем и лишь очень немногие дегустируем и усваиваем”. Исследования, проведенные в институте Карнеги – Мелиона показали, что разница в школьных успехах учеников зависит не столько от показателя их IQ, сколько от стратегии обучения. Манера прочтения существенно влияет на то, какая доля материала будет усвоена. Именно поэтому так важны педагогика и искусство преподавания. Переход от теории к практике и освоение на опыте полученных знаний делает обучение более эффективным. Я рекомендую  вместе с учениками поразмышлять над фактами и данными и понять их суть, вместо того, чтобы их аккумулировать, что будет гораздо лучше. Современные исследования показали, что гипотеза о том, что понимание служит одной из основ обучения и памяти абсолютно верна. Без понимания смысла информации трудно ее запомнить. И для того, чтобы дети лучше запоминали текст, необходимо пробуждать их ум к динамической деятельности:

1. Задавать им вопросы.

2. Упорядочить то, что почерпнули из чтения.

3. Делать пуазы для размышления об основных идеях и творчески пересматривать содержание.

4. Комментировать прочитанный текст, мысленно дополнять его и развивать применительно к личным интересам детей, лучше сразу же после чтения.

Я считаю, что культура основана на аккумулятивном процессе обучения. Встречая что-то новое, человек записывает его в совокупность того, что известно. Зубрежка эффективна лишь на короткий срок, но она не выдерживает испытания временем. Лучшие ученики занимаются регулярно и углубленно. Они оставляют время для фиксации в памяти информации. На мой взгляд, для того, чтобы дети лучше запоминали материал уже на уроке, надо прежде всего добиться концентрации внимания, устраняя отвлекающие факторы и помехи. На уроках литературы я часто использую пересказ текста, поэтому, при обучении детей мнемическим приемам, предлагаю следующие способы запоминания текстов.

I. Чтение с ответами на вопросы (Что? Где? Когда?)

Это очень простой метод, который помогает улавливать основные идеи всякого рода текстов, а также фильмов, пьес и так далее. Чтобы чтение сделать эффективным, попробуйте ответить на шесть простых вопросов: кто делает, что, когда, почему, где и как? При использовании этого метода не ускользает не один аспект какого-либо события, явления, описанного в тексте.

II. Способ “Просмотр”

Этот способ применяется для быстрого развития способностей к учебе. Он противодействует забыванию, и, заостряя внимание обучаемого на сути, позволяет сразу выделить основные идеи и при повторном просмотре текста уже держать в уме его структурную композицию. Алгоритм запоминания:

  1. Бегло ознакомиться

2. Задавать вопросы

3. Делать отметки при чтении

4. Пересказать своими словами

5. Просмотреть повторно

III. Способ “Суммирование”:

1. Игнорируйте маловажную информацию (детям необходимо объяснять, какая информация является маловажной).

2. Пересказывайте текст своими словами.

3. Выбирайте предложение, в котором содержится основная мысль (или составьте его самостоятельно).

4. Объединяйте отдельные части текста в единое целое.

    IV.Осмысленное чтение:

1. В общих чертах перескажите содержание.

2. Возвращайтесь к неясным местам после прочтения текста и перечитывайте их.

3. Извлекайте из памяти информацию, дополняющую текст (личные ассоциации с другим материалом).

4. Достигайте полного понимания (задавайте вопросы, справляйтесь в словарях, обсуждайте с другими людьми основные мысли произведения с целью прояснить все темные места).

V. Активное восприятие:

1. Читайте текст активно (не бездумно).

2. Пробуйте задавать себе вопросы до, во время и после чтения.

3. Постоянно рисуйте в уме картины, отражающие содержание текста. Задавайте себе вопросы для вовлечения в процесс восприятия эмоций и интеллекта.

4. Подумайте над наиболее интересными местами и сделайте внутренние комментарии к ним, которые потом пригодятся при вспоминании.

VI. Формула ОВОД:

1. Основные мысли.

Прочитайте текст с целью восприятия основных мыслей в их взаимосвязи. Если необходимо, подчеркните основные мысли или выпишите их.

2. Внимательное чтение.

Прочитайте текст очень внимательно, но на этот раз в обратном порядке. Проверьте, правильно ли вы связали главные мысли с вторичными. Повторите по памяти текст как можно подробнее.

3. Обзор.

Бегло просмотрите текст еще раз, но в обратном порядке. Задайте вопросы по существующим пунктам.

4. Наводка.

Вспомните самое существенное, повторив по памяти текст для самого себя или лучше для кого-нибудь другого. Постарайтесь свести до минимума число повторных чтений, а еще лучше – постарайтесь вспомнить текст.

VII. Использование мысленных образов (новый подход при чтении). Способ  “Кинокамера”.

Используя воображение, особенно зрительное, можно четко представлять себе то, о чем читаете. Связывая возникающие образы в цепь и добавляя свои комментарии можно значительно облегчить вспоминание прочитанного.

Суть способа:

Начните с образов, прямо обрисованных в тексте, чтобы потом перейти к передаваемым ими идеям. К смыслу – от формы к содержанию. Для облегчения можно вообразить себя кинокамерой, снимающей на пленку все в виде зрительных образов.

1. Воплощайте текст в мысленные образы по мере его прочтения. Точнее фиксируйте в уме конкретные ситуации, эмоции и настроение, которые они вызывают.

2. Обращайте внимание на последовательность возникающих при чтении картин, их сцепление между собой. Зримо воспроизведите их в уме в том порядке, в котором они появляются в тексте. Думайте об идеях, которые они иллюстрируют.

3. Организуйте идеи в целостную структуру, исходя из последовательности образов. Каждый несет в себе одну или несколько идей. Чтобы извлечь воплощенную в образе идею, достаточно сформулировать ее одной фразой (например, название отрывка). Исследуйте переходы от одних идей к другим.

   На уроках литературного чтения очень часто ученикам предлагается выучить какое-либо стихотворение. Традиционный способ заучивания стихотворений – заучивание каждого четверостишия по отдельности, а потом соединение их в единое целое. Но, в таком случае, ученик, рассказывая стихотворение, “запинается” между четверостишиями и не может рассказать его в целом, без запинок. Запомнить стихи будет гораздо легче, если вместо текста запоминать мысленные образы, так как стихи построены из образов и метафор, способствующих активации воображения. Предлагает следующие способы запоминания стихотворений:

   

I.Способ “Фотоаппарат”:

1. Прочитайте стихотворение.

2. Переводите текст в образную форму:

а). Прочитайте вслух первую строку стихотворения, концентрируя внимание на содержащихся в ней образах.

б). Закройте глаза и попробуйте зримо представить смысл этой фразы в уме. Если возможно, вовлекайте наряду со зрением и другие чувства.

в). Перейдите к следующей строфе и сделайте то же самое. Поступайте так со всеми строфами.

г). Ясно представьте себе картину образов, содержащихся в стихотворении. Проверьте, так ли это, читая стихотворение вслух, без остановки.

д). Попробуйте воссоздать стихотворение, отталкиваясь от мысленных образов. Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести образы, которые вам запомнились, опишите их словами, приходящими на ум.

е). Проверти себя, перечитывая стихотворение вслух. Если надо, подправьте образы, перечитывая стихотворение очень внимательно. Исправьте также последовательность, в которой у вас эти образы возникают.

ж). Вслушивайтесь в звучание слов. Обращайте внимание на ритм и рифмы.

 3. Расскажите другу или родственнику о стихотворении; сначала опишите и охарактеризуйте стихи, а потом поделитесь впечатлениями от самого текста.

Можно предложить детям и другой способ запоминания стихов:

II. Способ “Повторение”:

1. Повторяйте каждую фразу не более двух-трех раз. После длительного перерыва вновь повторите ее два-три раза.

2. Если стихотворение большое – заучите примерно половину, а потом – все остальное.

3. Если стих маленький, то лучше всего постараться запомнить его целиком.

Рекомендую использовать такие основные способы запоминания, как:

I.Способ “Планирование”.

Создание плана – одно из необходимых условий для успешного заполнения текста. И здесь тоже существуют определённые правила:

1. Текст должен быть хорошо прочувствован и ясно осмыслен.

2. Нельзя перегружать план второстепенными деталями, но необходимо более подробно представить в плане то, что запоминается хуже всего.

3. В плане обязательно должна быть выражена главная мысль и основные идеи текста.

При составлении с детьми плана прочитанного произведения, прежде всего, показываю детям, что всякое произведение имеет логическую последовательность изложения. Это важно и для понимания читаемого и для успешного запоминания. Но ребенок должен уметь правильно составить план, и это нужно достигать с помощью ряда соответствующих упражнений. Я предъявляют следующие требования к текстам для подбора  таких упражнений:

  1. Тексты должны иметь  совершенно ясную и  простую структуру.

2. Изложение событий в тексте должно иметь чёткую логичную последовательность, так как  детям трудно составить план по многим лирическим стихотворениям, к рассказу или статье, где дается недостаточно четкое описание, где изложение событий идет не в простой последовательности. Отобрав подходящий текст, мы можем перейти к обучению ребенка правильно составлять план.

 По мнению данных методистов, следует смотивировать учащихся на выполнение упражнений по составлению плана не только на уроке, но и дома, при приготовлении домашнего задания, сконцентрировав внимание учащихся на том, что правильно составленный план поможет им быстрее, легче и эффективнее запоминать и понимать необходимую информацию. Они считают, что учащимся полезно предложить ряд следующих упражнений:

1. Придумывание заголовков к каждой части и картине текста (выполняя это упражнение, ребенок создает зрительный образ данной части текста, находит основную мысль и на данной основе озаглавливает отрывок текста).

2. Нахождение в тексте частей по данным заголовкам (ребенок запоминает заголовки и находит в тексте предложения, соответствующие теме заголовка, выстраивая содержимое данной части текста в логическую цепочку, что облегчает запоминание).

3. Устное рисование картинок к частям рассказа (это упражнение позволяет создать зрительный образ и рассказать о том, что было представлено, способствует развитию образной памяти и воображения).

4. Расположение картинок к тексту в правильном порядке, в соответствии с последовательностью изложения (учащийся поступает по принципу киноленты – кадр за кадром). Можно разделить детей на группы и предложить каждой группе нарисовать на память к определенной части текста с соответствующей последовательностью.

Очень важно учить детей выделить существенную информацию и отбрасывать ненужную. В частности, при работе с картинками к тексту (устно) необходимо подвести детей к определенному количеству картинок, отражающих существенные детали текста, к правильному их отнесению к тому или иному отрывку, а работу над умением правильно составлять план и выделять существенную информацию следует начинать с первого класса, когда дети переходят от букваря к книге для чтения и начинают читать простые связные тексты. Считаю, что необходимо как можно раньше дать понять детям, что в любом рассказе есть своя последовательность, которая должна сохраниться при запоминании. Нельзя пересказывать текст с конца, получится бессмыслица, и не следует пропускать существенное. Для этого предлагается использовать такой прием: пересказать какой-либо рассказ с конца или пропустить главное. На первом этапе обучения составлению плана предлагается давать карточки с деформированным текстом (можно написать такой текст на доске),  попросить учеников разделить текст по картинкам, озаглавить картинки (или группы картинок), подобрать части текста к данным заголовкам. Предлагаю перед самостоятельной работой детей над текстом провести с ними такую работу самостоятельно два-три раза с целью выявления и предотвращения ошибок. Прекрасным средством для закрепления у детей понятия о существенных частях текста и умения выделять части прочитанного является картинный план, при составлении которого,  намечая картинку, ученик ясно представляет её содержание; для этого учитель требует подробного ее описания. Нередко случается, что ученик, рассказывая содержание воображение картинки, “рисуют” в ней сразу несколько сюжетов, поэтому методисты советуют сказать детям, что картинки, в отличии от кино, могут изображать только один момент развития событий. Составление картинного плана к стихотворению очень эффективно при работе по развитию образной памяти, так как художественное восприятие становится намного ярче. Представляя себе картину, ребенок облекает в живые образы и содержание, и формальную сторону художественной речи.

II. Пересказ своими словами.

Очень важно научить детей пересказу своими словами и особенно творческому пересказу. Пересказывая своими словами, ребенок учится не только правильно говорить, но и тренирует свою образную память. Лучше всего начинать обучение пересказу своими словами с первого класса. Эффективным видом работы является пересказ от первого или третьего лица (творческий пересказ). Он является более  сложным, но и более интересным, развивает образную память, воображение и является средством передачи описанных в рассказе событий от имени одного из действующих лиц.

III. Говоря о развитии образной памяти, не следует забывать и о самом первом, букварном, периоде обучения на уроках чтения. Практика показала, что часто трудности чтения и письма у детей связана с плохим запоминанием букв.

Предлагаю специальные задания, способствующие запоминанию букв, которые можно использовать на уроках чтения:

1. Задания на восстановление буквы или букв по данным элементам. Можно использовать полубуквы, или отдельные элементы букв. Так, по овалу – О – дети могут сначала составить буквы а, о, позже к ним добавятся в, б, д, ю, наконец ф. Задания могут быть усложнены за счет введения дополнительных условий. Например, назвать буквы, обозначающие гласные или согласные (звонкие, глухие) звуки, в которые входит элемент (...). В этом случае ученики, перебирая в голове буквы алфавита, которые они изучили, осуществляют их синтез по данному элементу и одновременно анализируют в соответствии с дополнительным условием. В качестве помощи при составлении букв, сделанных из картона.

2. Задания на вычленение букв из других букв или рисунков. Например, какие буквы спрятались в буквах Б и Ж, какие буквы спрятались в рисунке.

3. Выкладывание букв пластилином на бумажной основе; конструирование букв из картонных элементов, из проволоки.

4. Укладывание букв на ощупь (например, букв из магнитной азбуки).

5. Работа с алфавитом. Алфавит напечатан или выписан в виде табличек с различным количеством строк и букв в строке:

а б в г д е ё ж

з и й к л м н о

п р с т у ф х ц

ч ш щ ъ ы ь э ю я

а б в г д е ё

ж з и й к л м

н о п р с т у

ф х ц ч ш щ ъ

ы ь э ю я

а б в г д

е ё ж з и

й к л м н

о п р с т

у ф х ц ч

ш щ ъ ы ь

э ю я

Замеряется скорость называния учеником букв выборочно по строчкам; затем и по столбцам.

6. Привлечение для работы с изучаемым звуком близкого детям словаря: слышится ли этот звук в их именах, фамилиях, в названиях улиц, где они живут, в номере их дома, этажа, квартиры.

7. Использование игр “Умный телефон”, “Азбука” и другие.

8. Диктанты букв или слогов.

Таким образом, организуя деятельность учащихся на уроке чтения, я получает возможность не только сделать урок интересным, но и оказать существенную помощь в учебе.

Мнемические приемы, правильно использованные учащимися, помогают существенно сократить время приготовления домашних заданий, но только тогда, когда будут созданы хорошие условия для запоминания.

 Я в данном вопросе придерживаюсь принципа природосообразности, то есть   для того, чтобы создать хорошие условия для запоминания, надо вспомнить о человеческой природе: действовать добровольно человека толкает совокупность поощрений и вознаграждений – ведь любые предпринимаемые действия требуют усилий. Работа или обучение кажутся легкими, если работать или учиться приятно. Это относится и к работе механизма памяти. В основе всякого усилия памяти лежит потребность или интерес, которые создают мотивацию, необходимую для привлечения внимания и для концентрации его на том, что нужно запомнить. Концентрация внимания поддерживается самим вниманием и без нее никак нельзя гарантировать сохранение следов в памяти. Степень этой концентрации играет важную роль в процессе запоминания. При этом очень важна еще и умственная работа. Последним условием правильного функционирования памяти является достаточная структурная организация запоминаемого. Таким образом, механизм функционирования памяти в правильном направлении можно представить в виде цепочки последовательных условий для эффективного запоминания:

Потребность – мотивация – внимание (или интерес)- концентрация – организация.

Принцип смысловой оценки и практическое применение информации имеют решающее значение для памяти в любом возрасте и в любом контексте. Дети испытывают множество затруднений, вызываемыми как внешними, так и внутренними причинами. Я привожу лишь некоторые из них:  

1. Более короткий, чем обычно, период концентрации внимания.

2. Рассеянность.

3. Поглощенность другим делом.

4. Неспособность к анализу информации.

5. Возникновение отвлекающих факторов или отклонение от темы.

6. Неспособность к спонтанной организации мыслительного процесса.

7. Пассивность – неспособность помогать памяти мнемическими приемами.

8. Затруднения при создании мысленных образов.

9. Затруднения при формировании ассоциаций, относящихся к информации, которую необходимо запомнить.

10. Неумение точно оценить для себя значение воспринимаемой информации.

11. Спешка.

12. Беспокойство, озабоченность.

13. Давление обстоятельств на ребенка.

14. Прерывание запоминания.

15. Овладение эмоций (эйфория, возбуждение, депрессия).

16. Усталость, сонливость.

17. То, что надо запомнить, не имеет для ребенка значения и так далее.

Поэтому не следует в таких случаях требовать от ребенка слишком много. Можно только попытаться изменить ситуацию, то есть помочь  ребенку, создать условия для того, чтобы он расслабился, помочь сконцентрировать его внимание на материале. Дети могут испытывать трудности из-за личных проблем. Беспокойство и депрессия – это две основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте. Они целиком овладевают вниманием человека, не давая возможности сосредоточиться на чем-либо еще. В экстремальных эмоциональных ситуациях ум человека занят исключительно негативными мыслями и в нем не остается места для других мыслей, которые стимулировали бы работу памяти. Дети, находящиеся в подавленном состоянии, вспоминают и замечают лишь неприятные вещи. В результате, человек занимается самобичеванием, что приводит к блокировке памяти, так как неровное напряжение не способствует эффективной работе памяти. Страх перед забыванием – это тоже одна из главных причин сбоев в работе памяти, которая часто встречается во время ответа на уроке. Ученик боится того, что выученный текст или стихотворение “вылетит” у него из головы в самый неподходящий момент. Поэтому не стоит завышать планку и требовать от детей очень быстрого запоминания, иначе они начнут заниматься самобичеванием, и получится, скорее, отрицательный, а не положительный результат. Лучше провести на уроке физкультминутку, чем превратить его в нудное времяпрепровождение и для себя, и для школьников. Очень интересный прием расслабления использовала педагог Рухтаева И.Л. на уроках литературы. Она предлагала классу закрыть глаза, положить голову на руки, и составляла юмористические рассказы, героями которых являлись школьники. И, по моему мнению, этот прием будет иметь успех и в начальных классах, так как после подобного перерыва в работе повышается настроение и ребенок чувствует себя отдохнувшим и полным энергии. Другой прием предлагает Розов А.И., хорошо подходящий для расслабления в домашних условиях, пользованию которым, на мой взгляд, можно обучить детей. Он заключается в следующем:

1. Расположитесь так, как удобно.

2. Закройте глаза и начните медленно и глубоко дышать.

3. Представьте себе песчаный морской пляж.

4. Попытайтесь ощутить тепло песка.

5. Представьте себе волны, накатывающиеся на берег.

6. Добейтесь того, чтобы воображаемые волны подкатывались к берегу очень медленно.

7. Попытайтесь представить плеск воды.

Данный прием требует всего пять- десять секунд и является очень эффективным. Профессор Эткин по поводу расслабления говорил следующее: “Я открыл, что чем больше силюсь что-то вспомнить, тем больше нуждаюсь в расслаблении, а вовсе не в концентрации внимания, как это обычно думают. Вначале, конечно, необходимо сосредоточить внимание, но затем нужно расслабиться”. Не лучшим образом влияет на память физическое утомление, которое, как и стресс, вызывает сонливость. С замедлением реакции снижается способность к суждению. Физическое утомление ослабляет внимание. А если внимание не сосредоточено на нужном объекте, оно начинает распространяться на другие предметы. Таким образом, детали того, что нужно запомнить, в памяти фиксируются хуже. Поэтому пытаться запомнить что-либо, будучи усталым, не рекомендуется, так как мозг не сможет качественно записать информацию. Лучше всего, прежде чем запоминать что-либо, отдохнуть, и только потом приступать к занятиям. В связи с этим, следует сказать несколько слов и об условиях, в которых ребенок готовит домашние задания.

1. Дома не должно быть очень шумно, но и не должно быть абсолютной (“мертвой”) тишины.

2. следует отдыхать несколько минут после каждого выполненного задания.

3. Обстановка дома должна быть спокойной.

Метод антиципации, который я использую в своей работе.

В переводе с латинского «антиципация» (anticipatio) означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо. Термин «антиципация» был введен в психологию немецким ученым Вильгельмом Вундтом в 1880 г. Вундт под антиципацией понимал способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.

Антиципация – это способность (в самом широком смысле) действовать и принимать те или иные решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий

Сущность антиципации сводится к тому, что с ее помощью осуществляется такое отражение действительности, в результате которого в мозгу человека не только фиксируются и средствами речи оформляются состояние окружающей среды, значения тех или иных воздействий в момент непосредственного восприятия, но и просматриваются их динамика, тенденции развития, вероятные связи и отношения в предстоящем будущем. Таким образом, антиципация представляет собой «универсальный механизм психической организации человека», позволяющий в ответ на стимулы, действующие в настоящем, предугадывать или предвосхищать еще не наступившие события, используя накопленный в прошлом опыт.

В феномене антиципации связываются воедино сохранение прошлого, отражение настоящего и представление будущего. В этом смысле антиципация имеет универсальное значение для всех форм человеческой деятельности.

Антиципационным процессам принадлежит ведущая роль в регуляции деятельности человека. Именно антиципация обеспечивает формирование субъектом цели, планирование и программирование деятельности, принятие решения, осуществление контроля.

Процессы антиципации участвуют в воображении. Согласно гипотезе У. Найссера, образы воображения представляют собой планы сбора информации из потенциально доступного окружения, являются реалистическим предвосхищением будущего.

С процессами антиципации тесно связано мышление. Мыслительный процесс, есть искание и открытие существенно нового, которое осуществляется в форме прогнозирования. Прогноз искомого при этом рассматривается, как определяющая направление поиска неизвестного. На этом основании считается возможным говорить о единстве мышления и прогнозирования. Мышление – это прежде всего предвидение. Таким образом, антиципация, базирующаяся на «забегающей» вперед функции работе мозга, представляет собой проявление познавательной активности субъекта.

Чтение текста сопровождается прогностической активностью читателя, которая, соединяясь с его личным опытом, приводит к созданию в воображении целостной картины, собственной фабулы произведения.

Развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации и группе ключевых слов, признается важным моментом подготовительного этапа работы с произведением в технологии работы с текстом.

Среди приемов, способствующих формированию умения читать учебные тексты различного характера, содержащиеся в учебнике, особое внимание уделяет заданиям, развивающим механизм прогнозирования (антиципации): прогнозирование содержания текста по его названию, фамилии автора, эпиграфу; восстановление в тексте опущенных компонентов (словосочетаний, частей); составление предварительного плана текста до его чтения с учетом заголовка, характера текста (учебно-научный, художественный), предыдущего читательского опыта. Подобные задания, способствуют целенаправленному чтению материалов учебника, заставляют осмыслить его содержание более глубоко, приучают начинать процесс осмысления еще до чтения.

Процессы антиципации связан с проблемой формирования навыка чтения. С одной стороны, «чтение по догадке» является причиной искажений звукобуквенного состава слов при чтении; с другой стороны – умение быстро антиципировать буквы, буквосочетания, слова, фразы и даже целые смысловые единицы признается одной из основных предпосылок беглого, правильного и осознанного чтения.

Субъективизация процесса обучения литературному чтению в начальной школе предполагает использование антиципации на большинстве структурных этапов урока литературного чтения.

На этапе формулирования учащимися темы и цели урока дети, с той или иной степенью точности, предвосхищают и определяют автора произведения, предназначенного для изучения, название произведения, а затем формулируют тему и цель урока. Например, на уроке литературного чтения по ознакомлению с рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок» данный этап был проведен следующим образом. Фамилию автора дети определили самостоятельно, выделив ее из предложенного ряда по двум признакам одновременно: С. Есенин, Л. Толстой, Б. Заходер. Сопоставив фамилии, ребята сделали вывод, что на уроке они познакомятся с произведением Льва Толстого, так как, во-первых, это фамилия писателя, а остальные – фамилии поэтов; во-вторых, фамилия Толстой состоит из двух слогов, другие – из трех. Название произведения Льва Николаевича Толстого учащиеся определили, мысленно исключив повторяющиеся буквы из цепочки: ВПМДРЧЫДЖОМВКЧ («Прыжок»). Предопределение учащимися цели (образовательной) на рассматриваемом уроке происходило с помощью записанных на доске опорных фраз: 1) расширить знания о … и … … … …; 2) познакомиться с … … «…»; 3) учиться …, … читать … … «…», отвечать на … . Отталкиваясь от темы урока и пользуясь записью на доске, школьники сформулировали цель: «Расширить знания о жизни и творчестве Льва Николаевича Толстого; познакомиться с произведением Толстого «Прыжок»; учиться правильно, выразительно читать произведение Толстого «Прыжок», отвечать на вопросы». Участие ученика в формулировании темы и цели урока приводит к предопределению, пониманию и осознанию содержания и способов осуществления предстоящих действий, обеспечивает его «включенность» в учебную ситуацию, создает готовность к усвоению знаний, мобилизует умственную активность школьника, а также развивает интеллектуальные качества ребенка: связную, логичную, доказательную речь, различные виды мышления, внимание, память, наблюдательность и т.д. Обязательным элементом подготовительного этапа работы с произведением на уроке литературного чтения является словарная работа, которую тоже можно осуществлять на основе антиципации. На уроках литературного чтения, проводимых средствами субъективизации, учащиеся самостоятельно предопределяют незнакомые слова из нового произведения без его предварительного прочтения. Лексическое значение нового слова первоначально формулируют тоже младшие школьники, опираясь на имеющиеся представления, жизненный опыт, интуицию. Учителю принадлежит лишь уточняющая, корректирующая функция. Такой подход к проведению словарной работы на уроке литературного чтения делает ее более продуктивной, оживляет учебный процесс, усиливает развивающую направленность урока, повышает интерес детей к изучаемому предмету.

Важный момент подготовительного этапа, способствующий повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением – предопределение учащимися содержания произведения по его названию и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения произведения. Проверка правильности предположений детей тесно сливается с проверкой первичного восприятия, во время которой ученики не только высказывают впечатления о прослушанном произведении, коротко воспроизводят сюжет, но и проверяют свои прогнозы.

На развитие механизма прогнозирования, обеспечение осмысленности, осознанности чтения направлены такие виды заданий, как предопределение жанра и тематики произведения по фамилии автора и названию произведения, составление предварительного плана текста в виде вопросов до его прочтения с учетом характера заголовка, характера текста и др. Например, перед чтением басни И. А. Крылова «Мартышка и очки» я предлагаю детям составить и записать вопросы, на которые, по их мнению, можно найти ответ в тексте. После ознакомления с произведением учащимся предлагается отметить те вопросы, на которые был получен ответ. Общий перечень вопросов направил последующий анализ произведения: «Зачем мартышке очки? Что делала мартышка с очками? Почему Крылов выбрал в действующие лица именно это животное? Какой недостаток высмеивает автор в этой басне?» Использование данных приемов значительно повышает степень участия школьников в организации и проведении урока литературного чтения, активизирует речемыслительную деятельность учащихся, придает первичному ознакомлению с произведением и анализу текста целенаправленный характер.

На уроках литературного чтения, проводимых в русле данной методики, антиципация используется при организации творческой работы, при формулировании вида и содержания домашнего задания. Например, в заключительной части урока по произведению Л. Н. Толстого «Косточка», чтобы углубить понимание идейного содержания прочитанного рассказа, учащимся была предложена творческая работа, связанная с приблизительно такой же редкой ягодой на сегодня, какой была слива в северных районах России XIX века. Показав детям киви и рассказав об этой ягоде, я попросила школьников сформулировать задание для творческой работы, учитывая жанр и содержание прочитанного произведения, а также содержание только что услышанного рассказа о киви (составить короткий поучительный рассказ). На уроке по ознакомлению со стихотворениями А. С. Пушкина и К. Д. Бальмонта об осени дети самостоятельно сформулировали домашнее задание, учитывая тему урока, особенность нового литературного приема (олицетворения), с которым они познакомились на уроке и принимая во внимание то, что домашнее задание должно носить творческий характер – сочинить поэтические строки об осенней природе, используя олицетворение.

Таким образом, антиципация учащимися содержания и видов своей читательской деятельности существенно повышает осознанность и активность детей при работе с новым произведением, заинтересовывает их чтением, сочетает этот процесс с интенсивным речевым развитием учащихся и с развитием важнейших интеллектуальных качеств ребенка (мышления, внимания, памяти), поднимает ученика на принципиально иную позицию – позицию субъекта учебной деятельности, активно и осознанно участвующего в планировании, организации и проведении урока литературного чтения.

В своей работе я так же использую прием тесной связи с родителями. Даю им рекомендации по преодолению неспешности учащихся в овладении литературным чтением.

Рекомендации родителям:

Никогда не заставляйте детей читать только «полезные» книжки. Смиритесь с комиксами и используйте их. В дополнение к коротким текстам предложите придумать собственные варианты описания «картиночных» событий.

Если видите, что над книгой ребенок откровенно скучает, не заставляйте его дочитывать. Чтение должно ассоциироваться только с чувством удовольствия.

Не критикуйте «прохладное отношение» к чтению. У современных детей есть много других источников информации, отношения с которыми складываются успешнее. Критика только усугубит арьергардную позицию печатного слова.

Читайте сами. Пример чтения «про себя» может спровоцировать желание познать, что это за удовольствие.

Используйте «неоконченное действие». Читая вслух для ребенка, под благовидным предлогом прекратите чтение на «самом интересном» месте и предложите ему узнать «что дальше» самостоятельно. Когда «освободитесь», попросите ребенка рассказать, «чем же все закончилось». Ведь вам тоже было интересно.

Устройте своему ребенку «личную библиотеку». Необязательно закупать тонны детской литературы. Просто соберите все его книжки в одно место.

Когда возможности домашнего книгохранилища окажутся исчерпанными,
запишите ребенка в публичную библиотеку, обставив это как праздник.

В крайнем случае, если испытываете острый дефицит времени,
используйте детские аудиокниги и караоке. Конечно, это не полноценное чтение, но тоже может быть полезно. Например, билингвистические (записанные на двух языках) аудиокниги могут вызвать интерес к изучению иностранного языка.

Заключение. Вывод.

Выбранная мною тема актуальна, так как приемы преодоления неуспешности учащихся в овладении литературным чтением оказывают большую помощь ученикам в успешном обучении в среднем и старшем звене. Мои учащиеся успешно обучаются в среднем и старшем звене.

Убеждена, что правильно подобранные приемы преодоления неуспешности в овладении литературном чтении окажут существенное развитие образной памяти  и сделают дальнейшее обучение более эффективным.

Фрэнсис Бекон говорил: «Одни книги мы вкушаем, другие проглатываем и лишь не немногие дегустируем и усваиваем». Манера прочтения существенно влияет на то, какая доля материала будет усвоена. Именно поэтому, так важно педагогика и искусство преподавания.

Я считаю, что учитель должен помочь ребенку преодолеть неуспешность в овладении литературой и своим собственным выразительным чтением быть образцом для детей.

Я твердо убеждена, что школьное детство должно стать «золотой порой», а не утомительным скучным сидением за партой без огонька и вдохновения. Учеба это серьезный труд который дети у творческого учителя выполняют с радостью и вдохновением используя нужные и интересные приемы обучения. Сейчас взяв первый класс и работая с ним я пришла к выводу, что очень большое значение имеет оценка своих ответов и ответов своих одноклассников, так же я на каждом уроке стараюсь вводить предложенные методы, которые положительно влияют на развитие мыслительной деятельности моих учащихся и вызывают огромный интерес к литературному чтению.

В процессе своей работы я продолжаю заниматься самообразованием, изучать современные педагогические технологии. В дальнейшей своей работе я планирую изучить и применить  технологию модульного обучения.  

Библиография:

  1. Л.Зубкова « Игры с числами и словами» (С.-Пб.: Кристалл, 2001, с.194)
  2. В.Б. Эдигей « УВЛЕЧЕНИЕ ЧТЕНИЕМ» (М.: УЦ Перспектива, 1997, с.112)
  3. М.И. Оморокова « Совершенствование ЧТЕНИЯ младших школьников» (М.: Аркти, 2001, с.160)
  4. Газеты «Начальная школа»
  5. Т.П. Сальникова « Методика обучения чтению» (М.: ТЦ Сфера, 2001, с.240)
  6. Н.В. Нечаева « Как учить грамоте читающих и нечитающих детей» (М.: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, 1998, с.104)

Дидактические материалы:

  1. Г.Г. Мисаренко «Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе» (М.: Институт инноваций в образовании им. Л.В. Занкова ОНИКС, 2006, с.128)
  2. Л.И. Тикунова, Т.В. Игнатьева «Раздаточный материал по чтению» (М.: Дрофа, 2002, с.144)
  3. В.Б. Эдигей « УВЛЕЧЕНИЕ ЧТЕНИЕМ» (М.: УЦ Перспектива, 1997, с.112)
  4. О.Н. Крылова « Тесты по обучению грамоте» (М.: ЭКЗАМЕН, 2008, с.94)
  5. И.Сухин «Игры с буквами и словами на уроках чтения в школе и дома: Любимые сказки в кроссвордах, играх, загадках» (М.: АСТ-ПРЕСС, 2004, с.20)
  6. О.А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов» (Ростов-на-Дону: Феникс, 2004, с.192)
  7. О.В. Узорова, Е.А. Нефедова « Практическое пособие для обучения детей чтению» (М.: Аквариум, 1997, с.272)
  8. Газеты «Начальная школа»

                                                                                             Приложение 1.

Способы запоминания текстов

Название способа

Суть способа (как пользоваться)

1. Планирование

Текст должен быть ясно осмыслен.

Подели текст на части и назови каждую часть.

Постарайся в названии выразить главную мысль (не перегружай план второстепенными деталями!)

Постарайся уловить связь между главным и второстепенным в тексте.

Перескажи текст.

2.Сжатый пересказ

Внимательно прочитай текст и раскрой смысл названия текста.

Выдели в каждом абзаце слова и предложения, раскрывающие главную мысль.

Замени прямую речь и диалог косвенной речью.

Продумай последовательность текста.

3. “Кинокамера”

Прочитай текст внимательно, не пропуская ни малейшей детали.

Превращай текст в мысленные иллюстрации по мере его прочтения.

Обращай внимание на чувства, которые вызывают те или иные ситуации.

Следи за последовательностью мысленных “картинок” и представляй их в том порядке, в котором они идут в тексте.

Попытайся просмотреть мысленно сложившееся “кино” и перескажи текст.

4. “Суммирование”

Бегло ознакомься с текстом (читай только те части текста, в которых содержатся основные мысли).

Перескажи текст своими словами.

Выбери предложение, в котором содержится основная мысль всего текста (или составь его самостоятельно).

4. Объедини отдельные части текста в единое целое.

5. “Просмотр”

Быстро прочитай текст.

Ответь на вопросы, которые возникли у тебя при чтении.

Пометь карандашом основные мысли.

Перескажи текст своими словами.

Просмотри текст повторно.

6. “ОВОД”

Основные мысли (выпиши основные мысли).

Внимательное чтение (прочитай текст внимательно, но в обратном порядке и повтори как можно подробнее текст по памяти).

Обзор. Бегло просмотри текст ещё раз. Если возникли вопросы в процессе чтения - ответь на них.

Доводка. Вспомни всё самое существенное и расскажи о тексте кому-нибудь; перескажи текст, не повторяя его повторно.

7. “Что? Где? Когда?“

Определи количество героев или участников событий в тексте.

Ответь на вопросы: Кто делает Что? Когда? Почему? Где? Как?

Перескажи текст.

Приложение 2.

Способы запоминания стихов.

Название способа

Суть способа

1. Повторение

Повторяй каждую фразу не более 2-3 раз. Через 30 мин. вновь повтори её 2-3 раза.

Если стихотворение большое - заучи примерно половину, а потом - всё остальное.

Если стих маленький (не больше трёх четверостиший), то лучше всего постараться запомнить его целиком.

2. “Фотоаппарат”

Прочитай стихотворение.

Переводи текст в мысленные “иллюстрации” (прочитай вслух первую строфу стихотворения и представь то, о чём говорится в этой строфе). Точно также поступи и с другими строфами.

Ясно представь себе картину образов, содержащихся в стихотворении.

Попробуй рассказать стихотворение, отталкиваясь от образов.

Ещё раз прочитай выразительно стихотворение вслух.

Расскажи кому-нибудь о стихотворении.

Расскажи само стихотворение вслух.

Приложение 3.

Линии развития учащихся средствами предмета «Чтение и начальное литературное образование»:

– овладение функциональной грамотностью;
– овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текста;
– овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

– определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

– приобщение к литературе как к искусству слова;
– приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

1-й класс

• осмысленное, правильное чтение целыми словами;
• ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
• подробный пересказ текста;
• составление устного рассказа по картинке;
• заучивание наизусть небольших стихотворений

• высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений

• соотношение авторов, названий и героев прочитанных произведений;
• умение различать рассказы и стихотворения

2-й класс

• осознанное, правильное, выразительное чтение целыми словами;
• понимание смысла заглавия произведения; выбор наиболее подходящего заглавия из данных; самостоятельное озаглавливание текста;
• умение делить текст на части, озаглавливать части;
• умение выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;
• подробный и выборочный пересказ текста;
• составление устного рассказа о герое прочитанного произведения по плану

• размышления о характере и поступках героя;
• высказывание своего отношения к прочитанному (что почувствовал, о чем захотелось подумать), своего понимания авторского замысла (о чем думал, что чувствовал автор)

• умение относить произведение к одному из жанров: сказка, пословица, загадка, песенка, скороговорка; различать народную и литературную (авторскую) сказку;
• умение находить в сказке зачин, концовку, троекратный повтор и др. сказочные приметы;
• умение относить сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники, нейтральные персонажи);
• соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений

3-й класс

• осознанное, правильное, выразительное чтение;
• умение самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;
• умение самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;
• деление текста на части, составление простого плана;
• самостоятельное формулирование главной мысли текста;
• нахождение в тексте материала для характеристики героя;
• подробный и выборочный пересказ текста;
• составление рассказа-характеристики героя;
• составление устных и письменных описаний

• умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;
• высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определенным признакам;
• различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;
• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;
• соотносить авторов, названия и героев прочитанных произведений

4-й класс

• осознанное, правильное, выразительное чтение;
• самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
• самостоятельное нахождение ключевых слов;
• самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
• вычитывание разных уровней текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной;
• формулирование основной мысли текста;
• составление простого и сложного плана текста;
• написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой

• умение аргументированно высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
• понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
• иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

• самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
• относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
• относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам
• видеть языковые средства, использованные автором

Приложение 4.

Кроссворды

Слова в словах

Кроссворд 1

В следующих словах прячутся имена (в начале, в середине или в конце слова). Какие это имена? Порядок букв в словах менять нельзя. Пример: в слове "томат" скрывается имя "Тома".

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

7

 

 

По горизонтали:

1. Переливание.

2. Автомат.

3. Валик.

4. Перегородка.

5. Помарка.

6. Жираф.

7. Поляна.

В выделенных клетках по вертикали:

Кавалерия.

Ответы:

1. Иван. 2. Тома. 3. Алик. 4. Егор. 5. Марк. 6. Ира. 7. Оля. В вертикальном ряду: Валерия.

Задания на зачёркивание и объединение

Кроссворд 2

Зачеркни все буквы, которые встречаются в строке два или более раз, потом соедини оставшиеся буквы и получившееся слово запиши в клеточки кроссворда.

1

 

 8

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

По горизонтали:

1. МЕЧ МЕХ ЛУЧ ХЕК

2. ПАПА ТИНА СЫН ТИР

3. МЕЛ ЕДА ПАНАМА ПОЛ

4. ДАМА МАМА ДРОВА

5. ВЕСЛО ВОЛОС ЯСЛИ МЕЛ ИВА

6. ЛУПА ПАР САЛО СТУЛ

7. ГИТАРА ТИР ГОСТЬ

В выделенных клетках по вертикали:

8. ПУХ ПЛЕН УКРОП УХВАТ ЛЕНЬ

Ответы:

1. Лук. 2. Сыр. 3. Дно. 4. Ров. 5. Яма. 6. Рот. 7. Ось. В вертикальном ряду: Кровать.

Палиндромы в кроссвордах

Палиндром (перевёртыш) - разновидность затеи, в которой слово или текст одинаково читается от начала к концу и от конца к началу. Вот примеры подобных слов-существительных: "боб", "око", "довод", "потоп", "ротатор". А вот варианты фраз-палиндромов: "А Лиза мазила", "Дорога за город", "Коту тащат уток", "Дом мод", "Тени нет", "Около Миши молоко", "Юре верю". Первые палиндромы были написаны много веков назад на сосудах, вазах, различных предметах сферической формы. В России палиндром появился в 17 веке. Один из самых известных перевёртышей, придуманный А.А.Фетом: "А роза упала на лапу Азора", приведён в сказке А.Н.Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино" в главе "Девочка с голубыми волосами хочет воспитывать Буратино". Именно эту фразу просила написать деревянного мальчика Мальвина.

Кроссворд 3

Запиши в клетки кроссворда по горизонтали девять слов-перевёртышей.

1

 

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

5

 

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

 

 

По горизонтали:

1. Шум, производимый при ходьбе, беге.

2. Собака Айболита.

3. Домик из жердей, покрытых ветками, соломой.

4. Герой русской народной потешки, отказавшийся молотить.

5. Имя девочки.

6. Отец отца или матери.

7. Корабельный повар.

8. Предмет, который можно сделать из снега.

В выделенных клетках по вертикали:

Перевертень, перевёртыш.

Ответы:

1. Топот. 2. Авва. 3. Шалаш. 4. Тит. 5. Анна. 6. Дед. 7. Кок 8. Комок.                          В вертикальном ряду: Палиндром.

Анаграммы в кроссвордах

1

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

 

7

 

 

 

Анаграмма - перестановка букв в слове, образующая другое слово. Например, "бра - бар", "нос" - "сон", "бриг" - "гриб", "перс" - "серп", "выдох" - "выход", "загон" - "газон", "лапка" - "палка", "дротик" - "диктор", "цунами" - "умница", "весточка" - "качество", "вредность" - "древность". Изобретателем данной затеи считают греческого поэта Ликофрона (3 в. до н.э.), который составил анаграмму из имени царя Птолемея.

Кроссворд 4

Впиши во все горизонтальные ряды и в выделенный вертикальный ряд анаграммы.

По горизонтали:

1. Тор

2. Волос.

3. Ямка.

4. Бутан.

5. Шрам.

6. Кулак.

7. Брак.

В выделенных клетках по вертикали:

Мошкара.

Ответы:

1. Рот. 2. Слово. 3. Маяк. 4. Табун. 5. Марш. 6. Кукла. 7. Краб. В вертикальном ряду: Ромашка.

Кроссворд 5

Этот кроссворд составлен по произведениям детских поэтов. Догадайся, что пропущено в следующих перечнях.

По горизонтали:

1. Перед тобой - игрушки: мишка, бычок, слон, самолёт, лошадка, мячик, зайка, козлёнок, кораблик, барабан, флажок. А что ещё? (А.Барто "Игрушки").

2. В багаж дама сдавала картонку, корзину, картину, собачонку, саквояж, чемодан. А что ещё? (С.Маршак "Багаж).

3. В зоопарке воробей обедал у лисицы, журавля, моржа, крокодила, слона, медведя, носорога, льва. А у кого ещё? (С.Маршак "Где обедал, воробей?").

4. По приказу Мойдодыра грязнулю стали тереть и чистить мыло и щётки. А что ещё? (К.Чуковский "Мойдодыр").

5. К Мухе-Цокотухе в гости пришли муравьи, бабочки, мотыльки, светляки, сороконожки, жуки-червяки, козявочки, блошки, букашки, тараканы, бабушка-пчела, клоп. А кто ещё? (К.Чуковский "Муха-Цокотуха").

6. Таракана испугались обезьяны, носороги, быки, слоны, крокодилы, раки, волки. А кто его проглотил? (К.Чуковский "Тараканище").

7. Однажды не по-своему замяукали, захрюкали, заквакали свинки, уточки, кошечки, курочки, воробышек. А кто ещё? (К.Чуковский "Путаница").

8. По телефону звонили газели, цапли, мартышки, зайчатки, крокодил, медведь, кенгуру, слон, свинья, тюлень, носорог. А кто ещё? (К.Чуковский "Телефон").

9. Ехали, смеялись и пряники жевали комарики, раки, зайчики, волки, львы, кот. А кто ещё? (К.Чуковский "Тараканище").

10. Целый год разбирались, где КИТ, а где КОТ доктора, профессора, медицинская сестра, студенты, корреспонденты, редакторы, корректоры, юные натуралисты. А кто ещё? (Б.Заходер "Кит и Кот").

11. Мышонка баюкали лошадь, курица, жаба, свинка, щука, кошка, мышка-мать. А кто ещё? (С.Маршак "Сказка о глупом мышонке").

12. Ускакали, улетели, убежали от грязнули башмаки, чулки, брюки, сапоги, утюги, пироги, одеяло, подушка, самовар, кушак, кочерга, книжка, свечка. А что ещё? (К.Чуковский "Мойдодыр").

13. От Федоры Егоровны сбежали тарелки, ложки, чашки, бутылки, рюмки, вилки, стаканы, блюдца, утюги, топоры, ножи, кочерга, лопата, метла, скалка, таз, труба, самовар, стол, сковорода, кофейник, кастрюля, корыто, сито. А что ещё? (К.Чуковский "Федорино горе").

В выделенных клетках по вертикали:

14. Мамы всякие важны: лётчик, милиционер, повар, инженер, портниха, учительница, доктор. А кто ещё? (С.Михалков "А что у вас?).

1

 

 

 

 

 14

 

 

2

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

11

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

Ответы:

По горизонтали: 1. Грузовик. 2. Диван. 3. Кенгуру. 4. Мочалка. 5. Кузнечик. 6. Воробей. 7. Медведь. 8. Олень. 9. Жаба. 10. Академик. 11. Утка. 12. Простыня. 13. Чайник. По вертикали: Вагоновожатый.

Кроссворд 6

Реши кроссворд-тест по книгам И.Сухина "Приключения в Шахматной стране" и "Удивительные приключения в Шахматной стране".

По горизонтали:

1. Шахматная фигура, которую в разных странах называют "шутом", "бегуном", "епископом", "гонцом", "офицером", "стрелком": конь, слон, тура?

2. Что похитил у Юры злой Задира: букварь, молоток, тетрадь?

3. Предмет, на который похож домик Весёлого Горизонталика: кубик, пенал, ранец?

4. Древняя, мудрая игра, в которую Клеточка учила играть Юру: городки, фантики, шахматы?

5. Шахматная фигура, которая всегда прыгает с белого поля на чёрное, а с чёрного - на белое: конь, слон, тура?

6. То, на что Задира при похищении переложил сонного Юру с кровати: носилки, самокат, тележка?

7. Волшебный предмет, на котором Юра, Клеточка и Загадай летели над Шахматной страной в город Штрёбек: ковёр, метла, санки?

8. Волшебное средство передвижения, на котором Клеточка прибыла за Юрой: бульдозер, велосипед, дирижабль?

9. Шахматная фигура, которая в древней Индии называлась "учёным человеком", "советником": ладья, пешка, ферзь?

10. Самая маленькая и слабая шахматная фигура, способная превратиться в самую сильную: ладья, пешка, фишка?

11. У ворот Каиссии Юру, Клеточку и Загадая встретили: гвардейцы, снеговики, стражники?

12. Кто в Клеточном государстве глотал шахматные клетки-поля, пока самая умная клетка Полина не придумала, как его перехитрить: дракончик, медведица, орангутан?

13. Место, где Клеточка провела с Юрой первое шахматное занятие: беседка, палатка, стадион?

В выделенных клетках по вертикали:

14. Что Юра подарил Клеточке при расставании?

1/14

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

10

 

 

 

 

11

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

 

13

 

 

 

 

 

 

Ответы:

  1. Слон. 2. Тетрадь. 3. Кубик. 4. Шахматы. 5. Конь. 6. Тележка. 7. Ковёр. 8. Велосипед. 9. Ферзь. 10. Пешка. 11. Стражники. 12. Дракончик. 13. Беседка. В вертикальном ряду: Стихотворение.

Приложение 5.

Упражнения

Упражнение № 1

Добавьте недостающую часть, чтобы получилась буква.

Упражнение № 2

Прочитайте пословицу по стрелкам.

Упражнение № 3

Допишите буквы и прочитайте что получилось.

Упражнение № 4

Я несла на урок слово. Но буквы рассыпались. Давайте соберём его.

Упражнение № 5

Ребята, посмотрите на таблицу. Назовите три раза повторяющиеся буквы, а я буду их зачеркивать.

П

Р

О

В

Г

И

Л

Ж

В

И

Н

З

Л

О

П

Л

Е

З

Ж

И

В

Р

П

К

З

Ж

Р

И

– Какое слово получилось? (Огонек.)

Упражнение № 6

Расшифруй персонажи сказки.

К Е О Г Н О
Е Ф Я Я Г О Н
Е С Ц Л О Н
Л А Б И Н В Ц О Е Ш

Упражнение № 7

Главным действием, на основе которого происходит воссоздание звуковой формы слова при упреждающей ориентации на гласную букву и фонему, является преобразование слов путем изменения гласных.

Именно изменение гласных букв приводит к такой ориентации:

  • После ознакомления с 4-5 согласными буквами основной механизм чтения слогов-слияний и слов, состоящих из открытых слогов, практически уже готов.
  • Называя фонемное значение согласной буквы, дети легко справлялись с чтением новых слов.

Гласные буквы изучаются одновременно с алфавитом и вводятся парами. Под руководством учителя дети заселяют домик гласных букв:

Причём приём чтения сохраняется - “подержи” на губах преграду

(согласный) и “выпусти” гласный звук.

Если согласный “заходит” в дом, читается открытый слог, “выходит” - закрытый.

Напрашивается вопрос: “Чем же будут заняты дети, которые уже овладели приемом чтения?”

Для них я подбираю целую серию игр, имеющих большое значение для полноценного речевого развития.

Например:

1. Сконструируй слово из первых двух строк алфавита.

2. Переставь буквы так, чтобы получилось слово: ДОВА (вода).

3. Замени гласную, чтобы согласный стал мягким: МАЛ-МЯЛ, ВЫЛ-ВИЛ, ВАЛ-ВЯЛ и др.

Упражнение № 8

Найди слова, которые обозначают признаки предмета. Раскрась их цветными карандашами.

Я

Я

Р

Я

Д

Я

Л

Я

Я

Я

Я

О

Я

И

Я

Е

Я

Я

Я

Я

З

Я

К

Я

С

Я

Я

А

Р

О

М

А

Т

Н

А

Я

Я

Я

В

Я

Я

Я

А

Я

Я

Я

Я

А

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Я

Упражнение № 9

Найди слова, которые начинаются с буквы з. Раскрась каждое слово разными цветами.

А

З

И

З

Е

Р

Н

О

Р

А

Н

Т

И

К

В

Ы

У

Т

Р

И

Е

Ы

У

О

П

В

К

З

А

М

О

К

К

О

О

Л

Ы

А

Н

Н

М

Р

С

К

В

О

Н

О

З

О

О

П

А

Р

К

Л

Упражнение № 10

Прочитайте текст.

ЛОСЬ. Лось ест траву и КИВЕТ. А ещё, чтоб не болеть ему нужна ЛЬСО. НИКЛЕС принёс в ЕСЛ соль.

Скороговорки способствуют развитию речевой дикции учащихся, и учат их безошибочному чтению.

Приложение 6.

Скороговорки

  1. Водовоз вез воду из-под водопада.
  2. Говори, говори, да не заговаривайся.
  3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
  4. Наш дуда и туда и сюда.
  5. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
  6. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  7. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
  8. Летят три пичужки через три пусты избушки.
  9. В один, Клим, клин колоти.
  10. Каково волокно, таково и полотно

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся на уроках литературного чтения

Представьте себе на минуту, что человек не может фантазировать… Дети не услышали бы сказок, не звучали бы песни, не рождались гениальные произведения искусства, не было бы научных открытий. Воображени...

«Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения и русского языка»

Актуальность моей темы исходит из следующих проблем:1.Снижения общей культуры учащихся, грамотности, интереса к предмету, к чтению;2.Отсутствия нравственного ориентира, просмотра ненужных телепередач,...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

В работе перечислены и сопровождены примерами различные способы развития творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения...

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения

Цель работы: описать систему работы по развитию творческих способностей учащихся....

Приёмы художественного творчества учащихся на уроках литературного чтения как средства развития творческих способностей

Творчество – это умственная гимнастика.Творчество – это ключ для развития мышления.Творчество – это свобода деятельности и мысли....