Формирование позитивной мотивации школьников на уроках математики в начальных классах
учебно-методический материал на тему

Ступакова Екатерина

Выступление на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование позитивной мотивации школьников на уроках математики в начальных классах

(слайд 1)

В настоящее время перед школой стоит важнейшая проблема – обеспЕчение органического единства обучения и воспитания с целью повышения качества знаний учащихся и подготовка их к жизни и труду. В решении этой проблемы особое место занимают вопросы развития мотивации учения. Особенно актуальны эти вопросы для начальной школы, когда ребенок впервые входит в школу, начинает учиться.

В младшем школьном возрасте немаловажна игра. Она есть природная деятельность творческого характера, через которую ребёнок познаёт мир и свободно проявляет себя. (слайд 2) В. А. Сухомлинский писал:

«Без игры нет и быть не может полноценного детского развития». Но такое значение имеет не всякая игра, а лишь та, которая предусматривает познавательную деятельность участников. Игра даёт возможность привлечь внимание и длительное время поддерживать интерес к тем важным и сложным заданиям, к которым в обычных условиях сосредоточить внимание не всегда удаётся.

Например, однообразное решение задач на уроках математики утомляет детей, вызывает равнодушие к изучению предмета. Однако, выполнение тех же заданий в процессе дидактической игры становится уже захватывающей интересной деятельностью через конкретность поставленной цели – у каждого появляется желание победить, не отстать от товарищей, не подвести их, показать всему классу, что он умеет и что знает.

Что такое мотив и мотивация, нам рассказала Наталья Николаевна. Я же хочу подробнее остановиться на развитии познавательной мотивации на уроках математики.

Важным заданием учебно – воспитательного процесса является формирование мотивации на отдельных этапах урока. (слайд 3)

В зависимости от содержания урока мотивация происходит в несколько этапов

I этап – мотивация начала работы, первичная мотивация

В начале урока ученик должен понять, что полезного и нового он узнает на нём, где использует полученные знания. Учитель может использовать такие виды побуждения учеников к учебной деятельности:

  • активизировать мотивы, возникшие на предыдущих занятиях;
  • возбудить мотивы неудовольствия своими результатами;
  • усилить мотивы ориентации на предыдущую деятельность;
  • усилить мотивы удивления, заинтересованности.

II этап – мотивация выполнения работы, закрепления и усиления первичной мотивации

На этом этапе учитель ориентируется на широкий спектр познавательных и социальных мотивов обучения. Используется чередование разных видов деятельности: репродуктивных и исследовательских, устных и письменных, индивидуальных и фронтальных.

Формированию мотивации способствует заинтересованность школьников методом изложения материала:

  • интересные примеры, опыты, парадоксальные факты, исторические экскурсии;
  • необычная форма изложения материала, вызывающая удивление;
  • эмоциональность речи педагога; познавательные игры;
  • дискуссии;
  • анализ жизненных ситуаций;
  • умелое использование учителем поощрений.

III этап – мотивация завершения работы (результативность, постановка целей на будущее)

На этом этапе важным является выход ученика из деятельности с позитивным собственным опытом и возникновение позитивной установки на обучение в будущем, т. е. позитивной мотивации перспективы для формирования такой мотивации не всегда целесообразно говорить об успехах школьников. Важно также показать учащимся их слабые стороны, чтобы сформировать в них объективное представление о своих возможностях.

Приведу пример всех трёх этапов мотивации на уроках математики в 3 классе.

Этап первичной мотивации (слайд 4)

Мотивация начала работы – усиление мотива удивления, заинтересованности.

  1. БЕСЕДА

Птицы – краса природы. Они украшают и оживляют её. В мире насчитывается около 10 000 видов птиц.

hello_html_m608c26d1.gif

  1. ЗАГАДКА

На щесте – дворец,

Во дворце – певец. (Скворец)

  1. УСТНЫЙ СЧЕТ

100 + 6 = 106 видов скворцов.

450 – 200 = 250 раз прилетают скворцы к гнезду за день.

600 – 250 = 350 гусениц уничтожает семья скворцов за лето.

Для устного счёта используем карточки – тренажёры с примерами для формирования вычислительных навыков. На решение примеров отводится 3 – 6 минут.(показ) Таблица успеха вклеена каждому ученику в дневник и ребенок, его родители могут наблюдать рост достижений каждого конкретного ученика в  сравнении не с остальными детьми, а с самим собой в разное время.

Бывает, что несколько человек работают у доски, еще часть детей решают аналогичные по сложности задания на карточках, остальные работают устно со мной по теоретическим вопросам. На следующий урок меняются. Дружно проверяем решённые задания у доски, задания на карточках проверяю, пока выполняют практическую работу или после урока. Очень удобно, когда несколько уроков по теме. И работают все, и если шум, то только рабочий, и ни про кого не забываю, а то дети и обидеться могут, если не спросить.

Силуэтные картинки с заданиями.

hello_html_m4bd7bc2d.pngИгра «Ёжик – счетовод»

 - Ребята, к нам в гости пришёл ёжик, который очень любит математику. Тот, у кого он окажется, должен будет решить пример.

Дети передают друг другу ёжика, по цепочке решая примеры.

Учитель говорит: СТОП! Тот, у кого оказался ёжик, решает последний пример. Все учащиеся проверяют правильность решения.

Опираясь на природное любопытство детей, учителя начальной школы стараются пробудить интерес к математике. Для этого уроки в начальной школе строятся с использованием игровых методов. Используются такие задания, как «Расшифруй послание», «Угадай число», «Магический квадрат», «Круговые примеры» и т.д.

Этап закрепления и усиления мотивации (слайд 5)

Поставьте себя на место учеников и не удивляйтесь их поведению. Когда мне скучно, или когда говорят очевидные, либо не понятные (не интересные мне лично, не нужные для меня) вещи, я часто отвлекаюсь. Не удивительно, что дети не смотрят на доску, т.к. им не важно, что там. Поэтому при решении задач берется анализ жизненных ситуаций, интересные примеры, познавательные игры. На этом этапе предлагаются следующие упражнения: «Определи маршрут самолета», «Угадайка», «Арифметическое домино», индивидуальные карточки, задания на смекалку.

Эти задания не только занимательны, но и позволяют поработать над вычислительными навыками. При этом дети не чувствуют себя зажатыми, они свободно общаются с учителем, предлагают свои варианты решения.

Загадка

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

Задача 1. (Устно)

Ласточка за день приносит корм 400 раз, а соловей – на 150 раз меньше. Сколько раз за день приносит корм соловей?

Задача 2. (Устно)

*Строя гнездо, пара ласточек приносит в клюве 350 граммов глины.

**Сколько граммов глины принесут две пары ласточек? (700)

***Сколько граммов глины принесут 5 ласточек? (875)

Задача 3.

Скворец приносит своим птенцам насекомых 250 раз в сутки, а большая синица – на 150 раз больше, чем скворец. Дятел – на 100 раз меньше, чем большая синица.

*Сколько вредных насекомых уничтожает дятел?

1) 250 + 150 = 400 – раз приносит корм синица;

2) 400 – 100 = 300 раз приносит корм дятел;

**На сколько насекомых больше уничтожает дятел, чем скворец?

3) 300 – 250 = 50

***Сколько вредных насекомых уничтожат вместе синица, дятел и скворец?

4) 250 + 400 + 300 = 950

Просим ребят следить за ошибками на доске. Система такая - нашёл ошибку - получил балл; у кого больше всего баллов за урок (лучше несколько человек выбрать) получают бонус. Приучаем с 1-го класса к мысли, что если видишь ошибку у другого, то и свою найдешь. Иногда сама приводим ошибочное решение на доске с игрой "Лови ошибку". Когда-то предупреждаем заранее, что будет ошибка, когда-то нет. Если нет, то ждем, когда запишут и спрашиваем: "Никого ничего не смутило?". И наступает разбор полетов. Почти всегда дожидаюсь до конца, когда ребенок у доски допишет момент с ошибкой в промежуточном решении, не прерываем его. Благодарим: "Спасибо Васе, что он сделал ошибку для нашего тренинга. А теперь кто быстрее найдет ошибку на доске?". Если такие ошибки характерны для многих, акцентируем на этом внимание, просим поставить на полях "!". Ученикам предлагаем назвать зону учебных знаний, в поле которой сделана ошибка или определить зону своей проблемы. Кстати, часто ученики говорят фразу "У меня в тетради есть все то, что на доске". Отвечаем так: "Умение срисовывать значки с доски вас научили в 1 классе, когда вы учили написание букв и цифр. А теперь вы учитесь умению мыслить самостоятельно» Кстати, те, кто решает задачу раньше, чем на доске (до того, как ответ очевиден), получает или баллы, или оценку. У каждого свой уровень освоения материала и свой уровень УУД для решения поставленной учебной задачи. Мы боремся со списыванием. Все решают самостоятельно (одни – по желанию, другие - вынужденно). После того, как ученик у доски закончит, дети сверяют свое решение с доской и оценивают свою работу.

Большое значение для повышения интереса к изучаемому предмету имеет групповая сплоченность учащихся, работающих малыми группами. В связи с этим, при комплектовании групп кроме успеваемости, общего развития, учитывается желание ученика. Спрашиваем: «С кем бы ты хотел заниматься на уроках математики в одной пятерке?».

У детей младшего школьного возраста сильна потребность в активности. Самостоятельная работа с элементами творчества позволяет удовлетворить эту потребность, развить ее. Для развития самостоятельной творческой активности ученикам предлагаем следующие задания:

  • подбирать свои примеры на изученные правила;
  • составлять задачи с иллюстрациями;
  • составлять примеры.

Поощряются в таких случаях дети, подбиравшие задания, которые не дублируют учебник, а необычны, интересны. Самые удачные задания решаются коллективно в классе. Следует отметить, что умение создать новое, понять принцип построения того или иного задания, самостоятельно составить ориентировочную основу действий и т.д., позволяет говорить о том, что дети переходят на более высокую ступень в своей мотивации. 

Большую эффективность имеют уроки с использованием сказочных сюжетов (урок математики для 3 класса на сложение и вычитание круглых десятков «Собери колосок» по мотивам сказки «Колосок», где дети, выполняя последовательно задания, восстанавливают колосок), сказочных героев или просто животных, которые просят им помочь, выполняя математические задания.

Например, «В гости к лесным жителям».

Мы с вами отправляемся в гости к лесным жителям.

Вспомните, кто в мультфильме «Ну, погоди!» преследовал зайца? Волк. У него очень острый слух и нюх. Он ведет активный образ жизни и в сумерки, и в ночные часы. В темноте волки видят намного лучше, чем собаки. Волк—это хищник, который неустанно преследует свою жертву. Основу питания составляют дикие и домашние животные: олени, косули, кабаны, зайцы, грызуны. В погоне за жертвой волки могут бежать со скоростью 80 км/ч. В апреле у волчихи рождается 5-6 волчат, слепые, глухие и беззубые, но через три недели они уже могут вылезать из логова. Сейчас мы решим примеры, которые задает нам волк.

А теперь, естественно, как мы можем не зайти в гости к рыжей, пушистой красавице, хитрой кумушке лисе! Лиса—очень осторожное, умное животное, с прекрасно развитым слухом, к жертве подкрадывается незаметно. В отличие от ежа, медведя, волка, у которых нора неглубокая, лишь бы где прилечь на сухие листья, у лисы нора вглубь на 1-1,5м, а под землей тянется на 3-4 метра. Характерная особенность норы —несколько выходов.

В марте в таких норах у лисицы рождается 5-6 лисят, которые спустя две недели уже видят и играют между собой, как котята. Интересно, что лиса загрызает значительно больше мышей-полевок, чем может съесть . Есть факты, что лиса загрызла 100 полевок. Так что лиса приносит пользу в борьбе с грызунами.

Следующее задание предлагает лиса

Решение задач предлагает лось. Длина его тела 3м, а масса около 500кг. Это величественное, могучее животное. Лоси с легкостью могут пройти труднопроходимые болотистые местности. Лоси мастерски плавают и ныряют. Питаются веточками и толстыми ветками различных деревьев: ольхи, березы, сосны, клена, дуба. За сутки лось съедает до 20 кг травяного корма. В конце мая рождаются малыши. Самка кормит их молоком 6-7 раз в сутки, за это время малыши выпивают 3 литра жирного молока, которое в 4 раза сытнее, чем молоко коровы.

А белка приготовила геометрическое задание

Белки — дневные животные. Особенно энергичны и подвижны они в ранние утренние часы. Недаром есть пословица: «Кто рано встает – тому Бог дает»Гнезда в дуплах деревьев у белок очень ухоженные. Старательно запасаются кормами: желудями, орехами, грибами, которые прячут в дупле или «консервируют», т. е. развешивают на сучьях деревьев. Иногда в белкиных запасах бывает до 3 кг и больше лесных орешков. В таком ухоженном запасливом домике дважды в год в апреле и в сентябре появляются бельчата, которые через две недели после рождения могут самостоятельно добывать еду. Спустя 5 месяцев бельчата становятся совсем самостоятельными.

Мотивация завершения работы (слайд 6)

Беседа определение слабых мест для формирования объективного представления о своих возможностях.

Что нового узнали на уроке?

Чему научились?

Тут мы организовываем работу по ориентации детей в математике и учим детей оценивать свои и чужие работы (осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль).

Оценка и взаимооценка.

Для оценивания мы используем различные способы:

  1. На уроках труда учащиеся изготовили сигнальные карточки (светофорчики). Этими карточками ребята прогнозируют свою работу, оценивают себя на любом этапе урока, оценивают работу товарища.

hello_html_m7bf7276f.gif

         Доволен своей работой на уроке.

             Не совсем доволен

  Не доволен своей работой на уроке.hello_html_491d1194.gif

В конце урока, пользуясь теми же обозначениями, учащиеся выставляют себе оценку в «Экране самооценки».

  1.  Шкалы оценивания. Оценка по конкретному направлению: правильность выполненного задания, Аккуратность выполнения, Трудность, Самостоятельность  и т.д.

Например: П. Ак. Т. С.

 По окончании работы детям предлагается оценить самого себя: напротив каждого задания поставить плюс, минус или знак вопроса. Потом детям предлагается поменяться тетрадками и проверить друг друга. Большинство ребят с оцениванием соглашается.

Со временем дети  более ответственно относятся к заданиям учителя, они чаще перепроверяют свои работы.

В результате учащиеся научатся более адекватно оценивать себя и других. В нашем классе пока этого нет у всех детей. Некоторым ребятам не хочется обижать одноклассника и они ставят «5» при наличии ошибок.

Такие виды заданий стимулируют эмоциональное состояние учеников, совершенствуют их учебные возможности.

В своей работе мы  стремимся построить уроки математики так, чтобы максимально удовлетворялась познавательная потребность младшего школьника во внешних впечатлениях, в новизне и в активности, а также вызвать интерес к математике. Но, как и везде, главное - не переборщить.

Систематическая работа даёт возможность выработать у учеников умение использовать ранее полученные знания при изучении нового, расширять кругозор, выполнять с большим желанием задания, требующие активного мышления, целеустремлённого преодоления трудностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование функциональной (математической) грамотности на уроках математики в начальных классах средствами ОС Л.В. Занкова.

Возможности учебного предмета  "Математика" ОС Л.В.Занкова   для успешного формирования и развития функциональной (математической) грамотности....

Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах

Материал посвящён формированию способности самостоятельно усваивать новые знания, умения, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться....

Формирование приемов умственной деятельности на уроках математики в начальных классах

Мною подробно рассмотрены такие мыслительные операции, как анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение, аналогия. Приведен фрагмент урока в 3 классе по обучению логическим приемам на практике...

Формирование вычислительных навыков младших школьников на уроках математике в начальной школе

Формирование вычислительных навыков младших школьников на уроках математике в начальной школе...

Обобщение опыта по теме "Формирование базовых учебных действий на уроках математики в начальных классах как средство социализации обучающихся с ОВЗ."

В данном опыте раскрывается система работы учителя по формированию БУД при работе с детьми с ОВЗ, подробно рассматривается мониторинг результативности опыта за 3 года работы в рамках ФГОС....

Статья по теме: "Особенности формирования познавательных УУД у младших школьников на уроках математики в третьем классе".

При обучении детей чему-либо или развитию у них каких-либо качеств необходимо учитывать их возрастные особенности. Формирование познавательных универсальных учебных действий не исключение. Поэтому дан...