Роль домашних заданий в учебном процессе начальной школы
статья на тему

Эта  тема являлась ведущей над одном  из наших методических объединений.Обсуждались основные   требования к организации домашней работы. Главным из них мы выделили тесную связь классной и домашней работы.  Домашняя  работа эффективна только тогда, когда все  дети  готовы  к самостоятельному её выполнению . Но самое главное, что  успешность  выполнения домашней работы зависит  от  того, как  подробно  дан  инструктаж учителем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Выступление на заседании методического объединения  учителей   начальных классов    Ильиной  Лидии     Николаевны

                 МКОУ  «Кирсановская СОШ»

   Роль домашних заданий в учебном процессе начальной школы                                        

                     Цели организации домашней работы:

• закрепление в памяти материала, разобранного в классе, и в отдельных случаях – более углублённое и расширенное его изучение;

• повторение ранее пройденного материала;

• закрепление и расширение разнообразных навыков и умений, необходимых для самостоятельной работы.

    Выполнение учащимися домашних учебных заданий   является одной из форм обучения. Под домашней учебной работой следует понимать самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изученного на уроке материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований, а также по совершенствованию умений и навыков самостоятельно пополнять, расширять и упрочивать знания.   На результаты, качество  и скорость выполнения домашнего задания каждым ребёнком влияют ответственное отношение к учёбе, внимание и сосредоточенность, способности, интересы, склонности.

     .Основные требования к организации  домашней  учебной   работы  состоят в следующем:

1   Посильность заданий- домашнее задание должно быть легче тех, что выполнялись на уроке.

2    Разнообразие заданий- творческий и  полутворческий

3      Постепенное и последовательное усложнение

Главное из этих требований – тесная связь классной и домашней учебной  работы.

Успешность  выполнения  домашней работы  зависит  от  того, как  подробно  дан  инструктаж  учителем.

Домашние  задания  желательно  выполнять  всегда  в одно  и то  же  время, т. к. это  содействует сосредоточению внимания.

Индивидуальный  подход к детям при организации  домашней  учебной  деятельности  реализуется  через  задания  разного  объёма, разной трудности. Дифференцированные  домашние  задания  целесообразно использовать  на этапе  закрепления  учебного материала. Домашняя работа эффективна  только тогда, когда  все  дети  готовы  к самостоятельному  её выполнению.

Поэтому важным аспектом  деятельности учителя является подготовка учащихся к выполнению  домашней  работы.

Учитель должен либо   анализировать  содержание  работы,  либо анализировать  способ выполнения, либо оформление.

Мы ,учителя  начальных классов, обсуждая разные мнения на заседании нашего  методического объединения, пришли к выводу, что домашние задания нужны:

а) На уроке имеет место концентрированное усвоение изучаемого материала, после чего знания быстро забываются. Чтобы предотвратить это забывание, нужна домашняя учебная работа.

б) Овладение научными понятиями требует их неоднократного осмысления и усвоения.

в)  Обстоятельность и прочность усвоения изучаемого материала достигается только при рассредоточенном его запоминании.

г) Домашняя учебная работа имеет важное    значение  для развития творческих задатков и способностей учащихся.

д  ) Домашняя работа  приучает к самостоятельности, к преодолению трудностей, учит планировать время, воспитывает чувство ответственности.

                          Современная точка зрения на домашнее задание.

Специальные  современные  исследования показывают, что проблема повышения  эффективности обучения может быть успешно решена только при условии, если высокое качество урочных занятий будет подкрепляться хорошо организованной домашней работой учащихся. Дело в том, что как уже отмечалось, познание идет не по кругу, а по спирали и что каждое последующее обращение к изучению одного и того же материала открывает в нем новые грани и смысловые оттенки, что, естественно, указывает на необходимость организации домашней учебной работы. Далее, на уроках, как бы хорошо они ни проводились, имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Чтобы перевести их в память долговременную, учащимся необходимо осуществить их последующее повторение.     Домашняя учебная работа учащихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.

Домашняя работа является естественным и  логичным   продолжением классной.

.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация домашнего задания в режиме работы начальной школы.

Выполнение домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности. Рекомендуется с 1-го класса готовить учащихся к выполнению домашнего задания. Учителю необходимо организовать работу п...

Роль домашнего задания в учебной деятельности ребенка.

Презентация к родительскому собранию....

Организация домашнего задания в режиме работы начальной школы

Материал для методического объединения учителей начальных классов "Организация домашнего задания в режиме работы начальной школы"...

Роль здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы

Обобщение опыта работы по сохранению и приумножению здоровья младшего школьника на примере отдельно взятого учебного учреждения...

Доклад «Понятие, цели и роль смыслового чтения в организации учебного процесса начальной школы».

Выступление на заседании ШМО начальных классов. Тема: «Понятие, цели и роль смыслового чтения в организации учебного процесса начальной школы»....

РОЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Проблема здравоохранения, в целом, и обеспечение здорового образа жизни учащихся начальной школы, в частности, занимает особое место среди задач системы образования на современном этапе[1]. Крепкое зд...