Игровая образовательная технология
статья на тему

Современные образовательные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovaya_obrazovatelnaya_tehnologiya.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности». (В.А.Сухомлинский).

Психологи определяют игру как ведущую деятельность в дошкольном

возрасте. В ней ребенок активизируется как личность, через игру познает

мир. В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности переходит

к учению. Этот переход не должен быть резким, поэтому игровые приемы можно с успехом применить на всем протяжении обучения в начальной школе.

Игра, по мнению психологов, является источником радости для человека,

тем более для детей, потому что она его духовная потребность, природный

интерес. Человек во время игры раскрепощается, ощущает состояние

физического и психологического комфорта, эмоционально настроен на

восприятие, непроизвольное внимание и запоминание, усвоение.

Поэтому включение игры в учебный процесс приносит

успех в педагогической деятельности. Обучение происходит в атмосфере

легкости, непосредственности, без насилия и принуждения, спокойно,

естественно, без тревоги и страха. В игре ученик не ощущает себя объектом

воздействия взрослого. Он субъект деятельности, нацелен на результат

деятельности.

Т. о. для начальной школы очень актуальны игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной работу учащихся по изучению программного материала в начальной школе.

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией, которая даётся изначально в готовом, ярком виде, не требующем дополнительной работы или осмысления. Расширяется предметно-информационная среда. Телевидение, компьютерные сети обрушивают на учащихся огромный объём сведений. Приоритетной задачей школы становится развитие самостоятельной оценки и отбора получаемой информации в соответствии с поставленной задачей. Одной из форм обучения, развивающей подобные умения, является игра, способствующая практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Игра — это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. не

Что же такое «игровые педагогические технологии»? Это понятие включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

  1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.
  2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.
  3. Учебный материал используется в качестве её средства.
  4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.
  5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

     Применение игровой технологии даёт возможность  сделать то или иное обобщение, осознать правила, которые только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного материала. 

       Таким образом, можно с уверенностью сказать, что  включение в учебный процесс игры или игровой ситуации приводит к тому, что учащиеся, увлеченные игрою, незаметно для себя приобретают определенные знания, умения и навыки.

Более подробно хочу рассказать об использовании игровой технологии на уроках обучения грамоте в 1 классе. Авторами учебника разработана система постепенно усложняющихся дидактических игр, в которых последовательно закрепляются все те знания, которые получают дети. Эти игры требуют особого внимания со стороны учителя, ведь в них, с одной стороны, должно быть правильно и точно передано учебное содержание, а с другой стороны, необходимо придать этому содержанию интересный, эмоциональный характер, чтобы учебная задача выступала как игровая. Педагогически эти игры ценны тем, что позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, давать им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогать в игре слабому ученику.

Для того чтобы игра при обучении грамоте стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта.

Игра «Найди друзей для звука».

Эту игру я проводила в конце урока после того, как был проведён звуковой анализ слов. Можно выбрать для игры любой звук из состава проанализированных на уроке слов. Например, я ставлю магнитный значок в первую клеточку схемы звукового состава слова «мама» и спрашиваю детей, какому звуку они должны найти друзей. ((М): молоко, мороженое)

В момент, когда я замечаю, что словарный запас детей постепенно истощается, игру можно закончить. Обязательно подводим итоги и называем победителей. Ими становятся те ребята, которые нашли наибольшее количество друзей для названного звука. Как вариант усложнения этой игры, можно предложить следующее задание: «А теперь будем искать друзей для мягкой пары звука (м)».

Игра «Найди друзей для звука» проводилась мною практически на каждом уроке обучения грамоте. Проведение этой игры очень важно для расширения словарного запаса детей, активизации их словаря.

Эта игра является серьёзным учебным заданием. В игровую деятельность её превращает, во-первых, заданная игровая ситуация (ребята находят друзей для звуков), во-вторых, стиль его проведения (эмоциональность, темп), а в-третьих, элемент соревновательности: кто назовёт больше правильных слов. Поэтому за каждое правильно названное слово ребёнок получает фишку, чтобы в конце можно было подсчитать их и определить победителя.

Игра «Как тебя зовут?»

Проводится для закрепления знаний детей о гласных и согласных звуках. Учитель вызывает к доске детей, имена которых начинаются с гласного звука. Имя каждого ребёнка громко называется, и класс определяет, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный.

        Игра «Волшебная палочка»

Проводится для дифференциации твёрдых и мягких согласных звуков. Для её проведения нужна палочка, один конец которой зелёного цвета, а другой-синего. Учитель говорит детям: «Ребята, у меня в руках волшебная палочка. Сейчас вы все станете волшебниками: мы будем превращать твёрдые согласные звуки в мягкие». Учитель, держа палочку синим концом к себе, а зелёным к детям, произносит твёрдые согласные звуки, дети (по очереди) называют их мягкие пары.

        Игра «Назови пару».

Эту игру я проводила для отработки следующей учебной операции — различения твёрдых и мягких согласных звуков. Учитель называет слово, которое начинается с любого твёрдого согласного звука. Ребёнок должен назвать другое слово с этим же самым согласным звуком или с любым твёрдым согласным звуком (условия игры оговариваются заранее)

Например: учитель — «рог», ученик — «рама».

               учитель — «рог», ученик — «машина».

                   учитель — «миг», ученик — «мешок».

                   учитель — «миг», ученик — «сирень».

Затем можно усложнить игру: учитель называет слово, начинающееся с твёрдого согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука.

Эта игра более сложная по сравнению с предыдущей, но, отрабатывая её на каждом уроке, ребята учатся различать твёрдые и мягкие согласные звуки.

Игра «Живые звуки».kinder garden2

Это, пожалуй, самая любимая игра моего класса в период обучения грамоте. Эта игра проводится после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Например, на уроке анализировалось слово «песок». На доске после проведения звукового анализа выложена модель этого слова: зелёный квадрат, красный квадрат, синий квадрат, красный квадрат, синий квадрат.

Детей на игру «Живые звуки» можно пригласить разными способами:

Вариант 1 — играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках слова — какой первый звук в слове? Третий? Второй? Пятый?

Вариант 2 — учитель приглашает детей к доске и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку.

Итак, у доски ученики выстроились в соответствии с порядком звуков в слове. Учитель вызывает кого-нибудь из детей «прочесть» это слово, ведя указкой по фишкам, которые дети держат в руках (картонные прямоугольники синего, зелёного и красного цвета). Затем начинает подзывать к себе «звуки»: «Подойдёт ко мне первый гласный звук в слове, второй гласный звук, второй твёрдый согласный звук, первый мягкий согласный звук, первый твёрдый согласный звук».

Дети должны быстро подойти и вновь выстроиться в слово. После «прочтения» слова с указкой, каждый ученик рассказывает о своём звуке и садится на место.

Здесь ребята выполняют достаточно сложные задания. Каждый ученик, исполняющий роль звука, должен всё знать и помнить о своём звуке. Например, ребёнок, играющий роль звука (п), помнит, что он — первый звук в слове, первый согласный, первый мягкий согласный звук. Конечно же, необходимо помнить учителю, что он даёт детям очень сложные учебные задания, а в игру их превращает форма проведения — эмоциональность, непринуждённость, лёгкость. Эта игра позволяет учителю ориентироваться на реальные знания каждого ребёнка, учитывать индивидуальные особенности детей, постоянно подводя класс к общему высокому уровню знаний. Вызывая слабоуспевающего ученика, я даю ему более лёгкое задание, в игре этого никто не заметит, а у слабого ребёнка будет расти уверенность в своих силах, знаниях. Игра позволяла мне  тактично и незаметно помочь отстающему. Именно поэтому дети, испытывающие затруднения в обучении, охотно играют и успешно усваивают весь программный материал. Сильным ученикам в этой игре доставались самые сложные задания. И я заметила, что чем интереснее, необычнее звук для характеристики, тем с большим удовольствием они работали.

Постепенно часть заданий в этой игре я стала передавать классу. Например, вызывать детей по звукам или сажать их на место можно предложить ученикам. Они это делают с огромным удовольствием, придумывая всё более сложные задания для «живых звуков». Например, «Пусть звук «и» сядет на место, но сначала назовёт три предмета, названия которых начинаются с этого же звука» и т.п.

Подобная игра на протяжении всего периода обучения грамоте позволила мне удерживать интерес к фонетическому анализу слова, вниманию к каждому звуку в слове, отработать выполнение этого вида работы каждым учеником (сильным и слабым).

Игра «Кто внимательный?»

в ходе урока дети получают задание положить перед собой две фишки, обозначающие твёрдый и мягкий согласный звуки. Фишки кладутся одна под другой. Затем нужно положить после синей фишки те буквы, обозначающие гласные звуки, которые пишутся после твёрдых согласных, а под ними, за зелёной фишкой – те буквы гласных звуков, которые пишутся после мягких согласных. Это задание дети должны выполнять почти на каждом уроке, постепенно увеличивая число букв: сначала за каждой фишкой стоит по одной букве – а, я, затем их число увеличивается, доходя до пяти в каждом ряду.

Игра «Цепочка слов»

В этой игре решается важная задача словообразования. Учитель выкладывает на доске любое трёх звуковое слово и предлагает детям: «В этом слове можно поменять только одну букву, можно одну букву прибавить или убавить, но всегда только одну букву, чтобы получилось новое слово. Так, на одном из уроков дети построили такую цепочку: май-мак-рак-раки-руки-реки-река-речка-ручка-кучка-кочка-ночка-норка-норма-корма-корм.

Игра «Найди свой домик» 

проводится для запоминания написания букв гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков.

Игра «Придумай слово по модели»

 проводится в конце курса обучения, когда дети хорошо овладели звуковым анализом слова, легко различают гласные и согласные звуки, знают, что согласные бывают твёрдые и мягкие, и хорошо слышат их в слове.

Я не буду дальше подробно описывать и другие игры, проводимые мною на уроках обучения грамоте. Перечислю лишь их названия:  «Придумай хозяина домику», «Снежный ком» и другие.

Анализируя работу в первом классе, я отметила, что игровая деятельность на уроках обучения грамоте позволила отработать много сложных фонетических понятий. В процессе игры дети с интересом включаются в работу, начинают думать, перебирать варианты. Видно было, что работа на уроках обучения грамоте доставляет им удовольствие. Общение в классе строится не только на уровне учитель — ученик, но и ученик — ученик. С игр ребята моего класса начали учиться сравнивать анализировать, делать логические выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование групповых и игровых образовательных технологий на примере обучающей игры "Словознайка"

Данная разработка показывает возможность использования игровых образовательных технологий для активизации  мыслительных  процессов у учащихся....

Конспект логопедического занятия с использованием игровой образовательной технологии

Задачи: Формировать умения и навыки в правильном написании букв: -в- и –д-.Развивать речезрительную, речеслуховую и  речедвигательную  память, внимание.Актуализировать знания об однокоренных...

Интеграция проектной и игровой образовательной технологии: интерактивные игры «Старшие – младшим» (учебно-методическая разработка)

Это технологическая карта, а л г о р и т м.реализации разновозрастного проекта.Тематика проекта может быть любая, в зависимости от интересов детей и учебной программы.Разница в возрасте старшего и мла...

Использование игровых образовательных технологий

Доклад на МО учителей начальных классов...

Игровые образовательные технологии, способствующие развитию мотивации обучающихся

      В современных условиях особенно актуальными целями образования становятся адаптация обучающихся к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего ус...

Игровые образовательные технологии и их значение в процессе обучения

Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. Одним из важнейших решений этой задачи является разработка и внедрение образовательных технологий. Технологический подход к обучени...