Лапшина В.А., учитель начальных классов "СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ"
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

МОУ "СШИ №2" г. Магнитогорска
Лапшина В.А., учитель 
начальных классов
 
СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД – ОСНОВА
ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
 
Современная школа стремительно меняется, стремясь попасть в ногу со временем. Одно из главных изменений, происходящих в современном обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, – это ускорение темпов развития. В ситуации систематического обновления знаний и увеличения объема информации деятельность учителя должна быть направлена не столько на передачу знаний, сколько на формирование у учащихся качеств, которые обеспечат успешность его личностного и профессионального роста.
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности.
Сегодня школа должна готовить своих учеников к той жизни, в многообразии которой он смог бы разобраться. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Замечательный ученый, П.К. Анохин говорил о «системообразующем результате» и создании «функциональной системы». Утверждение  А.Н. Леонтьева о «результате как мотиве и ценности деятельности» носит фундаментальный характер. Он определял воспитание как преобразование только знаемых ценностей в реально действующие мотивы поведения. Процесс воспитания — это процесс трансформации ценностей, идеалов, существующих в культуре, через деятельность в реально действующие и смыслообразующие мотивы поведения. Таким образом, с самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы.
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Н.А. Бернштейн называл ее «коррекцией», П.К. Анохин —«обратной ориентацией». А мы сегодня ее называем так: аттестация, аккредитация, лицензирование, тестирование. Только в этой системе существуют эти понятия. Иными словами, невероятно важный для нас момент: надо увидеть все наши процедуры не разорванными, а в целостном системно-деятельностном анализе.
Системно-деятельностный подход объединяет два подхода – системный идеятельностный. Понятие системно-деятельностного подхода было введено в1985 г. В тот период учёные старались снять противоречия внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов и др.) и деятельностным, который всегда был системным (Л.С. Выготский, Л.В. Занков, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
П.Ф. Каптерев еще в начале XX века подчеркивал, что не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать.
Вышесказанное является основой концепции развивающего образования в любом его варианте: в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, в системе Л.В. Занкова. Во всех этих системах на первом месте стоит не накопление у учащихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем в совместной, коллективной деятельности.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры,  которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.
На мой взгляд именно системно- деятельный подход в образовании, который включает в себя разнообразные методы, приемы и формы, способен создать «формулу успеха» для каждого ученика.
Системно-деятельностный подход на своих уроках литературного чтения осуществляю через:
- осознание значимости чтения для личностного развития; 
- умение осознанно воспринимать и оценивать содержание различных произведений, моделирование и анализ жизненных ситуаций;
- вовлечение обучающихся в игровую, оценочно – дискуссионную, рефлексивную деятельность.
Анализ произведения, при использовании технологии продуктивного чтения и групповой формы работы, дает возможность обучающимся самим познавать идею  или главную мысль произведения. Найти факты, подтверждающие главную мысль (Рефлексия: что автор хотел донести до нас - читателей, чему учит произведение).  
От произведения к произведению учащиеся учатся определять настроение произведения, чувствовать интонацию, ритм, темп, характеризовать героев, оценивать и анализировать их поступки, понимать лексическое значение непонятных слов. При такой системной деятельности дети учатся осознано воспринимать и оценивать поступки героев, анализировать их, «примерять» на себя. Учатся видеть и грамотно анализировать жизненные ситуации, выстраивать гипотезы и их обосновывать, формулировать высказывание, вопрос к одноклассникам.  Грамотно и точно давать ответ на поставленный вопрос.
При изучении поэтических произведений, на уроках обобщения, я понимаю, что качество усвоения знаний определяется многообразием универсальных целенаправленных действий.  Ведь в системно – деятельностном подходе формирование компетентностей личности осуществляется по схеме «компетенция – деятельность - компетентность», а компетентность определяется как  «знание в действии». 
Вот на таких уроках практикую игровую, оценочно – дискуссионную, рефлексивную деятельность. Заключается она в следующем: интерактивные игры на экране (соревнуются группы), экспромтная театрализация (работа в паре или группе), при чтении наизусть (дети лежат на спине) и, если им нравится чтение (выразительность, интонация, произношение), они поворачиваются к читающему и в конце дают свою оценку - анализируют, объясняют. 
Цель оценивания - определение индивидуальных достижений каждого обучающегося, выявление пробелов в освоении данного вида деятельности и организация эффективной своевременной помощи по их восполнению. 
Дискуссионные моменты возникают, когда перед обучающимися возникает проблема. Ситуация столкновения мнений для постановки проблемы создается либо вопросом, либо практическим заданием. Вопрос один, а мнений достаточно много. Например, при изучении произведения А. Платонова «Золотые слова», дети долго спорили и доказывали, что «молчание - золото», но смотря в какой ситуации. А в произведении А. Куприна «Слон» дети выясняли, кто больше помог девочке - папа или слон?
Рефлексивная деятельность – очень важный момент каждого урока. Обучающиеся сами делают вывод о том, достигнута ли цель урока, называют «что знали» и «что узнали», выражают  свое отношение к проделанной деятельности.
Над системно-деятельностным подходом работаю на уроках окружающего мира через:
- проектную деятельность, владение приёмами исследовательской деятельности; 
- работу с источниками информации; анализ современных общественных явлений и событий;
- групповые формы работы, приемы критического мышления, приемы проблемных ситуаций
Тематика, формы и методы системной деятельности на уроках окружающего мира синтезируют познавательный интерес с другими интересами. Работа с ИКТ (создание презентации), исследование проблемы (например, «Экология родного края» - презентация), работа с энциклопедией - установление причинно- следственной связи (Сколько парод собак было в древности? А сколько сейчас?). Выступление перед аудиторией (умение лаконично и грамотно выступать).
Также использую прием проблемной ситуации. Она возникает на основе противоречий между информацией, проверенной «житейским» опытом и той же информацией, но описанной как научный факт. Например, тема: «Цепи питания в природе». Побуждение к осознания противоречия сопровождается репликами «Что вы думали об этом вначале? Изменилось ли ваше представление об этом сейчас»
Системно-деятельностный подход на уроках русского языка внедряется и отрабатывается через:
-сообщение темы с мотивирующим приемом; самостоятельное определение цели урока; осознание проблемы; 
- побуждение к проблеме, побуждение к осознанию (практическое задание нового материала), самостоятельное решение проблемы, рефлексивную деятельность.
- групповые формы работы, приемы критического мышления, приемы проблемных ситуаций
При использовании приема «Яркое пятно» или мотивирующее высказывание, обучающиеся способны предположить или назвать тему урока, сформулировать цель урока. 
Прием создания проблемной ситуации ориентированный на предъявление классу определенных фактов или субъективное мнение, которые побуждают к осознанию проблемы, к осознанию (возможных) противоречий. Например, рассматриваем тему «Слова с переносным значением», «Фразеологизмы», «Орфоэпический словарь». Второй прием. Ситуация столкновения мнений для постановки проблемы создается вопросом, либо практическим заданием на новый материал. В теме «Правила переноса слов» задаются следующие вопросы: Что значит перенести? Какой знак нужен? Как вы предлагаете выполнить перенос? (работа в паре). Задание было одно?- Как вы его выполнили? Почему так получилось? Чего мы пока не знаем? 
Третий прием связан с ситуацией, когда у учащихся возникает противоречие в связи с затруднениями по выполнению практического задания. В теме: «Морфологический разбор имени прилагательного» побуждение к осознанию проблемы сопровождаю вопросами: С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного задания?  При изучении какой части речи мы выполняли аналогичное задание? Где можно посмотреть образец выполнения?  
При реализации системно-деятельностного подхода роль учителя заключается в организации деятельности учащихся в инновационной образовательной среде, а роль учащихся – в поиске, выборе, анализе, систематизации и презентации информации. Организация образовательного процесса на основе системно-деятельностнoго подхода способствует переходу от «информационно-трансляционной» школы к «деятельностной» школе.
 
Литература:
 
1.Системно-деятельностный подход в образовании и воспитании в условиях реализации ФГОС (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». – Москва, 2014.
2.Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М. :Просвещение, 2008. — 151 с.
3У. Глассер. Школа без неудачников. Пер.с англ./Общ. Ред. И предисл. В.А. Пилиповского.- М.: Прогресс, 1991.-184с.
4.Цукерман Г.А. «Развитие учебной самостоятельности». М. 2010г.- 374сЗ
5.Цукерман Г.А. «Зачем детям учиться вместе?»-М.: Издательство «Знание», 1985,-80с.
6. Лекции г. Киров 2014г.
 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных,...

Системно-деятельностный метод - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. (ФГОС)

Системно-деятельностный метод - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный метод нацелен на развитие личности, на формирование гражданск...

"Личностно-ориентированное образование - основа ФГОС нового поколения"

Сегодняшняя  школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знание, но и умеет использовать  их в жизни. ...

Адаптированная рабочая программа по английскому языку (2 – 4 классы) для детей с ОВЗ (ФГОС нового поколения)

Данная программа является адаптированной программой для обучения учащихся 2-4 классов с ограниченными возможностями здоровья английскому языку на основе линии УМК «Английский язык» авторов И. Н. Верещ...

Рабочая программа по английскому языку (2 – 4 классы) для детей с ОВЗ (ФГОС нового поколения)

Рабочая программапо английскому языку(2 – 4 классы)для детей с ОВЗ(ФГОС нового поколения)...