"Личностно-ориентированное образование - основа ФГОС нового поколения"
статья на тему

Алимова Разина Хасановна

Сегодняшняя  школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знание, но и умеет использовать  их в жизни.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_k_sborniku_po_fgos.docx18.66 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно -  ориентированное образование  - основа ФГОС нового поколения.

      Развитие человека – это, прежде всего становление его деятельности, сознания и,    конечно, всех обслуживающих их психических процессов. Отсюда следует ,что развитие учащихся во многом зависит от той деятельности, которую они выполняют в процессе обучения. Сегодняшняя  школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знание, но и умеет использовать  их в жизни.  

    Современные социально-экономические условия требует формирования творческой личности в процессе обучения и воспитания. Любой учитель, работающий в системе развивающего обучения стремиться воспитать ученика, умеющего учиться, стремится обучать детей умению спорить, отстаивать свое мнение,  задавать вопросы,  быть инициативным в получении новых знаний.

     В последние годы происходят значительные изменения в отечественной образовании, и в начальной школе в частности. Модернизация начального образования предусматривает реализацию качественно новой, личностно - развивающей   ориентированной  целостной  парадигмы начального образования, направленной на повышение качества и эффективности образования , на охрану и укрепление здоровья детей, сохранение  и поддержку индивидуальности ребенка, развитие творческих способностей учащихся. В рамках модернизации образования в нашей школе реализуются  инновационные направления.  Я работаю по образовательной системе  « Школа-2100», которая помогает развивать у учеников способность добиться своей цели, умение  мыслить и действовать, воспитывать личностные качества, умение решать проблемы. Современная начальная школа  призвана обеспечить формирование общих способностей  и эрудиции ребенка, сохраняя при этом его индивидуальность и здоровье; овладение  им элементарной культурной деятельности,  в частности,  учебный, познавательный,  и тем самым заложить основы готовности к дальнейшему развитию  и самообразованию. В этой системе обучения четко прослеживается логика построения содержания курса, направленная не только на отработку  ЗУНов, но и прежде всего на развитие логического мышления. Привлекают и новые  методические подходы  к формированию математических понятий и общих способов действий, которые позволяют  учитывать индивидуальные особенности учащихся, все учебные задания нацелены на осознание учебного материала.

     На   уроках   каждый  ученик в поле зрения , каждый ребёнок испытывает радость открытия. Здесь царит атмосфера доброжелательности, взаимного уважения. Ребята трудятся  добросовестно, радуются успехам товарищей, учатся помогать друг другу. Уроки плотные, развивающие и обучающие, проходят при активном участии детей. Правильно использованные приемы способствуют развитию личности  учащихся. Дети легко переносят усвоенный прием на новую тему, ищут новые пути и приёмы для достижения цели, управляют своей учебной деятельностью.

    Для формирования любых понятий в современной школе должен учитываться характер познавательной деятельности учащихся, а процесс обучения любому предмету должен базироваться на потребностях учащихся. Это моя проблемная тема «Управление  познавательной  и творческой деятельности учащихся».  Обучение учащихся элементам творческой деятельности  ставится выше в современном уроке, и оно возможно тогда, когда содержание учебного материала не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученный или знакомый материал, когда проблемные  ситуации, создаваемые на уроке, находятся в  « зоне ближайшего развития» познавательных возможностей. В данном  случае  у учащихся появляется стремление  к самостоятельному поиску ответа.  Для реализации цели урока намечаю  определение задачи, которые должны быть согласованы с потребностями ученика. Например, если  стоит задача: разъяснить материал, то у ученика к этому времени должны появиться потребность понять этот материал.  При выборе методов обучения нужно  учитывать цели урока, содержание  учебного материала и реальные возможности  учащихся. Методы могут меняться,  сочетаться в различных  вариантах.  Они зависят от контингента учащихся, от их  подготовки, от наличия  у них знаний и умений , уровня умственного развития и самого учителя.

   Я думаю, на начальной стадии обучения ученик  не должен терять интерес к познанию нового, неизвестного. Небольшой возраст не помеха детям в самостоятельной работе, в поисковой деятельности, в творчестве, чему я тоже выделяю  особое значение. Как все учителя, приходиться предлагать детям писать, рисовать, решать по образцу. Я не считаю, что это неправильно, но когда она преобладает  над остальными видами работы, учение становится тягостным. Работая по личностно- ориентированной технологией, создавая особую среду вокруг ребенка можно достичь  и активности, и интереса к учению. Тогда и малыши, которые обучаются первый  год,  могут  приятно удивить и радовать.

   Современный учитель начальных классов, способный квалифицированно выполнять свою работу, должен ясно понимать, каковы теоретические истоки той или иной методической системы, какие именно цели и методические приемы приоритетны для неё. Он должен уметь подчинять свою деятельность  этим целям и осуществлять контроль над  достижением.

    Работа по развивающей системе «Школа-2100» дает огромные возможности  в личностном и творческом  развитии детей. Многие уверенно обсуждают по выдвинутым вопросам , смело предлагая свои предположения, свои пути решения , также не отстают и слабые.  А групповая работа и работа в парах требует больше ответственности и старанье. Тут  и приходится работать , думать , предполагать , найти свое решение и доказать свою правоту.

    Мы должны знать современного ребенка, его интересы, потребности, увлечения, должны владеть современными методами. Только тогда результат работы будет положительный.  Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развивать  инициативу, самостоятельность,  творческий потенциал - одна из основных задач современной школы. От построения  учебно-воспитательной деятельности в школе и от места, которое занимает в ней ученик, зависит не только продуктивность его познания, но и развитие его личности.

                                                                                                                        2013г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно - ориентированное обучение как основа традиционного обучения в современной системе образования на уроках в начальной школе.

  Российская современная школа,  находясь  в начале  21 столетия,  переживает   новый  этап  своего  развития.  Нарастающий  объём...

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных,...

Оптимизация методической работы с кадрами на основе результатов исследования ценностных ориентаций педагогов в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Данная работа предназначена руководителям образовательных учреждений различного уровня, выстраивающих свою деятельность с кадровым педагогическим составом; психологическим службам образовательных учре...

Реформы образования: реализация ФГОС нового поколения

Реформы, происходящие в современной образовательной системе, задают высокий уровень требований к профессиональной компетентности и личностной зрелости педагога, достичь которых можно в режиме непрерыв...

Лапшина В.А., учитель начальных классов "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ"

Лапшина В.А., учитель начальных классов СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВАФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ Современная школа стремительно меняется, стремясь попасть в ногу со временем. ...

«Концепция личностно-ориентированного обучения как основа ФГОС НОО»

Концептуальные основы личностно-ориентированного образования     2. Психолого-дидактическая концепция И.С. Якиманской     3. Проективная модель личностно-ориент...